Урок «Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы»

9
3
Материал опубликован 17 April 2017

Технологическая карта урока

Дата:. .2017 .17. 04

ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 5 а

Тип урока: урок-развития речи

Тема урока: Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы

Цели урока: Обучающая: : повторить тему глагол, НЕ с глаголами. Определение тип текста. Ознакомление с жанром рассказа. Составление рассказа по опорным схемам.

Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;

Воспитательная: воспитывать культуру общения..

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе мы семья,

Если не смогу один,

Сможем ты и я!

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Проверка домашнего задания

Дети. Отвечают на вопросы

Подставить нужные орфограммы, указать падеж имен существительных.

Д/З Знать правило — орфограмму № 21. Выполнить упр. 617. Проверяем домашнее задание. Для того, чтобы выполнить упражнение 617, что нужно было сделать. Проверяем по цепочке.

Проверка полученных знаний.

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Коммуникативные-.

Изучение нового материала

Дети отвечают на вопросы. (Глагол-это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? …Не с глаголами пишутся всегда раздельно. Искл. Если не употребляются без НЕ.

2 дети читают и анализируют пословицы. (Труд в жизни человека)

Что такое глагол? Когда НЕ с глаголами пишется слитно, а когда раздельно?

Чтение и анализ  предложений на интерактивной доске:

1.Труд кормит, а лень портит.

2.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

3.Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
4.На опушке в избушке 
Живут старушки-болтушки. 
У каждой старушки лукошко. 
В каждом лукошке кошка. 
Кошки в лукошках 
Шьют старушкам сапожки.

Определите  тему прочитанных  предложений (пословиц и скороговорки).

Какую роль играют согласные в каждом из предложений? ( С их помощью создаются «звучащие» образы)

Где особенно отчётливо видны представленные образы? ( В скороговорке: звуки Ж, Ш рисуют болтающих (шушукающихся), ничего не делающих  старушек, хорошо ещё, что у них есть кошки, олицетворяющие жизнь, сказочные животные шьют сапожки ).

- Какой вывод мы можем сделать: о чём  рассказывается в  данных  предложениях?  Какая часть речи помогает  в этом? ( Предложения  передают сами действия старушек и кошек,  повествуют о них при помощи глаголов).

- Следовательно, это какой тип речи? (Повествование).

- Дети самостоятельно формулируют  тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь.

Фронтальный опрос.

III. Изучение новой темы 

Применение полученных знаний.

Регулятивные-прогнозирование.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Дети

Записывают типы речи. Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Потому что рассказ –это ….

Типы речи.

повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и наконец (к нему ставится вопрос что произошло?)

описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?)

рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?)

Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков.

Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков.

Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?

Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?

Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом.
А что можно считать рассказом?

Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло.

Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит
случай.

Выполнение задания

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль

Выполняют задание для самопроверки

Что показывают приведенные схемы?
Используя их, составьте и запишите предложения, которые могли бы быть началом рассказа.

IV. Подведение итогов урока.

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания!

Д/З дописать рассказ по рисункам.

 

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересная разработка!

1 August 2017

Замечательный урок, спасибо!

3 August 2017

Интересный урок! Можно взять что-то и для себя!

10 August 2017