Учебно-исследовательская работа по теме: «Чему нас учат книги о Гарри Поттере?»
Автор публикации: В. Ильин, ученик 8 класса
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
Шараповская средняя школа
Шатковского района
Нижегородской области
Учебно-исследовательская работа по теме:
«Чему нас учат книги о Гарри Поттере?»
Выполнил:
ученик 8 класса
Ильин Владимир
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Белянинова Наталья Борисовна
2018
Содержание
Введение……………………….......………………………………..……..........3-5
Глава 1. Произведения о Гарри Поттере, по фантастическим сюжетам которых можно учиться реальной жизни 6-13
1.1. Роль мальчика-волшебника в формировании положительного образа современного подростка 6-9
1.2. Второстепенные персонажи, их влияние на воспитание лучших качеств личности ребенка 10-13
Глава 2. Исследование распространенности книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере среди подростков………………………………………....14-17
2.1. Процедура и методы исследования…………………………..……..14
2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………...…….15-17
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19
Приложение………………………………………………………………...20-30
Введение
На сегодняшний день одним из самых известных произведений зарубежной литературы является серия сказок Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Педагоги, психологи и филологи обсуждают причины популярности этих книг. По их мнению, одной из них является применение автором красочных, с точки зрения психологии, персонажей, которые нравятся не только детям, но и взрослым. Данное произведение является настольной книгой многих подростков, а в некоторых школах оно входит в программу внеклассного чтения.
Гарри Поттер - литературный герой, выдуманный англичанкой Джоан Кэтлин Роулинг, ученик школы чародейства и волшебства, сирота, чудом спасшийся от неминуемой гибели от рук Темного Лорда. Этот мальчик по своей популярности сегодня превосходит многих суперзвезд. В чем причина столь феноменального успеха?
На страницах прессы время от времени появляются статьи в поддержку той или иной версии о феномене популярности юного волшебника. Всех, кто дал свою оценку книгам о Гарри Поттере условно можно разделить на два лагеря: первые признают, что Роулинг создала настоящий детский бестселлер и что серия книг о мальчике-волшебнике достойна занять почетное место в ряду лучших произведений литературы для детей; вторые утверждают, что такой феноменальный успех Гарри Поттера – всего лишь хорошо продуманный пиар-проект, продукт рынка книг. Более справедливым является утверждение, что феномен Гарри Поттера - это целая совокупность факторов, способствующих популярности вымышленного Джоан Роулинг мира и персонажей, живущих в нем. Необходимо обозначить эти факторы и попытаться разобраться в каждом из них.
Знакомство читателя с Гарри Поттером происходит в день, когда мальчику исполняется одиннадцать лет. К концу прочтения заключительной, седьмой книги, главный герой предстанет перед читателем уже совершеннолетним. Основная масса читателей этого произведения – дети. Они буквально растут вместе с главными героями.
Сюжет детского произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Книга, как обычно, разделена на главы и каждая новая глава - это новое событие из жизни персонажей. В то же время замысел произведения невероятно прост и схематичен. Сюжетная линия книг о жизни «мальчика, который выжил» по сути является детективной. Гарри, вместе со своими товарищами расследует загадки волшебного мира. Невероятные чудеса, происходящие по ходу повествования, не позволят читателю скучать.
Действие книг Роулинг происходят в наши дни, о чем свидетельствуют подобные вещи, как метро, телефон, телевизор и тому подобное. Но волшебный мир Гарри Поттера сохраняет древние традиции. Все волшебники в книге носят мантии – это и является элементом древнего строя в мире магии.
Организация пространства произведения о мальчике со шрамом такова: мир делится на «свой» и «чужой», реальный и волшебный. Границы этих миров прозрачны, они могут проникать друг в друга. Мир магов в «Гарри Поттере», противостоящий миру маглов, существующий параллельно с ним, - яркая тому иллюстрация.
Пожалуй, самым спорным вопросом, касающимся литературных достоинств книг о Гарри Поттере, является вопрос об идейно основе этого произведения. Высказываются различные точки зрения, например:
Основная идея стара как мир - это борьба Добра и Зла;
История Гарри Поттера - это иллюстрация развития личности, проблем становления личности, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности. Добро и Зло здесь борются не только в мировом масштабе, но и в сознании каждого человека.
«Просто будь собой!» - основополагающее правило, которое директор школы чародейства и волшебства Хогвартс Альбус Дамблдор говорит Гарри Поттеру, своему подопечному, и вместе с тем, главная идея произведения.
Все вышесказанное справедливо по отношению к сказке Дж. Роулинг, но не правомерно отдавать предпочтение одной из них: все они являются дополнением друг друга, это целый комплекс идей произведения. Но хотелось бы отметить другую, не менее важную особенность сказки - это новый взгляд на категорию детства. Здесь дети показаны не как образцы идеальности и невинности. Детство в «Гарри Поттере» - не особый мир, в который хочется вернуться каждому взрослому, а сложный, с огромным количеством своих проблем, период жизни человека. Характеры детских персонажей, созданные Джоан Роулинг, поражают своей психологической сложностью.
Так книга о Гарри Поттере не просто позволяет детям очутиться в мире магии, присутствовать при чудесных приключениях главных героев, но всем своим содержанием повествует о конфликтах и трудностях их детского мира, особенностях детской субкультуры. В отличие от закрепившейся традиции литературной сказки противопоставлять мир взрослых и мир детей, Роулинг описывает взрослых как полноправных участников волшебных приключений. Именно этим и обусловлен мой выбор данных книг, как основы для исследования.
Цель данной работы – Показать роль художественной литературы в воспитании нравственности у подростков.
Чтобы достигнуть указанной цели, мы решим несколько задач:
Выделить особенности детской литературы.
Проанализировать книги и выяснить, что именно воспитывает в ребенке те или иные произведения.
Выявить причины популярности этих книг среди детей и взрослых.
Глава 1. Произведения о Гарри Поттере, по фантастическим сюжетам которых можно учиться реальной жизни
1.1. Роль мальчика-волшебника в формировании положительного образа современного подростка
Личность, человек приобретает положительные или негативные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Он может приобрести умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости или, наоборот, ситуация может захватить его, породить растерянность и страх, заставить обманывать. В ходе преодоления жизненных проблем и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний у Гарри развивается сила духа, характер, он учится принимать решения, от которых подчас зависит жизнь его самого и его друзей, и приходит к выводу, что выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, не всегда самый приятный.
В образе мальчика-сироты Гарри Поттера (см. Приложение 1) многие подростки увидят себя. Они найдут в нем черты характера, схожие с их собственными, многие даже его поступки будут повторять их поступки. Он «учится быть сильным с теми, кто считает его слабым, и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Это сказка о правде и долге человеке оставаться человеком даже в волшебном мире».
Основы нравственного воспитания Гарри проявляются в поступках, которые побуждаются различными мотивами. Решение поступить именно так, и никак иначе зачастую представляет собой результат сложной душевной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Бывает, что это столкновение разных, противоречивых мотивов в сознании подростка, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому занятию, а другие мотивы - это чувство долга, обязанностей, выполнение которых требует применения огромного количества сил, отказа от личного удовольствия. В школе Хогвартс (см. Приложение 2), в семье дяди и тёти Гарри постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В аналогичных ситуациях необходима моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор.
Проблема выбора в романе освещается во всех аспектах: от малозначащих и до самых глобальных. Все герои выбирают в тот или иной момент: Гарри в первый же день в школе волшебства Хогвартс поставлен перед выбором друзей:
«Малфой снова повернулся к Гарри: - Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда круче всех остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин. Я помогу в этом тебе разобраться.
Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сделал вид, что этого не заметил.
- Спасибо, но я думаю, что сам могу понять, кто чего достоин, - холодно заметил он». [1]
Кроме выбора друзей Гарри в этот день упрашивал Распределяющую шляпу (см. Приложение 3), чтобы та не отправила его в Слизерин, факультет, выпускающий много Темных волшебников. Гермионе и Рону, помогая и поддерживая Гарри во всех его начинаниях, тоже пришлось делать свой выбор: Гермиона, отличница и примерная во всех отношениях ученица, нарушает общешкольные правила, создавая Отряд Дамблдора[7]; Рон, до смерти боясь пауков, все-таки идет с Гарри в логово громадного паука Арагога (см. Приложение 4).
Во второй книге Гарри должен выбрать между повиновением и возможностью спасти сестру Рона, Джинни Уизли (см. Приложение 5), от верной смерти. В третьей части Гарри снова приходится выбирать – либо позволить друзьям отца убить Петтигрю, либо сохранить предателю жизнь. В «Кубке огня» Гарри постоянно перед выбором или «простого», или «истины»; в «Ордене Феникса» Гарри с друзьями может принять условия Министерства, но он решает пройти курс Защиты от темных искусств самостоятельно, вместе со своими друзьями; в «Принце-полукровке» и в «Дарах смерти» он опять же перед выбором жизни и смерти. В заключительной книге все преподаватели и ученики принимают атаки армии Волан-де-Морта (см. Приложение 6), чтобы уберечь жизнь Гарри и не позволить ему умереть. Но Гарри, напротив, готов на смерть, чтоб спасти жизни своих близких. С каждым годом трудности, которые приходится испытывать Гарри Поттеру, становятся все более опасными, выбор все более осмысленным, и, в конце концов, «ему потребуется мужество другого рода – он должен хладнокровно шагать навстречу собственному уничтожению», он должен осознать, что «должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть». [7]
Личность Гарри раскрыта в своей психологической полноте. Его верность идеям, друзьям, Дамблдору и желание уничтожить зло очень привлекательны. Чувство долга не покидало его на протяжении всей истории. И по мере его взросления это чувство становилось все глубже и осознанней. Самый главный долг Гарри - месть за родителей. Он был уверен, что именно он, и никто другой, обязан спасти все волшебное сообщество.
В современной психологии об этой особенности характера человека говорится так: «В основе чувства долга лежит осознание человеком общественных интересов своего народа и своих обязательств по отношению к нему. Однако это не холодное рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанностей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает удачи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство». [8]
В последних книгах чувство долга у Гарри стало главенствующим. «…именно я должен его убить» [7].
«- Джинни, послушай, - негромко произнес он под все нараставший шумок разговоров, которые уже заводили поднимавшиеся со стульев люди.
- Я не могу быть рядом с тобой. Нам нельзя больше встречаться. Мы не можем быть вместе.
Она ответила со странной, кривой улыбкой:
- И все это по какой-то дурацкой, возвышенной причине, так?
- Последние несколько недель, проведенных с тобой, были… они словно принадлежали другой жизни, - сказал Гарри. - Но я не могу,… мы не можем,… есть вещи, которые я должен сделать один» [6].
Гарри всегда стремился к справедливости. Это стремление проявляется уже в первой книге («Философский камень»), где он отнимает украденную вещь своего товарища, Неввила Долгопупса (см. Приложение 7), у Драко Малфоя (см. Приложение 8).
«- Смотрите! - крикнул Малфой, метнувшись вперед и поднимая что-то с земли. - Это та самая дурацкая штука, которую прислала ему его бабка.
Напоминалка заблестела в лучах солнца.
- Отдай ее мне, Малфой, - негромко сказал Гарри.
Все замерли и повернулись к нему. Малфой нагло усмехнулся.
- Я думаю, я положу ее куда-нибудь, чтобы Долгопупс потом достал ее оттуда, -например, на дерево.
- Дай сюда! - заорал Гарри, но Малфой вскочил на метлу и взмыл в воздух. Похоже, он не врал насчет того, что действительно умеет летать, и сейчас он легко парил над верхушкой росшего около площадки раскидистого дуба.
- А ты отбери ее у меня, Поттер! - громко предложил он сверху.
Гарри схватил метлу» [1].
Итак, мы видим, что Гарри Поттер – прекрасный пример для подражания. Многие подростки хотят быть похожи на этого смелого, честного, доброго мальчика.
1.2. Второстепенные персонажи, их влияние на воспитание лучших качеств личности ребенка
Личности персонажей романа формируются в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; понимания; в способности к сопереживанию; толерантности и терпимости; в самопожертвовании и готовности прийти на помощь другому человеку. «Сказки могут быть грустными в самом начале или в середине, но заканчиваться всегда должны по справедливости, а значит – хорошо!» - эта и многие другие лучшие традиции сказок оживают в книгах Джоан Роулинг.
Двумя ключевыми образами в книге, помимо самого Гарри, являются его лучшие друзья – Рон Уизли и Гермиона Грейнджер (см. Приложение 9). На протяжении всей длинной истории тянется неразрывная нить их дружбы, которая проходит через все трудности. Так, герои вместе играют в волшебные шахматы в подземелье; маховик времени, при спасении Клювокрыла (см. Приложение 10) и Сириуса Блэка (см. Приложение 11); Турнир трех волшебников; бой в Министерстве магии; смерть директора и наставника – Альбуса Дамблдора (см. Приложение 12), а также страшную войну.
Нельзя не сказать о крепкой дружбе этих героев. Даже после того как Рон Уизли, одержимый крестражем ушел от друзей, Гарри и Гермиона не переставали ждать его. После возращения их друга, оказалось, что он хотел вернуться сразу, но попросту не нашел путь. Это говорит о неразрывной связи дружбы, связывающей наших героев.
В образе старого директора Хогвартса Альбуса Дамблдора автор выражает и утверждает общечеловеческие ценности, которые выражаются в его словах и мыслях: «зло безжалостно и к врагам, и к союзникам», «любовь оставляет свой след. Этот след вообще невидим, если тебя так крепко любят, то даже если тот, кто любит тебя, умер, ты навсегда остаешься под его защитой», «в свете возрождения лорда Волан-де-Морта мы сильны настолько, насколько мы едины, и слабы настолько, насколько разъединены. Различия в наших традициях и в наших языках несущественны, если у нас общие цели, а наши сердца открыты навстречу друг другу», «Не надо стыдиться своих чувств том, что ты способен ощущать такую боль, заключена твоя величайшая сила, боль – удел человеческий», «молодым не понять, как думают и чувствуют старики. Но старики виноваты, если они забывают, что значит быть молодым», «бывают раны, которые не способно залечить даже время: уж слишком они глубоки», «сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы, она еще и самая загадочная из всех сокровищ. Имя этой спасительной силы – любовь».
Все герои произведения осуществляют свою определенную функцию, которую для них подобрал автор. Дамблдор – наставник, Снегг – ненавистный учитель (см. Приложение 13), Рон, Гермиона и Хагрид (см. Приложение 14) – лучшие друзья, Минерва Макгонагалл – строгий, но справедливый преподаватель (см. Приложение 15), Волан-де-Морт – вечный и непримиримый враг. Каждый герой наделен вполне типичными для человека чертами: каждый из них может быть встречен нами на улице.
Основная мысль всего произведения - материнская любовь, без нее наш герой погиб бы еще до первой страницы книги. Лили Поттер (см. Приложение 16) закрыла собой малыша Гарри, тем самым принесла себя в жертву за жизнь маленького сына. Ее любовь стала преградой, защищающей Гарри до того момента, когда ему исполнится семнадцать лет, т.е. до совершеннолетия.
Интуитивно каждый из нас чувствует некий барьер, защищающий его от внешних воздействий, пока родители опекают его: до совершеннолетия. Жизни до совершеннолетия и после выхода во взрослую жизнь воспринимаются нами как две совершенно разные жизни.
Гарри лишился родителей в раннем возрасте, и поэтому автор «наколдовала» ему эту защиту, не принимающую, однако, вид «энергетических полей». Защита Гарри не внешняя, не осязаемая. На подсознательном уровне все люди чувствуют эту защиту маминого сердца. Это талисман, оберег, вечно хранящийся в нас.
«- Твоя мать умерла, пытаясь спасти тебя. Если на свете есть что-то, чего Волан-де-Морт не в силах понять, - это любовь. Он не мог осознать, что любовь - такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать - оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой» [1].
В последней части («Дары Смерти») в сцене сражения между Беллатрисой Лестрейндж (см. Приложение 17) и Молли Уизли (см. Приложение 18) показана вся торжественность этого момента, звучит гимн истинной, всепобеждающей материнской любви.
«Миссис Уизли на бегу сбрасывала мантию, освобождая руки. Беллатриса резко повернулась - и расхохоталась при виде новой противницы.
- С ДОРОГИ! - крикнула миссис Уизли трём девушкам, выхватила палочку и бросилась в бой. С ужасом и восторгом Гарри смотрел, как хлещет и крутится волшебная палочка в руках Молли Уизли и как исчезает улыбка с лица Беллатрисы Лестрейндж, превращаясь в злобную гримасу. Потоки пламени лились с обеих палочек, пол под ногами волшебниц раскалился и покрылся трещинами; обе дрались не на жизнь, а на смерть.
- Нет! - крикнула миссис Уизли бросившимся ей на помощь школьникам. - Уйдите! Прочь отсюда! Она моя!
Сотни зрителей стояли теперь вдоль стен, наблюдая за двумя сражающимися группами: Волан-де-Мортом и его тремя противниками и Беллатрисой и Молли. <…>
-Что станется с твоими детьми, когда я тебя убью? - дразнила Беллатриса, безумная, как и её повелитель, уворачиваясь от пляшущих вокруг неё заклятий Молли. - Когда мамочка отправится вслед за Фреддичкой?
- Ты больше никогда не тронешь наших детей! - выкрикнула миссис Уизли.
Беллатриса засмеялась исступлённым смехом - точно такой Гарри слышал от её кузена Сириуса за миг перед тем, как тот упал вперёд спиной сквозь занавес.… И вдруг Гарри понял, что сейчас произойдёт, ещё раньше, чем это случилось.
Заклятие Молли пронеслось под вытянутой рукой Беллатрисы и ударило её в грудь, прямо над сердцем.
Злорадная улыбка замерла на губах Беллатрисы, глаза словно выкатились из орбит. Ещё мгновение она понимала, что случилось, а потом медленно опрокинулась навзничь, и толпа зрителей зашумела, а Волан-де-Морт вскрикнул». [7].
Итак, мы видим, что образы второстепенных персонажей в книге также имеют сильное влияние на формирование личности ребенка. Их доблесть, смелось и отвага, проявленные во время критических ситуаций являются огромным примером для подрастающего поколения, а дружба между Гарри, Роном и Гермионой – яркой иллюстрацией преданной и бескорыстной дружбы.
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического потенциала книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере
2.1. Процедура и методы исследования
Исследование проводилось мной на базе МОУ Шараповской СШ. Для проведения диагностики было выбрано 10 ребят, моих одноклассников и товарищей из других классов, которые очень любят читать. Мной была подготовлена анкета, предложенная для похождения ребятам. Я очень рад тому, что никто из друзей, к которым я обратился с просьбой пройти анкету, не только не отказал, но и охотно содействовал работе над исследованием в дальнейшем.
Процедура исследования включала в себя следующие этапы:
I этап – организационный: устанавливался объект, предмет, цель и задачи изучения.
II этап – исследовательский: проводился анализ учеников 5-9 классов. Исследование направлено на выявление уровня знания книг и фильмов о Гарри Поттере.
III этап – аналитический: математическая обработка полученных данных, их качественный и качественно-количественный анализ, подведение итогов.
В качестве метода проведения экспериментальной части своего исследования я выбрал проведение опроса путем анкетирования. Это подразумевает, что опрашиваемый письменно отвечает на перечень вопросов в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.
Анкета считается главным инструментом проведения опроса и является социологическим документом, который содержит в себе структурно-организованный набор вопросов. Каждый из них так или иначе связан с задачами проводимого исследования. Эта связь проявляется в потребности получения данных, отображающей свойства исследуемого объекта.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Обработав заполненные опросники, я выяснил, что имя Гарри Поттера знакомо абсолютно всем опрошенным. Однако книги о нем читали всего половина опрошенных (см. Рис.1). Фильмы по произведениям Джоан Роулинг смотрел каждый из опрошенных.
Рис. 1 – Количество опрошенных, читавших книги о Гарри Поттере (в %).
На удивление, все ребята верно указали имя автора произведения. Видимо, сказалась бешеная популярность писательницы.
Все опрошенные отметили, что хотели бы иметь такого друга, как Гарри Поттер. Они считают, что он честный, отзывчивый и верный. Один из опрошенных указал, что Гарри смог бы защитить своих друзей в случае опасности и поддержать в трудную минуту. Ребята считают Гарри настоящим другом.
На вопрос, о делении волшебников на «чистокровных» и «полукровок» все опрошенные ответили, что считают эту позицию неверной. Анкетируемые ответили, что людей нельзя делить на «плохих» и «хороших», что все равны и одинаковы, и неважно, какой национальности человек, главное – он человек! Можно сделать вывод, что эта история учит толерантности и терпимости к другим.
На вопрос «Хотели бы вы учиться в Хогвартсе?», опять же, все опрошенные ответили положительно, обосновав это тем, что атмосфера волшебства, созданная автором, настолько привлекательна, что непременно хочется пережить это лично. Многие указали, что хотели бы изучать магию и иметь собственную волшебную палочку. Один опрошенный написал, что хотел бы подружиться с большим количеством ребят-волшебников.
Далее опрошенным было предложено отметить более понравившиеся части «поттерианы». Четверо ребят отметили все части, указав, что не могут выделить одну, все книги хороши по-своему. Остальные же ребята выделили 2-3 пункта, указав, что смотрели лишь фильмы.
В следующем вопросе анкетируемые указали, что важными проблемами, поднятыми в книге, являются проблемы толерантности, дружбы, борьбы Добра и Зла. Несколько ребят указали, что важнейшей проблемой, описанной в книге, является проблема отношений в семье, ведь Гарри был сиротой и жил в семье дяди и тёти Дурсль (см. Приложение 19), которые терпеть его не могли.
Все опрошенные отметили, что посоветовали бы своим сверстникам прочитать книги о Гарри Поттере, обосновав это тем, что эти книги очень полезны для подрастающего поколения. Они рассказали мне, что эти книги могут стать мотивацией для детей читать и дальше. Многие из них начали интересоваться чтением именно после книг о мальчике – волшебнике.
В последнем вопросе, где надо было привести пример подвигов Гарри Поттера, трое анкетируемых не написали ничего. Это свидетельствует о плохом знании произведения. Остальные же написали о подвигах, в которых Гарри рисковал собой ради других, например, спасение Джинни из Тайной комнаты или попытка спасти Седрика от смерти.
Краткие результаты анкетирования можно увидеть на рис.2.
Рис. 2. – Общие результаты анкетирования.
В качестве вывода можем отметить, что по ответам ребят можно сделать вывод, что все опрошенные неплохо разбираются в произведении о Гарри Поттере. Они показали свое знание книг и фильмов, хотя некоторые оказались недовольны своими ответами, сказав мне, что обязательно прочитают все книги Джоан Роулинг.
Заключение
В 1, теоретической, главе мы подробно рассмотрели всех персонажей произведения и подчеркнули, чему именно у них можно поучиться. При работе над главой 2 была выделена основная форма работы, и это анкетирование.
База реализации была в МОУ Шараповской СШ. С ребятами было проведено анкетирование, по результатам которого было выявлено, что все они любят читать и считают произведение о Гарри Поттере прекрасным примером для подрастающего поколения.
Странно, но во время всеобщего безумия и любви к книгам о мальчике-волшебнике, многие мои сверстники остаются равнодушными к столь популярному произведению. Возможно, они просто не знакомы с этой завораживающей историей. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Прискорбно, что в наши дни дети не читают даже самые популярные книги, которые оказываются захватывающими и полными приключений.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза доказана. Необходимо принять меры для того, чтобы дети интересовались чтением больше, так как это является важнейшим фактором воспитания.
Список литературы
1. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
2. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
3. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
4. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». –М.: Росмэн-Пресс, 2006.
5. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
6. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
7. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
8. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
9. Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994.]
10. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. М., 2004.
Интернет-ресурсы
1. Высоцкая Н. "Феномен Гарри Поттера или НЛП и дети" //www.humans.ru
2. Мамаева Н. Н. "Светлее алмазов горят в небе звезды" (английская литературная сказка как явление) // Известия УрГУ, N15
3. Письменюк Д. «Феномен Гарри Поттера» //www.cityreporter.ru
Приложение. Лист опроса.
Имя, фамилия______________________________
1.Знаете ли Вы, кто такой Гарри Поттер?
-да
-где-то слышал это имя
-никогда не слышал о таком
2. Читали ли Вы книги из серии о Гарри Поттере?
-да
-нет
-смотрел фильм
3. Знаете ли Вы, кто написал серию книг о Гарри Поттере? Если да, напишите имя автора.
_____________________________________________________________________________________
4. Хотели бы вы иметь такого друга, как Гарри, если да, то почему за какие его качества?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чему может научить история о делении учеников Хогвартса на чистокровных волшебников и полукровок? Как вы стали относиться к людям, отличающимся от вас?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Хотелось бы вам учиться в школе чародейства и волшебства Хогвартс? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие из книг (фильмов) о Гарри Поттере Вы читали (смотрели)? Какие из них Вам понравились больше всего?
Гарри Поттер и философский камень
Гарри Поттер и тайная комната
Гарри Поттер и узник Азкабана
Гарри Поттер и кубок огня
Гарри Поттер и принц-полукровка
Гарри Поттер и Орден Феникса
Гарри Поттер и дары смерти
8. Какие проблемы, поднятые в книгах о Гарри Поттере, кажутся вас самыми злободневными, современными? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Посоветовали бы Вы своим друзьям прочитать книги о Гарри Поттере?
-да, обязательно
-нет
10. Какие подвиги Гарри Поттера кажутся вам наиболее важными и поучительными для младших школьников? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение
Приложение 1. Гарри Поттер и его сова Букля.
Приложение 2. Школа чародейства и волшебства Хогвартс.
Приложение 3. Распределяющая шляпа.
Приложение 4. Гарри и Рон в плену у акромантула Арагога.
Приложение 5. Джинни Уизли.
Приложение 6. Волан-де-Морт (Том Реддл) и змея Нагайна.
Приложение 7. Невилл Долгопупс с жабой Тревором.
Приложение 8. Драко Малфой.
Приложение 9. «Золотое Трио» со своими питомцами: Гарри Поттер с совой Буклей, Гермиона Грейнджер с котом Живоглотом и Рон Уизли с крысой Коростой.
Приложение 10. Гиппогриф по имени Клювокрыл.
Приложение 11. Сириус Блэк.
Приложение 12. Альбус Дамблдор, директор школы Хогвартс.
Приложение 13. Северус Снейп - декан Слизерина и преподаватель зельеварения.
Приложение 14. Рубеус Хагрид, лесничий, хранитель ключей и садов Хогвартса со своим питомцем - псом Клыком.
Приложение 15. Минерва Макгонагалл - декан Гриффиндора и преподаватель по трансфигурации.
Приложение 16. Лили Поттер (Эванс) - мама Гарри Поттера.
Приложение 17. Беллатриса Лестрейндж.
Приложение 18. Молли Уизли.
Приложение 19. Вернон, Дадли и Петуния Дурсль.
30