«Великие люди России: Михаил Иванович Глинка»

0
0
Материал опубликован Вчера в 00:55 в группе

Автор публикации: И. Поповский, ученик 4А класса













Доклад


«Великие люди России: Михаил Иванович Глинка»





Выполнил работу: Поповский Иван,

МБУ ДО ДТ №1 им. В. Волошиной

Руководитель: Алымова Е.П.,

Педагог дополнительного образования











Наро-Фоминск, 2025 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….................................................3

Детство и юность композитора………………………………………................................................3

Творческий рассвет………………………………………………….......................................................6

Характеристика творчества композитора………………………….............................................7

Смерть и наследие………………………………………………………………..............................................5

Заключение……………………………………………………………………..................................................12

Используемая литература…………………………………………………..............................................13

































Введение.

Михаил Иванович Глинка - одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру. Это очень яркая и творческая личность, которая заслуживает внимания, благодаря своему таланту и интереснейшему жизненному пути.

t1736113747aa.jpg

Глинка Михаил Иванович

Детство и юность композитора.

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года.

Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду и владела большим имением с оранжереями, прогулочными галереями и фонтанами. Жили на доходы от конного и кирпичного заводов.

Отец, Иван Николаевич Глинка, был отставным капитаном. Он женился на своей троюродной сестре, Евгении Глинке-Земельке.


Родители М. И. Глинки

t1736113747ab.jpg

Евгения Андреевна Глинка-Земелька Иван Николаевич Глинка

Сразу после рождения Михаила Глинку забрала на воспитание бабушка Фёкла Александровна Глинка.

t1736113747ac.jpg

Фёкла Александровна Глинка.

В 1810 году бабушка скончалась, и шестилетнего Михаила Глинку забрали родители. В 1814 году мать Глинки пригласила гувернантку из Петербурга - Варвару Кламмер, которая учила его нотной грамоте и игре на фортепиано. Затем с ним занимался крепостной музыкант из оркестра дяди, который учил его играть на скрипке

В декабре 1817 года Михаила Глинку отправили в Петербург - учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Это учебное заведение славилось прогрессивно мыслящими преподавателями - одним из ведущих педагогов был Александр Куницын, преподававший в Царскосельском лицее, а воспитателем Глинки стал близкий друг Пушкина, будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер. В лицее Михаил познакомился и подружился со Львом Пушкиным, младшим братом будущего поэта. Близкие отношения со Львом и общие интересы дали возможность будущему композитору завязать дружеские отношения и с самим великим поэтом.

t1736113747ad.jpg

Пушкин и Жуковский у Глинки

Учебу в пансионе Глинка сочетал с серьезными занятиями музыкой у лучших преподавателей. Любимым преподавателем Глинки был пианист Карл Майер. В день выпуска из учебного заведения Глинка и его преподаватель Майер порадовали публику исполнением концерта Гуммеля для фортепиано.


Творческий рассвет.

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка совершил поездку на Кавказ, а затем в 1824 году поступил на государственную службу, на должность помощника секретаря в Совет путей сообщения.

В 1825 году появился один из шедевров русской вокальной лирики - романс «Не искушай меня без нужды» на стихи Евгения Баратынского.

В 1828 года Михаил Глинка по состоянию здоровья оставил службу и переехал домой в Новоспасское, а затем в 1830 году по настоянию врачей покинул Россию и отправился за границу в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницетти Глинка меняет свой музыкальный стиль. За границей композитор провел четыре года, привезя в Россию романсы и уверенность в том, что нужно писать. Его самые известные произведения - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Камаринская».

9 декабря 1836 года в Петербурском Большом  театре  состоялась премьера оперы «Жизни за царя». После примеры оперы Михаил Глинке был признан первым композитором России и назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы. Работая в этой должности с 1837 по 1839 год, композитор проявил себя как талантливый вокальный педагог. Им были написаны сборники вокальных «Этюдов», «Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса», «Школа пения».

В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила» на сюжет одноименной поэмы Пушкина. Опера писалась в течение пяти лет с большими перерывами и была закончена только в 1842 году. Параллельно появлялись другие произведения композитора - романсы на стихи Пушкина, первый вариант «Вальса-фантазии» (1839), вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), музыка к драме Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1840).

Премьера оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.

В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки. Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес - «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848-1851). Одновременно с ними в 1848 году появилась знаменитая «Камаринская»- фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Санкт-Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава, Париж, Берлин). В 1854-1855 годах Михаил Глинка составил автобиографические «Записки», в 1856 году были напечатаны его «Заметки об инструментовке». В эти же годы возникли замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница», которые остались неосуществленными.

Характеристика творчества композитора.

Определяющим элементом музыки М.И. Глинки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны опевание квинтового (пятой ступени лада) тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань. М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Оперное творчество.

Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки - народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» (известная также как «Жизнь за царя») стала первым произведением, отражающим патриотизм и историческую самобытность и опера «Руслан и Людмила» наполненная сказочными и фольклорными элементами, оказала большое влияние на развитие русской музыкальной драмы и композиторов.

«Иван Сусанин» - первая русская опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, в ней нет ни одного разговорного диалога. Глинка осуществляет в опере принцип симфонизма и закладывает основы лейтмотивного метода, позднее с таким мастерством разработанного Чайковским и Римским-Корсаковым. Вместе с «Иваном Сусаниным» русская музыка вступила на путь симфонического развития. Вершина русского драматического симфонизма - сцена в лесу, пример глубокого симфонического раскрытия психологического подтекста драмы.

В характеристике своих героев Глинка применяет разнообразные формы - от ариозного речитатива до сложной многочастной арии классического типа.

В опере «Иван Сусанин» образ народа трактуется как главное действующее лицо трагедийной истории - защитник Родины. Отсюда различный подход и различные масштабы в трактовке обеих групп. Польские шляхтичи показаны обобщённо. А русский народ показан многообразно; поэтому так богат народно-песенный язык оперы. Хоровые сцены оперы определяют национальный стиль оперы Глинки. Основой служит русская песня во всех её жанровых разновидностях. Вариационная форма, соответствующая характеру русских народных тем, широко применяется композитором.

Симфоническое творчество.

Глинкой написано небольшое количество произведений для симфонического оркестра. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий.Основные «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии ««Князь Холмский». Однако историческая роль их оказалась настолько значительной, что их можно считать основой русского классического симфонизма. Пьесы «Камаринская» и «Испанское каприччио» демонстрируют мастерство Глинки в современном национальном колорите, при этом оставаясь музыкально изысканными и техническими конструкциями.

Романсы и песни.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всего творческого пути. Им написано свыше 70 романсов. В них выражены различные чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В некоторых романсах запечатлены картины природы и быта.

Глинка охватывает все виды современного ему бытового романса: «русскую песню», элегию, серенаду, балладу, бытовые танцы - вальс, мазурку, польку. Он обращается к жанрам, свойственным музыке других народов: к испанскому болеро, итальянской баркароле. Многообразны и формы романсов - простая куплетная форма, трехчастная, рондо, сложная форма, где происходит смена разных эпизодов, связанных единой линией непрерывного драматического развития

Смерть и наследие.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском Троицком кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

t1736113747ae.jpg

Могила Михаила Ивановича Глинки

Михаил Иванович Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. Композитор создал примерно 20 песен и свыше 70 романсов. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно - инструментальных произведений, две оперы. Наследие Глинки для детей включает романсы, песни, симфонические фантазии, а также оперу «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано.

В мае 1982 года в Новоспасском селе в родной усадьбе композитора был открыт дом -музей М.И. Глинки, экспозиция которого посвящена  его жизни и творческой деятельности.

t1736113747af.jpg

Музей- усадьба М.И. Глинки

Памятники Михаилу Ивановичу Глинке были установлены в Болонье, Киеве, Берлине. Его именем также была названа Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге.

С 1957 года в Смоленске проходит Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. С 1960 года проводится Международный конкурс вокалистов  им. М.И. Глинки.

Имя Михаила Глинки присвоено Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, Челябинскому акаемическому театру оперы и балета, Новосибирской государственной консерватории,  Смоленскому областному музыкальному училищу и др. t1736113747ag.jpg

Первый в мире памятник композитору расположен в парке «Блонье».

Заключение

Музыкальный критик В. Стасов кратко заметил, что Глинка стал для русской музыки тем, кем стал Александ Пушкин   для русского языка: они оба создали новый русский язык, но каждый в своей сфере искусства.

1. Основоположник русской оперы.

Глинка стал первым русским композитором, создателем национальной оперы, в которой использовал народные темы и героические образы.

2. Сравнительный анализ народной музыки и фольклора

Глинка умело использовал народные мелодии, чтобы передать неповторимый характер русской культуры, особенно в оркестровых произведениях и операх. В этом он стал новатором, интегрировавшим русские музыкальные традиции в академическую музыку.
3. Новаторство в симфонической музыке

Глинка был одним из первых русских композиторов, обратившихся к симфонической музыке и оркестровым жанрам. Его произведения отличались богатой оркестровкой и мелодичностью, что стало возможным для всех стран.

4. Сочетание западных традиций и русской самобытности

В музыке Глинки оказывает влияние западных композиторов, таких как Моцарт и Бетховен, но он преобразует эти мирские традиции, обогащая их русскими национальными чертами. Его стиль сочетает европейскую музыкальную форму с русской эмоциональностью и глубиной.

5. Пример в русской музыкальной школе

Творчество Глинки оказало огромное влияние на развитие русской композиторской школы. Он показал пример, как на основе народных тем и исторических сюжетов можно создать национальное искусство высокого уровня.



Используемая литература.

1.С.А. Базунов. Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность. Серия «Жизнь замечательных людей».- М.: «Алгоритм», 2003.- 47с.

2.В. А. Васина-Гроссман Михаил Иванович ГЛИНКА.- М.: Музыка; ГАММА-ПРЕСС, 2014. - 120 с.

3.Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями. Изд. А. С. Суворина. СПб., 1887. 200 с.

4.Е. В. Лобанова.Глинка. Серия «Жизнь замечательных людей».- М.:Молодая гвардия , 2021. - 639 с.



13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.