Автор публикации: Д. Бушуева, ученица 3А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69
ПЁТР I
И ЕГО РЕФОРМЫ
исследовательская работа
Подготовила:
ученица 3 класса « А »
Бушуева Дарья
Руководитель:
Потамошнева
Наталья Алексеевна
Воронеж. 2020
- 2 -
Содержание
Стр.
Содержание _______________________________________________________ 2
Введение _________________________________________________________ 3
Раздел 1 Петр I Алексеевич Романов ________________________________ 4
Раздел 2 Образование Петра I. Нововведения и реформы _______________ 5 – 7
Заключение ________________________________________________________ 11 - 13
Литература _________________________________________________________ 14
Приложения
- 3 -
Введение
История нашего города тесно связана с именем Петра: именно здесь он начал строительство первого русского военного флота, что укрепило военную мощь нашего государства. 2020 год объявлен в России годом ПАМЯТИ И СЛАВЫ. Петр I был последним чистокровно русским царем и остался в русской истории последним государем-полководцем. Это привело к выбору темы исследовательской работы. Я решила больше узнать о жизни Петра Великого. «Как басня, так и жизнь ценятся не за длину, но за содержание». Мы сосредоточили внимание на реформаторской деятельности Петра.
Актуальность.
Петр I вошел в историю как величайший правитель, реформатор и просветитель, сумевший возродить мощь и величие русского флота, перенявший и внедривший на Руси многие европейские науки, искусства, ремёсла. В период своего правления провел множество реформ, способствующих развитию России.
Первый и последний русский царь по имени Петр прожил 53 года. Он был последним чистокровно русским царем и остался в русской истории последним государем-полководцем. Уже само имя Петр, как известно означающее – «камень», возможно определило главную черту характера – непоколебимую твердость в достижении поставленной цели.
Цель исследовательской работы: собрать и обобщить сведения о реформаторской, в том числе полководческой, деятельности Петра.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить основные этапы царствования Петра.
2. Изучить полководческую деятельность Петра.
3. Сделать выводы о вкладе Петра I в развитие России.
- 4 –
Раздел 1. Петр I Алексеевич Романов
«Мощью собственного гения, почти без сторонней помощи,
он (Петр) достиг успехов, превосходящих всякие ожидания,
и вскоре, конечно, возведет свое государство на степень могущества,
грозного для соседей.»
Из донесения английского резидента в Москве
Чарльза Битворта статс-секретарю Гарлею
от 35 (14) марта 1705 г.
9 июня 1672 года (348 лет назад). в царской семье родился Петр 1. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. По старшинству перед ним стояли еще 2 претендента на трон. Первым наследником был старший брат от первого брака Федор, мальчик оказался физически нездоров, и вокруг него было постоянно множество докторов . Второй наследник Иван, оказался слаб умом, самостоятельно править он бы никогда не смог, эти обстоятельства и определили судьбу будущего монарха. Учение его началось очень рано, когда Петру не исполнилось даже 5 лет. Он очень увлекался книгами особенно историей, географией и военным делом.
Когда умер отец Петра I, царь Алексей Михайлович, Петру было только четыре года. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделались одновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья, умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село Преображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.
Последний русский царь и первый российский император. Полководец, основатель русской регулярной армии и флота.
В ряду великих полководцев мира Петр I занимает одно из первых мест. Он много сделал для своей страны, как политический деятель и руководитель ее вооруженных сил.
Наша задача — рассмотреть деятельность Петра как реформатора.
- 5 -
Раздел 2. Образование Петра I. Нововведения и реформы.
Младший сын царя Алексея Михайловича получил домашнее образование. Особую роль в становлении его личности сыграли борьба за власть со своей старшей сестрой Софьей (от первого брака царя Алексея Михайловича) и «военные потехи».
С самого раннего детства Петр I проявлял исключительный интерес к военному делу. К московским царевичам обыкновенно собирали сверстников — «робяток» — для игр и забав; такие «робятки» окружали и Петра, но его «потехи» со сверстниками носили исключительно военный характер. Еще в 1682 г. в Кремлевском дворце была устроена особая военная площадка — «воинский лагерь». 30 мая 1683 г. (Петру исполнилось тогда 11 лет) были устроены «многие огнестрельные потешные стрельбы» на Воробьевых горах.
Петр I интересная историческая личность. В его биографии много интересных фактов:
1. Петр был очень высоким человеком (2 метра 13 см роста ), но, не смотря, на это у него был маленький размер ноги ( 38 ) и 48 размер одежды. Он обладал огромной физической силой: мог разогнуть руками подкову.
2. Именно Петр 1 придумал полностью и намертво крепить лезвия к обуви, что бы получились коньки для катания на льду. До этого они просто привязывались ремнями, что было не очень удобно. При этом он усовершенствовал их, прибив гвоздями к подошвам сапог.
В то время коньки крепили к обуви ремешками. Занимался этим царь Московии в Голландии, где изучал корабельное дело.
Много веков существуют коньки. Особенно популярны стали в странах, где было много льда и снега.
Название произошло от русского слова «конь».
Наши предки делали коньки из рёбер, костей крупных животных. Потом их стали делать из дерева, а снизу обивали железом. Позже появились коньки с колёсиками. От них произошли популярные ролики. С ними не надо ждать зимы. Катайся, хоть круглый год.
Кататься на роликах и коньках полезно – станешь ловким и смелым. При этом важно быть осторожным. Развивая большую скорость, трудно бывает затормозить.
– 6 –
3. Петр 1 всячески стремился к развитию и процветанию своей страны. Он лично принимал участие в строительных работах, следил за неукоснительным соблюдением распоряжений и качеством выполняемых работ, не терпел запойного пьянства среди рабочих мужиков. Очень не любил пьянство и всячески пытался искоренить его. Издавал указы, призванные контролировать пьянство среди населения. Полагалось "пить умеренно и честно, ради увеселения и отрады, а не на погибель души своей". Трактирщики обязаны были следить, "дабы никто сверх сил своих не пил, и до самой смерти не упился".
В 1714 году Пётр Великий утвердил очередную меру по борьбе с чрезмерным употреблением алкоголя: чугунная медаль на цепи "За пьянство". Уникальный, в своём роде, отличительный знак. Вес медали с цепью и кольцом составлял около 7 - 8 кг. Надёжное крепление на шее не позволяло самовольно от неё избавиться. Человек, попавшийся неоднократно полиции в "безобразном усердном пьянстве", должен был носить эту медаль около недели. За повторную поимку пьянице полагался более долгий срок ношения медали.
4. Петр I был очень разнообразным человеком: он прекрасно разбирался во многих вещах, например, он преуспел в кораблестроении и навигации. Пётр Великий, выдающийся русский царь-реформатор, уделял много внимания борьбе за свободный выход России к морю на юге. В конце XVII столетия окрепшее Российское государство вело войну с Турцией и Крымским ханством за исконно-русские причерноморские территории. Русская армия не только обороняла страну от постоянных набегов крымских татар, но и много раз организовывала походы в южную степь, доходя до Крыма, до турецкой крепости Азов.
Трижды он был в Воронеже, именно наш город выбрал для создания российского военного флота. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
— в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.
Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года (ровно 324 года назад) с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. По приказу Петра к
– 7 –
Воронежу для строительства судов было собрано около двадцати семи тысяч крестьян и служилых людей из окрёстных сёл и городов. Основную часть «работного люда» на судоверфи составляли казаки, стрельцы, драгуны и солдаты. Среди них было много умелых плотников-кораблестроителей, имевших большой опыт в постройке речных судов.
Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.
Пётр Великий научился изготовлению часов, освоил ремесло плотника, каменщика, садовника, а так же посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.
5. Первым человеком, который начал заботиться о здоровье зубов в масштабах государства, стал Петр I. После путешествия по Европе он привез много прогрессивных идей, в том числе и о стоматологии, как направления медицины. Сам он также обучился этому искусству и до конца жизни время от времени лечил своих придворных.
До Петра I зубоврачевание было развито слабо. Существовали так называемые зубоволоки. Они могли выдергивать зубы, а также ставить пломбы на червоточины. Но, как правило, народ прибегал к услугам знахарей.
Петр I внес большой вклад в развитие медицины, и в частности зубоврачебного дела. В 1702 году Петр I пригласил в Россию голландского врача Н.Л. Бидлоо. Он стал первым руководителем госпитальной школы, открытой в Москве. Этот медик дал подробные рекомендации по лечению зубов.
Первоначально лечение зубов заключалось в подпиливании зубов с помощью напильника, снятии зубных отложений. В случае острой боли зуб прижигался.
Зубы удаляли в том случае, если они были гнилыми, шатались или являлись лишними.
В 1718 году Петром I была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов, где лично для него были изготовлены медицинские инструменты, среди которых были и зубоврачебные.
– 8 –
В 1881 году была основана первая зубоврачебная школа, а спустя некоторое время появилось и высшее медицинское образование по этому направлению.
6.Многие солдаты не могли различать право и лево, как бы им не «вдалбливали» . Тогда он велел каждому солдату привязать к левой ноге немного сена, а к правой немного соломы. После этого вместо влево – вправо было принято говорить сено – солома. Время то было смутное, население в большинстве крестьянское. Неграмотное. А царь Петр, насмотревшись в Европах ихнего церемониалу, решит подобное ввести и у себя. Согнал в войска крестьян. Ставит их в ряды и колонны, а они ни в зуб ногой, не врубаются. Топчутся толпой - никакого форсу. Что такое лево, что такое право - им по барабану. Не знают и знать не хотят. Но и Петр не лыком шит. Распорядился привязать к левой ноге сено, а к правой - солому. И все направилось. Кричит старшой "сено" - шагают левой. Кричит "солома" - шагают правой. Так и обучились.
7. Именно Петр 1 ввел указ о праздновании Нового года с 31 декабря на 1 января.
С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, но по старому юлианскому календарю.
7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от
- 9 -
древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.
— Указ Петра I № 1736 «О праздновании Нового года»[5][6]
Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем в европейских странах, наступление 1701—1800 годов — на 11 дней позже, 1801—1900 — годов на 12 дней, а 1901—1918 годов — на 13 дней позже.1 (14) февраля 1918 года в Советской России был введён григорианский календарь, и празднование наступления 1919 года состоялось уже по новому стилю.
Нельзя забывать, что Петр был главою крепостнического государства, основанного на жесточайшей эксплуатации крестьян помещиками; непрерывная напряженная война усиливала крепостнический гнет постоянными требованиями со стороны государства.
Петр требовал больших денег и крайне напряженного человеческого труда, возвел Россию в ранг европейских держав «ценою полного разорения страны», но он заставил работать всех — и дворян, и купцов, и крестьян, как работал сам, «не щадя живота», исключительно для блага своей великой родины.
Петр I – инициатор, редактор, автор и критик «Ведомостей»
Петр I, будучи умелым политиком и талантливым стратегом, стал издавать собственную
-10 -
газету.
16 декабря 1702 года император Петр 1 подписал указ о создании первой русской печатной газеты « Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах ».
Не случайно « Ведомости » принято называть именно петровскими. Это говорит не только о том, что газета появилась во время царствования Петра, но и о том, что император лично участвовал в создании газеты. Он нередко выступал редактором « Ведомостей »: он лично отбирал материалы для публикации, отмечал интересные западные статьи для перевода, а порой и сам правил тексты.
13 января 1703 года в Москве из-под печатного станка вышел один из первых номеров российской газеты « Ведомости ». Среди многих нововведений Петра 1 это осталось одним из самых долговечных. Газетное дело с того времени в России не умирало.
Реформы Петра 1
Военную реформу Петр 1 проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Дальнейшие же реформы Петра 1 ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразование в промышленности, культуре, торговле. В образовании так же им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия.
-11-
Заключение
Петра I отличают:
1) всесторонность в результате большого развития творческой стороны ума; 2) тщательное, до последних деталей, изучение, теоретическое и практическое, всех без исключения отраслей военного дела; 3) уменье быстро разбираться в трудных и сложных вопросах, не теряться при самых критических положениях; 4) самое главное, сочетание решительности и осторожности при стратегических расчетах и при ведении боя.
Совокупность этих качеств не всегда встречается даже у великих полководцев мира.
Своими воинскими уставами и инструкциями Петр стремился воспитывать бойцов, а не дрессировать их: в основу «регулярного строя» положена строжайшая дисциплина, но основанная исключительно на законе, а не на личном усмотрении начальника; дисциплина поддерживалась не одной только «дубинкой», угрозой жестоких наказаний, но и развитием в бойцах чувства воинской чести, товарищества, взаимной поддержки.
Петр хорошо знал психологию своих бойцов и умел подымать настроение масс; часто показывал примеры личной доблести; все бойцы были уверены, что в необходимую минуту он лично станет впереди войска и поведет его на врага, как было, например, при Полтаве, когда, «не щадя живота», он лично восстановил нарушенный шведами боевой порядок.
Личная доблесть Петра воспитывала, укрепляла, доводила до высокой степени совершенства и доблесть бойцов русской армии.
Петр I сформировался как крупный полководец и флотоводец XVIII столетия в ходе Северной войны. Он продемонстрировал военное дарование и выдающиеся организаторские способности, создав многочисленную, хорошо вооруженную сухопутную армию с сильной артиллерией и драгунской кавалерией и военно-морской флот.
Русская армия и флот при Петре I получили однотипную организацию: в армии были образованы полки, бригады и дивизии, на флоте — эскадры, дивизии и отряды. Была введена обязательная военная служба для дворян. Для управления действующей армией появилась должность главнокомандующего (генерал-фельдмаршала), на флоте — генерал-адмирала. Был учрежден военный совет — «консилия», создана единая система воинских
-12-
званий, начала формироваться наградная система. Стала развиваться система военного и флотского образования.
Петр Великий является основоположником русской военной школы, из которой вышли такие выдающиеся полководцы, как П.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов-Рымникский, М.И. Голенищев-Кутузов-Смоленский, флотоводец Ф.Ф. Ушаков. Стратегические воззрения Петра I намного опережали его время, им был присущ активный наступательный характер, рассчитанный на полный разгром или уничтожение неприятельской армии. Разнообразными были и тактические действия русского царя-полководца.
После себя Петр I оставил и рукописные творения. Он являлся автором и редактором ряда уставов, военно-теоретических и исторических трудов. Среди них — «Книга Устав воинский», «Книга Устав морской», «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи...», «Книга Марсова или воинских дел...»
Умер Пётр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских людей. В 1725 году он лично спасал солдат, тонувших во время наводнения в финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.
ВЫВОД: Петр внес значительный вклад в реформирование армии и флота, развитие военного искусства, ввел новейшие формы организации войск, стратегию и тактику их применения: - впервые в мире создал конный корпус – корволант;
- содействовал созданию военных школ (за короткое время были созданы мореходные, артиллерийские, инженерные и другие учебные заведения, обеспечивающие армию и флот квалифицированными офицерскими кадрами. !!! Это было ново не только для России, но и большинства европейских государств.) ;
- положил начало и российскому оборонно-промышленному комплексу;
- ввел и начал осуществлять на практике настоящую систему боевой подготовки войск, определяемую уставами и наставлениями;
- ввел систему воинских ритуалов и церемоний;
- учредил полковые знамена, ордена, медали и порядок награждения за ратную доблесть;
- ввел воинские звания и военную присягу.
-13-
Пётр был предан России, верил в её гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду.
Ум и воля, державная рука Петра коснулись всех областей жизни и деятельности русского государства, навеки закрепив за ним звание одного из главных реформаторов России, звания Великий.
Дальнейшее наше исследование будет посвящено флотоводческой деятельности русского государя, его заслугам в создании русского военно-морского флота, его первым знаменитым победам на морях.
-14-
Литература. Используемые ресурсы
1.http://www.voskres.ru/army/publicist/kulishkin1.htm Петр Первый. Исторический портрет полководца.
2. http://to- name.ru/biography/petr – 1, htm Пётр Первый - биография
3. http://peterthegreat.us/ Пётр Первый - сайт, посвящённый первому российскому императору
4. http://ru/wikipedia.org/wiki/% Пётр Первый – Википедия
6. Борис Башилов. Робеспьер на Троне. Петр Первый и результаты свершенной им революции (глава 8.МИФ О "ВОЕННОМ ГЕНИИ" ПЕТРА I)