Сочинение по картине Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»: «История барменши и история художника»
Автор публикации: Д. Горбачёва, студентка 1 курса
Сочинение по картине Эдуарда Мане «Бар в «Фоли-Бержер»: «История барменши и история художника»
План:
1 Вступление:
- Эдуард Мане – предвозвестник импрессионизма.
- Бар в «Фоли-Бержер» - не место для скуки.
2 Основная часть:
- Героиня произведения.
- Символика полотна.
- Зеркальное отображение как средство построения композиции, раскрытия образа героини и замысла автора.
3 Заключение:
- Проблема жанровости картины «Бар в «Фоли-Бержер» как следствие авторского замысла.
Картина «Бар в «Фоли-Бержер» была написана в 1882 году великим живописцем французским Эдуардом Мане. Стоявший у истоков импрессионизма, он получил всеобщее признание лишь через многие годы после смерти. Полотна Мане не были написаны в соответствии с общепринятыми канонами и категорически отвергались консервативными современниками. Его произведения, лишённые академических штампов, долгое время оставались непонятыми.
«Бар в «Фоли-Бержер» стала одной из последних работ мастера. Неизлечимо больной Мане, несмотря на ревматизм, продолжал ходить в бары и веселиться с друзьями. Как раз один из таких баров автор изобразил на полотне. «Фоли-Бережер» – одно из самых известных мест Парижа, являлось пристанищем для молодой французской богемы. Здесь они развлекались, забывая о скуке и повседневных хлопотах. Изысканный клуб-варьете был известен бурной ночной жизнью, многочисленными развлечениями и легкодоступными женщинами. Не исключением являлись и барменши.
Главной фигурой на этом полотне является стоящая за барной стойкой молодая девушка. Предпочитая изображать в своих произведениях реальных людей, моделью для этой картины Мане нанял буфетчицу Сьюзен, работающую в этом заведении. Автор изобразил барменшу как молодую, светловолосую девушку, одетую в элегантное вечернее платье с глубоким декольте, которое, как и рукава, украшено кружевами. В её ушах красуются маленькие аккуратные серёжки, а руку украшает отнюдь не маленький золотой браслет. Крупный медальон гордо висит на стройной шее, визуально удлиняя её. Девушка стоит, слегка наклонившись и оперевшись руками о мраморную столешницу, вся её поза расслаблена.
Помимо дорогих аксессуаров, надетых на юной буфетчице, её чёрное бархатное платье украшают увядающие цветы. Их красные и белые лепестки уже клонятся к земле и будто бы готовы оторваться от сердцевины, чтобы оправиться в последнее падение перед неизбежной кончиной. Возможно, этим автор хотел показать своё состояние перед смертью. Но не только увядающие цветы намекают на это. Обстановку веселья и флирта вокруг нарушают глаза героини. Безумно печальные они будто смотрят в пустоту. Она устала от работы, но, вероятнее всего, тоже задумалась о бытие и о том, что жизнь не вечна.
Находясь здесь, в этом месте, и занимая эту должность, героиня должна быть, напротив, весела и кокетлива. Это, кстати, художник смог изобразить благодаря новому для него приёму зеркального отображения. Действительность в находящемся позади девушки огромном зеркале слегка искажена. Её поза не соответствует реальности, а некоторые бутылки сменили своё положение. Барменша в зеркале наклонена к мужчине в цилиндре, образом для которого послужил знакомый Мане Анре Дюпри, и нетрудно догадаться, что их разговор носит интимный характер.
Всё пространство рядом с героями заполонила серая безликая толпа, среди которой выделяются несколько человек: дама в ярко-оранжевых перчатках рядом с кавалером и женщина с биноклем. Возможно и здесь автор изобразил своих знакомых. Также ярким пятном являются свисающие с потолка ножки в ярко-зелёных туфлях. Они принадлежат воздушной гимнастке Катарине Джонс, выступавшей в этом баре. Можно предположить, что Мане был знаком и с ней.
Получается, если представить, что художник через образ Сьюзен описал себя и своё состояние, то несоответствие реальности и зеркального отражения можно объяснить тем, что в зеркале он попытался передать себя, борющегося за жизнь, развлекающегося с друзьями, которых и изобразил на полотне. Там в «зазеркалье» он ценит каждое пережитое мгновение, радуется и шутит, позволяя себе забывать о приближающейся смерти. В реальности же художник изобразил себя уже смирившегося с неизбежностью, меланхоличного и уставшего. И всё это он передал лишь через глаза, дополнив образом увядших цветов.
Но также Мане показал, что даже в этой безвыходной ситуации и серых буднях можно найти что-то по-настоящему прекрасное. Такой деталью являются нежные розы, стоящие в хрустальной вазе. Их изысканные бутоны расправились и теперь им остаётся лишь отдыхать, радуя всех своей красотой и грацией. Рядом с розами, в такой же утончённой хрустальной вазочке, лежат яркие апельсины. Они заряжают бодростью, поблёскивая при свете огромных люстр. Большую часть холодной мраморной столешницы занимают бутылки с горячительными напитками. Возможно они и являлись тем самым ярким акцентом в серых буднях умирающего живописца.
Искусствоведы ведут жаркие споры о жанровой принадлежности картины. Можно назвать полотно портретом, рассказывающем историю автора через нежный, эмоциональный образ героини. Но, вместе с тем, и элементы натюрморта, выстраивающие передний план композиции, помогают живописцу раскрыть подтекст произведения. Вид в зеркале является жанровой сценкой. Жанровую сцену представляет собой пестрое, сумбурное веселье, открывающееся взору и героини и доступное зрителю только благодаря зеркалу на заднем плане.
Неопределённость в жанре говорит о глубоком смысле, заложенным художником в произведение. Эдуард Мане очень любил жизнь, а эта картина была последним напоминанием о прожитых годах. Хотел ли Мане передать несоответствие своего душевного состояния с тому, что он показывал людям, благодаря приёму с зеркальным отражением или же в этом был заложен другой смысл? Почему буфетчица не улыбается и кого собой олицетворяет? Эту картину разбирали до мельчайших деталей, пытаясь разгадать замысел автора. Шедевр озадачил многих критиков, а секрет полотна не раскрыт до сих пор.