Урок литературы на тему: «Кому на Руси жить хорошо.....»
9 класс
18.01.2017
«Кому на Руси жить хорошо»
Цель: познакомиться с главными героями.
Задачи:
оценить то новое, что внес Некрасов в сам жанр поэмы.
Обратить внимание учеников на фольклорные, сказочные мотивы, введенные в текст, на его близость к народной поэзии
Формирование умения самостоятельно анализировать предложенный отрывок
Обучение умению сотрудничать друг с другом.
Ход урока.
1.Слово учителя. Поэт М.Светлов как-то пошутил: «Человек бывает счастлив два раза: первый, когда он слушает сказки, второй–когда сочиняет их». В каком-то особом приподнятом и, может быть, счастливом состоянии духа свою «сказку» Некрасов. Уже не первый раз брался он за этот такой и трудный жанр, а полная удача ожидала именно сейчас. Поэт недаром печатал «Пролог» отдельно, ещё до написания других глав(«Современник»1866,№1). Он настолько органичен и великолепен сам по себе, что достоин отдельного чтения, чтения-наслаждения.
Прослушивание аудио записи. Пролог
2.Выявление места действия поэмы.
3.Остановимся на картине ночного леса, со строк «проснулось эхо чуткое...» до «О чём они шумят».
Как создается картина весеннего леса? Сравните образы весны в стихотворении «Зеленый шум» с образами «Пролога».
Говорят «художники»:
У Некрасова немало описаний весенней природы. Но это совершенно новое. Послушайте, как лирически задушевно звучат строки в зелёном шуме»:
Как молоком облитые...
Образы этого стихотворения — «липа блёднолистая», «белая берёзонька с зелёною косой», «повеселелые сосновые леса», и всё это пригрето тёплым солнышком.
Представьте иллюстрацию к этим строкам — это нежная акварель с её переливами. А как нужно было бы иллюстрировать следующие строки?
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев...
...И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра...
...Сова —замоскворецкая
Княгиня — тут же мычется,
Летает над крестьянами...
.. .Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам... (V, 9 — 10)
Это должны быть яркие, обобщённые образы животных, таких, какие живут в сказках, близких по поведению людям.
? Знаете ли вы художников такого рода, чьи иллюстрации были бы близки некрасовским образам?
4.Какие ещё сказочные образы введены в «Пролог»? Группа «литературоведов» говорит о приметах сказки: начало, волшебное число 7, сказочные предметы и животные-помощники, баба Дурындиха, превратившаяся в ведьму и т.п.
5. Назовите элементы живой разговорной речи в языке «Пролога» (поэмы, пословицы, поговорки,загадки)
6. Приведите примеры постоянных эпитетов, тавтологий, суффиксов, характерных для произведений фольклора
7. Найти примеры жанрово-стилевых средств, свойственных фольклору(параллелизма, единоначатия и т.п.)
8.Каковы мужики в изображении поэта? (разумные или не очень, люди серьёзные, положительные или пустые спорщики, неуступчивые упрямцы, добрые или злые?)
На первый взгляд семь некрасовских мужиков могут и не вызвать к себе положительного отношения: и крикливы, и грубоваты, и прямолинейны, и упрямы. Но обратим внимание на монолог старика Пахома и видим удивительную философию крестьянина.
9.Как в сказочный пролог вводятся конкретные исторические реалии? Работа «языковедов» и «историков».
Вывод: сказочная «проницаемость» и былинный масштаб пространства населены реальными крестьянами, живущими в простых русских селах, в каждой детали- угадываемый крестьянский мир Руси, с которым нам ещё предстоит познакомиться в 10 классе.
д\з «Тема поэта и поэзии в русской литературе» К.Ф.Рылеев «Гражданин», А.С.Пушкин «К другу стихотворцу», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», М.Ю.Лермонтов «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», Н.В.Гоголь лирическое отступление о поэтах в начале 7 главы «Мёртвых душ», Н. А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт», «Тот не поэт», «Элегия», «Муза»