Сочинение по «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе» Н.С.Лескова. "Власть и народ в сказе Н.С.Лескова".
Автор публикации: Т. Ротова, ученица 6О класса
Сочинение по «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе»
Н.С.Лескова.
Власть и народ в сказе Н.С.Лескова.
План сочинения.
1. В поисках ответов.
2. Стоит задуматься о представителях власти:
а) Александр I,
б) Николай I,
в) атаман Платов.
3. Стоит поговорить о представителях народа.
4. Взаимоотношения власти и народа.
5. Значение сказа Н.С.Лескова для общества.
Что же такое власть, а кто такой народ? Какие герои были воплощением правительства, а какие простых людей? И какие у них были взаимодействия? На эти вопросы мне предстоит ответить.
Начнем с того, что в сказе Николая Семеновича Лескова «Левша» просматривается противопоставление двух правителей – Николая I и Александра I. Изначально Лесков дает понять, что точка зрения Александра I не близка автору, император не верит в русский народ и его способности: «Там – говорит, - такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Николай Семенович считал, что отрицание заслуг русских мастеров – жалкое зрелище, а Александр I восхищался всем, чем можно, но не шедеврами русского зодчества, поэтому смерть государя автор сделал в отъезде в другую страну.
Что касается второго представителя власти, Лесков считал, что его точка зрения приближена к взглядам автора на русское искусство, Николай I верил в способности русского народа, не хвалит чужие работы просто так, чем вызывает симпатию.
Перейдем к третьему и самому интересному представителю власти – Платову. Он донской казак, который не боялся перечить государю-императору! Слуги во дворце не любили Платова за его храбрость. Позднее Платова выслали из дворца и лишили титула, но автор не готов был вывести столь интересного персонажа из политики государства, когда на престол восходит Николай I, Платов возвращается на службу, а также Платов изначально производит впечатление умного, рассудительного, патриотичного человека: «Ну уж здесь шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам».
Поговорим о представителях народа – трех тульских мастерах.
Первые два мастера не очень подробно раскрыты в произведении. Нам лишь известна их профессия – оружейники, но при этом в сказе видно, что они религиозные люди: мастера уехали в Мценск, чтобы отслужить молебен.
Главный герой произведения – Левша. Вот кто заслуживает особого внимания и почтения. Безусловно, в этом человеке много положительных качеств: доброта, патриотизм, стойкость, скромность и т.д. Однако люди видят отталкивающую внешность и, наверное, боятся его. Ему все равно, сложна ли работа, он доведет ее до конца, до совершенства, до блеска! Левша – профессионал своего дела. Он умелец-самоучка из народа!
Как же складываются отношения между представителями власти и народом? Н.С.Лесков ясно дает понять, что для власти жизнь простого оружейного мастера ничто. Для царя Левша - лишь мастер, который выполнил поставленную задачу, расходный материал, пушечное мясо. Золотые руки бедняка только доказали государю, что русский человек может сделать что-то лучше, чем иностранец, однако самого Левшу не считали человеком. Он грязный, ходит в лохмотьях, простой оружейник «неведомого» сословия. Представители власти могут отдать ему любой приказ, он его выполнит беспрекословно, сделает качественно работу, но заботиться о нем и считаться с ним не обязательно. Он как зверушка в зоопарке. Его можно посадить в карету вместо «пубеля», он будет удивлять зрителя своим искусным мастерством… Самое страшное – быть никем. В наше время эта проблема не так ярко выражается в обществе, но отголоски крепостного права в России еще были долго слышны.
Также очень символично то, что Левша, будучи патриотом, так сильно любя Родину, так и не был признан человеком, и только в Англии, так ненавистной герою, его приняли не только за человека, но и за уникального мастера. Быть может, потом, когда пройдет время, государь осознает, что человеческая жизнь – великий подарок, данный свыше, а он обладает властью над всеми жизнями Российской Империи…
Я считаю, что в сказе Н.С.Лескова «Левша» показан народ в образе беззащитной овечки, которая может развлекать, а когда надоест, то можно будет ее забыть, заколоть, пустить на мясо и на шерсть, а власть показана в образе злого барина, который держит целое стадо овец, и потеря одной никак не отразится на его хозяйстве. Лесков явно давал понять, что такая политика до добра не доведет, а такое отношение к людям загубит русских самородков-мастеров, русскую культуру.
Это произведение не только останется горьким напоминанием нам об ошибках того времени, пагубном влиянии сословного неравенства, но и будет утверждать мысль о том, что душа человека не сломается, что настоящий патриотизм живет в сердце русского народа.
Учащаяся 6 класса «О»
ГБОУ «Школа № 1158»