Вневременное значение поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (заключительный урок в системе уроков по поэме)

2
0
Материал опубликован 21 April 2016



Конспект урока литературы по антикоррупционному просвещению

учителя русского языка и литературы

                                                                           МБОУ Средняя школа №3 
                                                                     г. Няндома Архангельской области

Козловской Надежды Евгеньевны



Тема урока: Вневременное значение поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (заключительный урок в системе уроков по поэме).

Тип урока: урок-семинар.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели урока:

образовательная: формирование умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы и писателей-северян;

развивающая: развитие у учащихся способности эстетического и эмоционального восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; развитие умения использовать материал произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей);

воспитательные: воспитание внимательного, вдумчивого, творческого чтения книги; чувства патриотизма, любви и уважения к литературе, к ценностям отечественной куль­туры, к Северу, людям Севера, их традициям; формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся через сравнительный анализ художественных произведений как стимулирование мотивации антикоррупционного поведения.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества при работе в группах, воспитание чувства взаимоуважения, интереса к литературе; формирование активной жизненной позиции и гражданской идентичности в ходе получения общего представления о коррупции и её формах на примере литературных произведений.

Метапредметные: расширение общего кругозора, умение использовать материал художественного произведения в изучении смежных учебных дисциплин (русский язык, история, обществознание).

Предметные: умение отбирать, анализировать и комментировать материал художественного произведения в соответствии с выявленной проблемой (задачей).

Оснащение урока: тексты художественных произведений, Толковый словарь русского языка Ожегова, портреты писателей, иллюстрации к произведениям.

Ход урока.

    Организационно-мотивационный этап.

Сегодня мы завершаем разговор о поэме-эпопее Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которое по праву считается вершиной творчества поэта, народной книгой. Мы вместе должны суметь доказать, что это произведение является вневременным, так как затронутые в нем проблемы, к сожалению, характерны и для нашего общества.

    Вступительное слово учителя.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили крестьяне от господ?

Историческая справка (сообщение учащегося):

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков, и они обязаны были выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне должны были выкупать у помещика землю, но выкуп зависел не от их желания, а от воли помещика. Кто переходил с его разрешения к выкупу, назывались собственниками, а не перешедшие к выкупу – временнообязанными. За выкуп они должны были платить оброк или отрабатывать барщину. Такие отношения позволяли сохранять феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости, что давало возможность помещикам сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы. Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Это массовое закабаление закончилось разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало после «освобождения» такой нищеты, такого унижения и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял царскую реформу «поэт и гражданин» Некрасов?

Поэт ещё в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут. События тех лет, по словам друзей-современников, он переживал трагически, был крайне подавлен…

Мог ли Некрасов остаться в стороне, когда его народ бедствует? Конечно, нет.

    Актуализация знаний. (Беседа с учащимися по ранее изученному материалу)

Какие же задачи ставит поэт перед собой, решив написать книгу «полезную, понятную народу и правдивую»?

    Понять, счастлив ли народ.

    Показать, что жизнь крестьянства после отмены крепостного права оставалась тяжелой, изобразить народное горе и бедствия.

    Показать ничтожность тех, кто строит своё благополучие на страданиях других.

    Прославить «народных заступников», отдающих свою жизнь борьбе за счастье народа.

С этими задачами Н.А. Некрасов, без сомнения, справился. «По словечку» в течение 20-ти лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

    Создание проблемного задания на уроке.

Но и перед нами сегодня стоят непростые задачи. Мы попробуем связать произведение XIX века с современностью и ответить на вопросы: в чем состоит вневременное значение поэмы Некрасова? Созвучны ли общественные проблемы того времени и нашего? Существовала ли проблема коррупции в XIX веке и ранее? Можно ли считать эксплуатацию крестьян в ХIХ в. одной из причин коррупции в современном обществе?

Для этого нам необходимо проанализировать отдельные главы поэмы, сравнить и соотнести материал поэмы с произведениями, написанными ранее другими авторами.

    Актуализация знаний. Работа с понятиями.

Эксплуатация - присвоение результатов чужого труда.

Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении.

Причины коррупции:

     Бюрократизм при рассмотрении законных просьб граждан

     Переход к капитализму и распад системы контроля

     Упущения в кадровой работе

     Нарушения в государственной, финансовой дисциплине чиновников

     Не учитывается общественное мнение

     Малый доход, низкий уровень жизни

     Либерализм к проявлениям коррупционной деятельности

    Работа с текстом поэмы. Анализ глав. Реализация домашнего задания.

Трудовому народу в поэме противостоят эксплуататоры - «дольщики», как назвал их Яким Нагой. Он перечислил только троих: «бог, царь и господин».

Какими мы видим «дольщиков»? (ответы учащихся)

    Оболт-Оболдуев в гл. «Помещик» выглядит так:

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигаркою во рту…

Его жизненный принцип: Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню

Закон – моё желание!

Кулак – моя полиция!

         Крестьяне не верят его честному дворянскому слову:

Нет, ты нам не дворянское…

Дворянское с побранкою,

С толчком да с зуботычиной,

То непригодно нам!

      Князь Утятин в гл. «Последыш» изображен карикатурно:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза…

Он отдает совершенно нелепые приказы: глухонемого дурака назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. На «вдове Терентьева женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло».

Поначалу он кажется смешным, а не страшным, но мужики в лицо ему говорят: …Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь…

Кроме царя, помещиков и попов упоминаются ещё чиновники, подрядчики и купцы:

…А драл…как сам Шалашников!..

…У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя, сосет! (управляющий Фогель)

В произведении нет ни одного портрета кабатчика, но плоды «деятельности» этого кровопийцы представлены наглядно: «без шапок мужики», последнюю одежонку несут они в кабак. Кабатчики довершают ограбление крестьянина, начатое помещиком.  Сам царь не появляется в поэме, зато народу хорошо известны царские слуги: чиновники, полицейские, воинские начальники, подьячие, «неправедные судьи», для которых крестьянское горе – случай поживиться.

Комментарий учителя: Какой же можно сделать вывод? В поэме перед нами проходит целая галерея образов «дольщиков», на которых автор смотрит глазами крестьян. Он создает этих персонажей без идеализации, используя сатирические приемы описания. А крестьянская ненависть к помещику, к барину выразилась в словах старосты Власа: «Хвали траву в стогу, а барина – в гробу!»

    Работа в группах (реализация пропедевтического творческого задания в группах).

А сделал ли Некрасов открытие в этом плане? Нет, и подтверждением этого можно считать произведения других авторов, написанные ранее.

Назовите признаки коррупции, имея в виду данное ранее определение. Дайте оценку отраженным в произведениях проявлениям коррупции. 

            В комедии Гоголя «Ревизор» (1-я группа)

В уездном городе дают и берут взятки: жители уездного города (посетители присутственных мест), чиновники и должностные лица (городничий, судья, попечитель богоугодных заведений), важные государственные персоны («ревизор» Хлестаков).

Налицо презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками (чиновники - ревизор, жители города – чиновники); халатное отношение к должностным обязанностям, преступные нарушения в ведении дел (городничий, судья, попечитель богоугодных заведений).

        В романе Пушкина «Дубровский» (2-я группа)

Троекурову нужен был суд, чтобы сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство.

Троекуров выиграл суд, потому что судьи рассчитывали на благодарность, зная о его состоятельности. Боялись, зная о влиятельных связях.

Мы видим презрительное отношение к низшим и подобострастное отношение к высшим чинам: в сцене суда на Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке». Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло.

         В повести XVII века «Шемякин суд» (3-я группа)

Простому бедняку удается избежать наказания только потому, что судья Шемяка принимает камень, завернутый в платок, за «посул», взятку и решает дело в пользу бедного брата. А, узнав, что камень был предназначен для «ушибленья» в случае обвинительного приговора, благодарит Бога за спасение жизни.  Сюжет сатирической повести XVII века взят за основу сказки нашего северного писателя-сказочника Б.Шергина «Шиш Московский» -  одной из «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными».  В ней представители социальной верхушки показаны карикатурно, а Шиш, с его грубовато-озорным юмором и сообразительностью вызывает симпатию и восхищение.

    Комментарии учителя (вывод по групповым заданиям).

Коррупция как общественное явление существовала задолго до написания Некрасовым поэмы «Кому на Руси жить хорошо», что нашло отражение в литературных произведениях 17-20 веков.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей поэме Н.А.Некрасов показывает формы эксплуатации, которая подготовила «почву» для развития такого явления, как коррупция. Отрадно, что ваша оценка действий и поступков героев в предложенных произведениях однозначна и категорична: явление коррупции в любых формах безнравственно и преступно и бороться с ним нужно на всех уровнях. Но начинать нужно каждому с себя.

    Подведение итогов урока.

    Оценка деятельности учащихся.

2. Рефлексия: оцените проделанную вами работу по предложенным произведениям и выступления ваших товарищей в группах, их ответы.

3.Домашнее задание (на выбор): Дайте развернутый ответ на вопрос:

«Можно ли считать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» современной?», «Почему поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и сегодня?»

Комментарии
Комментариев пока нет.