Название работы: Анализ главы «Разговор со степью» из поэмы Виктора Петровича Гладкова «Челны - Арзгир»
Автор работы: Шаповалова Анастасия, ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края.
Консультант: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края, 8-988-701-83-22
Анализ главы «Разговор со степью» из поэмы Виктора Петровича Гладкова «Челны - Арзгир»
Я вижу, как трудно на уроках учителю литературы вести разговор о поэзии, особенно поэзии последних десятилетий, с подрастающим поколением. Трудно, потому что юные скептики вообще отказывают поэзии в праве отражать тревоги и радости современного мира, не видят за ней будущего, не верят в её искренность и силу. Может ли сквозь массированные атаки массой культуры, сквозь артиллерийскую канонаду звучащих во всех наушниках примитивных текстовок быть расслышано тонкое, трепетное, душевное слово, не претендующее ни на истину в последней инстанции, ни на оголтелый в фанатизме, истеричный надрыв толпы? Живёт она по своим, толпе неведомым законам. А мне эти законы понятны. Я люблю стихи и пытаюсь анализировать творчество самодеятельных поэтов села Арзгир.
Виктор Петрович Гладков родился в селе Арзгир. Выпускник Арзгирской средней школы №1 - нашей школы. Инвалид 2-й группы (костное заболевание). В 1973 году стал жителем города Набережные Челны.
Автор поэтических сборников «Челны — Арзгир», «Журавли мои». Он активный участник Набережночелнинского объединения «Орфей», внештатный сотрудник Татарстанского отделения Союза российских писателей, участник знаменитых Грушинских фестивалей. Ностальгически проникается к своим родным истокам. Он искренне делится своим творчеством, ни в коей мере не претендуя на звание писателя, поэта, барда. Печатался в сборниках самодеятельных поэтов села Арзгир: «Живи и помни», «Все мы дети твои, Арзгир!», «Там, где поют ветра Арзгира, поэзии не смолкнет лира».
Дальше мне хочется перейти к анализу главы «Разговор со степью» из поэмы «Челны — Арзгир». Читая стихи Гладкова вижу, что их отличает страстность чувства и страстность мысли. Его поэзия нагружена большим смыслом, большими идеями, не поверхностными, а лежащими на глубине духовной жизни. Поэзии Гладкова свойственно кровное ощущение Родины. Родины не в отдельных её приметах и деталях, а именно как целого — со всей её историей, радостями и печалями. Это мне кажется чрезвычайно ценным именно сейчас, в наше бурное, сложное время. Всё это есть в ярких, трогательных стихах В.П. Гладкова.
Очень часто Виктору Петровичу Гладкову снится родное село, безбрежная степь, в которую не раз вывозили его отдыхать друзья и одноклассники. Эти воспоминания остались в его жизни как красивая, волшебная сказка. Может быть поэтому, эта глава в поэме начинается с необычного сравнения своих друзей с былинными богатырями, которым, скорее всего, по телосложению далеко до богатырей, но он любит своих друзей и нам остаётся только согласиться с этим авторским сравнением.
Я вздрогнул, будто кто толкнул.
И сон – не сон, куда-то делся…
Я с огорчением вздохнул,
привстал слегка и осмотрелся:
Павло, Иваныч и Серега
в степи, как три богатыря,
лежали, не поднять тревогой,
«давили» дружно «храпаря»…
Ветер на ночь выбрал место:
в ковылях затих.
Ждёт, грустит луна-невеста:
«Месяц где – жених?»
В поэме ярко нарисована степь. Перечитывая строчки поэмы, замечаем, что в них соединилось то высокое, пафосное слово, которым принято говорить о самом значительном, и слово народное, разговорное, которым просто и мудро можно высказать и горе, и тревогу, сказать о важном и своём.
По открытой водной глади
серебристый путь…
Говорун-сверчок руладит:
просит не уснуть...
Прикосновение родное…
Ком в горле. Вот оно – при мне:
Свиданье жданное, ночное.
Остались мы наедине…
К степи приник в любви признаться,
с души снять (из письма) укор.
И перед нею отчитаться,
продолжить сложный разговор...
Сном далёким детство.
Юность позабылась.
Молодость промчалась.
Старость на устах.
Новое «соседство»
тройкой появилось,
крепко привязалось:
боль, печаль и страх.
Больше нет надежды,
что рассвет вернётся,
что пастух разбудит
выстрелом кнута,
в белые одежды
счастье обернется.
Жизнь другой не будет,
Коль сейчас не та…
Потому стараюсь запастись терпеньем.
И не тратить время впредь по мелочам.
Дорожить же каждым радостным мгновеньем
и считать крупицы счастья по ночам…
Далее Виктор Петрович критикует свой творческий труд:
Поэма, вроде, ни о чем:
как жить?.. Как жили… Как живем…
Что написал – неясно толком…
Одно понятно, твёрдо только:
силёнки трачу, отдаю
«хохлам», родному Ставрополью.
Им песню добрую пою
с улыбкой, горечью и болью.
Поймут когда-то эту песню.
То, как мне дороги края,
Что я не поступился честью,
Что мой Арзгир – второе я.
И в целом, если разобраться,
не об одной она судьбе…
И далеко не о себе,
Как это может показаться…
Грешно душе менять прописку.
Я – сын, земляк, и сват, и брат
родной земле своей арзгирской!
(Чему безмерно, кстати, рад.)
Проблем пусть всех не перечесть.
В России мрак и непогода,
но жить и быть с моим народом
считаю я за долг и честь!
Пишу. Иначе не могу.
Ведь кто-то шепчет: ты в долгу…
Обязан, мол, успеть открыться,
и тем, что знаешь, поделиться
с другими. И других послушать:
сужденья, выводы, страданья,
намерения их и желанья.
Узнать, куда стремятся души.
Осмыслить всё и сопоставить.
На суд читателю представить…
Тот разберётся, что почём.
И с чувством, с толком, с расстановкой
разложит ценное по полкам:
как жили, как сейчас живём…
Некоторые строчки из поэмы мы запомнили наизусть, потому что с В.П. Гладковым мы, школьники, не раз встречались на классных часах. Мне кажется, что такие стихи можно петь или кричать на бегу, разгуливая по нашей раздольной арзгирской степи, задыхаясь от ветра в ромашковом поле, слушая крик орлиных стай в синим летнем небе, волчий вой над ночной степью — всё это читаешь и чувствуешь на миг, что поэзия и жизнь едины.