12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калашникова Анюта Николаевна45
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Бюджетное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики

«Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда»











Удивительные животные












Выполнил: Калашников Кирилл, ученик 6а класса БОУ УР

«УГНГ им. Кузебая Герда»













Ижевск 2019

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1.Обзор литературы……………………………………………………..4

2.Физико-географическая характеристика района исследования……7

3.Методика исследования……………………………………………….7

4.Результаты исследования и их обсуждение…………………………8

Выводы………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………..12

Список использованной литературы…………………………………13

Приложения…………………………………………………………….14











Введение

Прошлым летом мы с дедом ходили на рыбалку на реку Юс. Когда я провалился в ямку на берегу, дед объяснил, что это норы бобров, что деревья кругом повалены тоже бобрами. Дед сказал, что бобры могут строить целые плотины и перекрывать реки. Я очень удивился: «Как животные могут построить плотину?» (проблема) и решил узнать о бобрах поподробнее. Тема: Удивительные животные Цель работы: исследовать особенности строения и жизнедеятельности бобров.

Задачи: - Изучить с помощью дополнительной литературы особенности внешнего строения и образа жизни бобров; - Изучить строительные способности бобров; - Узнать, вред или пользу приносят бобры природе и человеку; - Развивать умения наблюдать за обитателями экосистем. Объект исследования: образ жизни и особенности строения бобров.
Предмет исследования: строительные способности бобров.
Актуальность: знания об окружающей нас среде и взаимоотношениях между живыми организмами актуальны всегда. Гипотеза: предполагаю, что для строительства плотин бобры используют деревья, ветки, грязь.






Обзор литературы

В поисках ответа  на поставленные вопросы и для ознакомления с объектом исследования мы изучили литературу. В разных источниках о бобрах информация почти одинаковая. Об особенностях внешнего строения узнали, что «речной бобр - это самый крупный грызун нашей фауны. Взрослые особи весят от 16 до 30 кг и больше. Средняя длина тела взрослых бобров 80—85 см».[7] Другой источник о внешнем строении бобра подробнее излагает, что «…бобр — самый крупный грызун северного полушария. У него короткое массивное тело длиной до 70–80 см, а иногда и до 1 м. Лапы короткие и толстые. На каждой по 5 пальцев, на передних лапах первый палец противопоставлен остальным, благодаря чему бобр может очень ловко манипулировать предметами. На задних хорошо развиты плавательные перепонки, и животное может в воде развивать скорость до 7 км/час. Мех бобра очень прочный и влагоустойчивый, ведь он должен согревать зверя, вылезшего из воды морозной зимой». [9] Бобр имеет широкий плоский хвост, который для него служит рулем, необходим для поддержания равновесия и плаванья (рис.1). Особенности строения животного тесно связаны с его образом жизни.

Чем же бобры питаются? Мы узнали, что бобры «…едят около 300 видов растений, но для их обитания, особенно зимнего, необходимо обилие хотя бы одной из следующих пород: осина, ива, тополь; на севере – береза, лещина, липа, вяз, черемуха, дуб, ольха. С этих деревьев и кустарников звери объедают молодые побеги и свежую кору. На зиму они заготавливают обрубки стволов, ветки, водные растения. Звери способны подгрызать толстые деревья свыше метра в диаметре»[2]. Изучили образ жизни, поведение и обустройство участка обитания, узнали, почему сложно наблюдать за этими животными - очень осторожные, из своих жилищ бобры выходят чаще ночью, чем днём. Чтобы свалить дерево, бобры подтачивают его ствол у основания, и притом больше с той стороны, которая дальше от водоёма; вследствие этого подточенное дерево падает ближе к воде. После того, как дерево упадет, бобры откусывают на нём ветви, затем ствол разгрызают на куски такой величины, чтобы можно было их перетаскивать (рис.2. и 3). Из литературы также узнали о том, что бобры живут семьями, пары образуют на всю жизнь, рождается от 2 до 6 бобрят. Детеныши бобра рождаются зрячие, хорошо покрытые шерстью, через 2 суток уже могут плавать.

Но как же бобры строят плотины? Изучаем литературу дальше и узнаем, что «Плотину бобры строят из обрубков стволов, веток, травы и ила. Если водоем имеет быстрое течение и на дне есть камни, они тоже используются как строительный материал. Плотины выдерживают вес человека, длина их до 150 м, высота 1 - 1,5 м» (рис.4). [9].

Из источников информации также узнали, какой вред и какую пользу приносят бобры природе и человеку.

Вред от бобров: 1)В зону затопления попадают ценные строевые леса, сенокосные угодья, дороги;

2) Изменяется скорость течения воды в реках;

3)Роющая деятельность бобров повреждает земляные плотины, насыпи железных дорог;

4)Поселившись поблизости от садов и огородов, они подгрызают фруктовые деревья, вредят посевам кукурузы, плантациям картофеля и т. д.

5) Пикообразные пеньки деревьев, особенно молодых, опасны для других животных, которые при беге могут пораниться и умереть от потери крови, а могут животные получить и глубокие смертельные раны

Польза от бобров: 1)Способствуют ликвидации дефицита воды, создавая благоприятные условия обитателям.

2) По бобровым плотинам можно переходить с одного берега на другой.

3) Запруды повышают уровень воды, что способствует увеличению количества рыбы в водоеме.

4)Бобр для человека источник нежного жирного мяса и прекрасного меха.

5)Бобровая струя используется в парфюмерии и в изготовлении медикаментов.

Определения специфической терминологии.

Нора представляет собой камеру шириной около одного метра. Пол выстлан сухой травой и стружкой. Он всегда выше уровня воды на двадцать сантиметров, если вода поднимается, то хозяин норы приподнимает пол, укладывая на него еще слой подстилки. В нору всегда ведут несколько ходов, имеющие начало под водой. Так животное может обезопасить себя от непрошенных гостей [4].

Хатка (рис.5). В хатке бобер зимует, выводит потомство. Этот дом бобра является грандиозным куполообразным сооружением из веток и хвороста, скрепленных между собой илом и землей. Стены жилища настолько крепки, что их не под силу разломать даже медведю. Строится хатка в самом глубоком месте водоема. И это неслучайно. Зимой водоем может промерзнуть в неглубоких местах до дна. А так как вход в жилище бобра начинается под водой, то в случае сильных морозов животные не смогут выбраться наружу. Также в хатке есть дыхательное отверстие. И в морозные дни над домиком стоит пар, это свидетельствует о том, что хозяева находятся дома. Температура в хатке даже в лютые морозы плюсовая и животные чувствуют себя очень комфортно [9].

Плотины (рис.6). Их бобры сооружают, дабы поддерживать определенный уровень воды возле своего жилища. В возведении плотины участвует вся бобриная семья. В качестве строительного материала используются стволы деревьев и ветки, но если древесина в дефиците, то бобры стаскивают все, что найдут: камни, автомобильные покрышки, бутылки и прочее [5].

Каналы (рис.7) – частое хождение бобров из одного водоема в другой по сырым понижениям приводит к образованию в местах входа в воду канав. В дальнейшем звери активно подрывают берега, увеличивая длину этих канав. Когда канавы соединяются, образуется канал. Также канал может образовываться в результате обрушения туннеля [4]. Исследования проводились с сентября 2016 года по октябрь 2017 года. Изучив разнообразную литературу мы сделали вывод, что данная тема уже достаточно хорошо изучена, но наблюдать за жизнедеятельностью этих удивительных животных интересно.



2. Физико-географиическая характеристика района исследования

Удмуртская Республика расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Вятки и Камы. Климат Удмуртии умеренно-континентальный с продолжительной холодной и многоснежной зимой и коротким летом. Кезский район находится на севере Удмуртии, поэтому менее всего обеспечен теплом, относится к Верхнекамскому возвышенному району. Средняя температура воздуха в январе около -16°С, в июле +18°С, абсолютный минимум -48°С, абсолютный максимум +32°С. Места наших исследований находятся на территории Новоунтемской сельской администрации: 2 пруда, расположенные в 2 и 2,5 км к западу от д. Ю-Тольен, участок реки Юс, протяженностью около 1 км.



3.Методика исследования

Методы исследования: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, математический, метод сбора первичной и статистической информации при изучении научных и литературных источников, материала Интернет о жизни и деятельности бобров, видовом составе, охране этих животных в природе. Визуальное наблюдение в поисках жизнедеятельности бобров проводилось в окрестностях имеющихся прудов и реки Юс прохождением маршрута в летне-осенний период пешком вдоль береговой линии, в зимний период на лыжах. Очень надеялись увидеть самих бобров с близкого расстояния, но нам это пока не удалось, бобры очень пугливы и обычно не подпускают человека к себе. В ходе исследований мы определяли по погрызам породы деревьев, которыми питаются бобры, какой строительный материал используют для строительства плотин, хаток, каким образом влияют на окружающую среду.

После наблюдения и сравнения делали обобщение и выводы.

Методы сравнения, анализа и обобщения применили при изучении информации из различных источников: знакомились с теоретическим материалом и сравнивали, анализировали информацию, как она дается в разных источниках; сравнивали, больше пользы или вреда от бобров, обобщили полученные знания об образе жизни и строении тела этих животных, сравнивали теоретический материал с собранным в ходе исследования материалом.

После наблюдения и сравнения делали обобщение и выводы.

Математический метод использовался при вычислении площадей прудов, измерении их глубины. Чтобы вычислить площади прудов, измеряли их примерную длину и ширину вдоль берега и по плотине (считали количество шагов, средняя длина шага 76 см или 0,76 м), а затем их перемножали. Глубину реки измеряли заходя в воду, глубина небольшая.



4.Результаты исследования и их обсуждение

Ю-Тольенский бобровый пруд существует уже лет 10, питается водой из ручейка, исток которого берет начало в логу, в метрах 500 выше пруда. Ручей течет по ровной местности, слева растет лиственный лес, справа – травянистая растительность с преобладанием таволги и осоки. Пруд небольшой, площадь пруда примерно 150 м2, расположен в логу, глубина примерно 1,5 - 2 м около запруды. Наблюдая в зимний период, мы предположили, что на зиму бобры спускаются к реке Юс, так как никаких следов деятельности в осенне-зимний период здесь не замечено. На правом берегу пруда смешанный лес, на левом – одиночные хвойные деревья. Поваленные деревья наблюдаются на правом берегу, среди них осины и березы диаметром от 10 до 30 см. Погрызы не свежие, деревья без веток, начали уже гнить. Плюс этого пруда в том, что он является источником питьевой воды как для диких животных - летом можно наблюдать тропинки, ведущие к пруду с разных сторон, так и для домашнего скота во время пастьбы. Также пруд – источник воды для окрестной растительности. По наблюдениям летом и осенью 2017 г, сделали вывод, что бобры покинули его, никаких следов их жизни на этом пруду нет. Нет новых поваленных деревьев, нет следов бобров. Как мы узнали из литературы, бобры в основном питаются лиственными деревьями, а их здесь близко к пруду не осталось. Поскольку кормовая база была исчерпана, мы предполагаем, что они перебрались в другое место, так как ниже, в 600 м от этого пруда, бобры построили плотину, перекрыли сток воды под мостом и образовали пруд (рис.8). Здесь очень много берез, осин, ивы, в том числе и уже поваленных, у которых объедена кора, нет веток. Пруд этот находится у дороги Кез – Кулига. И здесь мы нашли еще одно сооружение: на обочине дороги будто свалена куча мусора, состоящая из веток, палок, жердей и скрепленная грязью (рис. 9). Мой дед охотник, и он сказал, что это хатка. Около хатки в воде находится целая куча веток, мелких деревцев – запасы корма на зиму (рис.10).

А еще мы нашли плотину на реке Юс (рис.11). Для постройки плотины бобры использовали ветки, стволы деревьев. На левом берегу близко к плотине повалены две крупные, диаметром 60 и 70 см осины, изъедена только кора и ветки, а стволы оставлены, которые сгниют. Много пеньков более тонких деревьев. Хотя в лесу растут ели, березы, пихта, осины, черемуха, повалены только осины и черемухи – это говорит о том, что они предпочитают древесину этих видов деревьев (рис.12). Идем дальше и находим большое количество пеньков молодых деревцев (рис.13). На площади 36 м2 пеньков насчитали 16. И снова это пеньки осины и черемухи. Некоторые пеньки очень острые, высотой 50 - 70 см. Эти пеньки действительно опасны для других животных, которые могут пораниться об них. От всех поваленных деревьев к плотине на реке ведет тропинка, по ней бобры таскали материал для строительства плотины (рис.14). На другом берегу ивняк, но от ив оставлены одни пенечки, они будто срублены топором, так как ивы тонкие (рис.15). Бобры здесь ивам и расти не дают: есть свежие срезы, есть почерневшие, прошлогодние. По реке Юс мы исследовали около 1 км территории, на берегу много нор, а хаток на реке нет: река неглубокая, поэтому и построили плотину, для повышения уровня воды выше плотины.

Наличие определенного запаса кормовых ресурсов, густая речная сеть, пруды, озера, болота, климатические условия обеспечивают возможность увеличения численности популяции, которые наносят большой ущерб лесному хозяйству (рис.16).

Бобровых прудов на территории нашего поселения немало, что указывает на наличие большого количества бобров и их широкую расселенность. По данным статьи в районной газете «Звезда» о подсчете разных диких животных в 2016 г, на территории района живет примерно 1059 бобров. Они сильно размножились после создания Кулигинского бобрового заказника.

Выводы

1) Бобры – животные класса млекопитающих, приспособленные к полуводному образу жизни. Бобры – грызуны, питаются водной и прибрежной растительностью.

2) Бобры обладают строительными способностями и имеют приспособления: на передних конечностях один палец противопоставлен другим четырем пальцам, мощные крепкие когти для рытья нор, умственные способности (есть борозды в головном мозге). Бобры – лесорубы и архитекторы.

3) Бобры приносят и вред, и пользу, как человеку, так и окружающей среде.

4) Продолжить развитие умений наблюдать за обитателями экосистем.

Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Бобры для строительства плотин действительно используют деревья, ветки, траву, тину, ил, грязь, камни: сначала наносят глину и грязь на дно водоема, затем валят деревья и укрепляют ветками, травой, тиной и глиной. Удивительно то, что вода не смывает грязь, скрепляющую составные части плотины.


























Заключение

Данная исследовательская работа знакомит нас с особенностями строения и жизнедеятельности бобров, их строительными способностями. Исследовательскую деятельность нам хотелось бы продолжить. Теперь нам интересно, как будет продолжаться строительство плотины на реке Юс, каким будет пруд у дороги Кез - Кулига, не испортят ли бобры полотно дороги своей деятельностью.































Список использованной литературы

1.Алексиин А.Г., Алексеев С.П. и др. Что такое. Кто такой: В 3т. 1 – 3-е изд., перераб.- М.: «Педагогика - Пресс», 1992 г.

2.Бобер: лесоруб, архитектор, строитель. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prostoozoo.com.ua/dikie_zhivotnye/stati/bober, свободный.

3.Зачем бобрам плотины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://animaljournal.ru/article/bobr_obiknovenniy, свободный.

4.Матвеев И.А. История формирования и современное состояние популяции речного бобра на территории Удмуртской Республики. Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология.Наука о Земле», 2012 г.

5. Плотины бобров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.animalsglobe.ru/bobryi, свободный.

6.Сергеев Б. Ф. Энциклопедия живой природы для младших школьников. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012.

7. Строительная деятельность бобров.[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.uhlib.ru/domashnie_zhivotnye/ohota_na_bobra/pуphp, свободный.

8.Строительные способности бобров – картинки, фото. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/yadex.ru/images, свободный.

9.Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Хордовые/ Под ред. А.В.Михеева. -2 – ое изд. – М.: Просвещение, 1985.

10.Я знаю все! (пер. с англ. К. И. Молькова, О.О.Озеровой) – М.: Эксмо, 2016 г.

Приложения

t1584172988aa.jpgt1584172988ab.gifРис.1 Внешнее строение бобров. Фото. Электронный ресурс


t1584172988ac.jpg Рис. 2.Следы деятельности бобров. Фото Калашниковой Е.А.







t1584172988ad.png

Рис.3. Заготовки бобров. Фото. Электронный ресурс



t1584172988ae.jpg

Рис. 4. Плотины выдерживают человека. Фото Калашниковой Е. А.

t1584172988af.jpg

Рис.5. Схема строения хатки бобров. Фото. Электронный ресурс



t1584172988ag.jpg

Рис.6. Плотина у дороги Кез – Кулига. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988ah.png

Рис. 7. Каналы бобров ( http://grossoxota.ru )

t1584172988ai.jpg

Рис.8. Пруд, созданный бобрами у дороги Кез – Кулига. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988aj.jpgРис.9. Хатка бобров с продушиной. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988ak.jpg

Рис.10. Запасы корма около хатки. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988al.jpg

Рис.11. Плотина на реке Юс. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988am.jpg

Рис.12. Следы погрыза бобрами осины. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988an.jpg

Рис.13. На площади 36 м2 «срублено» 16 деревцев. Фото Калашниковой Е.А.

t1584172988ao.jpg

Рис.14. Тропинка бобров, ведущая от поваленных деревьев к плотине на реке Юс. Фото Калашниковой Е.А.





t1584172988ap.jpg

Рис.15. Пеньки ивы на берегу реки Юс. Фото Калашниковой Е.А.





t1584172988aq.jpg

Рис.16. Вред от бобров природе. Фото Калашниковой Е.А.



20


Автор материала: К. Калашников (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.