Публикация «Почему нельзя забывать фольклор?» (4–7 класс)
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Канаевка Городищенского района Пензенской области Медведева Светлана Николаевна
Почему нельзя забывать фольклор?
Краткое содержание статьи.
Изучение произведений устного народного творчества в рамках образовательной программы по литературе требует внимательного отношения к подготовке и проведению уроков по фольклору. Они должны быть особенно увлекательны, проникновенны и богаты краеведческим материалом. Фольклорные традиции села Канаевка располагают к проведению таких уроков и формированию понимания, что сохранение национальной культуры – это важный момент самопознания.
Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин
В современном бурном мире скоростей мы часто не задумываемся о том, что, стремясь вдаль и ввысь, мы отрываемся от земли и разрываем ту глубинную надежную связь с прошлым, без которого нет будущего. Нам некогда писать письма – мы пишем смс, а то и просто отправляем смайлики, нам некогда обобщать, сопоставлять - мы перестали использовать в речи пословицы и поговорки, вечерами нам нужно работать – мы не читаем детям народные сказки и дети, не познавшие их прелести, не понимают их мудрости, а ведь «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!», нам сложно читать былины – мы пропускаем их и заменяем фильмами и мультиками по телевизору, а народную песню, как и классическую музыку, надо любить и уметь слушать, а на это способен не каждый.
Школьные программы по литературе предусматривают ежегодное изучение фольклора, жанров и произведений устного народного творчества в начале учебного года. Обращаемся мы к фольклору и при изучении произведений русской классической литературы, где элементы устного народного творчества необходимы для воссоздания эпохи, характеристики героя. Все учителя литературы понимают, что главной мотивацией изучения предмета или отдельного раздела является интерес ученика, а лучше учителя и ученика – сотворчество, поэтому, я считаю, что уроки по фольклору должны быть особенно увлекательны и проникновенны.
В 5 классе для этого море возможностей, так как малые жанры, детский фольклор к тому располагают. Мы, например, с учениками путешествуем в страну «Фольклорию», переплывая море Загадок, оказываясь на острове Пословиц, попадая в заливы Скороговорок и Поговорок. Играем в лото из закличек, пестушек, потещек… Сочиняем рассказы по пословицам, обсуждаем, оформляем в альбом.
Календарная и обрядовая поэзия шестиклассникам близка по традиционным сельским праздникам: калядуем на Рождество, гадаем во время святок, провожаем Масленицу, встречаем Троицу. Ребята с радостью рассказывают об участии в мероприятиях вместе с родителями и о личном вкладе. Свадебный обряд жителей села Канаевка Пензенской области самобытен, поэтому тоже вызывает интерес.
К написанию этой статьи меня подтолкнула исследовательская работа, которую мы вели с учениками 8 класса в течение 1 четверти. После изучения раздела «Устное народное творчество», который представлен лирическими и историческими песнями, а также преданиями о Пугачеве и Ермаке, нам захотелось углубиться в народное песенное богатство, тем более что село наше богато фольклорными традициями. Встречи с участниками Канаевского фольклорного ансамбля традиционны в моей системе уроков по фольклору, а в этом году я вдруг сильно испугалась того, что нашим любимым бабушкам трудно идти к нам в гости (в большей мере по состоянию здоровья). Конечно, мы послушали канаевские народные песни в записи, ведь создана не одна передача с их участием: «Песенные родники села Канаевка» (оператор Миронов А.), «Село Канаевка - праздники и будни. Мировая Деревня», «Хореографический фольклор Пензенской области»,- Пенза, 1989 г. Многие записи с концертов в селе, районе хранятся в личных архивах, есть виниловый диск, выпущенный фирмой «Мелодия». Песни прекрасно исполнены, глубоко проникают в души слушателей, неповторимы по исполнению. Мысль о дальнейшей судьбе фольклорных традиций и желание встретиться с участниками ансамбля вживую натолкнули на мысль посетить их, взять интервью и оформить собранный материал в проект. Работа удалась, она понравилась ученикам, и это, я считаю, самое главное. Ведь ребята прониклись уважением к тем, кто так преданно хранит традиции прошлых поколений, ощутив неразрывность связи своей с предками. Хорошо, что это произошло в сложном подростковом возрасте, когда они стоят на распутье между тем, что нравится, что надо, что модно, что престижно, что по-настоящему важно. Не знаю, насколько долго мальчишки и девчонки будут думать о важности фольклора для жизни, для литературы и необходимости сохранения традиций села, русского народа. Ведь они всего лишь дети, которые смотрят на нас, взрослых, берут пример с нас.
Чтобы, стремясь вдаль и ввысь, мы не оторвались от земли и не разорвали ту глубинную надежную связь с прошлым, без которого нет будущего, нам необходимо почаще обращаться к произведениям устного народного творчества, осознавая ценность и мудрость накопленного веками и поколениями опыта жизни, творчества, мировосприятия и помнить, что тех, кто по-настоящему глубоко понимал значимость собственной национальной культуры, становится все меньше. Понимание и сохранение национальной культуры – это важный момент самопознания.