Сравнения в произведениях Н. В. Гоголя

16
0
Материал опубликован 30 April в группе

Автор публикации: С. Митрякова, ученица 9А класса


Митрякова Светлана. Практическая частьDOCX / 1.09 Мб

/data/files/n1714503913.docx (Митрякова Светлана. Практическая часть)Слет научных обществ обучающихся образовательных учреждений

общего и дополнительного образования города Нижневартовска



Секция 12

«Филология (литература)»







СРАВНЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В. ГОГОЛЯ








Автор работы:

Митрякова Светлана Алексеевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс Научный руководитель:

Корнеева Ирина Владимировна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»,

учитель русского языка и литературы








Содержание


«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс 8

1. Теоретическая часть 8

1.1. Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации 8

1.2. Типы сравнений и их разграничение в произведениях Н.В. Гоголя 9

Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя 12

Митрякова Светлана Алексеевна, 12

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 12

«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс 12

2. Практическая часть 12

2.1. Особенности сравнений согласно их значению 12

2.2. Структурные особенности сравнений в текстах Н.В. Гоголя 14

Заключение 15

- Проведен анализ сравнений и способов их выражения в произведениях Н.В. Гоголя. 15

Работа над теоретической частью исследования позволила автору дать общую характеристику сравнений, их определение, привести и обобщить точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу. 15

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что специфика художественной картины мира Н.В. Гоголя обусловлена индивидуально-авторским использованием сравнений, которые в наибольшей степени раскрывают особенности художественной картины мира писателя. 15

Перспектива работы над темой. Изучив свойства сравнений в целом и, в частности, на материале произведений Н.В. Гоголя, мы пришли к выводу, что аналогичную систематизацию и похожий анализ можно провести на любом языковом материале, в частности, на текстах других классиков русской литературы, что, безусловно, может стать ценным вкладом в развитие русского языка и отечественной литературы. 15

Литература 16

Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя

Митрякова Светлана Алексеевна Алексеевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс

Аннотация

Сравнение является одним из изобразительно-выразительных средств русского языка и может использоваться в любом из функциональных стилей речи. В тексте, независимо от его жанра, прием сравнения помогает автору ярче выразить мысль, придавая написанному образный характер.

Исследование состоит из двух частей – теоретической и практической.

В теоретической части исследования автор дает общую характеристику сравнений, их определение, приводит точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу.

В практической части представлены результаты исследования, проведен анализ сравнений и определены способы их выражения (на материале русскоязычных произведений Н.В. Гоголя).

Цель исследования - анализ сравнения и способов его выражения в произведениях Н.В. Гоголя - достигнута.

Задачи исследования реализованы автором работы в полном объеме:

1. Изучены разные взгляды исследователей на сравнения и их классификацию по критериям;

2. Рассмотрены типы сравнений, их различение в произведениях Н.В. Гоголя;

3. Проведен анализ сравнений, а также вариантов их выражения в текстах Н.В. Гоголя. Практическая значимость. Приобретенные знания можно будет использовать на уроках русского языка и литературы для совершенствования навыков анализа художественного текста и формирования литературного вкуса на основе изучения сравнений в творчестве писателя с мировым именем.

Научная новизна исследования: сравнения в текстах Н.В. Гоголя рассмотрены на материале произведений, различных по жанру, объему и тематике. Выявлены общие и специфические черты выражения сравнений в творчестве Н.В. Гоголя

Конечным продуктом исследования стала полноценная научная работа, проделанная автором, включившая в себя анализ 13-ти произведений классика, а также иллюстративный материал – буклет, отражающий типы сравнений в сборнике повестей Н.В. Гоголя под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя

Митрякова Светлана Алексеевна Алексеевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс

План исследований

Элементы исследования

Дата

1

Определение проблемы исследования, ее темы.

Обоснование актуальности исследования, формулирование гипотезы, цели, задач.

сентябрь

2

Объектная область: литература, русский язык


3

Выбор темы: Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя


4

Гипотеза: предположим, что специфика художественной картины мира Н.В. Гоголя обусловлена индивидуально-авторским использованием сравнений, которые в наибольшей степени раскрывают особенности художественной картины мира автора.

сентябрь

5

Задачи исследования:

Изучить разные взгляды исследователей на сравнения и их классификацию по критериям.

2. Рассмотреть типы сравнений, их различение в произведениях Н.В. Гоголя.

3. Провести анализ сравнений, а также вариантов их выражения в текстах Н.В. Гоголя.

октябрь

6

Методы исследования:

- описательный метод;

- сопоставительный метод;

- метод компонентного анализа;

- метод контекстного анализа.

октябрь

7

Сбор и изучение теоретического материала:

1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян – М.: Языки русской культуры: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1995.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: Рольф; Айрис-Пресс, 1997.

3. Еремина В. И. Образное сравнение в народной лирике // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С.10-18.

4. Ковалев-Случевский К. «Имея ухо слышать вперед…». Музыкально-эстетическая концепция мира в повести «Вий». Н.В. Гоголь. // Имена и лица русской культуры.- М., 2005.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. / М. Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / В. И. Максимов. – М.: Гардарики, 2001.

8. Некрасова Е.А. Сравнения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. - М.: Наука, 1977. - С.240-294.

9. Основина Г.А. Образность сравнений // Русская речь. - 1974. - №1. - С.9-14.

Ресурсы:

1. Аксаков К.С., Аксаков, И.С. Литературная критика / Сост., вступит. статья и коммент. А.С. Курилова. – М.: Современник, 1981. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.licey.net/lit/crit19/dushi2compare. (Дата обращения: 10.02.2019).

2. Брюсов В. Я. Испепеленный (К характеристике Гоголя). [Электронный ресурс]. URL: http://dugward.ru/library/brusov/brusov_ispepelenniy.html. (Дата обращения: 7.02.2019).

3. Гоголь Н.В. Малое собрание сочинений. – СПб, «Азбука», 2013. – 832 с.

4. Поляков М. Гоголь в оценке русской критики // Н.В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. – М.: Гос. издат. худож. лит. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grk/GRK1003-.htm. (Дата обращения: 9.02.2019).

5. Степанов Н. Гоголь: Творческий путь [Электронный ресурс]. URL: http://needlib.com/bibl/index.php?page=35&Id=48119. (Дата обращения: 9.02.2019).

октябрь-

ноябрь

8

Составление структуры работы.

ноябрь

9

Написание теоретической части исследования.

декабрь - январь

10

Проведение анализа использования сравнений в произведениях Н.В. Гоголя.

январь - март

11

Составление вводной и заключительной частей исследования, подведение итогов, подготовка буклета.

март

















Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя

Митрякова Светлана Алексеевна Алексеевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс

Научная статья (описание работы)

Введение

Актуальность темы. Вопреки тому, что проблема использования сравнения как изобразительно-выразительного средства языка в поэзии достаточно часто обсуждается в научной литературе, данный вопрос остается актуальным и сегодня. В любом художественном произведении какой-либо эпохи сравнения применяются для различных целей, например, для плавного, образного повествования, описания предметов или явлений, для их сопоставления.

Цель исследования: анализ сравнения и способов его выражения в произведениях Н.В. Гоголя.

Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

1. Изучить разные взгляды исследователей на сравнения и их классификацию по критериям.

2. Рассмотреть типы сравнений, их различение в произведениях Н.В. Гоголя.

3. Провести анализ сравнений, а также вариантов их выражения в текстах Н.В. Гоголя.

К методам, которые использовались при исследовании, можно отнести следующие: описательный; сопоставительный; метод компонентного анализа; метод контекстного анализа.

Объектом исследования является сравнение как изобразительно-выразительное средство языка.

Предмет исследования: способы выражения сравнений в следующих произведениях Н.В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (сборник повестей), «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики (из сборника «Миргород»), «Невский проспект» (из сборника «Петербургские повести»), а также повесть «Рим», поэма «Мертвые души» и «комедия «Ревизор».

Гипотеза исследования: предположим, что специфика художественной картины мира Н.В. Гоголя обусловлена индивидуально-авторским использованием сравнений, которые в наибольшей степени раскрывают особенности художественной картины мира автора.


Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя

Митрякова Светлана Алексеевна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс

Теоретическая часть

1.1. Разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации

Сравнение - самый древний вид интеллектуальной деятельности, предшествующий счету. Культура неотделима от сравнения, а сравнение от культуры, ибо сравнение в широком смысле - это проблема тождества и различия [Апресян 1995].

Часто в сравнении актуализируются самые неожиданные признаки, например, скатерть белая, как снег. Здесь актуализируется не цвет (белизна), а нетронутость скатерти; белый, как полотно, т.е. способность менять интенсивность.

Сравнение, как правило, имеет четкую структуру. В ней можно выделить три элемента: 1) предмет (то, что подвергается сравнению); 2) образ (то, с чем сравнивается); 3) признак (сходство, на основании которого сравниваются предметы или явления).

Существует много классификаций сравнений. Можно классифицировать сравнения в зависимости от того, насколько развит тот или иной его элемент: 1) предмет и образ сравнения кратки и лаконичны; 2) - развернутый предмет сравнения, а образ краток; 3) предмет краток (только указан), а образ сравнения очень развит [Основина 1974].

Можно классифицировать сравнения в зависимости от характера их восприятия адресатом: 1) общеязыковые сравнения (признак и образ сравнения известны широкому кругу реципиентов); 2) сравнения, основывающиеся на неожиданном сопоставлении [Некрасова 1977].

Чаще всего анализируемое изобразительно – выразительное средство используется в качестве сравнительного оборота, который присоединяется при помощи различных союзов («как», «как будто», «точно», «словно», «будто»). При помощи указанных союзов могут присоединяться и сравнительные придаточные предложения.

Некоторые сравнения вводятся в предложение при помощи слов, таких как «похож», «подобен», «напоминает». В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого.

Иногда слово, которое отражает подобие предметов, опускается в предложении, однако оно подразумевается и свободно восстанавливается при чтении.

Сравнение может быть оформлено в виде отдельного предложения, которое семантически связано с предыдущим предложением. В подобных сравнениях имеет место «развернутое художественное описание» [Голуб 1997].

Сравнение может быть выражено в форме риторического вопроса. Оно может быть и отрицательным, т.е. таким образом два предмета или явления противопоставляются друг другу.

В художественной литературе можно обнаружить случаи использования неопределенного сравнения. В неопределенном сравнении нет конкретного образа выражения (например, «ни в сказке сказать, ни пером описать»).

Один предмет может сравниваться сразу с несколькими предметами или явлениями. Таким образом, автор художественного произведения дает читателю возможность выбрать подходящее сравнение.

1.2. Типы сравнений и их разграничение в произведениях Н.В. Гоголя


Для того чтобы обозначить величину творчества Н.В. Гоголя, необходимо привести слова великих классиков. Так, И.С. Тургенев пишет: «Гоголь - человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, которым мы гордимся, как одной из слав наших. Классик поставил перед собой задачу открыть цельный народный мир в свободно воссозданном им собственном художественном мире» [цит. по: Поляков: эл. ресурс].

Подобно сравнению человека с жилищем, человек у Гоголя сравнивается со своей профессией:

Казалось, будто широкая труба с какой то винокурни, наскуча сидеть на своей крыше, задумала прогуляться и чинно уселась за столом в хате головы (Н.В. Гоголь «Майская ночь»).

Также Л.И. Шкут упоминает о связи гоголевских реалий и тропов. Согласно этому исследователю, троп, опирающийся на обозначение реалии, имеет самостоятельную значимость в тексте. Троп, отталкивающийся от реалии, имеющей самостоятельную значимость, — один из излюбленных приемов Н.В. Гоголя. Например,

Григорий Григорьевич повалился на постель, и казалось, огромная перина легла на другую (Н.В. Гоголь "Иван Федорович Шпонька и его тетушка").

Или:

в окне помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом также красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара (Н.В. Гоголь "Мертвые души").

Также следует отметить повторяемость гоголевских сравнений. Это мы можем наблюдать, например, в описании Пацюка:

Толстый Пацюк поднял голову и снова начал хлебать галушки (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

"Что он говорит?" - безмолвно спрашивала его мина; а полуотверстый рот готовился проглотить, как галушку, первое слово (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Сравнение может обобщать несколько прямых и непрямых употреблений слова. В "Мертвых душах" метафорическое сравнение, характеризующее Плюшкина: …и сам он обратился, наконец, в какую-то прореху на человечестве — имеет опору в предшествующем контексте: все становилось гниль и прореха.

Во многих своих произведениях Н.В. Гоголь прибегает к сравнению человека с ребенком. Например,

Но Афанасий Иванович рыдал, как ребенок (Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»).

Он весь покорился своему душевному убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его; он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас так, как она, когда уже ничего не осталось (Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»).

Он был чрезвычайно смешон и прост, как дитя. Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью являлся ему почти каждый день, всегда в положении противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка (Н.В. Гоголь «Невский проспект»).

Сравнение Руси с колокольчиком и народа с песней у Гоголя естественно и художественно обоснованно. Душа народа, его песня и сам народ для него нераздельны:

Эх, народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами - пустится! Да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукой по всем струнам бандуры и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней - душа гуляет! (Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота»).

В.Я. Брюсов пишет: «Стремление к крайностям, преувеличениям, к гиперболе сказалось не только в творчестве Гоголя, не только в его произведениях: тем же стремлением была проникнута вся его жизнь [Брюсов, эл. ресурс].



Сравнения в произведениях Н.В. Гоголя Митрякова Светлана Алексеевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени А. В. Войналовича», 9 А класс

Практическая часть

2.1. Особенности сравнений согласно их значению

В ходе анализа мы выявили, что наибольшую группу сравнений составляют сравнения, которые тем или иным образом описывают природу. Эти сравнения используются для создания пейзажных зарисовок. Проанализируем данный тип сравнения на примерах.

Раздольны и велики есть между горами озера. Как стекло, недвижимы они и, как зеркало, отдают в себе голые вершины гор и зеленые их подошвы (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Весь вздрогнул он, когда уже показались перед ним Карпатские горы и высокий Криван, накрывший свое темя, будто шапкою, серою тучею (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Неоднократно сравнивает Гоголь битву с природой:

Так, как будто и не бывало половины Незамайковского куреня! Как градом выбивает вокруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

Далее рассмотрим сравнения Н.В. Гоголя с различными небесными символами.

Так, в его произведениях мы можем наблюдать множество сравнений, связанных со звездами. Например,

В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто, и от орлиных очей парубка не могла укрыться даже краска, стыдливо вспыхнувшая на щепах ее (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Сравнение с солнцем:

Голова, как хозяин, сидел в одной только рубашке и полотняных шароварах. Орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться и меркнуть. (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Глаза в данном примере сравниваются с солнцем, т.е. они все видят и все знают. Благодаря данному сравнению, хозяин глаз (т.е. Голова) уподобляется солнцу, которое обходит свои владения перед отходом ко сну.

Часто в сравнениях Н.В. Гоголя географические местности выступают в качестве предмета или объекта сравнения. Например,

Эти художники и вовсе не похожи на художников итальянских, гордых, горячих, как Италия и ее небо (Н.В. Гоголь "Невский проспект").

тут женщины казались подобны зданьям в Италии: они или дворцы или лачужки, или красавицы или безобразные (Н.В. Гоголь "Рим").

таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Большую группу составляют сравнения, предметами которых являются абстрактные понятия.

Сравнения, выражающие временные понятия, т.е. предметом сравнения является протяженность действия, действие в прошлом, настоящем или будущем. Например, день и ночь:

и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Угрюм колдун, дума черная, как ночь, у него в голове (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Различные мотивы природы также наблюдаются в сравнениях писателя:

Слышался только шум, будто ветер, в тихий час вечера наигрывал кружась по водному зеркалу, нагибая еще ниже воды серебряные ивы (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Далее рассмотрим группу сравнений, характеризующих различные неодушевленные предметы.

Кровь:

В глубоком подвале у пана Данила, за тремя замками, сидит колдун, закованный в железные цепи; а подалее над Днепром горит бесовский его замок, и алые, как кровь, волны хлебещут и толпятся вокруг старинных стен (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Месть (в олицетворении с птицей):

Как птица, мелькает он (пан Данило) там и там (Н.В. Гоголь «Страшная месть»).

Как птица, не останавливаясь, летела она (Н.В. Гоголь «Страшная месть»).

2.2. Структурные особенности сравнений в текстах Н.В. Гоголя

Среди структурных особенностей сравнений следует отметить следующее:

- Сравнение с союзом «как»:

У сотника была дочка, ясная панночка, белая, как снег, как твое личико (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыпают из мешка (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Весь дрожал, как осиновый лист Ляхи, будто упавший осенью с дерева на землю лист (Н.В. Гоголь «Страшная месть»).

А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся, графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

- Сравнение с наречием «подобно»:

тут женщины казались подобны зданьям в Италии: они или дворцы или лачужки, или красавицы или безобразные (Н.В. Гоголь "Рим").

- Сравнение со словом «как будто», «будто»:

Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди (Н.В. Гоголь «Ревизор").

- Сравнение со словами «как бы»:

Парень-запевала, плечистый детина, третий от руля, починал чистым, звонким голосом, выводя как бы из соловьиного горла начинальные запевы песни, пятеро подхватывало, шестеро выносило, и разливалась она, беспредельная, как Русь (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

- Сравнение со словом «похоже»:

лицо его было похоже на красное сукно его жилета (Н.В. Гоголь «Невский проспект»).

дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича: каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!" или "И я тоже очень похож на Собакевича!" (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

Заключение

Сравнения – это излюбленный стилистический прием Н.В. Гоголя, благодаря которому его часто сравнивают с Гомером или Данте. Н.В. Гоголь поглощен описанием природы и человека. Именно поэтому анализ его сравнений предполагает большое количество исследований.

Сравнения, наиболее часто используемые Н.В. Гоголем, отражают семантику: 1) природного описания; 2) небесных символов (звезд и солнца); 3) сравнения с географической местностью; 4) сравнения с абстрактными понятиями; 5) характеристики неодушевленных предметов (кровь, месть, предметы быта, одежды); 6) описания героя; 7) сравнения героя с неодушевленными понятиями; 8) сравнения героя с животными характеристиками; 9) религиозных мотивов.

Особенности построения сравнений тесно связаны с другими стилистическими средствами образности языка: 1) фразеологизмами; 2) гиперболой; 3) олицетворением; 4) аллюзией.

С точки зрения структурных особенностей сравнений в произведениях Н.В. Гоголя, мы проанализировали слова и словосочетания, вводящие сравнение в текст (такие как «как», «подобно», «как будто», «как бы», «похоже», «словно», «что») и т.д.

Цель исследования - анализ сравнения и способов его выражения в произведениях Н.В. Гоголя, достигнута.

Все поставленные задачи нашего исследования были решены.

- Изучены разные взгляды исследователей на сравнения и критерии их классификации;

- Рассмотрены типы сравнений и их разграничение в произведениях Н.В. Гоголя;

- Проведен анализ сравнений и способов их выражения в произведениях Н.В. Гоголя.

Работа над теоретической частью исследования позволила автору дать общую характеристику сравнений, их определение, привести и обобщить точки зрения ученых по рассматриваемому вопросу.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, мы пришли к выводу, что специфика художественной картины мира Н.В. Гоголя обусловлена индивидуально-авторским использованием сравнений, которые в наибольшей степени раскрывают особенности художественной картины мира писателя.

Перспектива работы над темой. Изучив свойства сравнений в целом и, в частности, на материале произведений Н.В. Гоголя, мы пришли к выводу, что аналогичную систематизацию и похожий анализ можно провести на любом языковом материале, в частности, на текстах других классиков русской литературы, что, безусловно, может стать ценным вкладом в развитие русского языка и отечественной литературы.

Литература

1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян – М.: Языки русской культуры: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1995.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учебное пособие / И. Б. Голуб. – М.: Рольф; Айрис-Пресс, 1997.

3. Еремина В. И. Образное сравнение в народной лирике // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С.10-18.

4. Ковалев-Случевский К. «Имея ухо слышать вперед…». Музыкально-эстетическая концепция мира в повести «Вий». Н.В. Гоголь. // Имена и лица русской культуры.- М., 2005.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008.

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. / М. Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Максимов В.И. Русский язык и культура речи / В. И. Максимов. – М.: Гардарики, 2001.

8. Некрасова Е.А. Сравнения // Языковые процессы современной русской художественной литературы. - М.: Наука, 1977. - С.240-294.

9. Основина Г.А. Образность сравнений // Русская речь. - 1974. - №1. - С.9-14.

Ресурсы:

1. Аксаков К.С., Аксаков, И.С. Литературная критика / Сост., вступит. статья и коммент. А.С. Курилова. – М.: Современник, 1981. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.licey.net/lit/crit19/dushi2compare. (Дата обращения: 10.02.2019).

2. Брюсов В. Я. Испепеленный (К характеристике Гоголя). [Электронный ресурс]. URL: http://dugward.ru/library/brusov/brusov_ispepelenniy.html. (Дата обращения: 7.02.2019).

3. Гоголь Н.В. Малое собрание сочинений. – СПб, «Азбука», 2013. – 832 с.

4. Поляков М. Гоголь в оценке русской критики // Н.В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. – М.: Гос. издат. худож. лит. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grk/GRK1003-.htm. (Дата обращения: 9.02.2019).

5. Степанов Н. Гоголь: Творческий путь [Электронный ресурс]. URL: http://needlib.com/bibl/index.php?page=35&Id=48119.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.