Методическая разработка урока истории «Петр I и его славные дела»

3
0
Материал опубликован 6 April 2023


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 С УГЛУБЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ИСТОРИИ «ПЕТР I И ЕГО СЛАВНЫЕ ДЕЛА»







Разработала: учитель истории и

обществознания Кащеева Е.А.
































Иваново


Форма проведения: Игра «Морской бой»



Цель: создание благоприятных условий для знакомства с историческими фактами, характеризующими Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества.



Задачи: 

Обучающие: 

-                познакомить со интересными фактами и событиями времени правления Петра I – царя, преобразившего Россию, внесшего вклад как в историю страны в целом, так и в развитие отдельных её городов и поселений.

Развивающие: 

-                формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности;

-                развивать ловкость, сообразительность; 

Воспитательные: 

-                воспитывать у студентов чувства гордости за наш народ, героев войны, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся;  - воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.



Актуальность: 

Петр I, прозванный Великим и ставший первым Императором Всероссийским. 

Значение реформ Петра 1 в истории России сводятся к тому, что страна стала более европеизированной.

Его реформы способствовали развитию промышленности, торговли, технического обучения, науки искусства.



Метапредметные: Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия.  

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в представленном материале; овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, интегрироваться в группу  сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. 

Личностные – Развивать у детей патриотические чувства: чувство гордости за свой народ, свою страну.



Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, наглядные, словесные, практические, частично-поисковые.



Формы обучения:  групповая.



Принципы: учет возрастных особенностей, доступность и научность, принцип связи с практикой.



Приемы: словесные, наглядные, практические.



 Ожидаемые результаты:

- понимание важности реформ Петра I в истории России ;

- повышение интереса к культурному наследию нашей страны;

- развитие самостоятельной познавательной активности учащихся.





Участники:  ученики 8 классов. 



Оборудование: поле для игры «Морской бой» :

1 вариант. Можно нарисовать на доске или заранее на ватмане.

2 вариант: интерактивное поле. Компьютер, проектор «Петр I – русский царь» с конвертом, искусственная ёлочка и ёлочные игрушки, череп (можно взять в кабинете биологии), кломпы (деревянные башмачки), кораблик, календарь, столярные инструменты, таймер.



































"Морской бой «Петра I и его славные дела"

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)



Форма игры на повторение у учащихся - игра «Морской бой».

Принцип игры - правила максимально похожи на классические, с одним условием: корабли прячет учитель, а «стреляют» учащиеся команд - «командиры кораблей» или «стрелки».

Класс делится на три команды.

Команды формируются «по интересам» (но можно разбавить по принципу «сильные-средние-слабые»);

Команды можно называть кораблями с красивыми названиями ;

Формируется навык общения, умение слушать и совещаться;

По окончанию игры выставляются отметки – за первое место - «отлично», второе место- «хорошо», третье место- «удовлетворительно».

Особо отличившихся ожидает бонус (отметка, отличная от всей команды), о чем команды предупреждаются сразу и специально берется согласие на данное правило у всех участников игры (чтоб потом не было обиженных, которые тянули всю команду, которая сыграла, ну, скажем, на удовлетворительный результат).

До урока на доске (или заранее заготовленная на ватмане, картоне и т.д.) рисуется поле 10*10 клеток. Сверху буквы А,Б, В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К. слева и справа - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Заранее подготовлена расстановка кораблей на игровом поле, о которой дети, понятное дело, не знают.

Тот же вариант допустим в виде презентации (если не сложно работать с гиперссылками и иллюстративным материалом). Одновременно дети пишут список участников команды, чтоб учителю было проще делать отметки в журнале.



t1680763445aa.jpg



КОРАБЛИ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ СОЕДИНЯЮТСЯ НИКАКИМ ОБРАЗОМ, И ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЯМЫМИ!

Отдельно обговариваются правила игры с учащимися:

Каждая команда по очереди делает выстрел (выбирают нужный сектор). Попадание в корабль + правильный ответ = 1 балл + дополнительный ход (НЕ БОЛЕЕ 3 ПОДРЯД, в случае четырехпалубного - 4 хода подряд при всех верных ответах).

В случае каждого следующего попадания и верного ответа на поставленный вопрос команде задается один вопрос более сложного уровня (сложность возрастает при попадании в многопалубный корабль с каждой «подбитой» клеткой). В случае промаха задается один простой вопрос и ставится 0,5 балла за правильный ответ.

При попадании - если дан неправильный ответ, право ответа переходит к следующей команде. В случае промаха переход хода не действует.

Штрафной 1 балл снимается в случае нарушения дисциплины, неуважительного отношения командой или любым ее участником в адрес других команд или ее участников, а также в случае оскорблений, обзывательств и перебиваний ответчика внутри самой команды.

Правило «технического поражения» (если команда сдается или не набирается) не действует. В первом случае, вопросы задаются с учетом ситуации, во втором - команда собирается принудительно.

Личный зачет - если в процессе игры кого-то хочется особо выделить - работал очень хорошо, показал отличные знания и т.д. (или наоборот ничего не делал, не участвовал), применяются санкции (личное поощрение баллом или неудовлетворительная оценка соответственно). Это особенно актуально, когда команда, к примеру, проиграла, но один человек (или несколько) работали очень хорошо, думаю, будет неправильно их равнять под общий балл.









ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.

Вопросы можно зачитывать, можно подготовить в виде презентации ( с правильным ответом на следующем слайде после вопроса). На обдумывание – 1 минута.



Вначале розыгрыш – какая команда первой стреляет. Показываем предметы, а ученики должны отгадать- каким образом они относятся к деятельности Петра I. Например, череп (Кунсткамера), деревянные башмачки (Петр учился в Голландии корабельному делу), елка и елочные украшения (празднование Нового года с 1 января), кораблик и др.

Таким образом, определяется порядок начла игры.

Вопрос 1:

Назовите годы жизни Петра 1. (9 июня 1672 – 8 февраля 1725 гг.)

Вопрос 2:

Петр1 обладал ростом…… (2м 04 см)

При этом носил обувь всего лишь….(38 размер)



Вопрос 3:

Какими играми в детстве увлекался Петр1? (военными играми)

Вопрос 4:

Какая находка в юности оказала громадное влияние на дальнейшую судьбу Петра 1? (Ботик)

Вопрос 5:

В каком возрасте Петр вступил на русский престол? В каком возрасте стал править самостоятельно? (10 лет

17 лет (1689г)

Вопрос 6:

В какой стране Пётр 1 учился морскому и корабельному делу? (в Голландии)

Вопрос 7:

Он был последним русским царем, но первым (императором)

Вопрос 8:


Петр Алексеевич был инициатором открытия первого учебного заведения для девочек. Какое название присвоено этому заведению?
(Институт благородных девиц)

Вопрос 9: Основателем какого города стал Петр Первый?


(Санкт Петербург)

Вопрос 10: За что Петр получил титул Великий?

(за многочисленные преобразования в России и придания государству статуса ведущей европейской державы)

Вопрос 11: Куда выводит «окно», прорубленное Петром?
(в Европу)


Вопрос 12: Петр Первый, вернувшись из заграницы организовал музей редкостей, получивший название:

(Кунсткамера)

Вопрос 12: История развития какого города, кроме Санкт-Петербурга, тесно связан с именем Петра?

(Липецк)

Вопрос 13: Какой псевдоним взял государь для путешествия заграницей?

(Михайлов)

Вопрос 14: Сколькими ремеслами овладел Петр Алексеевич?

(четырнадцатью)

Вопрос 15: Жителям Питера с сентября 1715 года Петр I запретил вбивать в каблуки скобы и гвозди. На первый взгляд весьма странно, не так ли? Но за этим, казалось бы, глупым указом скрывается весомая причина. Какая причина?

(А всё дело в том, что царь заботился о состоянии новых мостовых, которые были изготовлены из дерева. Привычка горожан могла пагубно повлиять на их внешний вид и прочность.)



Вопрос 16: Какое ремесло не смог освоить Петр 1?

(Не смог научиться плести лапти. Он сказал:- «Нет ремесла мудрее лапотного»)

Вопрос 17: Плотники российские были так искусны, что построили знаменитые Кижи с помощью топора. Что повелел Пётр I использовать при строительстве Петербурга кроме топора?

(Пилы, с ними работа шла значительно быстрее)

Вопрос 18: Царь приказал перешить пуговицы с мундиров на рукава для чего?

(для того, чтобы солдаты перестали вытирать рот рукавом, ведь они были пошиты из дорогого сукна)

Вопрос 19: Как Петр1 велел наказывать фальшивомонетчиков?

(Работа на государственных монетных дворах)

Вопрос 20: За что Пётр 1 приказал вешать медаль в 7 килограммов?

(Медаль за пьянство введена в 1714 году Петром 1, который боролся с пьянством.)

Вопрос 21: Кого во времена Петра 1 называли пенсионерами?

(Студентов, отправленных учиться в Европу, т. к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию)

Вопрос 22: Странным, но тоже объясняемым было веление Петра I касательно отношений между подчиненными и начальством. Согласно нему, подчиненные были обязаны иметь лихой или придурковатый вид перед старшим по званию.

Аргументируй?

(Высокопоставленные личности не должны чувствовать интеллектуальное превосходство низов общества)

Вопрос 23: Какой государственный орган был заменен коллегиями?

(приказы)

Вопрос 24: Назовите один из результатов административных реформ Петра1.

(В России сформировалась абсолютная монархия)

Вопрос 25: Как называется орган государственной власти созданный Петр I и заменивший Боярскую думу?

(Сенат)

Вопрос 26: С кем воевал Петр 1 в поэме «Полтава»? (со шведами)

Вопрос 27: В чью честь поднимал на пиру свой кубок Петр1? ( за учителей)

Вопрос 28: Как называются отборные части русской армии, начало которым положили потешные полки? (гвардия)

Вопрос 29: В каком году начался отбор в потешные войска? (в 1683 году)

Вопрос 30: Какой полк был первым? (Преображенский)

Вопрос 31: Как звали первого русского солдата? (Сергей Бухвостов)

Вопрос 32: Почему Преображенский и Семеновский полки назывались именно так? (в честь сел, в которых они стояли)

Вопрос 33: Как стали называть царевича Петра после появления в арсенале потешных войск пушек? (Господин Бомбардир)

Вопрос 34:Как называлась крепость, возведенная в селе Преображенском по всем правилам военной науки того времени? (Пресбург)

Вопрос 35: На каком озере была построена «Потешная» флотилия? (озеро Плещеево)

Вопрос 36: Какого цвета была форма Семеновского полка? (синей)

Вопрос 37: Какого цвета была форма Преображенского полка? (зеленой)

Вопрос 38: Как звали друга Петра I, незнатного рода, служившего в потешных войсках, будущего светлейшего князя? (Александр Меньшиков)

Вопрос 39: Назовите военные приемы, которые изучались и применялись в потешных войсках? (штурм, осада, подкоп, переправа, траншеи, взрывная техника, высадка десанта)

Вопрос 40: Зачем Петр I приказал солдатам примотать на левую ногу сено, а на правую – солому? (чтобы научить различать лево-право)

Вопрос 41: Для потешного полка был построен небольшой фортификационный город. Как он назывался? (Пресбург)

Вопрос 42: Какой корабль Петр I называл «дедушкой русского флота»?

( бот «Святой Николай»)

Вопрос 43: Какой из кораблей на протяжении долгих лет Северной войны был флагманским и самым любимым кораблем царя?

( Ингерманланд)

Вопрос 44: В каком городе Петр I получил свидетельство корабельного мастера:

( в Лондоне)

Вопрос 45: Царь приказал закупить материю для флагов трех цветов неслучайно, так как каждый цвет символизирует что-то свое «суд честный», «совестная чистота» и «вера». Как вы понимаете эти выражения? Что символизирует каждый цвет русского флага, который водружали на русских кораблях?

Ответ: «суд честный» - красный цвет, символизирует силу народа, его кровь, пролитую за Отечество; «совестная чистота» - белый цвет, символизирует мир, чистоту и непорочность; «вера» - синий цвет, символ веры и верности.

Вопрос 46:

В 1719 году крестьянин Ефим Никонов в Челобитной Петру I доносил об изобретении им «потаенного» судна. В 1722 году первое в мире «потаенное» судно было спущено на воду и в присутствии Петра I проходило испытания. Что это было за судно?

( первая подводная лодка)

Вопрос 47: После поражения под Нарвой в 1700 году государь решил полностью отойти от традиций ведения войны в русском войске. Флаг царя московского больше не использовался – его заменил русский штандарт. Петр I отказался от «Флага царя Московского» и принял в качестве своего штандарта принципиально новый флаг. В качестве флага военного флота утверждался Андреевский флаг, а бело-сине-красный флаг оказался связан с российским торговым флотом. Какого цвета был официальный флаг Петра I? Что было изображено на нем?

( желтое полотнище с черным двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты четырех морей)

Вопрос 48: Блестящие победы русского оружия объяснялись не только мужеством, отвагой и умом русских моряков и капитанов, но и отличной подготовкой тех, кто служил во флоте. Петр I понимал государственную важность наличия учебного заведения, которое должно готовить флотоводцев, инженеров, артиллеристов, топографов. Именно поэтому в 1701 году, после конфузии под Нарвой, указом Петра I была создана специальная школа: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству…» Сначала Школа находилась в Москве, в Сухаревой башне. В 1715 г. высшие классы были переведены в Санкт-Петербург. Скажите, как называлась эта школа и какое название она носит сейчас?

( школа математических и навигацких наук, сейчас это Морская академия).

Вопрос 49: Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петром I медициной?

Подсказка 1: Царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.

Подсказка 2: Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр сам начал в нем участвовать.

Подсказка 3: По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр I платил по одному шиллингу за удаление …

(коллекция зубов, удаленных лично Петром I

Вопрос 50: Назовите, когда была Северная война? ( 1700-1721 гг)

Вопрос 51: Назовите дату основания города Санкт-Петербурга, буду­щей столицы Российской империи (1703 год)

Вопрос 52: Как называлась система формирования регулярной армии, введённая Петром I в 1705 г.? ( рекрутская повинность)



Вопрос 53: Какое сражение Пётр I назвал «матерью Полтавской бата­лии»? (битва при Лесной)

Вопрос 54: Полтавская битва. Дата ( 8 июля 1709 года)

Вопрос 55: В каком городе был подписан мирный договор по итогам Северной войны? (Ништадт)



После «потопления» всех кораблей, командам выдаются конверты, где лежат слова,

Петр Первый / уникальная / личность / во всей / русской истории.



из которых капитаны складывает фразу. И ученики вслух ее зачитывают.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Петр I вступил на престол в 1682 году как последний царь всея Руси, а оставил его в 1725-м  — как первый российский император. Сначала он руководил страной со сводным братом Иваном V – под регентством сестры Софьи Алексеевны, а потом за 29 лет единодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.

Задания указаны примерные. Можно убрать одни, добавить другие.

Подводятся итоги игры. Выставляются оценки.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андерсон, М. С. Пётр Великий / М. С. Андерсон ; науч. ред. О. В. Будницкий ; ред. Н. Н. Сажнев ; пер. с англ. В. П. Белоножко ; худ. С. Царёв. — Ростов н/Д : Феникс ; М. : Зевс, 1997. — 349 с. : ил. — (След в истории).

Анисимов, Евгений Викторович. Императорская Россия / Е. В. Анисимов. — СПб. : Питер, 2015. — 640 с. : ил.

Бокова, Вера Михайловна. Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола / В. М. Бокова ; худож. И. Тибилова. — М. : ЛомоносовЪ, 2014. — 303 с. : ил. — (История воспитания).

Павленко, Николай Иванович. Пётр I / Н. И. Павленко. — 8-е изд. — М. : Молодая гвардия, 2010. — 428 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей)

Пётр Великий . Кн. 1. Предсказание о рождении и славе Петра Великого. — М. : Русский Раритет, 2000. — 239 с. : ил. — (Мудрость веков).

Сахаров, Андрей Николаевич. Пётр I. Творец Российской империи / А. Н. Сахаров. — М. : АСТ-Пресс книга, 2013. — 33 с. : цв.ил. — (Путеводитель по истории России) (Большой исторический словарь).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.