Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительные животные» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Володарская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО естественно-научного цикла _____________(Лебедева Л.В.) Протокол №______ от «____»___________2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________(Фонов А.В.) «____»_______________2018 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ Володарской СОШ ____________(О.А.Янковская) «______»____________2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Удивительные животные»
(базовый уровень, ФГОС)
для 7 классов
(уровень основного общего образования)
пос. Володарского
2018 год
Пояснительная записка
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницам учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса. Курс рассчитан на 35 часов занятий.
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Предметные:
осознавать ценность природы для человека;
ориентироваться в понятиях курса;
Биологические и экологические особенности животных;
знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
различать неживое и живое в природе;
объяснять приспособленность животных к условиям существования;
оценивать влияние деятельности человека на животных;
знать значение тепла, света, воздуха, почвы для животных, связи между ними (примеры);
знать значение животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
знать животных, приносящих ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;
строение и жизнедеятельность животных, взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах; охраняемые животные своей местности, мероприятия по их охране.
понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения разнообразия животных
определять виды - биоидикаторы чистоты водоемов и воздуха;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе.
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
составлять экологические модели, трофические цепи.
Метапредметные:
определять цели изучения разделов курса;
понимать учебную задачу занятия;
оценивать достижения на занятии;
работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы
приводить примеры ответственного отношения к природе;
сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
высказывать и обосновывать предположения;
анализировать иллюстрации
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений.
Личностные:
понимать и принимать самоценность любого организма;
проявлять целостное восприятие окружающего мира;
бережно относится к окружающему миру;
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
оценивать свои достижения на занятии;
доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
применять коммуникативные навыки.
Содержание программы
Среды жизни и их обитатели (2 ч)
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред.
Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Простейшие.
Одетые в броню. Рождающие мел (4 ч)
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Ядовитые животные (4 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Животные-рекордсмены (2 ч)
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Животные-строители (2 ч)
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Заботливые родители (2 ч)
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Язык животных (4 ч)
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Животные – понятливые ученики (2 ч)
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные-символы (2 ч)
Бионика – перспективы развития (2 ч)
Практикум (3 ч)
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Среды жизни и их обитатели (2 ч) |
||
1 (1) |
Среды жизни и их обитатели. |
1 |
2 (2) |
Викторина «Знаете ли вы животных?». |
1 |
Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч) |
||
3 (1) |
Гиганты моря и карлики в мире животных. |
1 |
4 (2) |
Акулы и киты. |
1 |
5 (3) |
Виртуальная экскурсия в зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова. |
1 |
6 (4) |
Животные-карлики. |
1 |
Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч) |
||
7 (1) |
Животные, одетые в броню. |
1 |
8 (2) |
Животные, участвующие в образовании мела. |
1 |
9 (3) |
Просмотр видеофильма про ископаемых животных. |
1 |
10 (4) |
1 |
|
Ядовитые животные (4 ч) |
||
11 (1) |
Ядовитые насекомые. |
1 |
12 (2) |
Ядовитые земноводные. |
1 |
13 (3) |
Ядовитые пресмыкающиеся. |
1 |
14 (4) |
Ядовитые паукообразные. |
1 |
Животные-рекордсмены (2 ч) |
||
15 (1) |
Почему у слона ноги как тумбы? |
1 |
16 (2) |
Почему у фенека большие уши? |
1 |
Животные-строители (2 ч) |
||
17 (1) |
О пользе бобров. |
1 |
18 (2) |
Разнообразие гнезд у птиц. |
1 |
Заботливые родители (2 ч) |
||
19 (1) |
Социальность, великая и ужасная. |
1 |
20 (2) |
Отбор родичей. |
1 |
Язык животных (4 ч) |
||
21 (1) |
Где у инфузорий ум? |
1 |
22 (2) |
Как между собой общаются животные? |
1 |
23 (3) |
Удивительные факты о «языках» животных. |
1 |
24 (4) |
Викторина «Удивительные животные». |
1 |
Животные – понятливые ученики (2 ч) |
||
25 (1) |
Что такое агрессия? |
1 |
26 (2) |
Добрый сосед как средство экономии. |
1 |
Герои песен, сказок и легенд (2 ч) |
||
27 (1) |
Животные в русских народных сказках. |
1 |
28 (2) |
Животные в мифах. |
1 |
Животные-символы (2 ч) |
||
29 (1) |
Животные на гербах российских городов. |
1 |
30 (2) |
Животные и символика. |
1 |
Бионика – перспективы развития (2 ч) |
||
31 (1) |
Удивительные бионические животные. |
1 |
32 (2) |
Достижения бионики. |
1 |
Практикум (3 ч) |
||
33 (1) |
Выбор темы итогового проекта. Обсуждение возможных вариантов. |
1 |
34 (2) |
Сбор и обработка информации для проекта. |
1 |
35 (3) |
Защита проектов. |
1 |