12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Ирина Викторовна756
В школе уже 32 года. Как сказал Конфуций: "Выбери дело по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни" Это высказывание я отношу к себе. Сначала учитель начальных классов, а теперь - педагог-психолог.
Россия, Иркутская обл., Качугский район, с.Манзурка
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
2

Трудности выбора профессии детьми старшего подросткового возраста

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Манзурская средняя общеобразовательная школа

Иркутская область, Качугский район









ПРОЕКТ


практико-ориентированный


ТРУДНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА













Работу выполнила:

Виктория Бутакова,

ученица 8 «Б» класса.

                                                                                                Руководитель: И.В.Тарасова







2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

3

1. НЕГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ


5

                                 1.1.Психологические особенности подростков……………………………….

5

1.2.Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления………………………………………………………………….

1.3.Информирование о мире профессий как компоненте профессионального выбора и их адаптация в сельской местности…………………………….

7

10

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ

15

2.1. Итоги опроса учащихся Манзурской школы……………………………..

15

2.2. Рекомендации детям старшего подросткового возраста в вопросах подготовки к выбору профессии……………………………………………………


17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

19




                                                             ВВЕДЕНИЕ


Кто из ребят в возрасте 15-16 лет не стремится к самостоятельной жизни, не испытывает желания не зависеть от взрослых? Многие. Вот и я не стала исключением. Задумалась, чем мне можно заняться после окончания девятого класса. Уезжать учиться из дома не хочется, и по совету бабушки, решила выяснить, могу ли я заключить социальный контракт и открыть собственное дело. Какое именно, не думала. Знаю, что сейчас очень много различных профессиональных курсов доступно в онлайн-режиме. Почитала на разных сайтах информацию о том, как заключают социальный контракт, и поняла одно: нужна помощь компетентных людей.

Первым делом, поехала в п.Качуг с родственниками и посетила государственные учреждения, от которых зависит моё желание. Побывала в Центре помощи семье и детям, в управлении социальной защиты населения, в Центре занятости населения. Пообщалась с профессионалами своего дела, получила ответы на свои вопросы и сделала три важных вывода:

1. Чтобы заключить социальный контракт, нужно быть в возрасте 18 лет.

2.Чтобы открыть собственное дело, необходимо знать, чем бы хотелось заниматься.

3.Чтобы сделать осознанный выбор, надо разобраться в своих интересах и в какой профессиональной области они пригодятся.

Исходя из этого, цель моего проекта: оказание помощи в подготовке к правильному выбору профессии себе и тем ребятам, которые не определились с делом своего будущего.

Задачи:

1.провести опрос среди школьников восьмых и девятых классов на определение актуальности выбранной темы;

2. выявить свои интересы с помощью различных психологических методик;

3.обработать полученные результаты методик и сформировать представление о том, в каком направлении двигаться;

4.изучить «плюсы» и «минусы» профессии и адаптировать для полезной работы в сельской местности;

5.сформулировать рекомендации школьникам, которые не определились с выбором профессии;

6.оформить буклет «Дело по душе найду – сама себе я помогу».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что немногие дети старшего подросткового возраста знают о том, как правильно выбрать подходящее дело, которое важно для комфортной жизни и независимости.

Для написания теоретической части я искала информацию в Интернете и на книжных полках домашней библиотеки. С помощью электронного ресурса «Психологические особенности подросткового возраста» выяснила личные качества человека старшего подросткового возраста. Из Интернет-источников ознакомилась с информацией об интересах, склонностях и способностях ребят, которым предстоит выбирать профессию. Узнала положительные и отрицательные моменты некоторых профессий из энциклопедии с яркими картинками и полезными комментариями. Научилась обрабатывать диагностические материалы, расшифровывать информацию, полученную при работе с тестами, поработав с педагогом-психологом нашей школы. Приобрела умение обобщать результаты опроса и показывать их в круговой диаграмме. Освоила новый источник получения информации – газету. Сложным оказалось изготовление буклета, так как я не знакома с нужными техническими редакторами. Поэтому потратила много времени на изучение программы Word.com.

Новизна выполненной работы заключается в том, что есть выпускники девятых классов, желающие остаться в сельской местности и применить свои интересы, способности и возможности там, где живёшь. Поэтому проект будет полезен всем, кто захочет остаться в селе и зарабатывать собственным делом.


1. НЕГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ


1.1.Психологические особенности подростков


Подростковый возраст начинается в 12 лет и заканчивается 17 годами. Этот период уникален, как и все другие возрастные периоды. Понимание и правильное воспитание приобретают в подростковом возрасте особенное значение. Этот период сам по себе длится достаточно долго. Дети существенно меняются как в физическом плане, так и в психологическом. Поэтому некоторые психологи выделяют отдельные периоды в рамках подросткового возраста. Так, Д.Б.Эльконин (психолог и педагог) разделил подростковый период на два этапа: младший подростковый возраст, который продолжается с 12 до 14 лет, и старший подростковый возраст, иногда называемый также ранней юностью — он длится с 15 до 17 лет. [5]

В старшем подростковом возрасте дети уже существенно ближе к взрослому человеку и намного дальше от детства. Организм уже сформирован гораздо лучше, а интересы подростка становятся также взрослее: это отношения с противоположным полом, профессиональное самоопределение. Центральной задачей этого периода становится поиск себя, своих особенностей и своего места. На самооценку оказывает влияние много факторов, в том числе произошедшие физические изменения и перестройка психики. Очень часто дети сравнивают себя со сверстниками и существенно переоценивают отклонения от идеала.[2]

Подростковый период отличается в первую очередь сменой ведущей деятельности. Если до этого момента в этом качестве выступала учебная деятельность, то теперь на первый план выходит общение, и в первую очередь — между сверстниками. То, насколько успешным будет это общение, сформирует определенную базу для дальнейшего психологического развития, а ведь именно в этом возрасте закладываются определенные черты характера, которые будут с человеком и во взрослой жизни.[5]

Процесс формирования самосознания очень важен в разговоре про подростков, так как это — в первую очередь осознанность, которая касается всего: мотивов поведения, способностей, потребностей, эмоций, мыслей, переживаний и всего прочего. Сформированное самосознание — это адекватная оценка собственных возможностей и целесообразности каких-то действий и поступков, которые, так или иначе, требуют различные жизненные ситуации. [5]

Самосознание представляет собой процесс психики, который является необходимым компонентом самоконтроля, что является возможным, если подросток познал себя и сформировал к себе определенное эмоционально-ценностное отношение. [5]

Перед ребёнком, заканчивающим школу, неизбежно встает вопрос о том, куда пойти учиться. Чтобы обучение по выбранной специальности не было для подростка в тягость, а полученные знания помогли найти свое место в жизни, ещё до окончания школьного обучения необходимо определиться с профессией.

Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека. [2]

Вывод по главе 1.1.:

Для правильного выбора профессии мне необходимо выявить и адекватно оценить собственные возможности, склонности и способности.

           1.2.Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления

   Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях - это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

 Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. [2]

Интересы различаются: по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);

по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);

по глубине (глубокие или поверхностные);

по длительности (устойчивые и неустойчивые). [9]

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся географией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью построить маршрут похода, по местам, которые ему не знакомы, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твоё это или нет. Поэтому надо постараться попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объёме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях. Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности. [9].

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию. [2]

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

 склонность к работе с людьми;

склонность к работе с техникой;

склонность к работе с условными знаками;

склонность к работе с растениями и животными;

склонность к работе с художественными образами.[2]

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к музыке: отслеживать все новые песни любимого певца и с удовольствием слушать его песни, посещать концерты (по возможности), изучать биографию артиста, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области музыки. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. С интересами и склонностями тесно связаны и способности.[2]

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создаёт музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.[2] Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. [2]

Вывод по главе 1.2.:

Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности. Каждый подросток обладает собственными способностями и интересами, которые и стоит принимать за основу при выборе профессии. Но так как человеческие возможности имеют определённые границы, необходимо сформировать представление о том, в каком направлении двигаться.


1.3.Информирование о мире профессий как компоненте профессионального выбора и их адаптация в сельской местности


    Дизайнер интерьера – это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Специфика профессии

Работа дизайнера интерьеров состоит из нескольких этапов:

- получение заказа и осмысление идеи проекта;

 -разработка общей концепции и анализ существующих подобных проектов;

 -оптимизация компонентов проекта и их гармоничное сочетание;

-разработка эскиза и согласование его с заказчиком;

-изготовление макета, 3-D моделирование;

 -расчет и разработка чертежей;

 -воплощение проекта в реальность, его коррекция по желанию заказчика;

-подбор и проектирование индивидуальной мебели;

 -декорирование интерьера по окончании отделочных работ;

 -текстильный дизайн помещений. [1]

«Плюсы» профессии

Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность  реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров интерьеров высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.

«Минусы» профессии

Несовпадение вкусов заказчика и художественного видения дизайнера, необходимость долго убеждать заказчика в дизайнерском решении либо подстраиваться под его желания.

И, в сельской местности, услуги дизайнера интерьера не будут востребованы, так как нет состоятельных людей, готовых платить деньги за работу, которая необязательна. Деревенские люди привыкли к самостоятельному обустройству жилья и облагораживанию собственной территории.

Фотограф - специалист, создающий фотографии с помощью фотоаппарата и специального оборудования для их распечатки. Фотограф — человек, останавливающий прекрасные мгновения жизни.

Специфика профессии

Существует несколько классификаций фотографов по разным критериям:

По уровню профессионализма:

Фотограф-любитель, снимающий для собственного развлечения семью, друзей.

Профессиональный фотограф, имеющий специальное образование и опыт работы, зарабатывающий на фотосъемках.[6]

По сфере деятельности и жанрам фотографии:

Фоторепортёр занимается фотожурналистикой.

Фотохудожник создаёт художественные фотографии.

Фотодокументалист занимается документальной фотографией.

Рекламный фотограф снимает рекламные фотографии.

Свадебный фотограф специализируется на съёмке свадеб.

Фотограф-криминалист снимает места происшествий, вещественные доказательства и т.п. для судебной экспертизы.

Лаборант-фотограф — научный сотрудник, снимающий процесс и результаты лабораторных исследований.

Семейный фотограф делает семейные портреты в интерьере, изготавливает семейный альбом.

Фэшнфотограф специализируется на съёмках в сфере модельного бизнеса.

Фотограф-предметник осуществляет предметную фотосъёмку на специальном столике для товаров.

Промышленный фотограф специализируется на фотосъёмках индустриальных предприятий, оборудования, работающего персонала.

Стрит-фотограф снимает незнакомых людей и повседневные сюжеты на улицах для художественных проектов.

Папарацци снимает сцены из личной жизни известных людей: политиков, звёзд кино и шоу-бизнеса без их согласия. [6]

«Плюсы» профессии

Профессия фотографа считается престижной и прибыльной, особенно если  наработана собственная база клиентуры или раскручен бренд, под которым работает фотограф.

Работа фотографа творческая, что предполагает относительно свободный график работы и отсутствие будничной рутины.

К «плюсам» профессии можно отнести универсальность мест работы: востребованность в различных сферах деятельности — журналистике, модельном бизнесе, музеях и тому подобное. Причём, работать можно в удалённом режиме, что подходит для проживания в сельской местности.

 

«Минусы» профессии

  Работа фотографа проходит в условиях жесткой конкуренции.

Хорошая аппаратура, от которой напрямую зависит качество работы фотографа, стоит дорого.

Работа фотографа требует большого терпения: даже рядовая фотосессия предполагает огромное количество снимков для нескольких удачных кадров. Сложно снимать активных детей или диких животных.

Фотограф должен уметь найти индивидуальный подход к каждому клиенту, чтобы выявить его наиболее привлекательные черты и интересный ракурс.

Разное видение и понимание прекрасного у фотографа и заказчика может спровоцировать недовольство заказчика.

Повар - это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям.

В России существует следующая классификация профессии повара:

Шеф-повар – высшее звено в профессии. Он составляет заявки на необходимые продукты, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. Изучая спрос покупателей, формирует ассортимент блюд и кулинарных изделий, составляет ежедневное меню. Контролирует технологию приготовления пищи и соблюдение работниками санитарных требований и правил гигиены. Организует учет и составление отчётности о деятельности предприятия.[1]

Повар-кондитер специализируется на изготовлении кондитерских изделий, для чего необходим изысканный вкус, фантазия и изобретательность.

Повар-технолог организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона. Разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. [1]

Повар-кулинар производит расчет сырья и выхода готовой продукции, осуществляет приготовление блюд, выполняет процеживание, замешивание, измельчение, формовку, фарширование, начинку изделий, регулирует температурный режим, определяет готовность блюд, изделий по контрольно-измерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу, производит художественное оформление блюд и кондитерских изделий, делит их на порции. [1]

«Плюсы» профессии

Профессия–повар - очень востребованная и творческая, в ней есть место фантазии и изобретательности. У хороших поваров высокий уровень оплаты труда. В сельской местности можно открыть собственное производство хлебобулочных изделий, выпечку тортов и пирожных на заказ.

«Минусы» профессии

Работа требует большой физической выносливости и ответственности. Стоять у горячей плиты полный рабочий день выдержит не каждый человек. При этом постоянное напряжение внимания, когда надо следить за приготовлением многих блюд и нет возможности расслабиться или отвлечься.

Парикмахер — многофункциональный специалист. Хорошим мастером считается тот, кто может выполнить ряд задач, среди которых стрижки разной сложности, окрашивание волос, укладки, прически, в том числе свадебные или вечерние. Парикмахер также проводит процедуры по уходу и восстановлению волос, плетет косы. Чтобы хорошо выполнять все эти задачи, парикмахер должен уметь обращаться с инструментами, косметическими средствами и разной техникой (щипцы, фен, утюжок и другие). [7]

Специализации

На уровень востребованности парикмахера влияет объем его знаний и навыков в рабочем арсенале. Хороший мастер работает в разных направлениях, однако парикмахерскую деятельность принято разделять на пять основных специализаций.
Специалист по женским стрижкам. Эта специальность считается самой широкой среди прочих. Здесь мастер должен знать всевозможные техники окрашивания, стрижки и укладки волос, подбирая их в соответствии с возрастом и типажом индивидуальной внешности клиентов и клиенток. [7]
Специалист по мужским стрижкам. Если раньше мужские парикмахерские услуги имели минимальный спрос и область деятельности, то сейчас уровень востребованности и качества работ не уступает женским. Здесь мастер также обращает внимание на внешние характеристики клиентов, подбирая нужный цвет и образ своему, но помимо процедур с волосами, мастера мужских стрижек занимаются и укладкой бороды. [7]

Детский мастер. Такому специалисту обязательно нужно не только уметь работать с детскими волосами, но и обращать отдельное внимание на технику безопасности. Очень важно, начинающему парикмахеру ещё уметь работать с юными клиентами.
Специалист по плетению. Мастера этого направления занимаются плетением разнообразных по форме, типажу, виду и сложности кос. Помимо этого, такой мастер помогает при создании тематических причесок, если в них имеются сложные плетения. Мастер-колорист умеет правильно сочетать различные цвета и оттенки красок, знает правила окрашивания, обесцвечивания волос и то, как оптимально смешивать краски с окислителем. [1]

«Плюсы» профессии

Доступное образование - один из главных плюсов профессии парикмахер. Для того, чтобы стать профессионалом, необязательно получать высшее образование. Обучаются мастера в колледжах или на специальных курсах, после чего сразу могут приступать к работе. Работает парикмахер, как и в салоне, так и на дому. Также специалист может открыть свою студию красоты. Практически, овладев этой специальностью, ежедневный заработок обеспечен. На селе востребованность этой профессии неоспорима. Ехать куда-то, чтобы постричься, нет нужды, когда в нескольких метрах от тебя живёт мастер своего дела. Профессия парикмахер считается одной из самых востребованных в сфере обслуживания. Мастер, знающий свое дело, всегда может найти работу в выбранном направлении.

«Минусы» профессии

Однако минусы у профессии парикмахер тоже есть. Основным считается развитие профессиональных заболеваний, таких как аллергии, ожоги или дерматиты при частом использовании профессиональной косметики для волос. Некоторые мастера страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата из-за работы на ногах и длительной нагрузки на позвоночник. Высокая конкуренция в выбранной сфере также является негативным фактором, особенно для молодых (начинающих) специалистов.
Помимо этого, профессия парикмахер является довольно стрессовой и напряженной из-за постоянного взаимодействием с разными людьми. Многие клиенты не могут объяснить мастеру свои пожелания, другие остаются недовольными результатом работы. [7]

Вывод по главе 1.3.:

Во всех профессиях есть свои «плюсы» и «минусы», но необходимость получения специальности диктует жизнь. Внимательно изучить информацию о требованиях к каждой специализации, принять важное решение в выборе профессии – ответственный и решающий шаг в становлении взросления каждого выпускника школы.


2.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ

2.1. Итоги опроса учащихся Манзурской школы


Для того, чтобы узнать, какова реальная ситуация, есть ли трудность в выборе профессии,

я взяла интервью у ребят 7,8,9 классов и записала на диктофон. В опросе приняли участие

34 ученика Манзурской школы.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

1) Ты уже решил, чем будешь заниматься после окончания школы?

2) Знаешь куда поступать?

3) Думала, с чего начнёшь?

После обработки получила следующие результаты:

На первый вопрос большинство ребят (24 человека) ответило отрицательно, 10 – дали

положительный ответ. (Рис.1)

t1710429919aa.gif

                                                                                                     Рис.1

На второй вопрос отрицательных ответов было ещё больше.

27 человек не знают, куда будут поступать после завершения обучения в школе.
7 человек уже определились с местом дальнейшей учёбы. (Рис.2)

t1710429919ab.gifРис.2

На третий вопрос из 34 учащихся только 5 человек ответили положительно,

29 учеников даже не представляют с чего начинать профессиональное самоопределение.

(Рис.3)

t1710429919ac.gif

                                                                                                   Рис.3

Вывод по главе 2.1:

Актуальность выбранной темы подтверждается результатами проведённого опроса среди ребят старшего подросткового возраста. Большинство опрошенных ребят действительно испытывают трудности профессионального самоопределения.

2.2. Рекомендации детям старшего подросткового возраста в вопросах подготовки к выбору профессии


      Первым моим шагом в приближении к цели стало прохождение теста-опросника Карла Леонгарда и Ганса Шмишека. Методика «Акцентуации характера и темперамента личности» есть в свободном доступе. [10] Пройдя тест, состоящий из 88 вопросов, я узнала: на какие черты характера могу опираться в выборе профессии, а какие могут помешать. Затем продолжила диагностическую работу c использованием электронного ресурса. [8]

Зашла в рубрику «Тесты». Методика «Карта интересов», состоящая из 24 вопросов, раскрыла направление профессиональной деятельности, которое мне подходит. Увидела область применения указанного направления: «Предпринимательство и домоводство». [8] Осознала тот факт, что двигаюсь по верному пути.

Далее выбрала тест «К чему лежит ваша душа?» из 13 вопросов, который показал мои склонности: творческий бездельник. [8] Непонятное словосочетание расшифровала только после прочтения списка, где указывали конкретные профессии для моих склонностей: воспитатель, фотограф, кондитер, парикмахер и ещё несколько. Остановилась на тех, которые могут быть основанием для открытия собственного дела.

Тест «Определение типа будущей профессии», состоящий из 30 вопросов, помог узнать, какой именно тип профессий подойдёт мне для достижения успеха в будущей специализации. [8]

Следующим шагом был поиск мест обучения указанным профессиям, причём без выезда из дома. Почитала газеты и увидела полезные объявления в рубрике «Кадровый Центр информирует». [3]

Пример одного из них: «Качугский филиал ОГКУ КЦ Иркутской области (Центр занятости населения) информирует о возможности прохождения обучения безработных граждан по программам профессиональной подготовки по разным специальностям. Обучение проводится бесплатно. Есть возможность пройти обучение в дистанционном формате». [4] Иными словами, я могу пройти регистрацию, получить статус безработного и обучиться профессии.

Вывод по главе 2.2:

Итак, пройдя все этапы индивидуальной диагностической работы, я осознала тот факт, что логическим завершением моего проектного пути будут рекомендации детям старшего подросткового возраста в формате буклета. В рекомендациях будут прописаны все шаги к достижению цели.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Создание этого проекта началось в сентябре 2023 года. Посещение государственных мест, от которых зависит жизнь деревенских граждан, дало мне осознанное понимание направления, в сторону которого нужно идти по пути выбора своей самостоятельной полезной деятельности. Освежила читательские умения, полистав страницы нужных книг. Изучила психологические особенности детей старшего подросткового возраста. С помощью учебника по психологии. Из Интернет-источников ознакомилась с информацией об интересах, склонностях и способностях ребят, которым предстоит выбирать профессию. Узнала положительные и отрицательные моменты некоторых профессий из энциклопедии в ярких картинках. Научилась обрабатывать диагностические материалы, расшифровывать информацию, полученную при работе с тестами, поработав с педагогом-психологом нашей школы. Проще всего пройти тесты на профориентацию и в целом получить направление, в котором и стоит искать профессию. Приобрела умение обобщать результаты опроса и показывать их в круговой диаграмме. Освоила новый источник получения информации – газету.

    Подводя итоги своей работы, понимаю, что не всегда хочется следовать чьим-то советам. Но, в моём случае, все советы носят опробованный характер, и я уверена в том, что правильно определилась со своей будущей профессией. Знаю, как действовать в дальнейшем. Поэтому и решила сформулировать рекомендации в формате буклета под названием «Дело по душе найду – сама себе я помогу».

   В буклете красочно представлены все шаги по пути простого и правильного выбора профессии. Прописаны тесты и методики, условия их прохождения и адреса, по которым можно получить результат, даже без помощи педагога-психолога. Могу точно сказать о том, что даже ленивому моя работа даст шанс помочь самому себе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Профессии. Когда я вырасту, то стану…: энциклопедия профессий в картинках / С. Санжа; художник М. Стари; [пер. А. Наумовой]. – М.: Издательство «Мелик-Пашаев», 2017. – 72 с.: цв.ил.

2. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.

3. Газета «Ленская правда», №5 (9446) от 09 февраля 2024 г., стр.15

4. Газета «Ленская правда», №6 (9447) от 16 февраля 2024 г., стр.11

5. Бесплатные тесты на выбор профессии / [Электронный ресурс]: https://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/(дата последнего обращения: 15.02.2024)

6. Мир профессий как компонент профессионального выбора // [Электронный ресурс]: https://careertest.ru/articles/common-mistakes/ (дата последнего обращения: 12.01.2024 г.)

7. Профессия – парикмахер//[Электронный ресурс]: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/parikmakher/ (дата последнего обращения: 22.01.2024 г.)

8. Психологические особенности подросткового возраста // [Электронный ресурс]: https://medaboutme.ru/articles/podrostki_osobennosti_fizicheskogo_i_psikhicheskogo_razvitiya_i_sotsializatsiya_v_obshchestve/ (дата последнего обращения: 10.01.2024 г.)

9. Разнообразие интересов как основа выбора профессионального направления// [Электронный ресурс]: https://www.kem.by/proforientir/interesy-sposibnosti-v-vybore-prof/

(дата последнего обращения: 22.01.2024 г.)

10. Тест-опросник Карла Леонгарда и Ганса Шмишека «Акцентуации характера и темперамента личности»//[Электронный ресурс]: https://aivexpert.ru/test/tip-lichnosti-leongard-shmishek/ (дата последнего обращения: 20.02.2024 г.)



























Автор материала: В. Бутакова (8 класс)
Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.