Вневременное значение поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (заключительный урок в системе уроков по поэме)
Конспект урока литературы по антикоррупционному просвещению
учителя русского языка и литературы
МБОУ Средняя школа №3Козловской Надежды Евгеньевны
Тема урока: Вневременное значение поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (заключительный урок в системе уроков по поэме).
Тип урока: урок-семинар.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
образовательная: формирование умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы и писателей-северян;
развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);
воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной культуры, к Северу, людям Севера, их традициям; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах, воспитание чувства взаимоуважения, интереса к литературе; формирование активной жизненной позиции и гражданской идентичности в ходе получения общего представления о коррупции и её формах на примере литературных произведений.
Метапредметные: расширение общего кругозора, умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных учебных дисциплин (русский язык, история, обществознание).
Предметные: умение отбирать, анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).
Оснащение урока: тексты художественных произведений, Толковый словарь русского языка Ожегова, портреты писателей, иллюстрации к произведениям.
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап.
Сегодня мы завершаем разговор о поэме-эпопее Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которое по праву считается вершиной творчества поэта, народной книгой. Мы вместе должны суметь доказать, что это произведение является вневременным, так как затронутые в нем проблемы, к сожалению, характерны и для нашего общества.
Вступительное слово учителя.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили крестьяне от господ?
Историческая справка (сообщение учащегося):
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков, и они обязаны были выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне должны были выкупать у помещика землю, но выкуп зависел не от их желания, а от воли помещика. Кто переходил с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие к выкупу – временнообязанными. За выкуп они должны были платить оброк или отрабатывать барщину. Такие отношения позволяли сохранять феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости, что давало возможность помещикам сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы. Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Это массовое закабаление закончилось разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало после «освобождения» такой нищеты, такого унижения и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Как же воспринял царскую реформу «поэт и гражданин» Некрасов?
Поэт ещё в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут. События тех лет, по словам друзей-современников, он переживал трагически, был крайне подавлен…
Мог ли Некрасов остаться в стороне, когда его народ бедствует? Конечно, нет.
Актуализация знаний. (Беседа с учащимися по ранее изученному материалу)
Какие же задачи ставит поэт перед собой, решив написать книгу «полезную, понятную народу и правдивую»?
Понять, счастлив ли народ.
Показать, что жизнь крестьянства после отмены крепостного права оставалась тяжелой, изобразить народное горе и бедствия.
Показать ничтожность тех, кто строит своё благополучие на страданиях других.
Прославить «народных заступников», отдающих свою жизнь борьбе за счастье народа.
С этими задачами Н.А. Некрасов, без сомнения, справился. «По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
Создание проблемного задания на уроке.
Но и перед нами сегодня стоят непростые задачи. Мы попробуем связать произведение XIX века с современностью и ответить на вопросы: в чем состоит вневременное значение поэмы Некрасова? Созвучны ли общественные проблемы того времени и нашего? Существовала ли проблема коррупции в XIX веке и ранее? Можно ли считать эксплуатацию крестьян в ХIХ в. одной из причин коррупции в современном обществе?
Для этого нам необходимо проанализировать отдельные главы поэмы, сравнить и соотнести материал поэмы с произведениями, написанными ранее другими авторами.
Актуализация знаний. Работа с понятиями.
Эксплуатация - присвоение результатов чужого труда.
Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении.
Причины коррупции:
Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан
Переход к капитализму и распад системы контроля
Упущения в кадровой работе
Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников
Не учитывается общественное мнение
Малый доход, низкий уровень жизни
Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности
Работа с текстом поэмы. Анализ глав. Реализация домашнего задания.
Трудовому народу в поэме противостоят эксплуататоры - «дольщики», как назвал их Яким Нагой. Он перечислил только троих: «бог, царь и господин».
Какими мы видим «дольщиков»? (ответы учащихся)
Оболт-Оболдуев в гл. «Помещик» выглядит так:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигаркою во рту…
Его жизненный принцип: Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню
Закон – моё желание!
Кулак – моя полиция!
Крестьяне не верят его честному дворянскому слову:
Нет, ты нам не дворянское…
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Князь Утятин в гл. «Последыш» изображен карикатурно:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И – разные глаза…
Он отдает совершенно нелепые приказы: глухонемого дурака назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. На «вдове Терентьева женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло».
Поначалу он кажется смешным, а не страшным, но мужики в лицо ему говорят: …Последыш ты! По милости
Мужицкой нашей глупости
Сегодня ты начальствуешь…
Кроме царя, помещиков и попов упоминаются ещё чиновники, подрядчики и купцы:
…А драл…как сам Шалашников!..
…У немца – хватка мертвая:
Пока не пустит по миру,
Не отойдя, сосет! (управляющий Фогель)
В произведении нет ни одного портрета кабатчика, но плоды «деятельности» этого кровопийцы представлены наглядно: «без шапок мужики», последнюю одежонку несут они в кабак. Кабатчики довершают ограбление крестьянина, начатое помещиком. Сам царь не появляется в поэме, зато народу хорошо известны царские слуги: чиновники, полицейские, воинские начальники, подьячие, «неправедные судьи», для которых крестьянское горе – случай поживиться.
Комментарий учителя: Какой же можно сделать вывод? В поэме перед нами проходит целая галерея образов «дольщиков», на которых автор смотрит глазами крестьян. Он создает этих персонажей без идеализации, используя сатирические приемы описания. А крестьянская ненависть к помещику, к барину выразилась в словах старосты Власа: «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу!»
Работа в группах (реализация пропедевтического творческого задания в группах).
А сделал ли Некрасов открытие в этом плане? Нет, и подтверждением этого можно считать произведения других авторов, написанные ранее.
Назовите признаки коррупции, имея в виду данное ранее определение. Дайте оценку отраженным в произведениях проявлениям коррупции.
В комедии Гоголя «Ревизор» (1-я группа)
В уездном городе дают и берут взятки: жители уездного города (посетители присутственных мест), чиновники и должностные лица (городничий, судья, попечитель богоугодных заведений), важные государственные персоны («ревизор» Хлестаков).
Налицо презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками (чиновники - ревизор, жители города – чиновники); халатное отношение к должностным обязанностям, преступные нарушения в ведении дел (городничий, судья, попечитель богоугодных заведений).
В романе Пушкина «Дубровский» (2-я группа)
Троекурову нужен был суд, чтобы сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство.
Троекуров выиграл суд, потому что судьи рассчитывали на благодарность, зная о его состоятельности. Боялись, зная о влиятельных связях.
Мы видим презрительное отношение к низшим и подобострастное отношение к высшим чинам: в сцене суда на Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке». Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло.
В повести XVII века «Шемякин суд» (3-я группа)
Простому бедняку удается избежать наказания только потому, что судья Шемяка принимает камень, завернутый в платок, за «посул», взятку и решает дело в пользу бедного брата. А, узнав, что камень был предназначен для «ушибленья» в случае обвинительного приговора, благодарит Бога за спасение жизни. Сюжет сатирической повести XVII века взят за основу сказки нашего северного писателя-сказочника Б.Шергина «Шиш Московский» - одной из «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». В ней представители социальной верхушки показаны карикатурно, а Шиш, с его грубовато-озорным юмором и сообразительностью вызывает симпатию и восхищение.
Комментарии учителя (вывод по групповым заданиям).
Коррупция как общественное явление существовала задолго до написания Некрасовым поэмы «Кому на Руси жить хорошо», что нашло отражение в литературных произведениях 17-20 веков.
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей поэме Н.А.Некрасов показывает формы эксплуатации, которая подготовила «почву» для развития такого явления, как коррупция. Отрадно, что ваша оценка действий и поступков героев в предложенных произведениях однозначна и категорична: явление коррупции в любых формах безнравственно и преступно и бороться с ним нужно на всех уровнях. Но начинать нужно каждому с себя.
Подведение итогов урока.
Оценка деятельности учащихся.
2. Рефлексия: оцените проделанную вами работу по предложенным произведениям и выступления ваших товарищей в группах, их ответы.
3.Домашнее задание (на выбор): Дайте развернутый ответ на вопрос:
«Можно ли считать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» современной?», «Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и сегодня?»