Творческий проект по технологии. Панно «Бабочка» в технике кинусайга

3
1
Материал опубликован 21 June

Автор публикации: Б. Альфия, ученица 8 класса

филиал «Новосельская СОШ»

МБОУ «Бурлинская СОШ»









Творческий проект:

Панно «Бабочка» в технике кинусайга





Работу выполнила:

Баймуратова Альфия, ученица 8 класса

Руководитель:

Черепанова О.Н., учитель технологии





Новосельское

2023

Содержание



Введение………………………………………………………….…………….…………3

1. Организационно-подготовительный этап……………………………………...….3

1.1. Проектно-технологическая схема работы над проектом панно «Бабочка»……………………………………………………………………..………….. 5

1.2. Выбор и оценка моделей-аналогов………………...…….........................……….6

1.3. Анализ панно «Бабочка» …………………………………..….……………..……8

2.Историческая справка ……………………………………………………...………...9

2.1. История техники кинусайга.....……………………………………………..……..9

2.2. Особенности традиционной техники кинусайга.…………………………….11

3. Технология выполнения………...………………………………………………….12

3.1. Технология изготовления традиционной техники Кинусайга ………...……..12

3.2. Особенности   современной техники  Кинусайга …………………….………..12

3.3. Технология изготовления современной техники Кинусайга……...………….13

4.Всё,что нужно для работы……………………………………………….………… 15

4.1. Материалы и инструменты для изготовления современной техники

Кинусайга………………………………………………………………………………...15

4.2. Техника безопасности…………………………………………………………....18

5.Эколого-экономическое обоснование……………………………………………...19

5.1. Экологическое обоснование……………………………………………………..19

5.2. Экономическое обоснование…………………………………………………….19

Результат…….……….….……………………………………………………………....20

Заключение……………………………………………………………………………...21

Список использованных источников………………………………………………..22








Введение

В XXI веке оформлению жилища придаётся большое значение и отводится значительная часть нашей жизни. Для декора помещении дизайнеры рекомендуют использовать декоративные настенные панно ((фр. panneau от лат. pannus  — кусок ткани)  — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон), выполненные в различных техниках с использованием различных материалов .

В наше время не теряется интерес к различным видам рукоделия. Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие вещи. Создать тепло и уют в доме можно с помощью изделий, выполненных своими руками. Проблема состоит в том, что я нашла интересную для себя новую технику декоративно-прикладного искусства и хочу освоить ее и узнать о ней как можно больше. Освоив, эту технику, можно создавать оригинальные  подарки для своих друзей и родных, украшать свой дом неповторимыми изделиями.

Дело в том, что в наши планы и мировоззрение опять врывают японские мастера, которые готовы снова открыть нам глаза на истину. Дело в том, что в этой поистине наполненной чудесами стране всё же есть место такому пэчворку без иголок, который у них имеет абсолютно непонятные для нас названия.

Европа этому искусству отдаёт более прикладной характер, ведь используется пэчворк без иголки не только для создания картин, но и для декорирования различных предметов, которые необходимы в простом обиходе. Также с помощью этого мастерства делают разнообразные сувенирные поделки, пользующиеся огромной популярностью. В технике выполнения европейское и японское рукоделие схожи между собой, ведь в их основе лежит аппликация, накладывающаяся на объёмную или плоскую поверхность.

Техники «кинусайга»  в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию,  творческие способности. Развивает умение оперировать палитрой цветов, сочетать их  между собой. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности при выполнении работы.

Цель проектаразработать и выполнить панно «Бабочки» в технике кинусайга.

Задачи проекта:

Описать особенности техники кинусайга на основе анализа литературных источников.

Рассмотреть существующие модели-аналоги, произвести оценку их качества.

Подобрать материалы и инструменты на проектируемое изделие.

Разработать технологическую последовательность изготовления панно "Бабочка".

Изготовить панно "Бабочка".

Представить эколого-экономическое обоснование проекта.

Объект исследования:  техника кинусайга.

Предмет исследования: панно «Бабочка» в технике кинусайга.

Методы исследования: анализ литературы, работа с интернет источниками, систематизация, анализ и обобщение.













Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Проектно-технологическая схема работы над проектом панно «Бабочка»

t1718949937aa.gif







Выбор и оценка моделей-аналогов

Для выбора моделей-аналогов предлагается три панно: 1. панно из лоскутков, в технике «Кинусайга». 2. Панно из лоскутков в технике «Пэчворк». 3.Панно из лоскутков (См. рис 1, 2, 3).

Вариант №1

t1718949937ab.jpg

Рис.1 «Кинусайга»


Вариант №2

t1718949937ac.jpg

Рис.2 «Пэчворк»


Вариант №3.

t1718949937ad.jpg

Рис. 3 «Уголки»

Для оценки моделей-аналогов были представлены 6 характеристик. Оценка моделей-аналогов осуществляется по 4-х бальной шкале:

0 – неудовлетворительно;

1 – удовлетворительно;

2 – хорошо;

3 – отлично


Таблица 1

Оценка качества моделей-аналогов.

Наименование показателей качества

Оценка моделей-аналогов

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Соответствие основной целевой функции: декорирование

3

3

3

Хороший подарок, украшение для интерьера.

3

3

3

Уровень затрат на основные вспомогательные материалы

3

3

3

Легкость изготовления

3

1

2

Новизна, выразительность, оригинальность модели

3

2

3

Товарный вид изделия

3

3

3

Итого:

18

15

17


Вывод: Из нескольких вариантов мною выбран именно вариант № 1, т.к. он показался мне оптимальным. Панно всегда неповторимы и оригинальны, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.


.Анализ панно «Бабочки»

С раннего возраста у меня особый интерес к бабочкам. В интернете я нашла оригинальную картинку, которая полностью подходит под мой вкус. Данная цветовая гамма идеально подходит к интерьеру детской комнаты. Такая картина послужит отличной декорацией детской комнаты.




Глава 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

2.1. История техники кинусайга

Согласно первой задаче исследования, я обратилась к литературе и Интернет-источникам для того, чтобы уточнить значение слова «Кинусайга».

Кинусайга (яп. 絹彩画) — разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.

Кинусайга – это своего рода синтез нескольких техник.

Это, во-первых, техника аппликации,

во-вторых, пэчворк (именно эта техника дала основания называть кинусайгу лоскутными картинами),

в-третьих, мозаика,

в-четвертых… оригинальная кинусайга резьба по дереву.

Иными словами, кинусайга – это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве.

Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.

Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья. Кстати, картины кинусайга очень часто называют техникой "пэчворк без иголки" - ведь эти лоскутки не надо сшивать.Для изготовления изделий в обеих этих техниках применяется один и тот же основной материал – лоскутки ткани. Появление их тоже вызвано одним и тем же фактором – экономия.

Кимоно - традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии "национальным костюмом". Японцы надевают кимоно до сих пор. Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень дорого.

В древние времена Япония была бедной страной, поэтому старые, поношенные кимоно хозяйки не выбрасывали. Быть может, это связано с тем, что жизнь на островах, где землетрясения — частое дело, приучала не иметь много вещей, обходиться малым, чтобы легче было спастись самим, не спасая вещи. Шелковая ткань была очень дорогой, поэтому ее старались применить в хозяйстве. Из крупных кусков перешивались вещи, а маленькие уходили на изготовление предметов интерьера, в частности картин, которые вызывали неподдельное восхищение у всех, кто их видел. Именно тогда эта техника рукоделия и получила свое настоящее название – Кинусайга.

Основатель техники кинусайга— японка Маэно Такаши – профессор Университета.  Ее выставки активно посещаемы, книги быстро раскупаемы. Кинусайга – довольно молодое искусство, год его рождения – 1987.
На сегодняшний день в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой .

Картины кинусайга даже и в самой Японии не слишком распространены – это эксклюзивный вид искусства. Картины всегда создаются исключительно вручную, получаются очень дорогими.
Поэтому кинусайга – жанр довольно редкий: далеко не всем европейцам, побывавшим в Японии, посчастливилось поглядеть на лоскутные картины. Но на тех, кому удается их увидеть, они производят неизгладимое впечатление.

2.2. Особенности традиционной техники кинусайга

Обычно кинусайга достаточно большие по размеру, изображаются на них чаще всего городские пейзажи пейзажи или замысловатые геометрические узоры. Количество мелких деталей, умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к другому –еще одна особенность этих картин. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового материала».

Эта техника сочетает в себе кропотливость и красоту сюжетов. Можно назвать данную технику японской живописью, так как она очень похожа на нарисованные картины, однако вместо красок используются кусочки ткани. Это картина из кусочков ткани, но ткань не пришивается, а прикрепляется особым способом.

Людей на картинах кинусайга обычно нет, разве что спиной. Уж очень тонкий объект для мозаичной техники – человеческое лицо. Правда, иногда художникам кинусайга удается даже это. Чаще это лица стариков, изборожденные морщинами. Изображение лиц даже для мастеров являлись довольно сложным процессом. А если и появлялись, то чаще всего стилизованные.

Художник, взявшийся за создание лоскутной картины, тратит очень много времени – что не удивительно при описанной технике – и на сами аппликации, и на длительную подготовку к ним. 
Но труд этот вознаграждается замечательным результатом: картина кинусайга – очень редкое и удивительное произведение искусства .


















Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

3.1. Технология изготовления традиционной техники Кинусайга


Как же создавались эти изумительные картины в технике Кинусайга? Сложно, долго, терпеливо. Даже в самой Японии мало было мастеров подобной техники — слишком много времени и усилий уходило на подбор материала и на сам процесс, но в результате — неповторимое ощущение волшебства. Картины в этой технике получались очень дорогими.

Обычно с первого взгляда (да и не только с первого) трудно понять, как это сделано. Пока экскурсовод не объяснит, зрители не догадываются, что это своеобразная техника аппликации. А поняв, поражаются удивительной «живости» лоскутных картин.

Традиционно Кинусайга создавалась следующим образом.

Вначале художник делал эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводился на деревянную дощечку. В дощечке прорезались углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезалось на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставлялись в прорезанные канавки.


3.2. Особенности   современной техники  Кинусайга.

Техника Кинусайга получила распространение во всем мире.

Европейский пэчворк без иголки, или техника кинусайга, имеет свои отличительные черты:

Чаще применяется в творчестве обычный листовой пенопласт;

прикладной характер изделий. Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.:

различные виды тканей. Помимо традиционного шелка, используют хлопчатобумажные и льняные ткани, тонкий флис, бархат. Это позволяет сделать вещи более фактурными и интересными;

дополнительные элементы декора. Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера хэндмейда решили, что различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.


3.3. Технология изготовления современной техники Кинусайга


Основные принципы работы в японской технике:

Кинусайга по технике исполнения за много веков не поменялась. Предварительно нарезанные лоскутки ткани накладываются на плоскую подложку или объемный предмет. А их края заправляются в специальные прорези (канавки). В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор.

Первый делом нужно определиться с идеей будущего изделия. Проще ориентироваться на фотографии готовых работ, схематичных рисунков. Можно самостоятельно сделать эскиз. Для этого нужно выбрать любую понравившуюся картинку (для начала лучше, если она будет не слишком насыщенная), перенести ее на бумагу и расчертить линиями, которые и будут являться границами разноцветных лоскутков.

После того как эскиз перенесен на бумагу, схематично обозначьте на нем все используемые оттенки. Одинаковые цвета можно пометить цифрами или значками. Не пытайтесь сэкономить время, пропустив этот шаг. Если в процессе работы будут перепутаны оттенки, то переделка займет гораздо больше минут.

При помощи копировальной бумаги перенесите контур рисунка на пенопластовую основу.

Аккуратно сделайте прорези глубиной 3-4 мм при помощи канцелярского ножика. Старайтесь действовать четко по контуру, иначе будущий рисунок тоже будет смотреться неровно. Основа для кинусайга готова.

На следующем этапе снова возвращайтесь к эскизу. Разрежьте его на кусочки. Каждый кусочке бумаги накладывайте на ткань, согласно проставленных номеров, обводите маркером и вырезайте, оставляя припуски 2-3 мм по всему контуру.

Переходите к основной и самой увлекательной операции. Возьмите один лоскуток, приложите его к нужному участку на пенопласте и заправляйте края в вырезанный контур. Проделывайте эту операцию со всеми кусочками.

Если вы хотите, чтобы рисунок был слегка объемным, можно воспользоваться наполнителем. Лучше всего для этой цели подойдут обычные ватные диски или тонкий синтепон. Подкладывайте их в один слой под те элементы, которые хотите выделить (например, лепестки цветка или контуры животного или другого предмета).

7. После того, как все лоскутки нашли свое место, переходите к украшению готовой картину кинусайга. Чаще всего декоративные элементы прокладывают по тем же местам стыка кусочков ткани.

Чтобы изделие дольше радовало глаз, а лоскутки крепче держались на подложке, перед накладыванием каждый кусочек можно чуть-чуть промазывать клеем .















Глава 4. ВСЁ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ


4.1 Материалы и инструменты для изготовления современной техники Кинусайга


Необходимые материалы:

Заготовки из пеноплэкс. Для картин, панно, крышек для коробок используют листовой пеноплэкс. Это может быть упаковка от бытовой техники, нарезанная пластами толщиной 1-2 см. если вы задумали сделать новогодний шарик, валентинку, пасхальный декор в технике кинусайга, приобретите в рукодельном магазине специальные пенопластовые фигурки,

ткани, чем больше тканей разной фактуры и расцветок вам удастся собрать, тем разнообразнее получатся будущие работы. Не обязательно сразу бежать в магазин и покупать десятки отрезов. Если вы только в начале «лоскутного пути», просто откройте шкаф и проведите ревизию. Таким образом убьете сразу двух зайцев – освободите место для новых вещей и получите огромную стопку материала для творчества,

ножницы. Обязательно должны быть острыми, чтобы нарезанные лоскутки как можно меньше осыпались;

клей для приклеивания ткани к основе, для изготовления рамки;

карандаш или тонкий маркер для того, чтобы нанести рисунок на пенопласт;

канцелярский нож, чтобы делать прорези в пенопласте,

копировальная бумага;

бумага;

пилочка (или что-то подобное), которым вы будете заправлять края ткани (см. табл.2):




Таблица 2

МАТЕРИАЛЫ

1

Ткань

t1718949937ae.jpg

2

Пеноплэкс


t1718949937af.jpg

3

Бумага

t1718949937ag.jpg


ИНСТРУМЕНТЫ

1

Ножницы


t1718949937ah.png

2

Карандаш


t1718949937ai.jpg

3

Клей



t1718949937aj.jpg

4

Канцелярский нож



t1718949937ak.jpg

5

Копировальная бумага

t1718949937al.jpg

6

Пилочка

t1718949937am.jpg

4.2 Техника безопасности


ТБ при работе с ножницами.

1. Храните ножницы в определённом месте.

2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

3. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.

4. Передавать ножницы кольцами вперед.


ТБ при работе с утюгом.

1. Не оставляйте включённый утюг в сети без присмотра.

2. Включайте и выключайте утюг сухими руками.

3. Ставьте утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.

4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.

5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

6. Отключайте утюг только за вилку. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.

ТБ при работе с канцелярским ножом

Выдвигай небольшую часть лезвия.

Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.






Глава 5. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


5.1 Экологическое обоснование

Работа над панно не потребовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании проекта были использованы только ножницы, пилочка, лоскутки. Очевидно, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Изготовление панно в технике кинусайга – это безотходное производство. Тем самым мы не загрязняем окружающую среду. Таким образом, данная работа вышла очень красивая и экологически безопасная. Эксплуатация изделия не несёт вреда окружающей среде и жизнедеятельности человека.


5.2 Экономическое обоснование

Стоимость панно «Бабочка», можно вычислить следующим образом:

п/п

Наименование используемых материалов

Цена (в руб.)

Количество(шт.)

Затраты на материал (в руб.)

1

Пеноплэкс:

толщина-2 см

ширина-26,5 см

длина-33,5 см

180 руб.

1/4

45 руб

Итого:

45 руб


Стоимость ножниц ,клея ,канцелярского ножа ,бумаги, пилочки и лоскутков не учитываю потому, что они были в наличии. Так же все работы предполагается проводить в дневное время, то затраты на освещение не учитываются.

Итак, стоимость работы без учета оплаты труда составляет 45 руб.

Это намного дешевле, чем купить готовые панно в магазине. А главное, что оно в единственном экземпляре.

РЕЗУЛЬТАТ

t1718949937an.jpg



Заключение

Анализируя выполненную работу, можно сказать, поставленные цель и задачи выполнены. Это творческий, увлекательный процесс, в результате которого получилось замечательное изделие. Разработанное панно является примером решения проблемы утилизации вещей бывших в употребление, которое послужит человеку еще долгие годы.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые сохранятся и развиваются в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества – чистоту помыслов и духовную красоту .

Заканчивая работу, подвожу итоги своей деятельности на данном этапе. Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое полученное, проходя все этапы выполнения картины. Проведя за работой много часов и дней, еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы. И наконец, рассказав о своём хобби, продемонстрировав изделия, надеюсь заразить им своих сверстников: не только девчонок, но и мальчишек. Так как бонусы налицо - все родные и друзья всегда с нетерпением будут ждать рукотворные и неповторимые подарки собственного изготовления, что особенно ценно в наше время. Когда нелегко удивить покупными штамповками. Мало того, это ещё и приятный, и доходный дополнительный (а порой и основной) заработок. Ведь только счастливый человек может себе позволить заниматься приятным делом, да ещё и получать за это вознаграждение!








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Банакина Л.В. Лоскутное шитьё из полос. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80с.: - (мастер класс на дому).

Бурлакова Е.А. Пэчворк без иглы. [Текст] – АСТ – Пресс, 2015 г.

Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. [Текст] – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

Википедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница

Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. [Текст] – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия).

Костикова И.Ю.. Школа лоскутной техники. [Текст] – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 192 с.: цв. илл.

Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. [Текст] - Р.Ф Таран, АСТ – Сталкер 2007г.

Пэчворк без иголки. Учимся технике кинусайга - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4455035/post344817329

Пэчворк без иголки - Режим доступа: http://fb.ru/article/135075/pechvork-bez-igolki-master-klass-dlya-nachinayuschih-uchimsya-tehnike-kinusayga

Техника кинусайга – Режим доступа: https://zhenskie-uvlecheniya.ru/pechvork-bez-igly-ili-yaponskaya-texnika-kinusajga-effektnye-loskutnye-panno.html

Японская техника кинусайга – искусство в деталях – Режим доступа: https://blog.mirkrestikom.ru/japonskaja-tekhnika-kinusajjga-iskusstvo-v-detaljakh/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ольга Николаевна, интересные работы у Ваших учениц!

21 June