"Влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников"
Автор публикации: Д. Кетрян, ученица 5А класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дугинская ОШ
Проектная работа на тему:
«Влияние физкультминуток
на работоспособность младших школьников»
Выполнила:
обучающаяся 5 класса Кетрян Дарья
Руководитель:
учитель физической культуры Семенова И.А.
Дугино, 2021
Оглавление
Паспорт проекта 3
Введение 4
Цель проекта 4
Задачи проекта
Гипотеза 5
Актуальность проекта 5
Реализация проекта 5
Организационно-подготовительный этап 5
Практический этап 9
Заключительный этап 10
Выводы 10
Рефлексия 11
Заключение 11
Список источников 12
Приложение 13
Паспорт проекта
Тема проекта: «Влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль-март)
Автор проекта: обучающаяся 5 класса МКОУ Дугинской ОШ Кетрян Дарья
Руководитель проекта: учитель физической культуры Семенова И.А.
Участники проекта: обучающиеся начальной школы, классные руководители.
Объект исследования: работоспособность младших школьников.
Предмет исследования: влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы и других источников информации, наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анкетирование.
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап
- Ппостановка проблемы, определение цели и задач;
- Изучение понятий, касающихся темы проекта;
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
- Беседы с классными руководителями по вопросам организации и проведения физкультминуток на уроках в начальной школе;
- Изучение, отбор и классификация материалов для создания базы физкультминуток.
Практический
- Анкетирование детей по теме проекта;
- Беседы с учителями начальных классов во время и после эксперимента;
- Эксперимент;
- Наблюдение за поведением младших школьников во время перемен.
Заключительный
- Анализ полученных данных;
- Оформление базы физкультминуток;
- Подготовка рекомендаций родителям по организации физкультминуток во время выполнения домашних заданий;
- Презентация проекта.
Практическая значимость: материалы проекта могут быть использованы при организации учебного процесса в школе, выполнении домашних заданий дома, во время внеклассной работы, при реализации программ дополнительного образования детей, а также, в повседневной жизни каждого человека, и взрослого, и ребенка.
Введение
Обучение в начальной школе – серьезная нагрузка для младших школьников, для их, еще не окрепших, организмов. Для того, чтобы успешно учиться, им необходимо быть внимательными, усидчивыми, уметь слышать и слушать учителя на уроках. А так как дети подолгу сидят на уроке в одной позе, их тело устаёт и затекает, повышается психическая напряженность, нарастает статическое напряжение в мышцах, что, естественно, сказывается на поведении и успеваемости. Кроме того, большой объем учебной информации приводит к перенапряжению зрительного аппарат. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
В сложившейся ситуации я задумалась, что можно предпринять, чтобы сохранить здоровье школьников? И, конечно, вспомнила про физкультминутки, которые сама делала в классе под руководством учителя, до конца не понимая их пользы.
Но теперь мне стало интересно, как физкультминутки воздействуют на различные части тела и организм в целом? Как их правильно выполнять? Какие существуют требования к проведению физкультминуток? Актуальны ли они в наше время?
Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.
Цель: изучить влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников.
Задачи:
- Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования;
- Составить анкеты и узнать мнение всех участников учебного процесса по этому вопросу;
- Определить влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников;
- Исследовать какие физкультминутки используются учителями начальных классов;
- Рассмотреть требования к проведению физкультминуток;
- Создать условия для дополнительной активности детей, овладения ими навыками здорового образа жизни;
- Создать базу физкультминуток различной направленности.
Гипотеза: Если во время учебного процесса младших школьников регулярно использовать физкультминутки, то их работоспособность будет иметь положительную динамику.
Актуальность
В.А. Сухомлинский писал, что «плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе». Обучение ребенка в школе требует энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий. Однако в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей младшие школьники не могут сопротивляться утомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов.
Не менее острая проблема - ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движение. Пребывание долго в сидячем положении нарушает кровообращение. Без движения у гиперактивных детей возникают зажимы и непроизвольные навязчивые движения. При длительном снижении физической активности органы системы и организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что является причиной многих болезней. Мышечный голод для здоровья так же опасен, как и недостаток кислорода.
Утомляемость нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Важно своевременно обнаружить, предупредить и устранить возникающие признаки утомления. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать ситуаций, когда ученики долго пребывают в неподвижной позе, активнее использовать кратковременные рационально подобранные упражнения и движения оздоровительной направленности, т.е. физкультминутки.
Реализация проекта
Организационно-подготовительный этап
Свою работу над проектом я начала с изучения литературных и интернет источников по теме и поняла, что физкультминутку по праву можно считать элементом здоровьесберегающей технологии. Она, как мне кажется, лучшее лекарство от гиподинамии, первый помощник в повышении работоспособности школьников. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ученик во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.
Физкультминутки представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц. Цель проведения физкультминуток - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для школьников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Физкультминутки в начальной школе имеют много разновидностей. Они классифицируются на группы, которые содержат определённые упражнения.
Двигательно – речевые
Двигательно-речевые физкультминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у школьников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Этот вид физкультминуток наиболее популярен на уроках. Школьники коллективно читают (поют) небольшие, веселые стихи (песни) и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох.
Оздоровительные
Оздоровительные физкультминутки проводятся для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
Пальчиковая гимнастика это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления;
Ритмические. В отличие от танцевальных физкультминуток, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.
Танцевальные. Они обычно выполняются под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.
Гимнастика для глаз - это расслабление и тренировка мышц глаз
Физкультурно-спортивные физкультминутки
Общеразвивающие упражнения. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения: «Море волнуется раз», «Глухой телефон», «Передай другому», «Кошки-мышки».
Креативные (творческие)
Гимнастика ума. Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика. В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности. Например, и.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п. К гимнастике ума так же относятся игровые массажи. Например, игровой массаж лица под музыку.
Необычные движения. Например, как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль
Сюжетно – ролевые игры вводят детей в мир взрослых. Например: «Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами». Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!»
Пантомимическая гимнастика. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают школьникам переключиться и поднять настроение (Приложение 1 Рис 3). Когнитивные (познавательные)
Дидактические игры с движениями. Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц. Игра «Умный светофорик» – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте. Игра «Зверь-птица-рыба».
Психогимнастика. Это специальные упражнения, в которых: школьники общаются без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики; учатся снимать психофизическое напряжение; учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других. Например: «Энергетическая зевота» – расслабление голосовых связок, имитация зевоты. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний (Приложение 1 Рис 4).
Двигательные действия и задания Например, сколько будет 3+2, столько раз присесть.
Развивающие игры. Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Например, игры: «Летим – плывем» – соотнесение действия с изображенным предметом, «Большой – маленький».
Основные требования к проведению физкультминуток:
Специалисты рекомендуют проводить физкультминутки на 12 – 25 минуте от начала урока. Но иногда время выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление.
- продолжительность ее составляет от 2 до 5 минут.
- учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников;
- подбираются простые и занимательные упражнения;
- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от типа урока и его содержания;
- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;
- комплекс упражнений целесообразно менять каждые 1-2 недели;
- проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;
- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях;
- во время проведения физкультминуток обучающиеся могут сидеть за рабочим столом или стоять около него, находиться в проходах между столами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.
- обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный тон.
Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками
Практический этап реализации проекта
Чтобы приступить к изучению влияния физкультминуток на работоспособность младших школьников, нам надо было понять, что конкретно дети знают по этому вопросу. Мы предположили, что от этих знаний зависит, насколько ответственно и осознанно они относятся к их выполнению. Поэтому первым практическим шагом в реализации проекта было проведение анкетирования. Его целью было:
- выяснить знают ли учащиеся, что такое физкультминутка и какую пользу несет организму?
- выяснить, делают ли дети физкультминутку в течение дня?
- выявить, какие физкультминутки наиболее часто выполняют дети в школе, дома?
- какие из них им больше нравятся?
Проведённое анкетирование, в котором приняло участие 23 ученика 1-4 классов, позволило сделать следующие выводы:
- школьники, в основном, могут объяснить термин «физкультминутка», но не до конца понимают пользу для здоровья от ее выполнения, поэтому иногда делают ее неосознанно, небрежно, используя как средство приблизить конец урока.
- в школе выполняют регулярно, под контролем учителя;
- дома, во время выполнения домашних заданий, практически никто не использует;
- особенно нравятся рифмованные упражнения и танцевальные.
Следующим шагом в реализации нашего проекта стало проведения эксперимента, участниками которого также были ученики начальной школы. Суть его заключалась в том, что в одни из дней на уроках были проведены физкультминутки, а в другие дни - не было. В своём исследовании влияния физкультминуток на работоспособность мы проводили опрос школьников и анализировали самочувствие обучающихся в конце каждого учебного дня. Кроме того, мы использовали метод наблюдения (как непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов и явлений) за состоянием работоспособности, за психологическим климатом в классе в учебные дни, отличающиеся наличием физкультурных минуток.
Заключительный этап реализации проекта
Анализ данных нашего эксперимента, который длился 4 недели, помог выявить следующие закономерности:
- По мнению учителей и самих детей, если в учебный день не проводились различные по содержанию и направленности физкультминутки, то было заметно снижение общего эмоционального фона и работоспособности уже к середине урока. Также, отмечалось состояние повышенной утомляемости. Дети были менее внимательны, делали больше ошибок.
- Работоспособность на уроке не изменялась, если в этот день проводились физкультминутки, и была на достаточно высоком уровне.
- По мнению учителей, на уроках дети вели себя более эмоционально, поддерживали высокий ритм работы и успевали выполнить больше заданий, когда использовались динамические паузы. Высокая мотивация к обучению сохранялась в течение всего учебного дня.
- Проблемы с дисциплиной на переменах были выявлены почти во все дни, независимо от того выполняли дети на уроках физкультминутки или нет. Но в те дни, когда физкультминутки проводились, дети вели себя спокойней, меньше конфликтовали, были менее агрессивны, с бОльшим желанием возвращались в класс после звонка на урок.
Выводы:
Во время работы над проектом были решены практически все поставленные задачи:
-изучены источники информации по проблеме исследования;
-проведено анкетирование, которое позволило выяснить мнение учеников начальной школы по теме проекта;
- во время эксперимента было отмечено положительное влияние физкультминуток на работоспособность младших школьников;
- беседы с учителями начальных классов помогли выяснить, как проводятся физкультминутки, какие используются чаще и почему;
- были рассмотрены требования специалистов к организации и проведению физкультминуток;
- проанализированы условия для дополнительной активности детей, овладения ими навыками здорового образа жизни;
- создана база физкультминуток различной направленности.
- сформулированы рекомендации для родителей по проведению оздоровительных минуток при выполнении детьми домашних заданий.
Анализ полученных в ходе работы над проектом данных показал, что проведение физкультминуток в начальной школе благотворно влияет на поддержание умственной работоспособности школьников, ведет к улучшению психологического климата в классе, препятствует нарастанию переутомления, снижает статические нагрузки, а также организует активный отдых обучающихся для лучшего концентрирования внимания, наблюдательности, активности при организации учебного процесса.
Рефлексия
За время реализации проекта я значительно обогатила свой багаж знаний и выяснила, какую пользу приносят эти простые упражнения нашему организму.
Работа над проектом убедила меня в необходимости выполнять физкультминутки как на уроках в школе, так и во время выполнения домашних заданий дома. Теперь я знаю и объясняю одноклассникам, как повысить работоспособность во время учебы и сохранить свое здоровье.
Заключение
Считаю, что гипотеза о том, что регулярное использование физкультминуток во время учебного процесса значительно повышает работоспособность младших школьников, в ходе реализации данного проекта подтвердилась полностью.
.
Источники литературы:
1. Брюханова Е. В. Коррекционное задание, направленное на развитие мелкой моторики и других психических функций // ж. Начальная школа. - 1998, №5.
2. Бутакова В. М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.. Первое сентября, 2000.
3. Гнездилова Л.И. Класс здоровья.// ж. Начальная школа. - 2001,№3.
4. Каралашвили Е. Н. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. -М.: ТЦ «Сфера» 2001.
5. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке : 1000 развивающих игр, физминуток (1-4 кл) - М. : Эксмо, 2007.
6. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, занимательные уроки в школе ./М. : Аквариум, 1998,
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, датство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Обухова Л. А, Лемяскина Н. А. Уроки здоровья // ж. Начальная школа. - 1991, №3.
9. Рузина М.С. , Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПб. : Кристалл..
Информационные ресурсы:
1.http://detipc.narod.ru http://www.klyaksa.net 2. http://www.testsoch.com/matematika-fizkultminutki-na-urokax/ 3 http://sdorow1.ucoz.ru/index/fizkultminutki_na_urokakh/ edancingbear.ru
http://www.testsoch.com/matematika-fizkultminutki-na-urokax/
Приложение 1
Анкета «Я на уроке»
1. Что такое физкультминутка?_______________________________
______________________________________________________________
На каком уроке ты больше всего испытываешь усталость?
а) Русский язык
б) Математика
в) Английский
г) Окружающий мир
Во время напряжённой работы на уроке быстрее устают:
а) Мышцы рук (пальцы)
б) Мышцы шеи
в) Мышцы спины
г) Напряжение зрения
2. Нужно ли на уроках проводить физкультминутки?
а) Да
б) Нет
Какие физкультминутки тебе больше нравятся?
а) В форме общеразвивающих упражнений.
б) В форме подвижной игры.
в) Танцевальные движения.
г) Движения под стихотворный текст
3. Нужны физкультминутки при выполнении домашнего задания ?
а) Да
б) Нет
4. Могут повлиять физкультминутки на успеваемость?
а) Да
б) Нет
Приложение 2
Результаты анкетирования:
1. На каком уроке ты больше всего испытываешь усталость?
а) Русский язык - 18
б) Математика - 2
в) Английский - 2
г) Окружающий мир - 1
2. Во время напряжённой работы на уроке быстрее устают:
а) Мышцы рук (пальцы) - 15
б) Мышцы шеи - 4
в) Мышцы спины - 4
г) Органы зрения - 0
3. Нужно ли на уроках проводить физкультминутки?
а) Да - 20
б) Нет - 3
4. Какие физкультминутки тебе больше нравятся?
а) Рифмованные упражнения - 10
б) Пальчиковая гимнастика - 3
в) Танцевальные движения - 7
г) Анимированные - 3