12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гаврилюк Юлия Николаевна28


Витражи
PPT / 8.69 Мб

Муниципальная конференция младших школьников

«Юный исследователь»









Витражи: виды и способы изготовления





Автор:

Шнуркова Марина,

ученица 4«Д» класса,

МБОУ «СОШ № 17»

Руководитель:

Гаврилюк Юлия Николаевна,

учитель МБОУ «СОШ № 17»








Ангарск, 2019

Оглавление

стр.

Введение …………………………………………………………………

1

1. Теоретическая часть. Витражи


1.1. История витража …..……………………………………………..…

2

1.2 Разновидности техник изготовления витражей …………………..

2-3

1.3. Применение витража …………………………………………….

3-4

2. Практическая часть. Расписной витраж.

2.1. Этапы выполнения ……………………………………………..….


5

2.2. Памятка при работе с витражными красками……….……………

5

2.3. Последовательность выполнения витража ……………………..

5

Заключение ………………………………………………………………

6

Список источников информации……………………………………….

7






Введение


Витражи многие столетия заставляют людей восхищаться своей непередаваемой красотой. Несмотря на то, что истоки зарождения этого вида искусства таятся в глубине веков, оно и сегодня нисколько не потеряло своей актуальности и востребованности. Передо мной встала проблема: где в наше время можно встретить витражи, какие они бывают, как они изготавливаются. Таким образом, для меня эта тема стала актуальной и интересной. Я решила изучить способы изготовления витражей более подробно. Тема моей работы «Витражи: виды и способы изготовления».


Определив тему работы, я поставила перед собой цель: Узнать больше о витражах и о способах их изготовления.


Для достижения цели мне необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить историю и разновидности витража.

2. Понять где применяется витраж в современном интерьере.

3. Создать декоративные панно.


В ходе работы я использовала такие методы исследования:

- анализ (изучение информации о витражах);

- синтез (обобщение и систематизация изученного материала);

- аналогия (изготовление витража).


Я выдвинула гипотезу: действительно ли искусство витража, появившееся в древнем мире, актуально и сегодня?


Предметом моего исследования является витраж в современном мире, объектом исследования - история витража.


Практическая значимость моего исследования в том, что полученную информацию можно использовать в урочной (уроки изобразительного искусства и технологии) и внеурочной (кружки прикладного творчества) деятельности. Она будет интересна всем, кто любит творить своими руками.


1. Теоретическая часть. Витражи


1.1 История витража


В нашей стране на сегодняшний день далеко не каждый обыватель имеет верное представление о том, что такое витраж, для чего он нужен. В лучшем случае представляется старинный дом в готическом стиле или церковь XVII-XVIII века. Однако на современном этапе развития витражная техника прекрасно сочетается с другими видами изобразительных искусств, например с живописью, архитектурой или отделочными работами.

Заглядывая в историю развития витража, мы видим значительные различия в стиле, целях и методах, используемых для данного вида искусства. Это изысканный вид искусства, использующий свет для увеличения своей красоты.

Историки не могут назвать точный период возникновения витражей. Следы создания картин из цветного стекла были найдены в древних культурах, таких, как Рим, Византия, Китай и повсеместно в средние века.

Впервые о витраже как искусстве упоминается в документах Древнего Египта и Древнего Рима. «Витрум» - в переводе с латинского языка означает «стекло». Изначально технику витража действительно использовали в отделочных работах преимущественно церковных зданий. На окнах церквей изображались религиозные сюжеты, и солнечный свет, проникая сквозь стекло, расцвечивал их яркими красками. Однако с течением времени художественные витражи все чаще начинают использоваться в отделке жилых и общественных зданий, а религиозная тематика изображений сменяется светской, отражающей современные веяния в искусстве. На сегодняшний день витражи – это художественные композиции, узоры, орнаменты, которые изготавливаются на цветных или бесцветных стеклах, отдельные детали витража или вся его плоскость могут быть расписаны красками, часто также используются витражи, состоящие из отдельных деталей.


1.2 Разновидности техник изготовления витражей


Достаточно часто мастера в своих произведениях используют несколько стилевых направлений и техник, которые способны оживить и дополнить друг друга, что помогает органично вписать витражи в общий декор дома. Иногда витраж для отдельного помещения выбирается, как задающий стиль всему интерьеру, в то время как остальные предметы комнаты являются лишь его дополнением и обрамлением. Однако, прежде чем выбирать стиль витража, необходимо определиться с техникой, в которой он будет выполнен.

Существует множество техник изготовления витражей, но несколько из них можно назвать основными:

- классическая техника витражей известна со Средневековья. Картины, изготовленные по ней, состоят из фрагментов стекла, имеющих разные оттенки, и установленные в металлические рамки. (Приложение 1)

По изготовлению подобный вариант можно назвать самым сложным, и обычно его доверяют выполнить только лишь опытным мастерам-профессионалам;

- английская или пленочная техника заключается в нанесении на стекло, по заранее подготовленному рисунку, специальной самоклеящейся пленки различных цветов. (Приложение 2)

Каждый из фрагментов в таком витраже, после их наклеивания, обрамляется свинцовой лентой. Преимущества пленочной техники заключается в том, что все работы проводятся на цельном стекле, которое не требует резки на отдельные фрагменты и их сложной обработки. Кроме этого, витраж в английской технике можно изготовить гораздо быстрее, чем классический, и его способен сделать самостоятельно даже начинающий мастер при аккуратном подходе;

- фьюзинг - это витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки). Эту технику нельзя назвать новой, так как используется она с тех пор, как стало производиться стекло, конечно же, за прошедшее время претерпев значительные усовершенствования.; (Приложение 3.)

- тиффани – это техника, в чем-то похожа с классическую. Для того чтобы сделать картину в этой технике, готовится рисунок-шаблон в натуральную величину в двух экземплярах, один из которых разрезается на отдельные фрагменты, по которым будут вырезаны кусочки стекла разного цвета. (Приложение 4)

В отличие от классической, в технике «Тиффани» используется только медная лента, которая намного гибче и устойчивее свинцового профиля и легче поддается заданной деформации, с последующим удержанием формы, что позволяет окаймлять ей даже небольшие детали витража.

- пескоструйная техника. Витражи изготавливаются с применением специального оборудования, подающего под большим давлением струю воздуха с песком. (Приложение 5)

- литая техника. Её можно назвать одной из наиболее сложных, так как каждый из фрагментов мозаики выдувается или отливается из цветного стекла вручную. В процессе такого штучного изготовления стеклянным фрагментам придается особая задуманная фактура, способствующая тем или иным оптическим эффектам, игре преломления световых лучей, что создает эффект выраженной объемности. Затем фрагменты собираются в единую картину с использованием строительных растворов и металлического армирования. (Приложение 6.)

- техника травления – это создание на стекле рельефного рисунка путем травления, т.е. применение плавиковой кислоты, которая имеет способность деструктивно действовать на главный компонент стекольной массы — диоксид кремния. (Приложение 7.)

При нанесении кислоты на стекло, его слои начинают разрушаться. Для того чтобы вещество расплавило только те участки стеклянного листа, которые нужно, наносится трафарет из стойкого к кислотному воздействию материала. Трафареты позволяют создать четкие однослойные или многослойные рисунки на стеклянной поверхности, с выраженным рельефом различной глубины. Чем больше слоев в рельефе, тем он объемнее. При этом кислота наносится на разные участки картины столько раз, сколько слоев предполагает выбранный рисунок. Однослойный витраж выполняется в один прием, и в этом случае нанесение кислоты просто замутняет стекло, делает его матовым и шероховатым.

- контурная заливная техника так же, как и расписная, может имитировать любой способ изготовления витража, и с помощью нее можно выполнить картину в самых разных стилях. Для того чтобы воспроизвести любое изображение на стекле, необходимо подготовить рисунок и витражные краски, которые обычно выпускаются в тюбиках, имеющих специальный носик – для удобства нанесения и распределения состава по поверхности. (Приложение 8.)


1.3. Применение витража


При упоминании слова витраж у многих сразу возникает ассоциация со старинными замками и церквями на окнах которых красуются цветные узоры. Однако и в современном интерьере витражи пользуются большой популярностью.

Сейчас использование витражей привносит особый тонкий изыск. Стеклянные картины, которые сегодня можно рисовать с любым замыслом и размахом, помогут создать по-настоящему уникальный, незабываемый интерьер. Витражи используются для украшения жилья, ресторанов и выставочных залов.

Одно из ключевых достоинств современных витражей заключается в том, что они как нельзя лучше сочетаются с различными стилями оформления, будь то, к примеру, модный «прованс», элегантный «ампир» или популярный «модерн». При грамотном подходе всегда удается создать гармоничный дизайн, даже если речь идет об оформлении ванной или рабочего кабинета.

Витражные потолки – это панно выполненное по любому индивидуальному эскизу. Такие потолочные конструкции собирают из универсальных подвесных систем и стеклянных плит-витражей. (Приложение 9.)

С освещенными витражами интерьер квартиры позволит создать в помещении удивительную атмосферу. Свет преломляется в цветных стеклах, давая возможность менять визуальный объем.

Витражные картины годятся практически всегда, если нужно создать стеклянную вставку в интерьере.

Часто при помощи витражей прихожую или холл делают менее темными. Для этого бывает лишь достаточно соответствующим образом оформить двери, подобрав стекло по цвету и степени прозрачности. А можно вообще по аналогии изготовить межкомнатные перегородки, разграничив пространство помещения на отдельные зоны. (Приложение 10.) Вариантов применения витражей так много, что скорее любые идеи в данной области ограничены лишь фантазией дизайнера, в целом же ничего не мешает воплотить задуманное в жизнь и создать уникальный интерьер.



Выводы по первой части:

Витражи – это художественные композиции, узоры, орнаменты, которые изготавливаются на цветных или бесцветных стеклах, Главным достоинством использования витражей в современном дизайне остается та неповторимая атмосфера, которую они способны создать в любом помещении. Эти произведения искусства из стекла способны преобразить любой интерьер, окрасив ваш быт в яркие цвета и позволив прикоснуться к прекрасному в повседневной жизни.







2. Практическая часть. Расписной витраж.


2.1. Этапы выполнения

Техника расписного витража хороша тем, что может имитировать любой другой способ изготовления стеклянной мозаичной картины. Процесс работы над ним включает несколько этапов:

Изготовление рисунка и подготовка стекла нужного размера.

Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.

По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур.

Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка.

После завершения этого этапа, краске нужно дать хорошо высохнуть.

Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.


2.2. Памятка при работе с витражными красками.

Если вы решили заняться витражом, необходимо сразу же продумать, представить себе весь процесс от начала до конца: (Приложение 11.)

Какое рабочее место вам понадобится;

Где вы будете сушить витраж, чтобы он никому не помешал;

Пригодится тоненькая кисточка, если вы случайно вылезли краской за контур рисунка или для перемешивания красок прямо на рисунке;

Приготовить небольшой кусочек мягкой ткани для вытирания носиков тюбиков: они довольно быстро обрастают засыхающей краской и аккуратно рисовать, особенно мелкие детали становится невозможно.


2.3. Последовательность выполнения витража


1. Подготовить рисунок и стекло нужного размера. (Приложение 12.)

2. Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража. (Приложение 13.)

3. По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка. (Приложение 14.)

4. Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками. (Приложение 15.)

Посмотрите, как это красиво! (Приложение 16.)




Выводы по второй части: практическая часть моей работы показала, что информация о способах изготовления витража, изученная мною при теоретическом исследовании, помогла мне при выполнении работы.




Заключение


В результате исследовательской работы я узнала много нового о витражах: историю происхождения, способы изготовления, использование в быту. Другими словами, я достигла поставленную в начале работы цель. Для достижения цели я выполнила следующие задачи: я изучила научно-популярную литературу и информацию в Интернете по данной теме и узнала много интересных фактов о витражах. Выполняя практическую работу, я поняла, что витраж - это увлекательно, интересно и он развивает не только внимание, но мелкую моторику рук.

Витражное панно - это картина, которая способна дополнить выбранный вами стиль интерьера, оно вошло в моду не так давно, но уже успело завоевать популярность. Вы сами можете стать мастером и создать витражное панно с любым сюжетом, будь то понравившаяся вам работа знаменитого художника или ваша фотография, которое придаст шарм любому помещению, и станет лучшим подарком для ваших друзей.

Мои работы вызвали большой интерес у моей семьи и одноклассников. Планирую продолжить работу по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства.




Список источников информации:


1. Роспись по стеклу. Эмма Седман.- М.: 2009.- 158с., ил.

2. Ведущий строительный портал России StroyDay.ru

3. «Художественное стекло и витраж» Каталог. Выпуск 3. – М.: Металлургиздат, 2008.

4. http://vitroart.ru/articles/lib_lit/

5. http://vitrazhy.ru/

6. http://dvd.sdelaivitrage.ru/

7. http://screen.ru/techno/2010/vitrazhe/2/is.html

8. http://www.mir-vitraga.ru/2017/12/14/istoriya-poyavleniya-vitrazhej/





Приложение 1.

t1639391884aa.jpgt1639391884ab.jpg

Классическая техника

Приложение 2.

t1639391884ac.jpgt1639391884ad.jpg

Пленочная или английская техника

Приложение 3.

t1639391884ae.jpgt1639391884af.jpg

Техника “Фьюзинг”

Приложение 4.

t1639391884ag.jpgt1639391884ah.jpg

Техника “Тифанни”

Приложение 5.

t1639391884ai.jpgt1639391884aj.jpg

Пескоструйный витраж

Приложение 6.

t1639391884ak.jpgt1639391884al.jpg

Литая техника

Приложение 7.

t1639391884am.jpgt1639391884an.jpg

Техника Травления

Приложение 8.

t1639391884ao.jpg

Заливная техника



Приложение 9.

t1639391884ap.jpgt1639391884aq.jpg

Витражные потолки

Приложение 10.

t1639391884ar.jpgt1639391884as.jpg

При помощи витражей прихожую или холл делают менее темными.

Приложение 11.

Памятка при работе с витражными красками.

Если вы решили заняться витражом, необходимо сразу же продумать, представить себе весь процесс от начала до конца:

Какое рабочее место вам понадобится;

Где вы будете сушить витраж, чтобы он никому не помешал;

Пригодится тоненькая кисточка, если вы случайно вылезли краской за контур рисунка или для перемешивания красок прямо на рисунке;

Приготовить небольшой кусочек мягкой ткани для вытирания носиков тюбиков: они довольно быстро обрастают засыхающей краской и аккуратно рисовать, особенно мелкие детали становится невозможно.



Приложение 12.

Последовательность выполнения витража

t1639391884at.jpg

1. Подготовить рисунок и стекло нужного размера.


Приложение 13.

t1639391884au.jpg

2.Стекло укладывают на столе сверху расстеленного рисунка витража.


Приложение 14.

t1639391884av.jpgt1639391884aw.jpg

3. По рисунку на стекло краской выбранного оттенка наносится контур. Обычно выбирается черный цвет, так как он отлично выделяет элементы рисунка.


Приложение 15.

t1639391884ax.jpgt1639391884ay.jpgt1639391884az.jpg

4. Обведенные фрагменты витража расписываются витражными красками.


Приложение 16.

t1639391884ba.jpgt1639391884bb.jpg Посмотрите, как это красиво!



15



Автор материала: М. Шнуркова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.