Урок «Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы»
Технологическая карта урока
Дата:. .2017 .17. 04
ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 5 а
Тип урока: урок-развития речи
Тема урока: Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы
Цели урока: Обучающая: : повторить тему глагол, НЕ с глаголами. Определение тип текста. Ознакомление с жанром рассказа. Составление рассказа по опорным схемам.
Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
Воспитательная: воспитывать культуру общения..
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа. |
Ты мой друг и я твой друг, Вместе мы семья, Если не смогу один, Сможем ты и я! |
Приветствие, настрой на урок. |
Проверка готовности к уроку. |
Коммуникативные-установка на общение |
Проверка домашнего задания |
Дети. Отвечают на вопросы Подставить нужные орфограммы, указать падеж имен существительных. |
Д/З Знать правило — орфограмму № 21. Выполнить упр. 617. Проверяем домашнее задание. Для того, чтобы выполнить упражнение 617, что нужно было сделать. Проверяем по цепочке. |
Проверка полученных знаний. |
Знание правил и умение их применять и приводить примеры. |
Коммуникативные-. |
Изучение нового материала |
Дети отвечают на вопросы. (Глагол-это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? …Не с глаголами пишутся всегда раздельно. Искл. Если не употребляются без НЕ. 2 дети читают и анализируют пословицы. (Труд в жизни человека) |
Что такое глагол? Когда НЕ с глаголами пишется слитно, а когда раздельно? Чтение и анализ предложений на интерактивной доске: 1.Труд кормит, а лень портит. 2.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 3.Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Определите тему прочитанных предложений (пословиц и скороговорки). Какую роль играют согласные в каждом из предложений? ( С их помощью создаются «звучащие» образы) Где особенно отчётливо видны представленные образы? ( В скороговорке: звуки Ж, Ш рисуют болтающих (шушукающихся), ничего не делающих старушек, хорошо ещё, что у них есть кошки, олицетворяющие жизнь, сказочные животные шьют сапожки ). - Какой вывод мы можем сделать: о чём рассказывается в данных предложениях? Какая часть речи помогает в этом? ( Предложения передают сами действия старушек и кошек, повествуют о них при помощи глаголов). - Следовательно, это какой тип речи? (Повествование). - Дети самостоятельно формулируют тему урока и цели. Тему записывают в тетрадь. |
Фронтальный опрос. III. Изучение новой темы |
Применение полученных знаний. |
Регулятивные-прогнозирование. Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики. |
Закрепление нового материала |
Дети Записывают типы речи. Отвечают на вопросы. Работают с текстом. Потому что рассказ –это …. |
Типы речи. повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и наконец (к нему ставится вопрос что произошло?) описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?) Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему? Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему? Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом. Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. |
Выполнение задания |
Применение полученных знаний. |
Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Контроль |
Выполняют задание для самопроверки |
Что показывают приведенные схемы? |
IV. Подведение итогов урока. |
Применение полученных знаний. |
Личностные-применение полученных знаний. |
Рефлексия |
Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке. |
Сумели ли вы, справиться с заданием сегодня? Что показалось для вас трудным? Чему вы научились? Довольны ли вы собой? Всем спасибо за внимание, урок окончен, до свидания! |
Д/З дописать рассказ по рисункам. |
Личностные- способность к самооценке на основе успешности. |
Сафонова Елена Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Светлана Лушникова (Кузнецова)