Сочинение. Такое забывать нельзя!
Автор публикации: А. Трофимова, ученица 9Б класса
Конкурсное сочинение ученицы 9класса Трофимовой Алены.
Такое забывать нельзя!
Отпуск. Лето. Мы семьей в Прохоровке. Там, где произошло великое танковое сражение! Стоит на поле «Звонница», как поминальная свеча. И звучит колокольный звон в память о тех, кто не вернулся с битвы под Прохоровкой, кто отдал жизнь за нашу Победу. Поле, на котором не растут цветы, потому что каждый сантиметр его усыпан железом и полит кровью солдат.
В музее «Третье ратное поле» ты становишься участником событий.. Меня поразила экспозиция «Оккупационный режим», которая рассказывает о расстрелах, угонах мирного населения на работы в Германию, сожжении военнопленных, человеконенавистнической политике фашистов на оккупированной территории Прохоровского района Белгородской области. Экскурсовод рассказывает, что в годы войны в с. Чернянка находился концлагерь, узниками которой были советские военнопленные, работники партийных и советских органов, активисты и другие советские граждане.
Черно-белые, пожелтевшие фотографии, некоторые с оторванными уголками, помятые. С фотографии на меня смотрели изможденные, голодные, полураздетые люди, в глазах которых читалась боль, усталость и обреченность, но не покорность. Ком в горле. Меня сжигало чувство жалости, желание помочь, обогреть. Фотография сильного, мужественного человека. Под снимком выведено имя-Гавриил Конюхов. Капитан советской армии летом 1942 года вместе со своей частью отступал к Дону. Мне показалось или солдат смотрит на меня?
-Я хочу рассказать о зверствах фашистов в концлагере, о друзьях, которые защищали нашу землю. Алена, вы сохраните и расскажите другим. Такое забывать нельзя!
-Мы остановились в селе Гусёк-Погореловка на постой у Терентия Немыкина. Я получил приказа задержать немцев. Немцы наступали со всех сторон, их силы превышали наши в три раза. Фашисты рвались к Сталинграду. Южнее Старого Оскола меня контузило, очнулся уже во вражеском тылу. Несколько месяцев скрывался в лесах и болотах. В одном из хуторов 26 января меня схватили полицаи... А с июля 1942 года Чернянку оккупировали немцы и организовали лагерь для военнопленных, туда я и попал. За попытку побега расстреливали сразу десять человек. В лагере были не только солдаты, но и гражданские. Спали на голой земле, бушевала инфекция, иногда совсем не кормили. заключённых избивали и каждый день гнали на тяжёлые работы. Военнопленных запрягали по 8−10 в сани и босых по колено в снегу заставляли возить из леса деревья и тут же по возвращении из леса приказывали пилить и колоть привезенные деревья, кроме возки деревьев фашисты забавлялись тем, что заставляли пленных возить сани, в которых находились немецкие солдаты. За неповиновение со стороны арестованных, последних избивали. Большинство пленных чернянского концлагеря были красноармейцы. Они попали в плен летом, поэтому к зиме из одежды у многих были только гимнастерки. Но самым страшным был голод.
13 января 1943 года началось наступление Красной армии. Перед отступлением из Чернянки немцы погнали всех пленников в Прохоровский район, где и рассчитывали посадить их на поезда и вывезти в Германию. Более 70 км уставшие больные люди шли по заснеженной дороге в 30-градусный мороз. Знаешь, ничего человеческого во фрицах не было… Из Чернянского района за время оккупации на принудительные работы в Германию было отправили 1054 человека. Отступая, оккупанты сжигали деревни, расстреливали целые семьи, не щадя детей.
В моей голове тысячи вопросов! Как всё это выдержать, остаться человеком верным долгу, чести. И мое сердце отвечает: «Эти события без срока давности. О них надо помнить вечно!»
О том, почему это произошло, нет единого мнения. То ли поступил приказ, то ли командование конвоем приняло такое решение спонтанно. То ли узнали про заговор и поняли, что конвоирам не справиться с несколькими сотнями пусть и безоружных, но отчаявшихся людей. Пленных разместили в школе села Гусёк-Погореловка, где они находились несколько дней. Днем, 26 января 1943 года, немцы собрали жителей села и заставили их подвозить к школе солому, обкладывая ею здание школы. Солому к школе свозили не для тёплых постелей, хотя местные жители были уверены, что это так, и добросовестно везли её целыми санями. Каков же был их ужас, когда увидели как охранники заколотили окна и двери школы, облили её бензином и подожгли. Ночью 27 января 1943 года подожгли школу с находящимися там пленными. Тех, кто пытался выскочить в окна, расстреливали из пулемётов, забрасывали гранатами. Из охваченного смертоносным пламенем здания сквозь взрывы гранат, треск пламени и автоматные очереди раздалась песня: «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и врагов…». Мы пытались спастись, выпрыгивая из окон, но попадали под автоматные очереди фашистов. Эта трагедия, произошедшая 27 января 1943 года, унесла жизни 615 человек. Выжили единицы: кто‑то спрятался в подпол, кто‑то остался жив, так как его завалило телами погибших. Я остался в живых, благодаря двум девочкам. Последний раз в 1983 году я приезжал в Чернянку. Вспоминал события тех дней. Подходил к братской могиле, благодарил Лену и Олю Немыкиных, девочек, которые меня спасли.
Мой мысленный разговор прерывает наш экскурсовод, обращая внимание на следующий стенд. Я говорю: «Спасибо тебе, Гавриил Конюхов. На этом я прощаюсь с тобой, мой герой, защитник, победитель. Я обязательно буду помнить!»
А вот еще одна фотография. Мы у стенда о Полине Неженцевой, она вдова, очевидец того страшного преступления фашистов.
Я слышу её безмолвный рассказ. «… мы услышали на тракте отдалённый гул: голоса, крики, лай собак. Вскоре увидели колонну военнопленных, их гнали из Чернянки. Впереди – четыре автоматчика, рядом – охранники с собаками. По бокам и замыкали колонну также охранники с автоматами и собаками.
…Оборванные, полураздетые, лица измученные, серые, все худые и измождённые. Обуты в рваные калоши или порванные башмаки, к подошвам которых привязаны пучки соломы. Мы пытались как могли кинуть им еду, у кого что было, а также тёплые носки, рукавицы. Один совсем молодой солдатик потянулся за хлебом, который выронил, и сам упал. Охранник тут же его пристрелил. В памяти навсегда остались их лица и голоса…Память-это сила, способная хранить и передавать другому поколению правду о войне и героях. Память –продолжение жизни и сохранение мира! Скажите, разве можно это забыть, предать забвению?
Вечер. Мы вернулись домой из экскурсии. По нашей семейной традиции за чашкой чая вечерами делимся своими впечатлениями, как прошел день, смотрим телевизор. В новостной программе слышу про Украину. И я сравниваю трагедию в Чернянке с происходящим в Одессе, когда сожгли людей в Доме Советов, расстреляли мирных жителей в Буче и в других городах Украины. Когда намеренно бомбят мирное население Белгорода, Донецка. Это делают те, у кого «срок давности» по таким преступлениям истек, кто забыл или переписал историю. У таких преступлений «нет срока давности», пусть это помнят те, кто сейчас творит историю.
И я с еще большим удовлетворением глубже, яснее осознаю, что такое мир, семья, любовь. Как здорово, рядом со мной мой брат, мама, папа. И я вспоминаю слова Гавриила Конюхова. «Правду знать и помнить!»