12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шамонина Наталья Сергеевна45 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительные животные»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО естественно-научного цикла _____________(Лебедева Л.В.) Протокол №______ от «____»___________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________(Фонов А.В.) «____»_______________2018 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Володарской СОШ ____________(О.А.Янковская) «______»____________2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительные животные»
(базовый уровень, ФГОС)
для 7 классов
(уровень основного общего образования)
пос. Володарского
2018 год
Пояснительная записка
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницам учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса. Курс рассчитан на 35 часов занятий.
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека;
ориентироваться в понятиях курса;
Биологические и экологические особенности животных;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
определять виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
составлять экологические модели, трофические цепи.
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру;
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
оценивать свои достижения на занятии;
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки.
Содержание программы
Среды жизни и их обитатели (2 ч)
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред.
Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Простейшие.
Одетые в броню. Рождающие мел (4 ч)
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Ядовитые животные (4 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Животные-рекордсмены (2 ч)
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Животные-строители (2 ч)
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Заботливые родители (2 ч)
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Язык животных (4 ч)
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Животные – понятливые ученики (2 ч)
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные-символы (2 ч)
Бионика – перспективы развития (2 ч)
Практикум (3 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Среды жизни и их обитатели (2 ч) | ||
1 (1) | Среды жизни и их обитатели. | 1 |
2 (2) | Викторина «Знаете ли вы животных?». | 1 |
Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч) | ||
3 (1) | Гиганты моря и карлики в мире животных. | 1 |
4 (2) | Акулы и киты. | 1 |
5 (3) | Виртуальная экскурсия в зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова. | 1 |
6 (4) | Животные-карлики. | 1 |
Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч) | ||
7 (1) | Животные, одетые в броню. | 1 |
8 (2) | Животные, участвующие в образовании мела. | 1 |
9 (3) | Просмотр видеофильма про ископаемых животных. | 1 |
10 (4) | 1 | |
Ядовитые животные (4 ч) | ||
11 (1) | Ядовитые насекомые. | 1 |
12 (2) | Ядовитые земноводные. | 1 |
13 (3) | Ядовитые пресмыкающиеся. | 1 |
14 (4) | Ядовитые паукообразные. | 1 |
Животные-рекордсмены (2 ч) | ||
15 (1) | Почему у слона ноги как тумбы? | 1 |
16 (2) | Почему у фенека большие уши? | 1 |
Животные-строители (2 ч) | ||
17 (1) | О пользе бобров. | 1 |
18 (2) | Разнообразие гнезд у птиц. | 1 |
Заботливые родители (2 ч) | ||
19 (1) | Социальность, великая и ужасная. | 1 |
20 (2) | Отбор родичей. | 1 |
Язык животных (4 ч) | ||
21 (1) | Где у инфузорий ум? | 1 |
22 (2) | Как между собой общаются животные? | 1 |
23 (3) | Удивительные факты о «языках» животных. | 1 |
24 (4) | Викторина «Удивительные животные». | 1 |
Животные – понятливые ученики (2 ч) | ||
25 (1) | Что такое агрессия? | 1 |
26 (2) | Добрый сосед как средство экономии. | 1 |
Герои песен, сказок и легенд (2 ч) | ||
27 (1) | Животные в русских народных сказках. | 1 |
28 (2) | Животные в мифах. | 1 |
Животные-символы (2 ч) | ||
29 (1) | Животные на гербах российских городов. | 1 |
30 (2) | Животные и символика. | 1 |
Бионика – перспективы развития (2 ч) | ||
31 (1) | Удивительные бионические животные. | 1 |
32 (2) | Достижения бионики. | 1 |
Практикум (3 ч) | ||
33 (1) | Выбор темы итогового проекта. Обсуждение возможных вариантов. | 1 |
34 (2) | Сбор и обработка информации для проекта. | 1 |
35 (3) | Защита проектов. | 1 |