Участие сварщиков во время Великой Отечественной войны в ремонте судов, подводная сварка

8
2
Материал опубликован 24 October в группе

Автор публикации: Д. Сапьян, студент 2 курса


i1761313937.png

Участие сварщиков во время Великой Отечественной войны в ремонте судов, подводная сварка

Военное время поставило задачу освоения технологий подводной сварки и резки металлических конструкций, необходимых для восстановления судов, мостовых сооружений, а также при проведении аварийно-спасательных операций. Инженер Константин Хренов провел научные изыскания и разработал соответствующее оборудование.

t1761313867aa.png

Рисунок1- Инженер К.К. Хренов

Экспериментальные данные, касающиеся характеристик и структуры металлов швов, полученных в водной среде, продемонстрировали возможность ремонта подводных частей корпусов кораблей непосредственно в плавучем состоянии. Для реализации этой задачи были организованы специализированные станции подводного судоремонта, для которых К.К. Хренов подготовил детальные руководства и обучающие материалы.

При работе под водой применяют электроды небольшого размера – 4-6 мм в диаметре. Защита сварочного покрытия от воды обеспечивается путем обработки специальными составами, такими как: парафин, раствор целлулозы в ацетоне, растворы синтетических смол в дихлорэтане, нитролаки и другие аналогичные вещества. Состав электродов практически не отличается от такового при сварке на воздухе; ключевым требованием является их водонепроницаемость.

t1761313867ab.pngt1761313867ac.jpg

Рисунок 2- Подводная сварка

Сварочные работы под водой выполняются как с использованием постоянного тока, так и с переменным.

t1761313867ad.png

Рисунок 3- Сварочная дуга под водой

Молотовск и завод № 402 играли важную роль как база для ледокольного флота во время Великой Отечественной войны. Именно здесь проводилась подготовка к рейсам ледоколов по сложным северным маршрутам, осуществлялся их ремонт и стоянка.

t1761313867ae.jpgt1761313867af.pngt1761313867ag.png

Рисунок 4- Молотовск, завод №402

С началом военных действий приоритетной задачей предприятия стало оснащение вооружением ледоколов "Ленин", "И. Сталин", а также "Дежнев" и "Литке". Отсутствие оружия делало суда, предназначенные для работы в условиях льда, уязвимыми перед атаками немецких сил.

В 1942 году были проведены два капитальных ремонта, связанные с полученными в ходе боевых столкновений повреждениями. В январе того же года ледокол "И. Сталин", находясь в районе загрузки угля в Белом море, подвергся бомбардировке: одна из бомб попала прямо в корпус, другая – сдетонировала рядом с судном. Повреждена корпусная обшивка и затоплены угольные отсеки. Судно было доставлено буксирами в Молотовск, где на заводе №402 за полтора месяца провели восстановительные работы, вернув его в строй.

t1761313867ah.jpg

Рисунок 5- Ремонт подлодки

После кругосветного путешествия ледокол «А. Микоян» потребовал серьёзного ремонта. 26 ноября 1942 года в Баренцевом море, возле мыса Канин Нос, судно подорвалось на морской мину, получив повреждения в районе кормы. В процессе восстановления системы управления требовалась полная замена корпуса рулевой машины. Поскольку на заводе отсутствовало оборудование для литья такой детали, её создали методом сварки. Проект разработал квалифицированный специалист Ю.Д. Кайнов, прежде работавший на Балтийском заводе в осажденном Ленинграде и эвакуированный оттуда. Помимо устранения последствий аварии, проводился плановый капитальный ремонт, необходимый после продолжительной экспедиции.

Ремонтом отечественных транспортных судов на Севере в годы войны в основном занимался архангельский завод «Красная кузница», но и заводу № 402 пришлось принять в этом деле некоторое участие.

В августе 1942 года Военный Совет Архангельского военного округа установил небывало короткий срок для аварийно-восстановительного ремонта танкера «Азербайджан», одного из уцелевших судов каравана РQ-17.

t1761313867ai.jpg

Рисунок 6-Трагедия арктического конвоя каравана РQ-17

4 июля 1942 года, еще при движении в ордере нераспущенного конвоя, в кормовую часть танкера попала торпеда, сброшенная торпедоносцем «Хейнкель-115». Образовалась большая пробоина в правом борту, возник пожар, который команде судна удалось потушить. С пластырем на пробоине танкер ушел к Новой Земле, откуда был приведен в Молотовск и встал под разгрузку из своих танков льняного масла – компонента специального красителя. Чтобы судно могло успеть к каравану, уходившему на восток, его нужно было отремонтировать за шесть дней! Отремонтировали за пять!

Предпринятые усилия по восполнению дефицита опытных сотрудников, ушедших на фронт различными способами – посредством призыва, командирования специалистов с других предприятий, а также обучения в школах фабрично-заводского ученичества – не оказали существенного влияния на ситуацию. Из поступивших на завод в 1943 году шести тысяч работников лишь одна тысяча восемьсот обладали необходимой квалификацией, из которых тринадцать сотен были выпускниками ФЗО с третьей категорией. Описывая этот приток кадров в письме к народному комиссару ВМФ Н.Г. Кузнецову (исх. №715 от 25 апреля 1944 года), руководитель завода С.А. Боголюбов, объясняя причины невыполнения плана по новому кораблестроению уже за 1943 год, отмечал: Преимущественно это подростки в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, чаще всего девочки. Значительная часть из них отличается небольшим ростом – около ста десяти пятидесяти сантиметров. Из-за этого они совершенно непригодны для выполнения работ, связанных с корпусами, сборкой механизмов или эксплуатацией крупной техники.

Руководство предприятия изначально не придавало должного значения этим новым сотрудникам. Оказалось, что юные руки использовались не только для обработки корпусов боеприпасов. Подростки трудились и в бригадах цеха, хотя выполнение корпусных и монтажных задач при ремонте кораблей было для них непростым делом.

Рабочие судостроительных и ремонтных верфей выполняли свои обязанности по одиннадцать часов в сутки, получая лишь два выходных дня в месяц, нередко сталкиваясь с тяжёлыми и опасными условиями труда, а также испытывая постоянную нужду в питании.

После оценки состояния восстановленных немецких судов эксперты заключили, что их ремонт займет как минимум пару-тройку лет. В ответ на это морское ведомство предложило использовать электродуговую сварку для восстановления флота. Уже через полгода отремонтированные корабли под американским флагом вернулись в океан.

Согласно данным производства, в период военных лет завод осуществил 24 ремонта кораблей ледокольного назначения, включая работы по оснащению и переоснащению, что способствовало выполнению важной стратегической цели – гарантировать возможность плавания судов зимой на Белом море и по северному морскому пути.

За годы войны молотовские судостроители провели масштабную работу по ремонту, модернизации и оснащению сорока трех военных кораблей, нескольких ледоколов, а также иностранных и отечественных транспортных судов. Общий тоннаж этих кораблей достиг восьмисот пятидесяти тысяч тонн – показатель поистине впечатляющий, учитывая трудности и ограниченность ресурсов того периода.

Невозможно не восхититься упорством и трудолюбием работников предприятия № 402 в те непростые времена.

Использованные ресурсы:

1.Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва: Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.

2. Изображения: Яндекс-картинки



Участие сварщиков во время ВОВ в ремонте судовDOCX / 3.74 Мб​​​​​​​

Подводная сваркаPDF / 661.29 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Даниил молодец, подобрал очень интересный материал!

1
24 October

Спасибо большое, Елена Гаврииловна!

0
25 October