Социальный проект на тему «Права детей глазами детей»
Автор публикации: В. Лонин, ученик 6Б класса
Муниципальное Общеобразовательное учреждение
"Средняя Общеобразовательная школа №12"г. Магнитогорска
Социальный проект на тему
«Права детей глазами детей»
Выполнила: ученик 6 «б» класса
Лонин Владислав
Руководитель: учитель истории и обществознания
Гусева Анна Владимировна
2020-2021 уч.год
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3-4
I.Теоретическая часть……………………………………………………… 5-20
1.1.Нормативно - правовые документы о правах ребенка…………………. 5-6
1.2.Права ребенка …………………………………………………………….. 6-10
1.3.Права ребенка в семье……………………………………………………. 10-12
1.4.Права и обязанности ребенка в школе…………………………………... 13-16
1.5.Механизм защиты прав ребенка………………… …………………….... 16-18
1.6.Правовое воспитание детей………………………………………………. 18-20
II. Практическая часть………………………………………………………
2.1 Права ребенка глазами детей………………………………………………21-23
2.2 Права ребенка глазами взрослых………………………………………… 23-24
2.3 Изготовление задачника……………………………………………… 24-25
Заключение………………………………………………………………… ….26
Литература……………………………………………………………………...27
Задачник……………………………………………………………………..28-37
Введение
Мы учим в школе предмет обществознание с пятого класса, в этом году мы начали участвовать в обществоведческих олимпиадах разного уровня. В заданиях олимпиад встречаются вопросы правовой сферы, в частности о правах детей и способах их защиты. Я задумался над этим вопросом, он показался мне интересным и важным. Я решил рассмотреть его в контексте подготовки на занятиях по проектной деятельности вместе с педагогом.
Мы начали изучение темы с рассмотрения нормативно-правовых актов по заданной теме и выяснили, что в Российской Федерации в соответствии с Конституцией ребенку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина. Их соблюдение гарантируется государством. Вопрос о правах ребенка заставил меня ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка, с Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в России», Семейным Кодексом. Многое о правах ребенка я узнала, читая страницы Интернета.
Актуальность темы. Нельзя жить в обществе, не зная законов. Ведь закон - это как особенный путеводитель по жизни для каждого человека. Хочешь быть здоровым и счастливым, жить в мире и безопасности – знай, законы, и тогда ты будешь защищен или сможешь защититься себя сам, от той несправедливости, которая пока еще существует. И у детей и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют в данной сфере. Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому они чаще становятся жертвами несправедливости и насилия. Ребенок не может противостоять насилию взрослых, не зная своих прав. Это проблема, которую должны решать общими усилиями семья, школа, общество, государство. Особенно важно, чтобы свои права знали и умели применить в нужной ситуации дети.
Цель моей работы: выяснить, какие права имеет ребенок и как можно их защитить.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить нормативно-правовые документы по правам ребенка.
2.Выявить знание прав ребенка учащимися и родителями.
3.Выяснить, кто стоит на защите прав ребенка.
4.Создать задачник для школьников «Права ребенка и способы их защиты».
Объект исследования: знания детей о правах ребенка, возможности их применения в реалиях жизни.
Предмет исследования: права детей.
Гипотеза: если я буду знать документы, в которых изложены права ребенка, то я смогу разъяснить их своим друзьям, одноклассникам, взрослым так как, это необходимо для защиты интересов всех детей.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
-теоретический: изучение нормативно-правовых документов, научно-популярной литературы;
-эмпирический: наблюдение, анкетирование, опросы, статистическая обработка данных.
1.1 Нормативно - правовые документы о правах ребенка
Мы живем в постоянно меняющемся мире, но проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании была и будет всегда. Сегодня она стала общечеловеческой. Уровень цивилизации и гуманности общества определяется отношением к детям. На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка. Жизнь, благополучие детей и их права всегда было в центре внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
«После Второй мировой войны международное общество приняло несколько правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18 лет и намечающих обязательства государства и общества перед детьми.
В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала
значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во
всех частях мира». В Декларации прав ребенка были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия всех детей, живущих на Земле. (Документы ООН о детях, женщинах и образовании, 1995)
Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г., в СССР 15 сентября 1990. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Они имеют право на особую защиту, заботу и помощь, так как «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Я узнала, что согласно ст.1 Конвенции о правах ребенка «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка,2007)
1.2 Права ребенка
Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации (ст.ст. 6 15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». (ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,1999)
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Изучив документы, я узнала, что основные права ребенка это:
Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство.
Право на свободу совести и религиозных убеждений.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на отсутствие рабства.
Право на жилище.
Право на свободу слова.
Право на получение информации.
Право пользоваться достижениями культуры.
Право создавать семью.
Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
Количество прав с возрастом ребенка увеличивается.
Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.
Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.
Шестилетний гражданин вправе посещать школу, в праве самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.
Десятилетний гражданин:
дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;
выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать;
вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
может вступать в детские общественные объединения.
Четырнадцатилетний гражданин:
дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
может выбирать место жительства (с согласия родителей);
в праве с согласия родителей вступать в любые сделки;
в праве самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией;
осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности;
вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
имеет право на получение паспорта;
может быть разрешено, вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность);
допускается поступление на работу с согласия родителей (на легкий труд не более 4 часов в день);
имеет право требовать отмены усыновления;
может обучаться вождению мотоцикла;
имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления;
подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред;
может быть, исключен из школы за нарушения.
Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу без письменного согласия родителей (24 часовая рабочая неделя).
Шестнадцатилетний гражданин имеет право:
вступать в брак при наличии уважительных причин;
управлять мопедом при езде по дорогам;
обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
заключать трудовой договор (контракт), рабочая неделя не должна превышать 36 часов;
подлежит административной и уголовной ответственности за правонарушения.
Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).
В 18 лет наступает полная дееспособность гражданина. Он приобретает любые права и налагает на себя любые обязанности.
Изучив, нормативно правовую базу, я узнала, что на международном уровне и в нашей стране существуют права ребенка, которыми он обладает с момента рождения и что права ребенка с возрастом увеличиваются.
1.3 Права ребенка в семье
Любая дорога начинается с первых шагов, здание – с фундамента, а человек становится человеком в семье. Именно в семье ребенок получает первоначальные знания о мире, о людях, которые их окружают, о правилах поведения в обществе. Но ни мне, ни моим сверстникам родители никогда не говорили о правах ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Какие же права имеет ребенок в семье?
В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе.
Между родителями и детьми возникают правоотношения. Они бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся:
право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию;
право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов.
Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей. Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Эта обязанность является одновременно и правом родителей. Поэтому родители не могут передать свое право на воспитание ребенка другому лицу (деду, бабушке, родственникам).
Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием детей обстоит благополучно. Ежегодно в отделения милиции за различные преступления доставляется свыше 900 тыс. детей, 50 тыс. ребят уходят из семей и попадают в приемники-распределители.
Родители обязаны совершать надзор за несовершеннолетними детьми. Кроме того, родители привлекаются к ответственности за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, не достигшими 15 лет, в соответствии с нормами гражданского законодательства. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет отвечают за причиненный вред сами, на общих основаниях.
В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством.
Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.).
Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. Например, по договору займа отец может предоставить сыну денежную сумму для покупки автомашины. Родители и дети могут быть участниками общей долевой собственности. На долевых началах ими могут приобретаться или строиться дома, дачи и т. д.
В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, чек о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних. Родители, злостно уклоняющиеся от выплаты алиментов своим несовершеннолетним детям, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
1.4 Права и обязанности ребенка в школе
Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.
Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. В нашей школе это социальный педагог. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся.
Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения.
В Уставах образовательных учреждений закреплены следующие права учащихся:
Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности;
Право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками;
На свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Учащиеся имеют право принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).
В школах, гимназиях, лицеях и т.п. могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления, различного рода ученические организации, которые допускаются к заседаниям органов управления образовательного учреждения при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся.
Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.
Права обучающегося на уроке:
высказывать личное мнение;
отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
покинуть класс после звонка на перемену.
Права на здоровое и качественное обслуживание
В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере.
В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.
соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
хорошее освещение в классах;
температурный режим, соответствующий принятым нормам.
В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.
Обязанности ученика в школе и на урокеПолноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:
Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
Соблюдение техники безопасности.
Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.
Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:
добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
предъявление дневника по требованию учителя;
внимательно слушать то, что говорит педагог;
приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
своевременно приходить на занятия.
во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.
Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.
Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей или неисполнение ими своих обязанностей.
Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, администрация школы, а также вышестоящие инстанции.
1.5 Механизм защиты прав ребенка
Защита прав и законных интересов детей, осуществляется посредством разнообразных механизмов. Независимо от того, о каком именно механизме идет в том или ином случае речь, под ним понимается система правовых институтов, средств и способов, обеспечивающих эффективную защиту, то есть либо предупреждение различного рода нарушений прав и законных интересов ребенка, либо их восстановление.
В самом общем плане, возможно, говорить о двух типах правовых механизмов: нормативных и правоприменительных.
Нормативные механизмы уже были нами рассмотрены, поэтому нас интересует правоприменительный механизм защиты прав и свобод ребенка.
К правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность осуществляют:
Государственные органы (судебные органы, органы прокуратуры, органы исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних).
Негосударственные органы (общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации).
Общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам детей).
Основное внимание необходимо уделить характеристике некоторых особенностей двух наиболее важных и распространенных правоприменительных механизмов защиты прав детей -- судебной и административной защите.
Считается, что судебная защита (или механизм судебной защиты) является наиболее эффективной и наиболее демократической формой защиты человеком своих прав в современном цивилизованном обществе.
Помимо судебной защиты прав и интересов детей, российским законодательством предусмотрена система органов и учреждений, которые обязаны заниматься профилактической работой с семьями и детьми, защищать и охранять права несовершеннолетних, контролировать деятельность детских учреждений.
В эту систему входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.
Большое значение в области защиты прав детей, имеет институт Уполномоченного по правам человека и совершенно новый институт Уполномоченного по правам ребенка, учрежденный в 2009 г., планомерно появляющийся и в других субъектах Российской Федерации.
Важное место в системе защиты прав детей занимают неправительственные правозащитные организации.
1.6. Правовое воспитание детей
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения.
Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка
Одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
1) знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
2) создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения (обязательное введение во всех образовательных учреждениях предмета «Право»);
3) развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
Правовое воспитание в узком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования правосознания личности, направленный на усвоение личностью системы правовых норм, регулирующих юридически значимое поведение, и формирование готовности к их соблюдению.
Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции нашего государства. Правовое воспитание имеет социально обусловленную педагогическую цель – формирование правопослушного гражданина, соблюдающего и почитающего правовые предписания общества, содержание (нравственно-правовую информацию), которую необходимо передать с помощью специальных средств, форм и методов. Субъектами правового воспитания являются:
- органы государственной власти, например, министерство образования, генеральная прокуратура, министерство информации, министерство внутренних дел и др. Органы государственной власти разрабатывают стратегические цели и задачи в сфере правового воспитания, содержание нравственно-правовой информации, а также осуществляют управление правовоспитательным воздействием;
- уполномоченные органы и учреждения, к которым относятся учреждения образования, органы внутренних дел, исправительные учреждения, печатные и электронные средства массовой информации, на которые государством возложены функции осуществления правового воспитания с членами всего общества либо отдельных его категорий;
- институты гражданского общества – общественные объединения, политические партии, профсоюзные организации, религиозные организации и т.д., чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает национальным интересам в сфере социальной профилактики правонарушений;
- школа;
- семья.
К основным задачам правового воспитания можно отнести:
Общее повышение знаний о праве;
Усвоение воспитуемым правовых требований;
Формирование убеждения в социальной необходимости, полезности и обязательности права;
Внедрение твердых навыков правового поведения
Эти правовые знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.
Практическая часть.
2.1 Права ребенка глазами детей
Я решил узнать, знают ли о своих правах учащиеся нашей школы.
В опросе приняли участие школьники трех возрастных групп 5,6,10 класса.
На первый вопрос: «Как ты считаешь, есть ли у тебя права?» все категории респондентов ответили «Да», что свидетельствует о знании детей о существовании прав ребенка.
«Можешь назвать права, которыми ты обладаешь?» Здесь ответы были различны.
Ученики 5 классов (30 человек) ответили на вопрос с трудом: 30% назвали право на жизнь и 35% право на воспитание в семье.
Из 30 учащиеся 6-х классов 100% на жизнь, 85% опрошенных назвали право на образование, 73%- на медицинскую помощь, 43%- на отдых, 15% на свободу. Отдельные ученики (около 7%) назвали право на труд, выбор фамилии, право высказывать свое мнение.
Из 25 старшеклассников (10 класс) 100%-право на жизнь, 100% назвали право на образование,80%-право на медицинскую помощь, 75%-право на свободу слова, 65% право на воспитание в семье, 40%-свободу совести, 45% на достоинство личности, 30% право на жилье. Остальные права ребенка, закрепленные в Гражданском и Семейном кодексах РФ, могли назвать лишь единицы, следовательно, чаще назывались те права, о которых постоянно говорят в школе или с экрана телевизора.
На основании полученных результатов я сделала следующий вывод: учащиеся школы знают, что имеют права, но знания о самих правах недостаточны. Однако, чем старше обучающиеся, тем больше прав ребенка они могут назвать, тем четче их ответы.
2.2 Права ребенка глазами взрослых
А как выглядят права ребенка глазами взрослых? Какие права имеет ребенок? Такой вопрос я задала родителям школьников. Я обработала их ответы (в опросе участвовало 30 родителей учащихся 5,6,10-х классов), я выяснила, что родители знают о правах ребенка, но не все.
Вот как распределись их ответы в процентном отношении:
-право на образование-86%
-право на медицинскую помощь-50%
-право на свободу слова-50%
-право на жизнь-38%
-право на семью-38%
-право на защиту государством-25%
-право на работу-25%
-право на личную неприкосновенность-16%
-право на жилплощадь-16%
-право на имя, фамилию, отчество-16%
75% родителей считают, что их дети знают о своих правах, 25% считают, что частично.
100% родителей считают, что о своих правах ребенок должен узнавать из семьи, 63% считают, что этим должна заниматься и школа, а 12% назвали еще и правоохранительные органы (полиция).
На вопрос: « Кто по вашему мнению в большей степени нарушает права детей?»75% родителей ответили: «Взрослые». Под словом «взрослые» я думаю, что они видели, и себя, и учителей, и всех с взрослых с кем в жизни приходится сталкиваться ребенку. 25% считают, что это государство, 16%-одноклассники. Родители нашей школы знают, что основные права ребенка записаны в следующих документах:
Конституции РФ-50%
Всеобщей декларации прав человека-36%
Семейном Кодексе РФ-25%
Конвенции о правах ребенка-25%
Гражданском Кодексе РФ-13%
Уставе школы-12%
На вопрос «Кто несёт основную ответственность за ребёнка?» 98% респондентов ответили семья и лишь 2 % считают, что школа.
Всего 35% родителей знают, что правоспособность детей наступает с момента рождения. Не знают родители и о том, что мнение ребенка является основным с 10 лет. Правильно ответили лишь 3%.
На вопрос: «До какого возраста человеческое существо считается ребенком?»
46%-ответили, что до 12 лет, 19% до 14 лет, однако, правильный ответ с 18 лет и на него ответили 35% родителей.
85% анкетируемых знают, что у обоих родителей равные в правах по вопросу воспитания ребенка, если нет судебных ограничений, 16% считают, что у матери всегда больше прав.
Сравнительный анализ, приведенных выше ответов, показал, что ответы респондентов очень разнятся. Родители нашей школы лучше знают права детей, ответственность за правое воспитание возлагают на себя и на школу. У определенного процента опрошенных родителей низкий уровень правовой культуры.
Изготовление задачника.
Изготовление задачника потребовало от нас поэтапной работы
Подготовка эскиза, подбор текста, подбор оформления.
Выполнили компьютерный макет с подбором и расположения текста и картинок в задачнике.
Редакция содержания задачника;
Окончательное оформление и печать задачника, используя формат бумаги А4.
Заключение
На основании изученных нормативно-правовых документов, проведенных социологических исследований я выяснила, какими права владеет ребенок. Моя работа позволила мне сделать следующие выводы:
1. Учащиеся школы знают, что имеют права ребенка, но знания о самих правах недостаточны.
2. Каждый ребенок должен знать свои права, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
3. Существует необходимость правового просвещения. И это однозначно подтвердилось в результате нашей работы. Поэтому важным является необходимость проведения мероприятий по правовому просвещению, как для детей, так и для взрослых.
4.На защите прав и законных интересов ребенка всегда будут стоять родители, органы опеки и попечительства, должностные лица организаций, уполномоченные по правам ребенка и суд.
5.Уважение к закону, правам ребенка - это решающий показатель зрелости гражданского общества
Литература
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ж. Вестник образования №8, 1999г.., стр.15
Демакова И.Д.С верою в ученика.,М.,Просвещение,1989, стр.72
Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.: Народное
образование, 1995, стр. 3
Никитин А.Ф.О политико-правовой социализации учащихся., Обществознание в школе, 1999, №3, стр.39
Права ребенка.http://www.pravаdetiy.ru/
Конвенция о правах ребенка М., РИОР,2007г., стр.3-4
Боголюбов Л.Н.. Обществознание. Учебник для 7 классов, М., Просвещение, 2018г.
Интернет-ресурсы
1. http://uroki-sovy.ru/index.php/zadachi-po-pravu-dlya-shkolnikov/5287-zadachi-po-pravu-na-temu-prava-i-obyazannosti-roditelej-i-detej
2. https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=145
3. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-tema-prava-rebenka.html
4. https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-zaschity-prav-rebenka-v-rossiyskoy-federatsii
Задачник
«Права ребенка и способы их защиты».
Составитель: ученик 6 «б» класса Лонин Владислав
Редактор: учитель истории и обществознания Гусева А.В.
«Права ребенка».
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
Автор: Матюхина Рината 10 лет
Задачник «Права ребенка и способы их защиты».
Отец 3-летнего Костика читал газету сидя на лавочке, а рядом Костик играл в песочнице. Через некоторое время ребенок обратился к отцу с просьбой поиграть с ним. Папа ответил, что он занят чтением, и посоветовал Костику поиграть с другими детьми. Можно ли поведение папы назвать противоправным?
Ответ:
Для разрешения указанной задачи следует иметь в виду все, что было сказано о регулировании семейным правом личных отношений между супругами.
Семейное право не может обязать отца любить своих детей и устанавливает санкции лишь за наиболее вопиющие нарушения (например, за жестокое обращение, за отсутствие всякого участия в воспитании детей). Количество слепленных отцом для ребенка куличиков государство регламентировать не может. В конце концов вполне правомерно принятое в некоторых семьях разделение обязанностей по воспитанию детей, когда супруг ограничивается материальным обеспечением семьи, а супруга, не имея постоянного места работы, занимается воспитанием детей в собственном смысле слова.
Поэтому обязанность родителей воспитывать детей не следует понимать так, что они обязаны откликаться на каждую просьбу ребенка. Смысл данной обязанности скорее заключается в том, что родители должны в целом заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а уж вопрос о конкретных формах такой заботы является прерогативой самих родителей.
Поэтому отдельно взятый поступок папы противоправным назвать нельзя. Другое дело, если папа совсем устранится от воспитания сына. Однако, судя по тому, что он вышел погулять с ребенком, о таких нарушениях речь не идет.
Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав, сколько это может стоить, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вздохом заметила, что дача, на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. На это мать Ирины сказала: «Помолчи, рано еще иметь свое мнение». Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
Ответ:
В соответствии со ст. 57 Семейного кодекса ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Рассматриваемая ситуация, как представляется, не является исключением, и Ирина, несомненно, вопреки представлениям матери, могла выразить свое мнение, тем более что, судя по неоднократности проведения каникул на даче, 10-летнего возраста она достигла.
На детской площадке играли дети. 7-летний Антон ударил палкой 5-летнего Игоря. Сидевшая неподалеку и видевшая эту сцену мать Игоря подошла к Антону и, легонько шлепнув его по мягкому месту, поставила мальчика около дерева, сказав, что он наказан. Через некоторое время подошел отец Антона и, выяснив, в чем дело, посоветовал этой женщине не командовать чужими детьми, а заниматься своим ребенком. Оцените действия указанных лиц с точки зрения закона.
Ответ:
Конечно, следует признать, что воспитание детей — это прерогатива их родителей. В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Именно от них зависит, как воспитывать ребенка, какие ценности ему прививать, какие применять к нему наказания и т. п. Поэтому, конечно, с точки зрения семейного права папа мог потребовать от женщины воздержаться от воспитания его ребенка.
Однако, вряд ли слова папы следует положительно оценить с точки зрения общепринятой морали. В самом деле, Антон ударил палкой мальчика, уступающего ему по возрасту и физическому развитию. Вряд ли такой поступок можно назвать похвальным. После этого мать пострадавшего ребенка не наорала на Антона, не надавала ему подзатыльников, а лишь в мягкой форме указала ему на его неправоту. Поэтому столь резкая реакция папы Антона была безосновательной.
13-летняя Ирина получила ко дню рождения от бабушки и дедушки в подарок 1000 р. Они хотели, чтобы их внучка купила себе на них то, что она сама хочет. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков с этой музыкой. Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.
Ответ:
Для того чтобы решить данную задачу, необходимо вспомнить правила о дееспособности детей, не достигших 18 лет.
Сумма 1000 р., подаренная бабушкой и дедушкой Ирине на день рождения, переходит в ее личную собственность. Однако это еще не означает, что Ирина может самостоятельно ею распоряжаться. Дело в том, что она обладает неполной дееспособностью.
Так, в соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Малолетние в возрасте от 6 до 14 дет вправе самостоятельно совершать:
мелкие бытовые сделки;
сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Как видим, 1000 р. была предоставлена Ирине для свободного распоряжения. Таким образом, вопрос о том, могла ли она их истратить по собственному усмотрению, зависит от того, дали ли родители Ирины (именно они являются ее законными представителями) согласие бабушке и дедушке, чтобы они сделали Ирине именно такой подарок, т. е. подарили 1000 р. с правом самостоятельного распоряжения.
После окончания школы Сергей поступил в электромеханический техникум. Поскольку занятия продолжались по 6 часов да к тому же 2 часа занимала дорога, Сергей просил у родителей каждый день на обед по 30 — 50 р. Через месяц стало ясно, что семья не может свести концы с концами, и мать отказалась давать деньги на обед, посоветовав Сергею брать с собой бутерброды. Сергей, приведя в пример своих однокурсников, которые ежедневно обедают в столовой техникума, едко бросил матери: «Если не можете меня содержать, так нечего было и рожать!» Кто прав в данной ситуации?
Ответ:
В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса родители обязаны содержать лишь своих несовершеннолетних детей. Поэтому если Сергею к моменту возникновения конфликта исполнилось 18 лет, то его притязания вообще следует признать безосновательными.
Однако, даже если ему исполнилось только 17 лет, родителям Сергея не может быть сделан упрек со стороны права, поскольку они не отказывались содержать своего сына, а лишь предложили ему посильную для них форму удовлетворения его потребностей.
Однако, имея в виду, что практически взрослый сын выдвигает родителям в подобной форме требование о своем содержании, им можно лишь посочувствовать.
6.17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
Ответ:
1) юноша имел право на совершение данной покупки;
2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.
7.Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
Ответ:
Действия работодателя правомерны;
Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу;
две особенности: работник в возрасте до 18 лет:
– принимается на работу без испытательного срока;
– подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
– не может работать в ночное время;
– не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы;
– имеет право на сокращённую рабочую неделю;
– имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
– имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
– не может быть отозван из отпуска;
– не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет.
Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
Ответ:
В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:
— продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5 часов, здесь больше;
— рабочая смена не может заканчиваться позднее 22.00 часов, здесь до 23.00;
— можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00;
9. 15-летний Алексей получил доход за свое запатентованное изобретение и решил открыть вклад в банке. Имеет ли право он право самостоятельно распорядиться полученным доходом. Ответ аргументируйте. Приведите любые три характеристики дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 – 18 лет.
Ответ:
1) Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т. е. независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Соответственно Алексей имеет полное право распорядиться Данным вкладом.
2) Могут быть приведены три характеристики;
1. С согласия родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т. п.) и совершать иные юридические действия, в частности заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК).
2. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять авторские и изобретательские права: заключать авторские договоры с целью использования созданных ими произведений" требовать выдачи патента на изобретение и т. д. Полученным гонораром или иным вознаграждением несовершеннолетний распоряжается самостоятельно.
3.Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет выражается также в их праве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.
10. Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей. Права ли мама? Почему?
Ответ:
Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).
Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.
37