Конспект занятия в экологическом объединении «Удивительные животные»

3
0
Материал опубликован 2 March 2020

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»»










«Удивительные животные»

Конспект занятия








Составитель:

Кузнецова Зарема Хаджумаровна

педагог дополнительного образования –

высшей категорий














г. Владикавказ, 2020г.

Тема: Удивительные животные.


Цель: познакомить детей с Красной книгой, закрепить знания о редких животных и растениях, в том числе встречающихся в нашей местности, внесенных в Красную Книгу.


Задачи:

Образовательные: расширять представление обучающихся о видовом многообразии животного мира, знакомить обучающихся с характерными признаками, средой обитания, особенностями питания, поведения представителей мира животных;


Развивающие: развивать навыки и умения обучающихся в определении животных по их характерным признакам.


Воспитательные: формировать бережное, заботливое отношение к животным, осознание необходимости их охраны.


Тип занятия: комбинированный


Методы: словесные: беседа, выступления обучающихся

наглядные: демонстрация презентации.


Оборудование: ноутбук, интерактивная доска; презентация «Красная книга РСО-Алании», викторина «Редкие животные», игра «Кто лишний».


Ход занятия


I. Организационный момент.


II. Вступительное слово педагога:

Педагог: Счастье. Что это такое? Каждый понимает это по-своему. А вот что считал счастьем JI. Н. Толстой «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить о ней....»

Мы сейчас тоже будем говорить о природе, вернее, о части природы, которая называется животный мир.

Если мы обратимся к далекому прошлому, к языческой вере, то наши предки поклонялись солнцу, растениям, животным, обожествляли Мать – природу, старались всячески ее задобрить, угодить, делали разные подношения.

И если наши далекие предки так трепетно, внимательно, заботливо относились к природе, то что же происходит сейчас? На планете животных становится все меньшее и меньшее. Если так будет продолжаться, то страшно представить, что через каких-нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. И чтобы этого не допустить, был принят очень важный документ по охране животных и растений.

Ребята, как называется этот документ? (Ответ детей – Красная книга). Правильно, ребята, это книга не совсем обычная. Почему она называется Красная книга? (Ответы детей – Красный цвет - сигнал тревоги, сигнал надвигающейся опасности. Он как – бы предупреждает, говорит о том, что если люди не примут меры, то этот вид исчезнет с лица Земли.). В Красной книге необычные страницы. Они разного цвета. Напомните мне, пожалуйста, что это за страницы? (Ответы детей).

Красные листы – на них записаны животные, которые находятся под угрозой полного исчезновения.

Желтые – животные, численность которых сокращается.

Серые – малоизученные животные.

Белые – редко встречающиеся виды животных

Зеленые – восстановленные виды животных, т е. животные, которых раньше было мало, но понемногу их количество увеличиваться.

Черные – на черных страницах записаны животные, которые исчезли с лица Земли.


III. Работа с иллюстративным материалом

Ребята, давайте поговорим о том, почему же люди охотятся на животных и убивают их? Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, посмотрите на экран, подумайте, почему охотятся, например, на тигра, леопарда, гепарда? (Ответы детей: – из-за красивого, ценного меха). Возникает вопрос, а для чего нужен этот мех? Правильно, из него шьют шубы, шапки, шкуры этих животных идут на украшение дома. Правильно, ребята. если у тигров, гепардов, леопардов, шкура красивая, то на первый взгляд грубая, толстая шкура тапира после обработки, превращается в кожу высокого качества. Далее обучающиеся приводят примеры: (слона, носорога – за ценные бивни, крокодилов, змей из-за кожи. Из их кожи шьют кошельки, сумки, обувь; морскую черепаху из-за мяса, а из панциря делают различные сувениры, расчески, оправы для очков т. д.).

Ребята, посмотрите на экран. Какие из этих животных занесены в красную Книгу? (Гигантский броненосец, бенгальский тигр, амурский тигр, коала, ягуар, леопард, горная зебра, африканский слон, очковый медведь, мустанг, рыжая лисица, канадский бобр, рысь, зубр, носорог, горный баран панда и др. Правильно, ребята, в основном все эти животные занесены в Красную книгу и на них запрещается охота. Они находятся под охраной государства. Но среди них есть и те, которые не занесены в Красную книгу. Для того, чтобы определить, какие животные не занесены в Красную книгу, поиграем в игру «Кто лишний».

Игра «Кто лишний».


IV. Просмотр презентации «Красная книга РСО-Алании» (рассказ педагога с демонстрацией фотоматериала).


Педагог: А Красная книга в Северной Осетии Алании есть? Да. Красная книга Республики Северная Осетия Алания содержит большой перечень видов, которые стали редкими и исчезающими на территории республики. Её страницы не раскрашены сигнальными цветами, но если бы они были, на черных страницах, к сожалению, следовало бы записать 9 видов животных, которые исчезли с территории РСО-Алания. Какие же это животные? (Птицы – степной орел, красавка, дрофа, стрепет, Авдотка, звери – летучая мышь длиннокрылая, кавказская норка, переднеазиатский леопард или барс (он уничтожен почти на всей территории Кавказа).

А на зеленые страницы пока может быть внесен единственный вид – зубр, численность которого восстанавливается. Это очень красивые, крупные (до 1 тонны весом) спокойные травоядные животные. Когда – то зубров в горах Осетии было очень много, но люди их полностью истребили. Зубров снова стали разводить и сейчас их численность составляет 70 голов. Они обитают в Государственном природном заповеднике, который находится в Алагирском районе.

Предлагаю вам викторину, которая так и называется «Редкие животные». Я знакомлю вас с характерными признаками, повадками, средой обитания, а вы должны отгадать, что это за животное.


V. Викторина «Редкие животные».


Рассказ педагога сопровождается показом на экране иллюстраций животных и растений.


Педагог: А что еще делают для того, чтобы сохранить животных, которых осталось мало? (Ответы детей: чтобы сохранить имеющиеся в малом количестве виды создаются заповедники.). Ребята, что такое заповедник? (Ответы детей – это обширные территории, где содержатся редкие виды животных. В заповедниках создаются все необходимые условия для нормального существования и размножения. Здесь в единении с природой, в спокойствии живут самые разнообразные животные. Заповедники охраняемые территории, в них запрещается охота, ловля животных, выпас скота, рубка деревьев. Доступ в заповедники открыт для посещения в качестве экскурсии с разрешения администрации.)

Педагог: Ребята, кроме того, что животных истребляют люди из-за личной выгоды, обогащения, наживы, они подвергаются нападению и уничтожению со стороны животных. Их поедают себе подобные, как называют таких животных? (Ответ: хищники).

Давайте, ребята, поговорим о том, каким образом или какими способами животные спасаются и защищают себя от нападения хищников?

Таких способов несколько.

VI. Сообщения обучающихся о способах защиты животных от нападения хищников.

Слон: защищая своего детеныша, африканский слон расправляет уши, опускает голову и бросается на хищника. Он сметает все на своем пути. Даже львы обращаются в бегство, получив отпор.

Носорог: носороги обычно защищаются, активно обороняясь, их девиз - не отступать перед хищником. Рог нужен самке для защиты детенышей от хищников. При этом рога пользуются большим спросом, поэтому носороги становятся жертвами браконьеров.

Овцебыки обитают в Северной Америке. Их враги – волки. Когда стадо подвергается нападению, взрослые овцебыки становятся кольцом вокруг своих детенышей, головой от центра, с какой бы стороны не атаковал хищник, он всегда наткнётся на рога.

Буйволы живут стадами. У них мирный нрав, но при опасности они нападают на врага, часто убивая его. Но если ветер доносит запах хищника, стадо обычно убегает, самцы бегут, сзади прикрывая самок с телятами.

Животные меньшего размера могут пугать, например сова, исполинская ящерица, плащеносная ящерица кобра, попугайная змея.

Сова- когда она встречается лицом к лицу с врагом, сова расправляет крылья. В такой позе она кажется крупней, а пронзительный взгляд и открытый острый клюв делают её вид ещё более грозным.

Попугайная змея безвредная змея, когда она широко раскрывает рот, становится похожа на ядовитую гадюку. Такое сходство отпугивает хищников.

Исполинская ящерица на нее не рискуют напасть ни один хищник. При опасности она внезапно высовывает крупный, ярко окрашенный синий язык и таким образом пугает противника.

Плащеносная ящерица- при опасности моментально расправляет яркий воротник вместе с разинутой пастью, он производит на врага ошеломляющее впечатление.

Рысь столкнувшись с противником, рысь старается произвести впечатление. Визжит, фыркает, царапает землю когтями, машет хвостом, ощетинивается, любой испугается.

Есть ещё один способ и наверно наиболее популярный. Какой же это способ?

Педагог: Ребята, я вам сейчас напомню. Многие животные незаметны на окружающем фоне, благодаря особой форме и маскирующей окраске и называется этот способ камуфляжный. Камуфляж скрывает их от хищников и повышает их шанс на выживание. И какие же это животные? (Ответы детей).

Хамелеон Это ящерица, которая постоянно меняет свою окраску. Их добыча насекомые, могут поедать даже птиц. Добычу ловит своим языком, хамелеон прицеливается и выстреливает своим языком в жертву, втягивает обратно язык и жертва оказывается у него во рту.

Игуана защищается, оставаясь невидимой, многие хищники реагируют на небольшие движения, эта ящерица сохраняет полную неподвижность, пытаясь выглядеть как часть ствола или ветки.

Богомол прекрасно маскируется под цвет веток. Однако если хищник все-таки заметил его, он поднимает передние конечности и старается отпугнуть врага.

Исполинский козодой, живет в Бразилии, имеет точно такую же окраску, как ствол дерева. Птица эта сидит неподвижно, высоко подняв голову, что делает её ещё более незаметной, тело козодоя выглядит как продолжение ствола.

Зебры живут в африканских саванах. Когда бежит стадо зебр, хищник перестает различать контур животного, так как полосы животных зрительно сливаются друг другом. И в то же время зебру нельзя называть легкой добычей. Защищается копытами, лягая задними ногами.

Африканские страусы – обитают в жарких саваннах. Когда эти птицы кормятся, опустив голову, то издалека напоминают кусты.

Желтоватая окраска львицы точно копирует оттенок сухой травы африканских равнин. Прекрасный камуфляж позволяет животному отдыхать, не опасаясь нападения, а такие делает львицу незаметной для копытных, на которых она охотится.

Африканская белохвостая куропатка. Меняет платья каждый сезон. Летом благодаря пестрой окраске, птица незаметно на фоне растительности тундры. Осенью она начинает менять окраску и у нее появляется серые перья. Такая окраска маскирует куропатку на фоне камней. Зимой её оперение становится белым и на снегу она практический незаметна

Педагог: Ребята, существуют ещё такие животные, на которых ни один хищник не захочет напасть. Что это за животные?

Молох – один из самых удивительных рептилий. Все её тело покрыто жуткими щипами, такую ящерицу не захочет, да и не сможет проглотить ни одна змея, ни один хищник. Несмотря на страшный вид, молох очень безобиден и питается муравьями.

Лягушка – древолаз обитает в Центральной и Южной Америке один из самых ядовитых животных на Земле. Яркая окраска предупреждает птиц и других животных, что от. них надо держаться подальше.

Огненная саламандра – обладает смертельным средством защиты. Саламандра выделяет яд из кожи.

Дикобраз – главное оружие иглы. Живет на земле и на деревьях, питается их нежной корой. Спит на деревьях или роет нору.

VII. Писатели о животном мире

Педагог: В начале нашего занятия я не зря привела цитату великого русского писателя Л.Н. Толстого, Он очень любил природу. У него было имение в Ясной Поляне. Он почти все время жил там, в уединении и тишине природы. Там же он писал свои повести, рассказы, басни. Ребята, а что такое басня?

Ребята, о природе писал не только Л.Н.Толстой. Много произведений о природе есть и у многих других писателей Назовите, каких писателей вы помните, и какие произведения этих писателей вы читали?(Ответы детей).

Затем ребятам предлагается прочитать стихи писателей, которые писали о природе и животных (обучающие читают стихи о природе).

Ребята, я начала занятие со слов Л.Н. Толстого, а закончить хочу словами В.В Бианки «Охранять, а не уничтожать природу». Вам хочу пожелать, чтобы относились к окружающей природе бережно, прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить её обитателей. Желаю вам успехов в познании и изучении мира природы.


VIII. Итог занятия.

О ком мы сегодня говорили на занятии?

Что нового вы узнали на занятии?

Что было самым важным и интересным на занятии?

Что нам надо сделать для сохранения мира природы?

С какими словами мы можем обратиться к людям?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.