12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малько Надежда Николаевна655
Работаю в школе уже 34 года. За это время сложились доверительные, дружеские отношения с четырьмя выпусками. С каждым из них я работала в течение семи лет! Победитель ПНПО-2008г. Автор методического пособия "Использование ИКТ на уроках литературы".
Россия, Ставропольский край, с. Арзгир
Материал размещён в группе «Творческие работы старшеклассников»

Название работы: Анализ главы «Разговор со степью» из поэмы Виктора Петровича Гладкова «Челны - Арзгир»

Автор работы: Шаповалова Анастасия, ученица 8 «Б» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края.

Консультант: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Арзгирского района, Ставропольского края, 8-988-701-83-22


Анализ главы «Разговор со степью» из поэмы Виктора Петровича Гладкова «Челны - Арзгир»


 


 

Я вижу, как трудно на уроках учителю литературы вести разговор о поэзии, особенно поэзии последних десятилетий, с подрастающим поколением. Трудно, потому что юные скептики вообще отказывают поэзии в праве отражать тревоги и радости современного мира, не видят за ней будущего, не верят в её искренность и силу. Может ли сквозь массированные атаки массой культуры, сквозь артиллерийскую канонаду звучащих во всех наушниках примитивных текстовок быть расслышано тонкое, трепетное, душевное слово, не претендующее ни на истину в последней инстанции, ни на оголтелый в фанатизме, истеричный надрыв толпы? Живёт она по своим, толпе неведомым законам. А мне эти законы понятны. Я люблю стихи и пытаюсь анализировать творчество самодеятельных поэтов села Арзгир.

Виктор Петрович Гладков родился в селе Арзгир. Выпускник Арзгирской средней школы №1 - нашей школы. Инвалид 2-й группы (костное заболевание). В 1973 году стал жителем города Набережные Челны.

Автор поэтических сборников «Челны — Арзгир», «Журавли мои». Он активный участник Набережночелнинского объединения «Орфей», внештатный сотрудник Татарстанского отделения Союза российских писателей, участник знаменитых Грушинских фестивалей. Ностальгически проникается к своим родным истокам. Он искренне делится своим творчеством, ни в коей мере не претендуя на звание писателя, поэта, барда. Печатался в сборниках самодеятельных поэтов села Арзгир: «Живи и помни», «Все мы дети твои, Арзгир!», «Там, где поют ветра Арзгира, поэзии не смолкнет лира».

Дальше мне хочется перейти к анализу главы «Разговор со степью» из поэмы «Челны — Арзгир». Читая стихи Гладкова вижу, что их отличает страстность чувства и страстность мысли. Его поэзия нагружена большим смыслом, большими идеями, не поверхностными, а лежащими на глубине духовной жизни. Поэзии Гладкова свойственно кровное ощущение Родины. Родины не в отдельных её приметах и деталях, а именно как целого — со всей её историей, радостями и печалями. Это мне кажется чрезвычайно ценным именно сейчас, в наше бурное, сложное время. Всё это есть в ярких, трогательных стихах В.П. Гладкова.

Очень часто Виктору Петровичу Гладкову снится родное село, безбрежная степь, в которую не раз вывозили его отдыхать друзья и одноклассники. Эти воспоминания остались в его жизни как красивая, волшебная сказка. Может быть поэтому, эта глава в поэме начинается с необычного сравнения своих друзей с былинными богатырями, которым, скорее всего, по телосложению далеко до богатырей, но он любит своих друзей и нам остаётся только согласиться с этим авторским сравнением.

Я вздрогнул, будто кто толкнул.

И сон – не сон, куда-то делся…

Я с огорчением вздохнул,

привстал слегка и осмотрелся:

Павло, Иваныч и Серега

в степи, как три богатыря,

лежали, не поднять тревогой,

«давили» дружно «храпаря»…

Ветер на ночь выбрал место:

в ковылях затих.

Ждёт, грустит луна-невеста:

«Месяц где – жених?»

В поэме ярко нарисована степь. Перечитывая строчки поэмы, замечаем, что в них соединилось то высокое, пафосное слово, которым принято говорить о самом значительном, и слово народное, разговорное, которым просто и мудро можно высказать и горе, и тревогу, сказать о важном и своём.

По открытой водной глади

серебристый путь…

Говорун-сверчок руладит:

просит не уснуть...

Прикосновение родное…

Ком в горле. Вот оно – при мне:

Свиданье жданное, ночное.

Остались мы наедине…

К степи приник в любви признаться,

с души снять (из письма) укор.

И перед нею отчитаться,

продолжить сложный разговор...

Сном далёким детство.

Юность позабылась.

Молодость промчалась.

Старость на устах.

Новое «соседство»

тройкой появилось,

крепко привязалось:

боль, печаль и страх.

Больше нет надежды,

что рассвет вернётся,

что пастух разбудит

выстрелом кнута,

в белые одежды

счастье обернется.

Жизнь другой не будет,

Коль сейчас не та…

Потому стараюсь запастись терпеньем.

И не тратить время впредь по мелочам.

Дорожить же каждым радостным мгновеньем

и считать крупицы счастья по ночам…

Далее Виктор Петрович критикует свой творческий труд:

Поэма, вроде, ни о чем:

как жить?.. Как жили… Как живем…

Что написал – неясно толком…

Одно понятно, твёрдо только:

силёнки трачу, отдаю

«хохлам», родному Ставрополью.

Им песню добрую пою

с улыбкой, горечью и болью.

Поймут когда-то эту песню.

То, как мне дороги края,

Что я не поступился честью,

Что мой Арзгир – второе я.

И в целом, если разобраться,

не об одной она судьбе…

И далеко не о себе,

Как это может показаться…

Грешно душе менять прописку.

Я – сын, земляк, и сват, и брат

родной земле своей арзгирской!

(Чему безмерно, кстати, рад.)

Проблем пусть всех не перечесть.

В России мрак и непогода,

но жить и быть с моим народом

считаю я за долг и честь!

Пишу. Иначе не могу.
Ведь кто-то шепчет: ты в долгу…

Обязан, мол, успеть открыться,

и тем, что знаешь, поделиться
с другими. И других послушать:

сужденья, выводы, страданья,

намерения их и желанья.

Узнать, куда стремятся души.

Осмыслить всё и сопоставить.

На суд читателю представить…

Тот разберётся, что почём.

И с чувством, с толком, с расстановкой

разложит ценное по полкам:

как жили, как сейчас живём…

Некоторые строчки из поэмы мы запомнили наизусть, потому что с В.П. Гладковым мы, школьники, не раз встречались на классных часах. Мне кажется, что такие стихи можно петь или кричать на бегу, разгуливая по нашей раздольной арзгирской степи, задыхаясь от ветра в ромашковом поле, слушая крик орлиных стай в синим летнем небе, волчий вой над ночной степью — всё это читаешь и чувствуешь на миг, что поэзия и жизнь едины.

Опубликовано в группе «Творческие работы старшеклассников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.