Танк и его тактико-технические характеристики
Автор публикации: Д. Горячих, ученик 5А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
Проект
на тему «Танк и его тактико-технические характеристики»
| Исполнитель: Горячих Даниил, ученик МАОУ СОШ № 17, 5 «А» класс |
| Руководитель проекта: А.С. Макурин, учитель физики и математики МАОУ СОШ № 17 |
п. Левиха,
2019г.
Оглавление
| | |
Введение | | 3 |
| Основная часть | 4 |
Глава I. | Теоретическая часть | 4 |
1.1. | История возникновения танков | 4 |
1.2. | Классификация танков общего назначения | 8 |
Глава II. | Практическая часть | 9 |
2.1. | Составление альбома-справочника на основе материалов о танках | 9 |
Заключение | | 13 |
Список литературы | | 14 |
Введение
Актуальность темы. Однажды мне на глаза попался журнал «Т-90С основной боевой танк», прочитав его, я стал увлекаться изучением военной боевой техники. Мне стало интересным узнать о том, что такое танк, когда были построены первые танки, кто был первым изобретателем танков, какие виды танков существуют. На данные вопросы я постараюсь ответить в своем проекте.
Проблемный вопрос: какие тактико-технические характеристики существуют у танков?
Цель исследования: составить альбом-справочник на основе материалов о танках.
Задачи исследования:
Собрать и проанализировать материал по проблеме исследования;
Изучить историю возникновения танков;
Изучить классификацию танков общего назначения;
Обобщить полученные результаты исследования;
Оформить альбом-справочник на основе материалов о танках
Объект исследования: танк.
Предмет исследования: тактико-технические характеристики танка.
Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы на уроках истории и математики.
Методы исследования:
- теоретический: изучение и анализ литературы и материалов сети Internet;
- эмпирический: фотографирование.
Гипотеза: я предполагаю, что у любого танка существуют свои тактико-технические характеристики.
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть
1.1 История возникновения танков
Танк – бронированная боевая машина (сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность), чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.
Прежде чем приобрести высокие боевые и технические качества, танки прошли сложный путь развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конструкций до современных грозных боевых машин.
Таблица 1.
«Предшественники танков»
До XIX века |
Танк Леонардо да Винчи | |
конец XIX века | Гусеничный бронепоезд Буйена | |
начало XX века | Бронированный транспортёр Туллока «Бронеход» (сверхтяжелый танк) В.Д. Менделеева Колесная боевая машина Н.Н. Лебеденко |
Танк Леонардо да Винчи, XV век
Танк эпохи Возрождения, считающийся основным прототипом современных танков, должен был быть сооружен из деревянных и металлических частей. Механизм, посредством которого осуществлялось движение, состоял из колес, зубчатых шестерен и рукояток. Танк должен был перемещаться посредством мускульной силы экипажа, предположительно в числе восьми человек. По периметру конструкции должны были располагаться пушки. Наверху должна была быть сооружена смотровая башня. Танк должен был быть настолько высоким, что внутри должны были устанавливаться лестницы.
Скорее всего, танк предназначался более для запугивания и деморализации противника, нежели как серьёзное орудие поражения. Из-за громоздкой конструкции и низкой проходимости, танк не мог использоваться на местности с изменяющимся рельефом. Также, учитывая вес всей машины, она не могла быть даже сдвинута с места посредством мускульной тяги. Данный проект явно был неосуществим в XV веке, однако задал направление инженерной мысли в сторону создания танков.
Гусеничный бронепоезд Буйена, 1874г.
Гусеничная паровая машина, предназначенная для военных целей, была предложена французом Эдуардом Буйеном в 1874 году в его проекте бронированного вооруженного поезда, катящегося по подвижным повертывающимся рельсам. Проект предусматривал защиту толстой броней, экипаж 200 человек и вооружение – 12 пушек и 4 пулемета. По расчетам изобретателя, такой поезд должен был двигаться по любой местности со скоростью до 10 км/ч при мощности двигателя всего в 20-40 л.с. Естественно, что столь высокие динамические качества машины Эдуарда Буйена не могли быть практически осуществлены.
«Бронеход» (сверхтяжелый танк) В.Д. Менделеева, 1911г.
Замечательный проект гусеничной бронированной и вооруженной машины, впоследствии названной танком, был разработан Василием Дмитриевичем Менделеевым. По одному из вариантов боевая машина В. Д. Менделеева, весом около 170 т, должна быть вооружена 120-мм пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным во вращающейся башенке. Боекомплект пушки – 51 артиллерийский выстрел. Толщина броневой защиты корпуса: лобовой части 150 мм, бортов и кормы 100 мм. Расчетная максимальная скорость движения 24 км/ч. Экипаж должен был состоять из 8 человек.
Детально разработанные чертежи и объемистая объяснительная записка, содержащая подробные расчеты спроектированной боевой машины, говорят об огромной работе, проделанной В. Д. Менделеевым.
«Вездеход» А.А. Пороховщикова, 1915г.
«Вездеход» был сравнительно легкий «аппарат» массой 3,5-4 т, т.е. уровня танкетки. Несущей конструкцией являлась стальная рама, к которой крепились направляющая и три опорных пустотелых барабана. Широкая гусеница обеспечивала низкое удельное давление на грунт, хорошую проходимость, исключала вероятность посадки днищем на препятствие; но применение резиновой ленты признать удачей невозможно в силу ее высокой уязвимости. «Вездеход» обладал высокими скоростными данными и малыми габаритами (длина – 3,6 м, ширина – 2м, высота по корпусу – около 1,5 м), известным образом затрудняющие ведение по ней прицельного огня. В целом способность машины действовать в бою маневренно сомнений не вызывала. Оригинальным образом производился поворот машины. Следует особо отметить конструкцию броневой защиты – она многослойная (лицевой цементированный 2-мм стальной лист, амортизирующая прокладка из волос и морской травы, второй стальной лист) при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы бронекорпуса: оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно к 1915 году.
Колесная боевая машина Н.Н. Лебеденко, 1915г.
Танк Лебеденко (также известен как «Царь-танк», «Летучая мышь», «Нетопырь», «Мастодонт» или «Мамонт») – боевая машина, которая была разработана российским конструктором Николаем Лебеденко в 1915 году.
По конструкции он напоминал орудийный лафет, сильно увеличенный в размерах: пара огромных передних спицевых колес имела диаметр около 9 метров, диаметр заднего катка был значительно меньше – около 1,5 метра. Верхняя пулеметная рубка была неподвижной и находилась на высоте около 8 метров. Ширина Т-образного коробчатого корпуса составляла 12 метров. На его крайних точках, выступающих за плоскости колес, были установлены выступы с пулеметами. Кроме того, предполагалась возможность установки пушек. Под днищем корпуса планировалось установить дополнительную пулеметную башню. Проектная скорость движения машины составила 17 км/ч.
По результатам испытаний, проведенных в 1915 году, танк был признан непригодным к использованию в реальном бою. В итоге проект закрыли.
Таким образом, история возникновения танков зародилась в эпоху Возрождения – XV веке благодаря изобретению танка Леонарда да Винчи, великого изобретателя, художника и ученого. Свое продолжение история о возникновении танков находит в конце XIX – начале XX века в проектах француза Эдуарда Буйена в 1874 году – гусеничный бронепоезд, но динамические качества машины не могли быть практически осуществлены. Также 1911-1916гг. в военное ведомство России был подан целый ряд проектов бронированных машин: «Бронеход» (сверхтяжелый танк) В.Д. Менделеева, «Вездеход» А.А. Пороховщикова, колесная боевая машина Н.Н. Лебеденко, но по разным причинам они также не были реализованы.
Поэтому в дальнейшем появление танков было обусловлено военной необходимостью. Без военной необходимости и накопленного ранее опыта в создании гусеничного двигателя, малогабаритных мощных двигателей внутреннего сгорания, подходящего вооружения и относительно легкой и прочной стальной брони было бы невозможно не только создание этого вида оружия, но и возникновение самой идеи боевой гусеничной машины.
1.2 Классификация танков общего назначения
Танки общего назначения классифицируются по массе на:
- малые танки – танки массой до 5т, вооружённые одним или несколькими пулемётами; предназначались для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовались как средство связи и транспортировки; большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград;
- лёгкие танки – танки боевой массой до 16т (позднее – до 20т), вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом; являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя;
- средние танки – танки боевой массой до 30т (позднее – до 40т), вооружённые пушкой крупного калибра и пулемётами; предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника;
- тяжёлые танки – танки боевой массой свыше 30т (позднее – свыше 40т), вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами, иногда с несколькими орудиями разных калибров; предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов;
- сверхтяжёлые танки – танки массой более 80т.
Таким образом, танки можно разделить в зависимости от использования их свойств и основных признаков (но в разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество классификаций танков), в зависимости от их веса, бронирования, вооружения, проходимости, скорости, компоновки, времени создания и производства.
Глава II. Практическая часть
2.1 Составление альбома-справочника на основе
материалов о танках
Составление альбома-справочника «Танки с древнейших времен и до наших дней» основывается на выбранных методах исследовательской работы:
- изучение и анализ литературы и материалов сети Internet;
- фотографирование.
С помощью этих методов я изучал, что такое танк, когда были построены первые танки, кто был первым изобретателем танков и какие виды танков существуют. На основе изученного материала я сформулировал гипотезу исследования: у любого танка существуют свои тактико-технические характеристики.
В первую часть альбома-справочника «Предшественники танков» вошли фотографии из истории возникновения первых танков (глава I., раздел 1):
|
|
|
|
| |
Во вторую часть альбома-справочника «Виды танков общего назначения и их тактико-технические характеристики» вошли фотографии, которые были сделаны в г. Верхняя Пышма в музее военной техники УГМК. В этой части я классифицировал танки по их боевой массе на тяжелые, средние и легкие и для каждого составил таблицу «Тактико-технические характеристики».
Тяжелые танки
Т-35 | КВ-1 |
ИС-3М | |
Средние танки
Т-34-76 | ОТ-34-76 |
Т-44М | |
Легкие танки
Т-26 | Т-70 |
Т-80 | |
Таким образом, мой альбом-справочник «Танки с древнейших времен и до наших дней» состоит из двух частей: первая называется «Предшественники танков» и вторая – «Виды танков общего назначения и их тактико-технические характеристики».
Заключение
Заканчивая работать над проектом, я могу сделать следующие выводы:
Танк – бронированная боевая машина (сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность), чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.
История возникновения танков относится к эпохе Возрождения к изобретению танка Леонарда да Винчи, великого изобретателя, художника и ученого. Появление танков было обусловлено военной необходимостью и наличием определенных технических предпосылок, то есть наличием отработанных основных элементов, из которых слагается конструкция танка.
Танки по видам общего назначения можно классифицировать по боевой массе (сверхтяжелые, тяжелые, средние, легкие и малые танки) и в зависимости от их бронирования, вооружения, проходимости, скорости, компоновки, времени создания и производства.
Все задачи и цель, которые ставились в начале работы над данным проектом, я выполнил. Главным продуктом моей работы является альбом-справочник «Танки с древнейших времен и до наших дней», состоящий из двух частей: «Предшественники танков» и «Виды танков общего назначения и их тактико-технические характеристики». Его я создал на основе практической работы, отраженной в проекте.
Гипотеза, которую я ставил в начале проекта, подтвердилась, теперь я знаю, что тактико-техническими характеристиками любого танка являются: габаритные размеры, подвижность, вооружение, бронирование.
В дальнейшем мне бы хотелось продолжить работу над своим проектом и узнать, какие основные условия движения танков существуют, составить и решить задачи на основе материалов о танках.
Список литературы
1. Журнал «Т-90С Основной боевой танк»
2. Журнал «Мир техники для детей 7.2017. Бронеколлекция»
3. www.wikipedia.org 4. www.utdk-uspu.blogspot.ru 5. www.uigps.ru 6. www.tanksdb.ru 7. www.drive2.ru14
Кияйкина Наталья Федоровна