12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подольская Ж.А.14
0

Исследовательская работа «Родословная семьи Гуцевых (на материалах семейного архива)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1492»

117041, г. Москва, ул. Адмирала Лазарева 62, кор.2 тел./факс 8-(495)-714-03-27
 

 

Исследовательская работа

«Родословная семьи Гуцевых (на материалах семейного архива)»

по истории


 

Выполнила ученица 10 К класса Гуцева Эмилия Рустамовна

Руководитель Подольская Жанна Александровна

 


 

Москва, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

с.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3


 

ГЛАВА 1. Семья Гуцевых по мужской линии ………………...………..…… 4

1.1. Военное время (1941 – 1945 гг.) …………………….................................. 4

1.2. Жизнь в послевоенное время …………………………….……………… 6

 

ГЛАВА 2. Семья Гуцевых по женской линии ……………………………... 8

2.1. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) ……………... 8

2.2. Семья в послевоенное время …………………...……...………………. 9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 10

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 11

 

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….. 12


 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Большие возможности в приобщении молодого поколения к своей национальной истории и культуре видятся в изучении своих родословных.

Объектом исследования является родословная семьи Гуцевых.

Предметом исследования выступают исторические события, участниками которых были родственники семьи Гуцевых.

Гипотеза исследования - в результате изучения родословной установится более тесная связь с родственниками, взаимоотношение с ними.

Цель исследования – составление родословной Гуцевых на основе семейного архива.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературу, которая поможет раскрыть тему исследования;

- провести анализ документов семейного архива, раскрывающие историю семьи Гуцевых до Великой Отечественной войны и послевоенное время;

- разыскать родственников и записать их воспоминания;

- посетить памятные места Москвы, связанные с историей семьи;

- используя сайты Интернет, выяснить дополнительную информацию о родственниках-участниках Великой Отечественной войны.

Мы будем решать поставленные задачи при помощи следующих методов:

- беседа с родственниками (интервьюирование);

- анализ письменных и вещественных источников;

- фотографирование.

Работа над проектом длилась в течение одного года.

Имея полученную информацию, мы можем раскрыть тему исследования и составить родословную.


 

ГЛАВА 1. Семья Гуцевых по мужской линии

1.1. Военное время (1941 – 1945 гг.)

Изучение истории семьи и составление родословной мы начали по мужской линии. Жаббаров Жафяр является родоначальником в родословной Гуцева Рустама.

Жаббаров Жафяр пошёл добровольцем на фронт в 1941 году. Он воевал под городом Орлом, где шли ожесточённые бои. Летом 1943 года прошло ключевое сражение за обладание Орловским плацдармом. Для советских войск это была Орловская стратегическая наступательная операция под кодовым названием «Кутузов» — шестая операция в двухлетней битве за Орел.

В 1943 году Жаббаров Жафяр пал смертью храбрых. Из документа на награждение мы узнали о его подвиге: «Понимая ситуацию, что надо или сдаваться фашистам, или погибнуть, защищая Родину, Жафяр выбрал второе. Он с гранатой бросился под танк, проявив геройство и мужество, за что был награждён медалью».

Его внук, Жаббаров Абдуравман (10.05.1925 г. рождения), в 1941 году, в возрасте 16 лет, сбежал на фронт добровольцем, но был возвращён домой. В 1943 году официально призван в армию. Служил в 43 отдельном Танковом батальоне, был командиром орудия танка Т-34.

Во время службы он получил ранение, был госпитализирован. После восстановления снова вернулся в строй.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции лидеры стран Антигитлеровской коалиции Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали соглашение, согласно которому СССР обязался вступить в войну на стороне Союзников против Японии через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе при условии возвращения СССР южной части Сахалина и передачи Курильских островов. В принятой 26 июля 1945 года на Потсдамской конференции декларации США, Великобритания и Китай выступили с требованием безоговорочной капитуляции Японии, и в случае невыполнения условий декларации, угрожали «снести Японию с лица земли». Тем же летом Япония пыталась вести переговоры с СССР о посредничестве, но безуспешно.

В 1945 году, по окончании войны, Абдуравман продолжил службу, был участником в Советско-Японской войны до 1948 года. Получил медаль «За победу над Японией».

На Жаббарова Сергея Васильевича в 1945 году 24 февраля была отправлена родственникам «похоронка». В звании лейтенанта, должности командира взвода 21.07.1943 г. он был убит. Из данного документа мы узнали, что родился он в Горьковской области К. Октябрьского района и был призван в ряды Красной армии Фрунзенским РВК.

На сайте «Память народа 1941-1945 гг.» размещена информация о Жаббарове Сергее Васильевиче. Из донесения о безвозвратных потерях Сергей Васильевич значится убитым. Захоронен он в братской могиле, по шоссе х. Вязовой Орловская обл.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны мужчины сражались за Родину. В 1943 году погиб Жаббаров Жафяр и его сын Сергей. С фронта пришел только Жаббаров Абдуравман.

 

 

1.2. Жизнь в послевоенное время

У Жаббарова Сергея Васильевича от брака с Айшой Бахитовной родилась дочь Зайде и сын Абдуравман.

Из военного билета Жаббарова Абдуравмана Жафяровича мы выяснили, что женат он был на Розие Салихатдиновне. Имел образование 5 классов.

В 1948 году Жаббаров Абдуравман вернулся домой, устроился на оборонное предприятие, военный завод "Союз", где проработал много лет. Позже туда же устроился и его сын Борис.

В начале 1972 года он перевёлся в дочернее предприятие "Союз", которое находилось в Зеленограде, чтобы улучшить жилищные условия, т.к. он жил с женой и двумя сыновьями в центре Москвы, на улице Кропоткинской (теперь это улица Пречистенка), в коммунальной квартире, занимая одну комнату на всех. Работал он в 3 смены, при этом ездить приходилось очень далеко. В итоге в 1974 году предприятие выделило ему трёхкомнатную квартиру в городе Зеленоград.

Жаббарова Зайде родилась 20 декабря 1927 года. Жила в Москве, возле метро «Кропоткинская», Лопухинском переулке, с родителями, братом и младшей сестрой. Она работала вместе со своей матерью, Айшой Бахитовной, на фармацевтической фабрике. Они были ударниками коммунистического труда. За усердие, серьёзное отношение к работе их фотографии всегда были вывешены на Доске почёта.

Зайде Жафяровна на лето ездила к своей бабушке в деревню. Во время войны, когда начался голод, она работала в поле наравне со взрослыми за трудодни. За эти трудодни, за работу, им выдавали продукты (муку, картошку). Получали хоть и очень немного, но именно благодаря этому они смогли выжить, потому что в Москве на тот момент есть было совсем нечего.

Зайде вышла замуж за Османа Беллялетдинова. Он работал на Туполевском заводе. В годы войны часть этого завода была мобилизована на Урал, где Осман проработал в тылу, изготавливая боеприпасы для фронта. После войны он продолжил работать на Туполевском предприятии в городе Москва. В общей сложности на Туполевском заводе Осман проработал 44 года, после чего ушёл на пенсию.

По окончании войны семья Османа (сам Осман, его жена Зайде и три дочери: Заира, Зухра и Рушана) жила на старом Арбате в однокомнатной квартире. Прожили они там до 1974 года, после чего Осману предложили четырёхкомнатную квартиру в районе метро Щёлковская.

Когда они ещё жили на старом Арбате, Беллялетдинова Заира Османовна также устроилась на завод "Союз" и работала вместе с дядей Абдуравманом и братом Борисом, пока они не переехали в Зеленоград. Проработала она до 1982 года.

Заира вспоминала, что она с сестрами Зухрой и Рушаной пошли учиться в 1961 году. Проучились 10 лет, еле уговорив родителей. Заира окончила 10 классов, поступила в Авиационный моторостроительный техникум. В нем она проучилась 3 года вместо 5 лет. По окончании техникума, стала работать инженером-конструктором.

Раньше для тех, кто оканчивал восьмилетку (8 классов) (некоторые даже оканчивали 7 классов и шли работать), были специальные вечерние школы, где можно было доучиться 2-3 года. Дети, которые шли учиться туда, быстро взрослели, т. к. уже многие работали. Было меньше образованных людей, чем сейчас, но зато всё образование было бесплатным.

Заира Османовна рассказала о том, как они учились. Писали в то время авторучками (ручка с пером, в которую закачивались чёрные или синие чернила), поэтому дома всегда нужно было иметь чернила.

Шариковые ручки появились примерно в 1960-х, 1970-х годах, которыми изначально не разрешали пользоваться, т. к. не все имели возможность приобрести такую ручку, а обучение должно было быть в равных условиях.

Так же Заира Османовна рассказала, что в их класс перевёлся мальчик из мексиканского посольства, с которым она вскоре подружилась. Он подарил ей две шариковые ручки. Но этими ручками пользоваться не разрешали, поэтому пришлось продолжать писать авторучкой, как и все дети.

В дальнейшем Заира вышла замуж за Валентина. От этого брака у них двое детей - дочь Мариам и сын Рустам.


 

ГЛАВА 2. Семья Гуцевых по женской линии

2.1. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)

Демидова (Киреева) Татьяна Михайловна родилась 21.12.1941 года в Орловской области, в деревне Беседки. Семья была большая - семеро детей. Жили на самой окраине села, посреди болот.

В начале Великой Отечественной войны, ее отец и брат, который только-только закончил сержантское училище, ушли на фронт.

В деревню пришли немцы. Но они не обижали жителей деревни, а наоборот даже помогали: носили лекарства, тушёнку и др.

Сестра Татьяны Михайловны заболела тифом. Немцы помогали.

Потом эти немцы ушли, предупредив, что «за нами придёт карательный отряд».

Вскоре пришёл карательный отряд. Немцы сжигали дома и скот, убивали, насиловали.

Семья в это время жила в подвале. 15-ти летнего брата забрали в Германию, а сестра скончалась от тифа.

Начали приходить похоронки. Отец Татьяны Михайловны числился, как без вести пропавший, а старший брат погиб в Польше. В справке выданной Елизавете Петровне Киреевой сообщается, что ее сын Киреев Василий Михайлович 1926 года рождения погиб 27 января 1945 года. Похоронен в городе Познань.

Младший брат вернулся из плена. Из семерых детей в живых остались пятеро: Саша, Зоя, Татьяна, Раиса и Нина. Сейчас живы только Татьяна и Нина Киреевы.

2.2. Семья в послевоенное время

Великая Отечественная война закончилась. По окончании войны начали приходить похоронки. Брат Василий Михайлович погиб, отец Киреев Михаил Михайлович числился без вести пропавшим. Помощи не было.

Семья разделилась. Старшие сёстры уехали в город на заработки (работали на стройке, копали торф), а оставшиеся дети собирали орехи и ягоды в лесу. Чтобы выжить и заработать деньги на постройку хоть какого-то дома, продавали масло и яйца. Шли с этим товаром на рынок, который был в 12-ти километрах от села, и продавали.

Накопили денег, построили дом. Дом был очень ветхий, пол был земляной. Питались тем, что выращивали и было в их хозяйстве. Хорошо было то, что у них была корова, которую им дали.

Когда Татьяна Михайловна подросла, тоже уехала в город на заработок. Она проработала 2 года на стройке, а потом её взяли на кирпичный завод, где она проработала 15 лет.

Воспоминания Татьяны Михайловны помогли узнать о родственниках по женской линии. Много еще предстоит выяснить по истории своей семьи.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения родословной была установлена более тесная связь с родственниками. Тем самым гипотеза подтверждена.

Проведен анализ документов.

Видеозапись воспоминаний Татьяны Михайловны Киреевой пополнила семейный архив.

Работа с информацией, размещенной на сайтах Интернет, помогла получить дополнительные знания о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Работа над исследованием длилась в течение одного года.

Продуктом является составленная родословная.

Практическая значимость исследования определяется возможностью показать на примере моей родословной значение своей фамилии, как можно составить родословное дерево.

Материал исследования можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреев А.Р., Андреев М.А. Создай свою родословную. - ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2015.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1985. - 832 с.

3. Битва за Орел - решающая битва лета 1943 года [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://military.wikireading.ru

4. Кошель А. Родословие. Как составить свое генеалогическое древо. - М. : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.

5. Оленев М.Б. Подробно о том, как отыскать своих предков. Генеалогические исследования. - Калуга, 2006. - 224 с.

6. Советско-японская война [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Советско-японская_война

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

 

Жаббаров Абдуравман Жафярович



 

Приложение 2

 


 

«Похоронка» на Жаббарова Сергея Васильевича


 

Приложение 3

 

 

Военный билет Жаббарова Абдуравмана Жафяровича


 

Приложение 4
 

Беллялетдинова Заира Османовна (фотография 21.10.2018 г.)


 

Приложение 5
 

Справка о без вести пропавшем Кирееве Михаиле Михайловиче

(ноябрь 1943 г.)


 

Приложение 6

Киреева Татьяна Михайловна (фотография 14.10.2018 г.)

 

 

Родословная - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Битва за Орел - решающая битва лета 1943 года [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://military.wikireading.ru

Приложение 1

Советско-японская война [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Советско-японская_война

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Автор материала: Э. Гуцева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.