«Великие люди России: Иван Иванович Шишкин»
Автор публикации: В. Гильчин, ученик 4А класса
Доклад
«Великие люди России: Иван Иванович Шишкин»
Выполнил работу:
Гильчин Виктор,
ученик 4 А класса
МБОУ СОШ № 45
Руководитель: Лупей В.В.,
учитель начальных классов
Нижний Тагил, 2025 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Детство художника. Годы учёбы.…………………………………………….3
Творчество художника……………………………………………………......5
Память о художнике………………………………………………………… 10
Заключение……………………………………………………………………12
Используемая литература…………………………………………………....13
Введение
Иван Иванович Шишкин – один из крупнейших русских пейзажистов. Художник бесконечно любил Родину. Он на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы. Полотна художника по праву считаются шедеврами сокровищницы мирового искусства, а его талант явил собой новую эпоху отечественного пейзажа XIX столетия.
И.И. Шишкин. Интернет-ресурсы.
Детство художника. Годы учёбы.
Иван Шишкин родился 13 (25 января – по новому стилю)1832 г. в семье купца Ивана Васильевича Шишкина в маленьком провинциальном городке Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан). Он рос умным, ранимым и впечатлительным мальчиком, одарённым. Отец привил мальчику любознательность и трепетное отношение к родной стране. Любовь к природе и тонкое её чувствование выразились в набросках маленького Шишкина, который очень рано стал проявлять способности к рисованию. Именно отец. Заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников.
В 1844 г. мальчик был отдан в Казанскую гимназию. Здесь он общался с новыми друзьями, совершенствовал свои навыки рисования и … очень тосковал. Шишкин позже вспоминал, что уклад заведения мешал его способностям, убивал в нём индивидуальность и свободу художественного мышления. Молодой Иван Шишкин рано понял, с каким делом хочет связать свою жизнь. Он хотел творить. И с большим трудом уговорил семью поддержать его в желании поступить в Московское училище живописи и ваяния. Отец поддержал сына.
С 1852 по 1856 год Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния. Его наставником был Аполлон Мокрицкий – вдумчивый и внимательный педагог, помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в Петербургскую Академию художеств. С тех пор северная столица стала его родным городом. В Академии Шишкин выделялся своими талантами. Его успехи отмечались медалями. В 1860 г. он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» и дававшей право на заграничную стажировку. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. В родных местах Шишкин много работал. Его отец уважительно отметил в своих записках достопримечательностей»: «Сын Иван Иванович приехал 21 мая классным художником первого разряда. Уехал опять в Питер 25 октября. В продолжение бытия написал разных картин до 50 штук». К этому времени художник уже определил область применения своих сил – в будущем он видел себя только пейзажистом. Ещё когда он учился в Москве, записал в дневнике: « Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».
С 1862 по 1865 годы Шишкин жил за границей – в Германии и Швейцарии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Сам он иронично вспоминал: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают– пошёл вот этот русский , даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует? По возвращении в Россию в 1865 году художник за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.
Творчество художника.
В ранних пейзажных набросках Шишкин изображает реку. Сосну на берегу, домик среди леса, бескрайнее поле – сюжеты в них были просты, но, несмотря на это, современникам сразу стало очевидно, что художник пишет настолько правдиво, как никому не удавалось. В произведениях молодого живописца, написанных в академические годы, отмечены романтические черты, что было данью господствующей традиции. Художник относился к природе не как страстно увлечённый красотами человек, а как исследователь, скрупулёзно изучающий её формы.
В 1871 году с успехом проходит первая передвижная выставка, а в 1872 году– вторая. На ней художник показал картину «Лесная глушь». Об этой работе много говорили – именно за неё Шишкин получил звание профессора в том же году.
Тема русского леса была неиссякаемой для художника на протяжении всей творческой жизни. Изображая богатый растительный мир природы, Шишкин был настолько точен и реалистичен, что в картинах узнавались породы деревьев вплоть до мелочей и удивительных деталей.
1870-е годы отмечены стремительным развитием пейзажной живописи, появлением талантливых художников, привнёсших новые приёмы и выразительные средства. Например, Куинджи было присуще романтическое восприятие природы, отсюда – приоритет цветопередачи, игре цвета и света. Шишкина отличало спокойное созерцание природы в самых простых и обыденных её проявлениях. Шишкин был сильнее Куинджи, как рисовальщик.
Летом 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин показал картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями…И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему…, тут он всё знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом… Шишкин – это «человек-школа».
Особенности русского национального пейзажа прекрасно раскрываются в картинах «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Лесные дали» (1884, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Среди долины ровныя» (1883).
В 1880-е Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых по- прежнему обращается к теме русского леса, полей и лугов. В полотнах сохранены они с большей свободой, нежели в произведениях конца 1870-х.Это широкие по размаху, эпические по композиционному строю холсты. К этим произведениям относятся «Сосновый лес» (1885, Государственный Русский музей, Санкт- Петербург), «Ручей на в берёзовом лесу» (1883, Государственный Русский музей, Санкт- Петербург) и другие.
Иван Иванович Шишкин достиг больших успехов в этюдах, которые получались у него не менее интересными, чем картины. Среди них примечательны такие произведения, как «Сосны, освещенные солнцем» (1886, Государственная Третьяковская галерея, Москва), выразительный пейзаж «Дубы. Вечер» (1887, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Сныть-трава. Парголово» (1884-1885, Государственный русский музей, Санкт-Петербург), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890, Государственный русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие. В 1880 году впервые Шишкин представил двенадцать крымских пейзажей и потом уже на протяжении всего творческого пути неоднократно выставлял этюды как самостоятельные художественные произведения.
В 1880-1890-е годы возрастает интерес художника к световоздушной среде, изменчивым, быстро проходящим, мимолётным состояниям природы.
Утро в Сосновом лесу.1889. Интернет-ресурсы.
В новой живописной манере написана одна из самых известных картин «Утро в сосновом лесу» (1889, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Перед нами предстаёт туманный лес с резвящимися на деревьях медведями. Шишкин прекрасно передаёт состояние природы в раннее утро, когда сосны ещё окутаны лёгким маревом. Из-за рассеивающегося тумана вершины некоторых деревьев подернуты розоватой дымкой, другие окутаны тенью, отчего кажутся сонными и влажными. Медведи, играющие на ветвях, рождают у зрителя ощущение дикости леса, его глухости и отдалённости. Предположительно, сюжет полотна был предложен Константином Савицким и, более того, считается, что медведей нарисовал именно он. На холсте в её первоначальном виде стояли две авторские подписи - его и Шишкина. Однако, Третьяков, приобретя картину для своей коллекции, стёр с неё фамилию Савицкого, считая, что она написана исключительно в духе, стиле и кистью Шишкина, который к тому же своему напарнику для изображения медведей предоставил собственные эскизы. Эти животные в разных позах и количестве встречаются во всех подготовительных набросках Шишкина, которых оказалось немало (в одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных вариантов). Считается также, что в основу произведения легла картина «Туман в сосновом лесу», написанная Шишкиным годом ранее, в 1888 году, после поездки в вологодские леса. Полотно имело большой успех.
В произведениях «Дебри» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Туманное утро» (1885, Нижегородский художественный музей), «Золотая осень» (1888, Пермская государственная художественная галерея), «Дождь в дубовом лесу» (1891, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и других обращает на себя внимание достигнутая матером гармония светотени и цвета, великолепная передача меняющихся атмосферных состояний природы.
В это же время Шишкин обратился к довольно редкой теме зимнего пейзажа и написал большую картину «Зима» ( 1890, Государственный русский музей, Санкт-Петербург). В сюжете полотна всё сковано морозом и погружено в тень, лишь в глубине холста лучик солнца освещает небольшую поляну, слегка очертив по ней розоватым цветом. От этих проблесков снег на земле и ветвях стройных сосен кажется сверкающе-голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой.
В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина, на которой он представил более шестисот этюдов, рисунков и гравюр. Эти многочисленные работы ещё раз подтверждают, что художник владел искусством рисунка и гравюры так же свободно и легко, как и живописью. Все произведения были необыкновенно реалистичны и тонко вписаны уверенной рукой автора.
В 1894 году Шишкин вместе с Репиным преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств. Он очень ценил таланты, прекрасно чувствовал способности в своих учениках, умел их выделять и развивать. Одним из лучших живописец называл Валентина Серова-величайшего портретиста, внёсшего неоценимый вклад в развитие русского портрета и пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства художественной выразительности в изображении русской природы.
В среде молодых студентов Шишкин пользовался авторитетом и большим уважением. Воспитанники воспринимали его как мудрого, тонкого знатока русской природы.
Последней монументальной работой Шишкина является самая крупная по размеру картина «Корабельная роща» (1898, Государственный русский музей, Санкт-Петербург). Сюжет композиции символизирует богатырскую русскую силу. Несгибаемость и мощь народа. В основе пейзажа-этюды, выполненные Шишкиным в родных лесах на берег Камы, где был найден идеал его живописи: сочетание красоты и величия.
Корабельная роща.1898. Интернет-ресурсы.
Память о художнике
Творческое наследие Шишкина огромно. Музейная география его произведений впечатляет – они хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Львова, Еревана, Харькова. Нижнего Новгорода, Вологды, Екатеринбурга, Перми, Кирова, Уфы, Барнаула, Омска, Смоленска, Хабаровска и др. Шишкинские картины находятся в частных собраниях и за рубежом. «Количественное» первенство в этом списке держит петербургский Русский музей.
Работы Шишкина находятся и в Доме-музее И.И. Шишкина в Елабуге. Мемориальный дом-музей И.И. Шишкина – памятник истории и культуры федерального значения. Дом был построен отцом знаменитого художника Иваном Васильевичем Шишкиным в 1835 году, в нём прошли детские и юношеские годы будущего пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). Здесь он начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности, сюда приезжал в зрелые годы, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах.
На протяжении более чем ста лет дом принадлежал семье художника, а с 1940 года в нём стал функционировать музей. С 2004 года Дом-музе И.И. Шишкина является структурным подразделением Елабужского государственного музея-заповедника. Экспозиция занимает два этажа особняка Шишкиных. В музее 16 экспозиционных залов. Первый этаж восстановлен таким, каким был при жизни семьи, здесь находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, дорожная комната, буфетная, столовая; на втором этаже комната сестёр художника, а также спальня и мастерская Ивана Ивановича. В залах графики и живописи экспонируются подлинные картины Шишкина, среди которых самая ранняя его работа «Жатва» (1850-е годы). В экспозиции представлены не только вещи членов многочисленной семьи Шишкиных, но и личные предметы самого художника.
Елабужский музей художника имеет мировое значение, он является единственным в мире домом-музеем И.И. Шишкина и экспонирует только подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, графики живописи XIX века.
Дом-музей И.И. Шишкина, г.Елабуга. Интернет-ресурсы.
Заключение
Иван Иванович Шишкин – великий русский художник. Он внёс огромный вклад в российскую и мировую культуру. Его творчество очень разнообразно. Шишкин был ведущим русским пейзажистом. Художник одним из первых сумел проникнуть в самую душу русской природы. Многие его образы давно стали символами нашей национальной жизни.
Используемая литература
1. Великие художники. Том 9 «Иван Шишкин». Издательство «Директ-Медиа», М., 2009.
2. Шишкин. «Художественная галерея, № 65, 2005.
3. М.Н. Шумова Русская живопись середины XIX века, М. «Искусство», 1984.
4. https://elabuga.com/shishkin/aboutShishkinHouse.html
5. https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin
6. https://elabuga.com/shishkin/_60thAnniversaryOfMuseum.html
7. https://elabuga.com/shishkin/_60thAnniversaryOfMuseum.html
8. https://www.spb.kp.ru/daily/26575/3590596/
13
Елена Алексеевна