Методическая разработка учебного творческого проекта по технологии «Декоративное панно в технике машинной аппликации» в 8 классе
МБОУ лицей г. Лобня Московской области
Методическая разработка
учебного творческого проекта по технологии «Декоративное панно в технике машинной аппликации» в 8 классе.
Выполнила:
Дуброва Т.Е.,
учитель технологии
2017
Пояснительная записка
Один из разделов программы по технологии в 8 классе посвященрукоделию. Я со своими ученицами занимаюсь художественной обработкой ткани, это наиболее доступно и привлекает разнообразием подходов к созданию текстильного изделия, позволяет познакомить девочек с традиционным лоскутным шитьем и современным взглядом на него. На уроках решается множество задач. Это и расширение знаний о цветоведении, о композиции, совершенствование навыков работы со швейным оборудованием. Такие занятия пробуждают фантазию, активизируют внимание и воображение. Обычно мы работаем над созданием маленьких декоративных панно. Задание выполняется как проект.
Тема проектного задания: «Декоративное панно в технике машинной аппликации» (6 уроков)
Тип уроков: комбинированные, изучение нового материала с использованием проектной технологии.
Дидактическая цель: создать условия для изучения, закрепления и систематизации учебной информации по теме средствами технологии проектирования.
Цели по содержанию:
а) образовательные:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- закрепление, обобщение, развитие теоретических и практических знаний и умений;
- проверка качества усвоенного учебного материала (теория, практика);
- усиление мотивации к изучению технологии
б) развивающие:
- развивать умение находить и использовать, творчески перерабатыватьнеобходимую информацию;
- развивать самостоятельность в принятии решений и умение высказывать и отстаивать свое мнение
в) воспитывающие:
- развивать умение слушать учителя и товарища;
Методы и приемы: проектная технология, игровые приемы, практическая работа учащихся, презентация проектов.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, практическая работа, демонстрация проектов учащихся (выставка).
Задание «Декоративное панно в технике машинной аппликации» рассчитано на 6 уроков, заключается в разработке и выполнении в материале композиции в технике аппликации на свободную тему. Идея воплощается во время уроков как творческий проект, затем оформленные работы выставляются в кабинете технологии на конкурсной выставке, обсуждаются и оцениваются.
При выполнении такого проекта обычно выделяются следующие этапы:
1. Выбор проектного задания.
2. Сбор и обработка необходимой информации (Интернет, журналы, книги).
3. Разработка идеи эскизирования.
4. Оценка материальных и финансовых возможностей, необходимых для создания проекта.
5. Выполнение проекта в материале.
6. Защита проекта. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой).
1. Выбор проектного задания. Правильный выбор задания для работы — важнейшееусловие успешного выполнения проекта. Здесь необходимо учитывать и уровень подготовки учащихся, и навыки их самостоятельной работы, и материальную базу, и количество учебных часов.
В данном случае я сама выбрала тему проекта (во избежание творческих метаний) и предложила подумать над целью и задачами работы. Была поставлена конкретная цель: выполнить декоративное панно. Тут же мы выяснили, что такое панно, для чего оно нужно и нужно ли вообще, из каких материалов и какого размера его можно сделать. Я подвела учениц к мысли, что наиболее приемлемый способ изготовления – машинная аппликация. Работа в технике аппликации им знакома, работа на швейной машине тоже. Оставалось выбрать рисунок, необходимые материалы и можно было приступать к делу.
2 – 3. Сбор и обработка необходимой информации (Интернет, журналы, книги). Это самый сложный этап проекта: нужно выбрать подходящую идею, тему для аппликации. Она должна быть и интересной, и выполнимой в материале. Выбор широк: герои мультиков, пейзажи, портреты, натюрморты, надписи. Я сразу оговариваю критерии оценивания работы: надо же ориентироваться на что-то конкретное. Итак: оцениваться будет сложность работы (оригинальность, композиционная завершенность, цветовое решение, удачное использование разнообразных текстильных материалов) и качество выполненного изделия. Теперь девочки знают, что, чем проще будет рисунок, тем изначально «дешевле» он будет стоить. Это действенный способ подтолкнуть учеников к поиску сложных и интересных рисунков. Тот, кто сначала подумывал о простом варианте, не хочет быть в проигрыше и ищет что-то более оригинальное. Так мы переходим к эскизированию. Воплощение замысла в эскизах – тоже непростоедело. Работа обычно идет в двух направлениях. Не секрет, что многим ученикам трудно придумать свой сюжет — они выбирают уже готовый. Но и в этом случае, картинку нужно нарисовать, увеличить до нужного размера, продумать детали. Если же ребенок воплощает собственный замысел, ему нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным и выразительным.На этом этапе проявляется уровень творческих способностей учениц, выявляются такие способности, как:
1 |
Беглость |
Способность быстро создавать идеи, находить возможные решения, и т.п. |
2 |
Гибкость |
Способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. |
3 |
Оригинальность |
Способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения. |
4 |
Способность к детальной разработке |
Умение расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. |
Цветовое решение композиции. Это важный этап в работе над проектом. Правильно выбранная цветовая гамма помогает полнее раскрыть творческий замысел, его настроение. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычней будет работать его воображение, тем интересней окажется его произведение.
Увеличение рисунка. Прежде, чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон. Это вспомогательный рисунок, в котором композиция воспроизводится в натуральную величину. Ученики выполняют два экземпляра картона (второй нужен для изготовления трафаретов).
4. Оценка материальных и финансовых возможностей, необходимых для создания проекта. Вот теперь, когда известны размер работы и ее цветовое решение, необходимо подумать о материалах для панно. Это интересный экспериментальный этап проекта. Я напомнила девочкам, что необходимо думать не только о красоте, но и о технологии выполнения работы, поэтому нам, в частности, необходим флизелин для укрепления ткани аппликации. На основе эскизов учащиеся обдумывали, какие нитки, фурнитуру, какую ткань по фактуре и цвету им хотелось бы иметь для работы. Какие-то материалы мы нашли в мастерской, что-то нужно было докупить. Меня порадовала самостоятельность девочек одного класса, которые сплотились в команду, обсудили, что им нужно для работы, прикинули стоимость материалов, распределили, сколько денег нужно собрать и кто что покупает.
5. Выполнение проекта в материале.Приступая к самому сложному и творческому этапу – изготовлению изделия, я предлагаю девочкам самим продумать последовательность действий и объяснить выбор, то есть мы составляем устную технологическую карту изготовления проекта, обсуждаем, необходимо ли соблюдение последовательности операций. Далее я раздаю инструкции и мы приступаем к практике. Типовая последовательность действий примерно такова:
Подготовить необходимые материалы и инструменты.
Выкроить бумажные трафареты деталей аппликации.
Укрепить флизелином предназначенную для аппликации ткань.
Продумать расположение деталей переднего и дальнего плана; учитывая это, выкроить детали аппликации нужного размера без припусков на швы.
Выкроить деталь фона, учитывая припуски для оформления работы.
Разложить детали аппликации на фоне, приметать.
Настрочить детали швом зигзаг подходящего размера.
Удалить сметку (т.н. временный шов), прогладить работу с изнаночной стороны.
Внести дополнения в работу (пришить фурнитуру, вышить или приклеить мелкие детали).
Оформить работу в раму или картонное паспарту.
Придерживаясь такого плана работы, учащиеся выполняют определенные технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. В итоге получается качественное изделие.
6. Защита проекта. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой).
Завершающий этап проекта – такой же значимый, как и все остальные. Недооценка или невнимание к проделанной работе может повлечь серьёзные последствия и перечеркнуть все затраченные усилия, а, возможно, и лишить ученика интереса к самостоятельной и творческой работе. При оценивании учитель помнит об оговоренных ранее критериях (ведь ученики ориентировались на них на протяжении всей работы), а так же о том, что сам изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому не должен относиться к работам излишне критично.
Защиту нашего творческого проекта было решено организовать в форме выставки-конкурса. Мы представили декоративные панно на суд зрителей на импровизированной выставке в кабинете технологии. Работы не стали подписывать, а прикрепили к ним номера и предложили всем желающим проголосовать за самые интересные работы и объяснить свой выбор. Голосование протекало активно, авторы переживали и с нетерпением ожидали результатов. Витоге в качестве награды призеры получили по 10 баллов, но самое приятное то, что все проекты были доведены до логического завершения, оформлены, получились оригинальные авторские вещи, а ученики приобрели новый творческий опыт.
Критерии оценивания проекта:
Качество изделия |
Оригинальность идеи |
Сложность сюжета |
Цветовое решение |
Удачное использование текстильных материалов |
Композиционная завершенность |
Ольга Пародина
Дуброва Татьяна Евгеньевна
Павкина Галина Геннадьевна
Дуброва Татьяна Евгеньевна
Фарион Екатерина Михайловна
Дуброва Татьяна Евгеньевна