Отзыв на рассказ О.Павлова «Конец века»

2
0
Материал опубликован 8 October 2018 в группе

Автор публикации: М. Бердюгина, ученица 11 класса

                   Читательские впечатления по рассказу О.Павлова «Конец века»

Тема отношения к окружающим во все времена волновала людей. Конфуций говорил: «Не поступай с ближним так, как не хочешь, чтобы обращались с тобой». Христос распространял новые ценности, следуя которым Человек становится центром Вселенной. Однако апостол Иоанн, обращаясь в своём послании к первым христианам, обличает их: «Лицемер, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если ненавидишь брата своего человека, который около тебя?». Это свидетельствует о том, что всегда было много рассуждений о духовном, о Боге, и ничего – по отношению к конкретному смертному человеку.

События в рассказе Олега Павлова «Конец века» разворачиваются в канун религиозного праздника, собственно, как и смерть, и воскресение Христа. Предпраздничная суета, заботы. Действующие лица повторяются частично – ведь реминисценция и подразумевает творчество, а не цитирование или плагиат, - охрана, милосердные женщины, в главной роли «не имеющий где главы приклонить» молодой человек, как о себе говорил Христос, или бомж, выражаясь современным языком. Автор в своём повествовании, с одной стороны, не даёт нам прямых указаний, как относиться к бездомным, искалеченным, загаженным людям, с другой, остро ставит вопрос их приятия или неприятия. Например, описывая сцену передачи бомжа в больницу, Павлов не скупится в выражениях. Порой реплики до ужаса резки, но ведь так и бывает в жизни. Когда молодая врачиха скорой помощи заступилась за права, в первую очередь «человека», ей грубо ответили: «Человек – а ты говно его нюхала, этого человека? Нравится, тогда и бери себе!»

Внимательный читатель заметит, как через весь рассказ сквозит личное отношение автора к бомжу. Это выражается в едва заметных параллелях и отсылках к евангельскому сюжету, отчего «Конец века» - это словно библейская история на новый лад. Как Христа бичевали перед казнью, так и бомжа охранник пинал сапогами, чтобы тот полз. Как Христа поили уксусом, так бомжа поливали хлоркой. Как воскресший Христос имел просветлённое тело, так и Антонина, отмыв бомжа, стала свидетельницей того, что его «лицо да руки были режущей белизны, красоты». И, наконец, пещера Христа была запечатана и охранялась стражей, но он воскрес, и стража обнаружила отваленный камень и пустой склеп, так и бомж исчез из морга, оставив простынь, как Христос – плащаницу.

А ведь кто знает, возможно, человек и есть проявление Бога, и любовь к одному немыслима без любви к другому.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.