Методическая разработка урока истории «Петр I и его славные дела»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 С УГЛУБЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИ «ПЕТР I И ЕГО СЛАВНЫЕ ДЕЛА»
Разработала: учитель истории и
обществознания Кащеева Е.А.
Иваново
Форма проведения: Игра «Морской бой»
Цель: создание благоприятных условий для знакомства с историческими фактами, характеризующими Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со интересными фактами и событиями времени правления Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений.
Развивающие:
- формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности;
- развивать ловкость, сообразительность;
Воспитательные:
- воспитывать у студентов чувства гордости за наш народ, героев войны, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся; - воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Актуальность:
Петр I, прозванный Великим и ставший первым Императором Всероссийским.
Значение реформ Петра 1 в истории России сводятся к тому, что страна стала более европеизированной.
Его реформы способствовали развитию промышленности, торговли, технического обучения, науки искусства.
Метапредметные: Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в представленном материале; овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.
Личностные – Развивать у детей патриотические чувства: чувство гордости за свой народ, свою страну.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, наглядные, словесные, практические, частично-поисковые.
Формы обучения: групповая.
Принципы: учет возрастных особенностей, доступность и научность, принцип связи с практикой.
Приемы: словесные, наглядные, практические.
Ожидаемые результаты:
- понимание важности реформ Петра I в истории России ;
- повышение интереса к культурному наследию нашей страны;
- развитие самостоятельной познавательной активности учащихся.
Участники: ученики 8 классов.
Оборудование: поле для игры «Морской бой» :
1 вариант. Можно нарисовать на доске или заранее на ватмане.
2 вариант: интерактивное поле. Компьютер, проектор «Петр I – русский царь» с конвертом, искусственная ёлочка и ёлочные игрушки, череп (можно взять в кабинете биологии), кломпы (деревянные башмачки), кораблик, календарь, столярные инструменты, таймер.
"Морской бой «Петра I и его славные дела"
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
Форма игры на повторение у учащихся - игра «Морской бой».
Принцип игры - правила максимально похожи на классические, с одним условием: корабли прячет учитель, а «стреляют» учащиеся команд - «командиры кораблей» или «стрелки».
Класс делится на три команды.
Команды формируются «по интересам» (но можно разбавить по принципу «сильные-средние-слабые»);
Команды можно называть кораблями с красивыми названиями ;
Формируется навык общения, умение слушать и совещаться;
По окончанию игры выставляются отметки – за первое место - «отлично», второе место- «хорошо», третье место- «удовлетворительно».
Особо отличившихся ожидает бонус (отметка, отличная от всей команды), о чем команды предупреждаются сразу и специально берется согласие на данное правило у всех участников игры (чтоб потом не было обиженных, которые тянули всю команду, которая сыграла, ну, скажем, на удовлетворительный результат).
До урока на доске (или заранее заготовленная на ватмане, картоне и т.д.) рисуется поле 10*10 клеток. Сверху буквы А,Б, В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К. слева и справа - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Заранее подготовлена расстановка кораблей на игровом поле, о которой дети, понятное дело, не знают.
Тот же вариант допустим в виде презентации (если не сложно работать с гиперссылками и иллюстративным материалом). Одновременно дети пишут список участников команды, чтоб учителю было проще делать отметки в журнале.
КОРАБЛИ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ СОЕДИНЯЮТСЯ НИКАКИМ ОБРАЗОМ, И ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЯМЫМИ!
Отдельно обговариваются правила игры с учащимися:
Каждая команда по очереди делает выстрел (выбирают нужный сектор). Попадание в корабль + правильный ответ = 1 балл + дополнительный ход (НЕ БОЛЕЕ 3 ПОДРЯД, в случае четырехпалубного - 4 хода подряд при всех верных ответах).
В случае каждого следующего попадания и верного ответа на поставленный вопрос команде задается один вопрос более сложного уровня (сложность возрастает при попадании в многопалубный корабль с каждой «подбитой» клеткой). В случае промаха задается один простой вопрос и ставится 0,5 балла за правильный ответ.
При попадании - если дан неправильный ответ, право ответа переходит к следующей команде. В случае промаха переход хода не действует.
Штрафной 1 балл снимается в случае нарушения дисциплины, неуважительного отношения командой или любым ее участником в адрес других команд или ее участников, а также в случае оскорблений, обзывательств и перебиваний ответчика внутри самой команды.
Правило «технического поражения» (если команда сдается или не набирается) не действует. В первом случае, вопросы задаются с учетом ситуации, во втором - команда собирается принудительно.
Личный зачет - если в процессе игры кого-то хочется особо выделить - работал очень хорошо, показал отличные знания и т.д. (или наоборот ничего не делал, не участвовал), применяются санкции (личное поощрение баллом или неудовлетворительная оценка соответственно). Это особенно актуально, когда команда, к примеру, проиграла, но один человек (или несколько) работали очень хорошо, думаю, будет неправильно их равнять под общий балл.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.
Вопросы можно зачитывать, можно подготовить в виде презентации ( с правильным ответом на следующем слайде после вопроса). На обдумывание – 1 минута.
Вначале розыгрыш – какая команда первой стреляет. Показываем предметы, а ученики должны отгадать- каким образом они относятся к деятельности Петра I. Например, череп (Кунсткамера), деревянные башмачки (Петр учился в Голландии корабельному делу), елка и елочные украшения (празднование Нового года с 1 января), кораблик и др.
Таким образом, определяется порядок начла игры.
Вопрос 1:
Назовите годы жизни Петра 1. (9 июня 1672 – 8 февраля 1725 гг.)
Вопрос 2:
Петр1 обладал ростом…… (2м 04 см)
При этом носил обувь всего лишь….(38 размер)
Вопрос 3:
Какими играми в детстве увлекался Петр1? (военными играми)
Вопрос 4:
Какая находка в юности оказала громадное влияние на дальнейшую судьбу Петра 1? (Ботик)
Вопрос 5:
В каком возрасте Петр вступил на русский престол? В каком возрасте стал править самостоятельно? (10 лет
17 лет (1689г)
Вопрос 6:
В какой стране Пётр 1 учился морскому и корабельному делу? (в Голландии)
Вопрос 7:
Он был последним русским царем, но первым (императором)
Вопрос 8:
Петр Алексеевич был инициатором открытия первого учебного заведения для девочек. Какое название присвоено этому заведению?
(Институт благородных девиц)
Вопрос 9: Основателем какого города стал Петр Первый?
(Санкт Петербург)
Вопрос 10: За что Петр получил титул Великий?
(за многочисленные преобразования в России и придания государству статуса ведущей европейской державы)
Вопрос 11: Куда выводит «окно», прорубленное Петром?
(в Европу)
Вопрос 12: Петр Первый, вернувшись из заграницы организовал музей редкостей, получивший название:
(Кунсткамера)
Вопрос 12: История развития какого города, кроме Санкт-Петербурга, тесно связан с именем Петра?
(Липецк)
Вопрос 13: Какой псевдоним взял государь для путешествия заграницей?
(Михайлов)
Вопрос 14: Сколькими ремеслами овладел Петр Алексеевич?
(четырнадцатью)
Вопрос 15: Жителям Питера с сентября 1715 года Петр I запретил вбивать в каблуки скобы и гвозди. На первый взгляд весьма странно, не так ли? Но за этим, казалось бы, глупым указом скрывается весомая причина. Какая причина?
(А всё дело в том, что царь заботился о состоянии новых мостовых, которые были изготовлены из дерева. Привычка горожан могла пагубно повлиять на их внешний вид и прочность.)
Вопрос 16: Какое ремесло не смог освоить Петр 1?
(Не смог научиться плести лапти. Он сказал:- «Нет ремесла мудрее лапотного»)
Вопрос 17: Плотники российские были так искусны, что построили знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при строительстве Петербурга кроме топора?
(Пилы, с ними работа шла значительно быстрее)
Вопрос 18: Царь приказал перешить пуговицы с мундиров на рукава для чего?
(для того, чтобы солдаты перестали вытирать рот рукавом, ведь они были пошиты из дорогого сукна)
Вопрос 19: Как Петр1 велел наказывать фальшивомонетчиков?
(Работа на государственных монетных дворах)
Вопрос 20: За что Пётр 1 приказал вешать медаль в 7 килограммов?
(Медаль за пьянство введена в 1714 году Петром 1, который боролся с пьянством.)
Вопрос 21: Кого во времена Петра 1 называли пенсионерами?
(Студентов, отправленных учиться в Европу, т. к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию)
Вопрос 22: Странным, но тоже объясняемым было веление Петра I касательно отношений между подчиненными и начальством. Согласно нему, подчиненные были обязаны иметь лихой или придурковатый вид перед старшим по званию.
Аргументируй?
(Высокопоставленные личности не должны чувствовать интеллектуальное превосходство низов общества)
Вопрос 23: Какой государственный орган был заменен коллегиями?
(приказы)
Вопрос 24: Назовите один из результатов административных реформ Петра1.
(В России сформировалась абсолютная монархия)
Вопрос 25: Как называется орган государственной власти созданный Петр I и заменивший Боярскую думу?
(Сенат)
Вопрос 26: С кем воевал Петр 1 в поэме «Полтава»? (со шведами)
Вопрос 27: В чью честь поднимал на пиру свой кубок Петр1? ( за учителей)
Вопрос 28: Как называются отборные части русской армии, начало которым положили потешные полки? (гвардия)
Вопрос 29: В каком году начался отбор в потешные войска? (в 1683 году)
Вопрос 30: Какой полк был первым? (Преображенский)
Вопрос 31: Как звали первого русского солдата? (Сергей Бухвостов)
Вопрос 32: Почему Преображенский и Семеновский полки назывались именно так? (в честь сел, в которых они стояли)
Вопрос 33: Как стали называть царевича Петра после появления в арсенале потешных войск пушек? (Господин Бомбардир)
Вопрос 34:Как называлась крепость, возведенная в селе Преображенском по всем правилам военной науки того времени? (Пресбург)
Вопрос 35: На каком озере была построена «Потешная» флотилия? (озеро Плещеево)
Вопрос 36: Какого цвета была форма Семеновского полка? (синей)
Вопрос 37: Какого цвета была форма Преображенского полка? (зеленой)
Вопрос 38: Как звали друга Петра I, незнатного рода, служившего в потешных войсках, будущего светлейшего князя? (Александр Меньшиков)
Вопрос 39: Назовите военные приемы, которые изучались и применялись в потешных войсках? (штурм, осада, подкоп, переправа, траншеи, взрывная техника, высадка десанта)
Вопрос 40: Зачем Петр I приказал солдатам примотать на левую ногу сено, а на правую – солому? (чтобы научить различать лево-право)
Вопрос 41: Для потешного полка был построен небольшой фортификационный город. Как он назывался? (Пресбург)
Вопрос 42: Какой корабль Петр I называл «дедушкой русского флота»?
( бот «Святой Николай»)
Вопрос 43: Какой из кораблей на протяжении долгих лет Северной войны был флагманским и самым любимым кораблем царя?
( Ингерманланд)
Вопрос 44: В каком городе Петр I получил свидетельство корабельного мастера:
( в Лондоне)
Вопрос 45: Царь приказал закупить материю для флагов трех цветов неслучайно, так как каждый цвет символизирует что-то свое «суд честный», «совестная чистота» и «вера». Как вы понимаете эти выражения? Что символизирует каждый цвет русского флага, который водружали на русских кораблях?
Ответ: «суд честный» - красный цвет, символизирует силу народа, его кровь, пролитую за Отечество; «совестная чистота» - белый цвет, символизирует мир, чистоту и непорочность; «вера» - синий цвет, символ веры и верности.
Вопрос 46:
В 1719 году крестьянин Ефим Никонов в Челобитной Петру I доносил об изобретении им «потаенного» судна. В 1722 году первое в мире «потаенное» судно было спущено на воду и в присутствии Петра I проходило испытания. Что это было за судно?
( первая подводная лодка)
Вопрос 47: После поражения под Нарвой в 1700 году государь решил полностью отойти от традиций ведения войны в русском войске. Флаг царя московского больше не использовался – его заменил русский штандарт. Петр I отказался от «Флага царя Московского» и принял в качестве своего штандарта принципиально новый флаг. В качестве флага военного флота утверждался Андреевский флаг, а бело-сине-красный флаг оказался связан с российским торговым флотом. Какого цвета был официальный флаг Петра I? Что было изображено на нем?
( желтое полотнище с черным двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты четырех морей)
Вопрос 48: Блестящие победы русского оружия объяснялись не только мужеством, отвагой и умом русских моряков и капитанов, но и отличной подготовкой тех, кто служил во флоте. Петр I понимал государственную важность наличия учебного заведения, которое должно готовить флотоводцев, инженеров, артиллеристов, топографов. Именно поэтому в 1701 году, после конфузии под Нарвой, указом Петра I была создана специальная школа: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству…» Сначала Школа находилась в Москве, в Сухаревой башне. В 1715 г. высшие классы были переведены в Санкт-Петербург. Скажите, как называлась эта школа и какое название она носит сейчас?
( школа математических и навигацких наук, сейчас это Морская академия).
Вопрос 49: Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петром I медициной?
Подсказка 1: Царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.
Подсказка 2: Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр сам начал в нем участвовать.
Подсказка 3: По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр I платил по одному шиллингу за удаление …
(коллекция зубов, удаленных лично Петром I
Вопрос 50: Назовите, когда была Северная война? ( 1700-1721 гг)
Вопрос 51: Назовите дату основания города Санкт-Петербурга, будущей столицы Российской империи (1703 год)
Вопрос 52: Как называлась система формирования регулярной армии, введённая Петром I в 1705 г.? ( рекрутская повинность)
Вопрос 53: Какое сражение Пётр I назвал «матерью Полтавской баталии»? (битва при Лесной)
Вопрос 54: Полтавская битва. Дата ( 8 июля 1709 года)
Вопрос 55: В каком городе был подписан мирный договор по итогам Северной войны? (Ништадт)
После «потопления» всех кораблей, командам выдаются конверты, где лежат слова,
Петр Первый / уникальная / личность / во всей / русской истории.
из которых капитаны складывает фразу. И ученики вслух ее зачитывают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Петр I вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси, а оставил его в 1725-м — как первый российский император. Сначала он руководил страной со сводным братом Иваном V – под регентством сестры Софьи Алексеевны, а потом за 29 лет единодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.
Задания указаны примерные. Можно убрать одни, добавить другие.
Подводятся итоги игры. Выставляются оценки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андерсон, М. С. Пётр Великий / М. С. Андерсон ; науч. ред. О. В. Будницкий ; ред. Н. Н. Сажнев ; пер. с англ. В. П. Белоножко ; худ. С. Царёв. — Ростов н/Д : Феникс ; М. : Зевс, 1997. — 349 с. : ил. — (След в истории).
Анисимов, Евгений Викторович. Императорская Россия / Е. В. Анисимов. — СПб. : Питер, 2015. — 640 с. : ил.
Бокова, Вера Михайловна. Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола / В. М. Бокова ; худож. И. Тибилова. — М. : ЛомоносовЪ, 2014. — 303 с. : ил. — (История воспитания).
Павленко, Николай Иванович. Пётр I / Н. И. Павленко. — 8-е изд. — М. : Молодая гвардия, 2010. — 428 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей)
Пётр Великий . Кн. 1. Предсказание о рождении и славе Петра Великого. — М. : Русский Раритет, 2000. — 239 с. : ил. — (Мудрость веков).
Сахаров, Андрей Николаевич. Пётр I. Творец Российской империи / А. Н. Сахаров. — М. : АСТ-Пресс книга, 2013. — 33 с. : цв.ил. — (Путеводитель по истории России) (Большой исторический словарь).