Сочинение "Кому на Руси жить хорошо"

0
0
Материал опубликован 2 March 2020

Автор публикации: Н. Рубанова, студентка 1 курса

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо».

План:

Вступление.

История написания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Изображение простого народа в поэме.

Заключение.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг…..

Н.А.Некрасов

Удивительно, что мир меняется с необыкновенной скоростью, а некоторые вопросы, поставленные писателями 19 века, остаются актуальными и в начале 21 века. Лев Николаевич Толстой и его Пьер Безухов с вопросами «Что есть добро?», «Что есть дурно?», Николай Алексеевич Некрасов – «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Ведь и сегодня, если выйти с социальным опросом на улицы нашего города, то ни у кого из опрашиваемых этот вопрос не вызовет удивления.

Поэт начал работу над поэмой в начале 60-х годов 19 века и писал ее до самой смерти. До сих пор ведутся споры о композиции поэмы. Так о чем же это произведение и что главного мы, как читатели, должны вынести из этого произведения? Несомненно одно: создавая «эпопею крестьянской жизни», Некрасов стремился показать все стороны русской действительности, все проблемы, которые были в России во второй половине 19 века. Сам поэт тяжело воспринял реформу, которая не дала желаемого освобождения крестьянам. Н.Г.Чернышевский вспоминал: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части Положения о крестьянах». «Да разве это настоящая воля!- говорил Некрасов. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

композиция поэмы строится как путешествие семерых странников – мужиков в поисках счастливого. Глазами крестьян читатель видит села, деревни, через которые идут странники. Описание пейзажа дается в неразрывной связи с жизнью простого народа, его бытом. Описание пейзажа рождает ощущение неустроенности, обездоленности и горя. Так, можно привести строки из описания села деревни Клин:

Что ни изба – с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыши слома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома.

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит….

Все описания в поэме свидетельствуют о том, что и после долгожданной отмены крепостного права жизнь крестьян не изменилась в лучшую сторону: по-прежнему повсюду бедность, невежество, голод.

Читая поэму, мы можем наблюдать галерею крестьянских образов. В своем сочинении хочу остановиться на самых ярких, воплощающих целые части крестьянского мира.

Одним из таких образов является Яким Нагой. Яким Нагой представляет ту часть крестьянства, для которой характерно не пассивное, а активное начало. Он выступает в поэме как народный защитник. Это крестьянин остро чувствует несправедливость по отношению к крестьянам, понимает, что рано или поздно терпение крестьян закончится и дает грозное предостережение:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная_

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова, кровавым лить дождям…

Несомненно, Яким Нагой – человек, способный постоять за народные интересы, готов вступить в бой с теми, кто видит в народе лишь темную, необразованную массу.

Другим ярким образом в поэме является Савелий. Портрет Савелия напоминает нам образ богатыря Святогора. О Савелии рассказывает крестьянка Матрена Тимофеевна. Савелий так же, как и Яким Нагой, воплощает в себе большую часть крестьянства, которая не хочет мириться со своим угнетенным положением. Савелий рассказывает Матрене о том, что корежские крестьяне достаточно долго терпели издевательства своих угнетателей, но и их терпению пришел конец. Поэт в слово «народное терпение» вкладывает такие понятия, как стойкость, выносливость, умение противостоять злу. Через образ Савелия Некрасов показывает и силу, и бессилие народа одновременно.

Ярким крестьянским образом в поэме можно назвать Ермилу Гирина. Ермилу отличает честность, желание помочь другому крестьянину.

Где хватит силы-выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно-

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…


Ермила Гирин – народный заступник, который не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он борется за добро и правду, социальную справедливость.

Некрасов не мог сам не ответить на вопрос, поставленный в поэме. Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов. Именно этот образ показывает авторскую позицию: назначение человека в жизни – это служение народу, борьба за него. Истинно счастлив лишь тот человек, который свою жизнь посвятил служению народу, его счастью. Заветная мечта Гриши:

Чтоб землякам моим и каждому

Крестьянину жилось вольготно

Весело на всей святой Руси.



Н.А.Некрасов сказал: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» Всю свою жизнь поэт любил Россию, свой народ, но ненавидел все, что позорило страну , делало несчастливым ее народ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.