Интеллектуальная квест-игра «Петр I и его славные дела»

10
0
Материал опубликован 19 January 2022 в группе

Сценарий интеллектуальной квест-игры «Петр I и его славные дела»

Подготовила воспитатель БОУ ОО «Созвездие Орла» Щербакова А.А.

Цель: привлечь внимание молодого поколения к реформам Петра I, расширение знаний о вкладе его реформ в развитие государства, промышленности, науки, искусства, военно-морского дела, образования и других областей деятельности человека.

Задачи:

- формирование интереса к деятельности и личности Петра I, его реформам, внешней и внутренней политике государства;

- расширение представлений о роли и значении личности в истории;

- формирование чувства уважения к прошлому своей Родины, чувства патриотизма;

- развитие познавательной активности обучающихся, логического мышления, интеллекта и внимания, умения быстро и четко отвечать на поставленные вопросы.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор,

Листы квадратные (по количеству участников) для станции 2,

10 игровых полей для станции 1, 2 ручки, маршрутные листы для пяти команд.

Форма проведения: командная, групповая.

Возрастная группа: 7-11 классы

Количество участников: 25-30 человек

Продолжительность игры: 1,5 – 2 часа


Ход мероприятия:


Организационный момент.

Участники распределяются на команды по 5-8 человек.

Ведущий:

Самодержавною рукою

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

Пушкин А.С. «Стансы», 1826

9 июня 2022 года исполняется 350 лет со дня рождения первого российского Императора Российского государства Петра I – великого исторического российского деятеля, принесшего славу нашему Отечеству. Петр I относится к числу наиболее значимых фигур отечественной истории. Внимание к его личности и многообразной деятельности не ослабевает.

Сегодня вам предлагаем поиграть в интеллектуальную квест-игру «Петр I и его славные дела». Вас ждут пять станций с разноплановыми заданиями, за выполнение которых вам будут начисляться баллы. После прохождения всего маршрута вы возвращаетесь на исходную точку и меняете баллы на слова, из которых нужно будет составить фразу. Победившей считается та команда, которая составит фразу первой.

Сейчас вам нужно определиться с названием для команды и капитаном.

Маршрутные листы:

Название команды

_________________________________


Станция

баллы


«Россия – морская держава»



«Дедушка русского флота»



«Потешные войска»



«Кунсткамера – первый российский музей»



«Академия наук»





Название команды

_____________________________________


Станция

баллы

«Дедушка русского флота»


«Потешные войска»


«Кунсткамера – первый российский музей»


«Академия наук»


«Россия – морская держава»




Название команды

_____________________________________


Станция

баллы

«Потешные войска»


«Кунсткамера – первый российский музей»


«Академия наук»


«Россия – морская держава»


«Дедушка русского флота»




Название команды

_____________________________________


Станция

баллы

«Кунсткамера – первый российский музей»


«Академия наук»


«Россия – морская держава»


«Дедушка русского флота»


«Потешные войска»




Название команды

_____________________________________


Станция

баллы

«Академия наук»


«Россия – морская держава»


«Дедушка русского флота»


«Потешные войска»


«Кунсткамера – первый российский музей»




Станция 1: Россия – морская держава.

Максимальное количество баллов – 25. За каждый правильный ответ начисляется 5 баллов.

Цель игры - попасть и потопить пять кораблей на игровом поле. Игровое поле это квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами, и столбцов, обозначенных буквами. Координаты кораблей определяются пересечениями. На игровом поле расположено десять однопалубных кораблей. Попадание засчитывается в случае правильного ответа на вопрос. На обдумывание ответа 1 минута.

Вопрос 1: (5 б.)

Какой корабль Петр I называл «дедушкой русского флота»?

А) корабль «Орел», Б) бот «Святой Николай», В) струги стрельцов, Г) ладьи князя Святослава.

Ответ: бот «Святой Николай»

Вопрос 2: (5 б.)

Какой из кораблей на протяжении долгих лет Северной войны был флагманским и самым любимым кораблем царя?

А) «Штандарт», Б) «Полтава», В) Ингерманланд, Г) «Гото Предестинация».

Ответ: Ингерманланд

Вопрос 3: (5 б.)

В каком городе Петр I получил свидетельство корабельного мастера:

А) в Архангельске, Б) в Саардаме, В) в Лондоне, Г) в Кенигсберге

Ответ: в Лондоне

Вопрос 4: (5 б.)

Царь приказал закупить материю для флагов трех цветов неслучайно, так как каждый цвет символизирует что-то свое «суд честный», «совестная чистота» и «вера». Как вы понимаете эти выражения? Что символизирует каждый цвет русского флага, который водружали на русских кораблях?

Ответ: «суд честный» - красный цвет, символизирует силу народа, его кровь, пролитую за Отечество; «совестная чистота» - белый цвет, символизирует мир, чистоту и непорочность; «вера» - синий цвет, символ веры и верности.

Вопрос 5: (5 б.)

В 1719 году крестьянин Ефим Никонов в Челобитной Петру I доносил об изобретении им «потаенного» судна. В 1722 году первое в мире «потаенное» судно было спущено на воду и в присутствии Петра I проходило испытания.

Что это было за судно?

Ответ: первая подводная лодка

Вопрос 6: (5 б.)

Что такое «государева дорога»?

А) гидротехническое сооружение для обеспечения прохода кораблей к Азову, 1696 г.; Б) создание транспортной системы для перевозки строевого леса к верфям на Балтийском море, 1703-1709 гг.; В) транспортные коммуникации для строительства морских фортов Петропавловской крепости и Кронштадта; Г) гать, предназначенная для доставки двух малых фрегатов из Белого моря на Ладожское море и в Неву.

Ответ: гать

Вопрос 7: (5 б.)

После поражения под Нарвой в 1700 году государь решил полностью отойти от традиций ведения войны в русском войске. Флаг царя московского больше не использовался – его заменил русский штандарт. Петр I отказался от «Флага царя Московского» и принял в качестве своего штандарта принципиально новый флаг. В качестве флага военного флота утверждался Андреевский флаг, а бело-сине-красный флаг оказался связан с российским торговым флотом. Какого цвета был официальный флаг Петра I? Что было изображено на нем?

Ответ: желтое полотнище с черным двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты четырех морей

Вопрос 8: (5 б.)

Блестящие победы русского оружия объяснялись не только мужеством, отвагой и умом русских моряков и капитанов, но и отличной подготовкой тех, кто служил во флоте. Петр I понимал государственную важность наличия учебного заведения, которое должно готовить флотоводцев, инженеров, артиллеристов, топографов. Именно поэтому в 1701 году, после конфузии под Нарвой, указом Петра I была создана специальная школа: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству…» Сначала Школа находилась в Москве, в Сухаревой башне. В 1715 г. высшие классы были переведены в Санкт-Петербург. Скажите, как называлась эта школа и какое название она носит сейчас?

Ответ: школа математических и навигацких наук, сейчас это Морская академия.

Вопрос 9: (5 б.)

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Морскую школу. В 1720-е годы уже нес службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана, участвовал в Великой северной экспедиции, открыл самую северную точку континентальной Евразии, которая позже была названа в его честь. О каком русском полярном мореплавателе, выпускнике первой морской школы идет речь?

Ответ: Семен Иванович Челюскин

Вопрос 10: (5 б.)

В 58 томе Энциклопедического словаря Блокгауза и Ефрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга в ходе Северной войны: «Особый отряд был переправлен на берег: прервав сообщение крепости с Ниеншанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы».

Скажите, неужели в 18 веке были самолеты? Благодаря чему была устроена связь между обоими берегами Невы?

Ответ: Самолетом в 18 веке называли самоходные паромы, движущиеся силой речной струи.

Станция 2: «Дедушка русского флота»

Максимальное количество баллов – 25. Каждый участник создает корабль в технике оригами, затем команда выбирает наиболее удачную поделку и ведущий ее оценивает.

Царь Петр I создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших флотов, в его состав входили линейные корабли, фрегаты, галеры, шнявы. Стремясь воздействовать на всех своим личным примером, Петр был первым работником в своей стране. Действительно, он трудился необычайно. Вообще, день Петра был полон самого разнообразного труда, и он оправдывал своим образом жизни любимую свою поговорку: «Делу время, потехе час».

Предлагаю вам создать из бумаги в технике оригами свой корабль.

t1642576199aa.jpg



Станция 3: «Потешные войска Петра»

Максимальное количество баллов – 15. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Потешные войска или Потешные полки – особое формирование войск и сил для обучения и воспитания солдат «армии нового строя» и их командиров из подданных русского царства, созданное царевичем Петром Алексеевичем.

Учитывая собственный опыт, приобретенный в потешных войсках и сражениях, Петр I со своими сподвижниками не только провел военную реформу в стране и создал армию нового образца, но и разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации.

Сейчас команда делится на две группы, становитесь друг за другом. Ведущий задает одновременно вопрос для двух участников, знающий ответ поднимает руку. В случае правильного ответа – вся его группа делает шаг вперед, если ответ неверен – шаг назад. Если ответ не верен, отвечает второй участник.

Блиц-викторина:

Назовите фамилию Петра I? (Романов)

Как называются отборные части русской армии, начало которым положили потешные полки? (гвардия)

В каком году начался отбор в потешные войска? (в 1683 году)

Какой полк был первым? (Преображенский)

Как звали первого русского солдата? (Сергей Бухвостов)

Почему Преображенский и Семеновский полки назывались именно так? (в честь сел, в которых они стояли)

Как стали называть царевича Петра после появления в арсенале потешных войск пушек? (Господин Бомбардир)

Как называлась крепость, возведенная в селе Преображенском по всем правилам военной науки того времени? (Пресбург)

На каком озере была построена «Потешная» флотилия? (озеро Плещеево)

Какого цвета была форма Семеновского полка? (синей)

Какого цвета была форма Преображенского полка? (зеленой)

Как звали друга Петра I, незнатного рода, служившего в потешных войсках, будущего светлейшего князя? (Александр Меньшиков)

Назовите военные приемы, которые изучались и применялись в потешных войсках? (штурм, осада, подкоп, переправа, траншеи, взрывная техника, высадка десанта)

Зачем Петр I приказал солдатам примотать на левую ногу сено, а на правую – солому? (чтобы научить различать лево-право)

Для потешного полка был построен небольшой фортификационный город. Как он назывался? (Пресбург)



Станция 4: Кунсткамера – первый российский музей

Максимальное количество баллов – 25. Баллы начисляются в зависимости от количества использованных участниками подсказок.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге была открыта в 1714 году по указу Петра I. Это первый общедоступный музей России и один из старейших этнографических музеев мира (музей этнографии и антропологии). Кунсткамера – первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с которого началось музейное дело России.

Кунсткамера изначально представляла собой собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека. Музей оказывается не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом.

Вам необходимо угадать экспонат кунсткамеры используя как можно меньше подсказок. За правильный ответ с использованием 1 подсказки – 5 б., двух подсказок – 4 б., трех подсказок – 3 б.

Задание 1: вам предстоит угадать один из самых известных научных инструментов.

Подсказка 1: Создать необычное устройство, настоящую «вселенную в миниатюре», диаметром 3,1 и весом около 3 тонн, велел хозяин Готторпского замка герцог Фридрих III еще в середине XVII века. Отсюда и название экспоната.

Подсказка 2: Снаружи изображалась земная поверхность, внутри же размещалась карта небесных сфер. При этом он должен был вращаться, совершая полный оборот за 24 часа.

Подсказка 3: Есть в каждом кабинете географии. Привычное всем название переводится с латинского языка как «шар». Он представляет собой самую точную модель планеты.

Ответ: Готторпский глобус

Задание 2: Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петром I медициной?

Подсказка 1: Царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.

Подсказка 2: Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр сам начал в нем участвовать.

Подсказка 3: По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр I платил по одному шиллингу за удаление …

Ответ: коллекция зубов, удаленных лично Петром I.

Задание 3: как называется китайская заводная игрушка, хранящаяся в Кунсткамере?

Подсказка 1: Один из старейших экспонатов Кунсткамеры – пример синтеза восточного искусства и европейской механики. Механическая игрушка представляет собой утонченное прогулочное судно, на котором вместе со своей свитой путешествует богатый китаец.

Подсказка 2: Этот кораблик называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н.э. Это хозяин поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких кораблях.

Подсказка 3: Это фантазия китайского мастера о том, как мог бы выглядеть небесный корабль. Название корабля совпадает с названием одной шахматной фигуры.

Ответ: Ладья небесная

Задание 4: Как называется прибор, по которому Петр I определял время? Дайте полное название с указанием принципа работы.

Подсказка 1: Во времена Петра I возникают инструментальные мастерские по производству стационарных и портативных приборов, определяющих время.

Подсказка 2: Петр I проявлял интерес к этим приборам, хорошо знал их устройство. Он даже написал инструкцию по их изготовлению и принимал участие в создании нескольких приборов в своей «токарне».

Подсказка 3: Аналогичные приборы с данным принципом работы появились еще в глубокой древности и являются первыми приборами, определяющими время.

Ответ: солнечные часы

Задание 5: Вам предстоит угадать удивительный экспонат из коллекций природных диковин Петра I.

Подсказка 1: По преданию на Васильевском острове в городе Санкт-Петербург Петр I увидел «диковинное дерево». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него на подобие ручки кувшина. Петр назвал его «дерево-монстр». Царь приказал спилить дерево и сделать экспонатом Кунсткамеры.

Подсказка 2: Именно на месте, где найдено это дерево, Петр приказал построить здание для Кунсткамеры. Этот вид дерева прочно связан с царем еще и тем, что прямые и ровные стволы лучше всего подходили для корабельных мачт.

Подсказка 3: По народным приметам ветки этого дерева с густым смолистым ароматом отгоняли нечистую силу. Может быть, поэтому Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей» этого дерева на празднование Нового года.

Ответ: Сосна

Задание 6: Как называется экспонат тератологической коллекции Кунсткамеры?

Подсказка 1: Начало экспозиции Кунсткамеры было положено в том числе и указами Петра I о приобретении различных «уродов, монстров и других природных аномалий». Так в Кунсткамере появилась коллекция уродцев или монстров, которую начал собирать Петр при своей жизни и которая, разумеется, впоследствии пополнялась новыми экземплярами. Кстати, тератология – наука об уродствах. Это один из самых известных экспонатов данной экспозиции.

Подсказка 2: Экспонат представляет собой чучело животного с хорошо заметной мутацией.

Подсказка 3: Это детеныш крупного рогатого скота. Одной достаточно важной части тела у него две.

Ответ: Двухголовый теленок.



Станция 5: Академия наук

Максимальное количество баллов – 25. Количество баллов зависит от выбранных вопросов.

Вам предлагается выбрать 5 вопросов из следующих областей знаний:

«Ученье книжное»,

«Собрание ученых и искусных людей»,

«Совершенствование наук и художеств».

Каждый вопрос предполагает свое количество баллов. Вы можете выбрать любой вопрос. В случае правильного ответа, вам засчитываются те баллы, которые предполагал вопрос.

t1642576199ab.png

Ученье книжное:

1 б. – В 17 веке в русский язык проникает целый ряд иностранных слов (военные и ремесленные термины, названия некоторых бытовых предметов и другие). С петровских времен существуют в нашем языке такие иностранные слова как алгебра, глобус, оптика, крейсер и другие. Заимствование этих слов было явление прогрессивным, эти слова обогащали русский литературный язык.

Послушайте слова и ответьте на вопрос: вагон, корзина, здание, ремень, канал. Это слово пришло к нам в эпоху Петра. В немецком языке оно являлось производным от слов тростник, трубка. Что это за слова?

Ответ: канал

2 б. – Петр I хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял их изучать своих сподвижников. Сейчас данные действия знает каждый школьник. Что это?

Ответ: это арифметические действия: адиция – сложение, субстракция – вычитание, мультипликация – умножение, дивизия – деление.

3 б. – В книгах Петру Великому был важен не только шрифт, но и «сенс», потому царь с пристрастием оценивал работу переводчиков и неустанно давал им рекомендации. Переводам надлежало быть предельно внятными, основанными на строгом знании предмета и лаконичными. Что было важно царю и что такое «сенс»?

Ответ: смысл, то есть содержание

4 б. – Прекрасно образованные люди были в России и до реформ Петра I. Но новое время требовало других, сугубо прикладных знаний. В 1688 году, когда юный Петр захотел узнать, как работает астролябия, только иноземец смог ответить на этот вопрос. Что такое астролябия?

Ответ: Это инструмент, которыми можно брать дистанции, или расстояние не доходя до того места, один из старейших астрономических инструментов, служивший для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел.

5 б. – Определите как назывались науки, определение которых звучало так: «оно же учение небесное», «сие бо учение вещей размерение» и «учит зрети лучей к вещем прострети».

Ответ: «оно же учение небесное» - астрономия, «сие бо учение вещей размерение» - геометрия и «учит зрети лучей к вещем прострети» - оптика.

Собрание ученых и искусных людей:

1 б. – О какой известной личности эпохи Петра I идет речь? Известно, что он незнатного рода, образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю, в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий, занимался этот человек кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими делами государства.

Ответ: Александр Данилович Меньшиков

2 б. – Его называли колдуном с Сухаревой башни. Он преуспел и на войне, и в делах мирных: усовершенствовал отливку пушек, командовал при Полтаве всей русской артиллерией, подписал мир со шведами. Одни из первых ученых-экспериментаторов, математик, астроном. В Сухаревой башне устроил первую в стране обсерваторию.

Ответ: Яков Брюс

3 б. – В 1701 году по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных наук учения», помещавшихся в здании Сухаревой башни. В 1703 году вышел в свет его учебник по арифметике.

Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович

4 б. – Этого человека можно назвать едва ли не самым образованным для своего времени. Окончил Киевскую академию, затем учился в Кракове, Львове и Риме. Он поддерживал все начинания Петра I, прославлял его деяния. Написал книгу «История императора Петра Великого», создал школу для сирот. Был блестящим оратором и публицистом.

Ответ: Феофан Прокопович

5 б. – Сын органиста, он достиг самой вершины власти. Славился острым языком, в 1722 году стал генерал-прокурором Сената. Царь высоко ценил его за верность делу, за ум и прямоту.

Ответ: Павел Иванович Ягужинский

Совершенствование наук и художеств:

1 б. – Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия?

Ответ: в случае прогулов в 1707 году по указу царя взимались штрафы

2 б. – Петр I много внимания уделял воспитанию подрастающего поколения. Правилам поведения был посвящен целый учебник, который учил молодого человека, как нужно вести себя в обществе. Что это была за книга?

Ответ: «Юности Честное зерцало»

3 б. – В 1717 году, проведя почти три года в дороге, в Петербург прибыл подарок из немецких земель. Это было настоящее техническое чудо. Огромный полый шар – три с лишним метра в диаметре, массой более трех с половиной тонн. С помощью водяного привода крутился вокруг своей оси. О каком техническом чуде идет речь?

Ответ: глобус

4 б. – Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и обедом в ресторане Астория у главной аптеки на Красной площади?

Ответ: Тот, кто прочитает газету от начала и до конца, имел право на бесплатный обед в Астории. Так Петру I приходилось «внедрять» просвещение на русской земле.

5 б. – Изучив геодезию и картографию, выпускники Морской академии отправлялись в разные концы страны «для сочинения ландкарт» - географических карт, с которыми в России было плохо. «Море сие не кругло, как воображали себе прежние географы, но продолговатый имеет вид». О каком море идет речь?

Ответ: Каспийское море.



Команды после прохождения всех станций возвращаются в исходную точку. Ведущие проверяют количество баллов у каждой команды.

Раздают капитанам слова, из которых команда складывает фразу.

(команда, набравшая от 80 баллов – получает все слова; от 79 до 50 баллов – минус одно слово; от 49 до 25 баллов – минус два слова)


Петр Первый / уникальная / личность / во всей / русской истории.


Ведущая озвучивает цитату и объявляет победителей квест-игры.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.