Творческий проект «Венецианская маска»

8
0
Материал опубликован 21 June

Автор публикации: Виолетта Соседова, ученица 5А класса


Презентация к проектуPPTX / 5.44 Мб

/data/files/u1718964599.pptx (Презентация к проекту)


ПриложениеDOCX / 543.81 Кб

/data/files/p1718964631.docx (Приложение)Филиал МБОУ «Шалинская СОШ №90» - «Саргинская СОШ»







Творческий проект

«Венецианская маска»





Выполнила:
Соседова Виолетта,
ученица 5 класса
Руководитель:
Орлова О.Н.,
учитель ИЗО









САРГА

2024

Содержание.

Введение….…………………………………………………………..............……..3

Основная часть

Исследование выбранной проблемы ………………………..…………...….5

Выбор модели……………………………………………………………...…7

Выбор материалов, инструментов, оборудования……………..…………10

Практическая часть…………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………….…..14

Список литературы……………………………………………………..…….…….16

Приложение 1…...……………………………………………………….….……......1

Приложение 2…...……………………………………………………….….……......2




















ВВЕДЕНИЕ

«Мы все носим маски, и приходит время, когда мы не можем снять их, не затронув собственной кожи» Андре Бертье.

Недавно я увидела кадры Венецианского карнавала и была восхищена разнообразием костюмов, особое впечатление на меня произвели маски.

Наша жизнь такая яркая, контрастная и многоликая. Именно многоликая. Каждый человек с детства  начинает примерять на себя разные роли, менять лица, примерять маски. Надев маску на лицо мы примеряем на себя другой образ. Маска, с одной стороны, скрывает твое лицо, а с другой стороны, раскрывает твой внутренний мир и раскрепощает тебя. Это всегда было, есть и будет.

Что же такое маска? Маска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Карнавальная маска – яркий атрибут праздника, с одной стороны – демонстрирующий индивидуальность носителя, с другой стороны – скрывающий его истинное лицо. Изначально карнавальные маски – это маски персонажей Комедии Дель-Арт. В наши дни карнавальная маска – это оригинальное дополнение к вашему наряду на праздник: на Новый Год, Хеллоуин или просто тематическую вечеринку. Кроме того, карнавальная маска – это оригинальный подарок, сувенир. Маски изготавливаются из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других. Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать, они являются настоящими шедеврами декоративно-прикладного искусства. Лучшим вариантом для самостоятельного изготовления маски считается техника папье-маше, так как эта техника достаточно проста в исполнении и доступна каждому.

Я решила изготовить маску сама и, возможно, приблизиться к мечте – побывать на карнавале в Венеции . В дальнейшем, маску которую я сделала я хочу использовать в качестве украшения интерьера, а , возможно, и по прямому назначению (например на новый год или представление в школьном театре).

Проблема заключается в том, что мы не знаем обо всех Венецианских масках.

Цели и задачи проекта

Цель: Изучить особенности создания венецианских карнавальных масок и на основе изученного материала создать собственную Венецианскую маску.

Задачи:

-исследовать историю возникновения карнавала;

- изучить историю возникновения и особенности создания венецианских карнавальных масок;

- познакомиться с техникой изготовления папье-маше

- создания собственной коллекции «Венецианских масок».

Гипотеза: если я создам серию декоративных работ и оформлю ее в интерьере школы, побудит ли это у учащихся интерес к декоративно-прикладному искусству, его эмоционально-чувственному восприятию.


















Основная часть

Исследование выбранной проблемы

Издревле венецианские маски использовались для сокрытия личности людьми, состоявшими в предосудительных интимных связях или вовлеченными в откровенно противозаконную деятельность. Появившись несколько веков назад в Венеции, эти характерные маски делались из папье-маше и обильно украшались мехом, тканями, драгоценными камнями и перьями. Со временем маски стали символом Карневале (Венецианского карнавала) — пышной процессии и уличной ярмарки, восхваляющих гедонизм.

   Венецианские маски носились в итальянской Венеции с древних времен.
  
t1718964555aa.jpg

В отличие от большинства современных европейских городов, в Венеции всегда был высокий уровень жизни. Каждый житель являлся частью мощной экономической машины под названием «Республика». Венеция извлекала прибыль из своего положения и доходов в казну задолго до того, как ее современники осознали всю ценность рыночной экономики. Благодаря непревзойденному уровню социального благосостояния жители Венеции создали уникальную культуру, в которой сокрытие личности человека стало первостепенным делом в повседневной жизни. Маскировка носила прагматичный характер: людям не хотелось, чтобы другие видели, какие дельца они обстряпывают. В конце концов, городок-то небольшой.
  Кроме того, маски выполняли очень важную социальную роль — они уравнивали всех, кто их носил. Слугу, носящего маску, могли принять за благородного дожа, и наоборот. Государственные инквизиторы и соглядатаи могли допрашивать жителей города не заботясь о том, что их личность будет раскрыта (в то время как жители могли смело отвечать на эти вопросы и не бояться законного возмездия). Нравственность людей подкреплялась ношением масок — у них не было лиц, но были голоса.
  В итоге, оценив преимущества сокрытия личности, которые даровало ношение масок, люди стали извлекать из этого выгоду, в результате чего общество окончательно погрузилось в декаданс. Огромное количество путешественников, посещающих город, пребывали в полной уверенности, что беспорядочные половые связи были здесь в порядке вещей. Азартные игры шли с утра до вечера на всех улицах и во всех домах, даже в монастырях. Женщины стали одеваться более легкомысленно, а гомосексуализм, несмотря на публичное осуждение, приобретал все большую популярность среди черни. Даже монахи и монахини, разодетые в пух и прах по последнему слову импортной моды и увешанные драгоценностями, носили маски и занимались точно тем же, чем и большинство их неоцерквленных сограждан. Рим же старательно закрывал на это глаза, пока Республика делала щедрые отчисления в римскую казну. 

 Меж тем Республика все больше погружалась в роскошь и праздность и подвергалась моральному разложению. Со временем ношение масок в повседневной жизни было запрещено и ограничивалось лишь определенными месяцами года. В последний год существования Республики этот период начался 26 декабря и растянулся на три месяца. После 1100-хгг. Проведение маскарада было периодически под запретом Католической церкви, особенно в дни праздников. Со временем Церковь ослабила свои запреты и разрешила носить венецианские маски в период между Рождеством и Покаянным Вторником. Это послабление вылилось в Карнавал, 10-дневное празднование перед Великим постом, которое означало, что из рациона жителей «изымалось мясо». Несмотря на то, что Венецианский карнавал утратил свою популярность в эпоху Просвещения, когда упал спрос на венецианскую культуру, празднование было возобновлено в 1979 году.

   Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всеми известные венецианские маски продолжали поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски стали использоваться при проведении бал-маскарадов на  День всех святых  и во время празднования дня, который обе Америки называют  Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Выбор модели

Прежде, чем приступить к работе по изготовлению маски, я просмотрела много книг и журналов, «побродила в сети Интернет», где нашла много информации о масках. Разнообразие их, меня поразило.

Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется только на карнавалах, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

t1718964555ab.jpg

В изолированном и небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами. При таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

t1718964555ac.jpg t1718964555ad.jpg

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.


t1718964555ae.jpgt1718964555af.png t1718964555ag.png

«Жоли» и «Шут» — женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

t1718964555ah.jpg

«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

t1718964555ai.jpg

«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее одевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

Просмотрев огромное количество информации, я решила, что у меня будет «Дама».

В интернете я нашла мастер – класс по изготовлению масок, продумала дизайн и принялась за работу. Маска -  не только красивая вещь, но и может пригодиться в театральных постановках.


Выбор материалов, инструментов, оборудования

Было выявлено, то что Венецианские маски изготавливаются из различных материалов: папье-маше, кожи и гипса. Я изучила технику папье-маше. Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага».

Итак, для работы нам понадобится:

Клеенка для стола

Доска для лепки

Бумага

Клей ПВА

Пластилин

Иголка

Нитки

Ножницы

Бисер

Краски (акрил, гуашь )

Кисти

Лак (акриловый)

Термопистолет с клеевым стержнем


1.4 Практическая часть

Проанализировала и систематизировала информацию. Составила экономическое обоснование проекта (Приложение 1). Необходимые материалы для осуществления и оформления проекта приобретены на родительские средства. В настоящее время можно изготовить Венецианскую маску в технике Папье-маше.

Самостоятельное изготовление маски

Подготовив весь необходимый материал, мы занялись изготовлением маски.

Приготовили все необходимое оборудование и материалы.

t1718964555aj.gif

Изготовили основу из пластилина или можно вместо основы использовать свое лицо.

На поверхность лица или основы нанесли жирный крем.

t1718964555ak.gif

Приготовили смесь из бумажных салфеток, клея ПВА и воды. Готовую смесь нанесли на пластилиновую основу или лицо

t1718964555al.jpg

После того, как маска была снята с пластилиновой основы или лица. Окрашиваем акриловой краской

t1718964555am.jpg

После того, как основной цвет высох я занялась декором маски.

t1718964555an.jpg























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание маски, как и любой вещи, сделанной вручную - очень серьезный процесс, в свое творение вкладываются все мысли и чувства, которые испытываешь во время работы. Проектная деятельность осуществлялась на основе алгоритма: нами была определена проблема, поставлена цель в осуществлении проекта: изготовить маску самостоятельно на основе изученной технологии.

Достижение цели осуществлялось через решение задач:

Изучить и проанализировать информационные источники по проблеме;

Изучить технологию их изготовления маски;

Систематизировать изученный материал;

Изготовить маску самостоятельно;

Выдвинутая мною гипотеза нашла подтверждение в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность осуществлялась по этапам:

вводный (погружение в проект)

поисково-исследовательский

технолого-оформительский

заключительный (представление результатов)

Были определены цели, задачи каждого этапа, содержание и методы, направленные на достижение результата.

Выводы:

- цели и задачи проектной деятельности выполнены;

- участниками проекта приобретены первичные знания по изготовлению папье-маше, навыки проектной работы, оформления проекта;

Я смогла изготовить маску в технике папье-маше (Приложение 2). Изготовление маски своими руками –занятие интересное и увлекательное. Мы планируем на следующий год выполнить в этой же технике маски для школьного спектакля, Надеемся, что новые работы принесут нам такое же удовольствие и пользу нашей школе.

В результате рассмотрения темы «Венецианская маска как вид искусства» я хотела бы сделать следующие выводы:

- истоки карнавала лежат в глубокой древности,

- изучая историю карнавала, я многое узнала, и поняла, что маска – основное действующее лицо в карнавалах. У каждой маски своя жизнь, своя роль, свой образ и предназначение.

Я считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты и выполнены. Материал использован в достаточном объеме и с историческими фактами. Результатом стало, изготовление собственной маски. А показав готовую маску своим одноклассникам, я убедилась, что тема Венецианских масок интересна.


Список литературы

1. Муратов П.П. "Образы Италии". М.:"Республика", 1994.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь.

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Маска

4. http://www.relook.ru/article/97450/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Венецианская_маска

6. http://moikompas.ru/compas/venetianmask

7.https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=выбор%20модели%20%20карнавальной%20маски&l10=ru&lr=47






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей