Исследовательская работа «Влияние музыки и слов на растение»
Автор публикации: А. Сисина, ученица 8Б класса
Влияние музыки и слов на растение
Выполнила:
обучающаяся МБУ ДО – ДДТ
г.Аркадака
Саратовской области
Объединение «Юные цветоводы»
Сисина Алена
Руководитель:
Педагог дополнительного образования
Акинина Татьяна Васильевна
Содержание
Введение
1. Обзор литературы
2. Экспериментальная часть
2.1 Методика исследований
2.2 Результаты исследований
Выводы
Библиографический список
Приложения
Введение
Человек дружен с растениями с незапамятных времён, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения - важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненного важного элемента - кислорода, без которого не могут существовать животные и человек в том числе. Именно растениям обязан животный мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни. На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и поклонялись им, одаривая их заботой и вниманием. Для того чтобы вырастить растения, довести до образования совершенного по красоте цветка, цветоводам и растениеводам надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития, генетики и селекции. Познание живого мира продолжается бесконечно, и каждый день люди узнают что-то новое о растениях. Целью моего эксперимента является: изучение влияние слов и музыки на состояние и развитие растений. Перед собой ставила следующие задачи:
) Найти и проанализировать информацию.
) Узнать, как влияют слова на растения и воду.
) Узнать, как музыка влияет на растения.
Оборудование:
· Стаканы с водой, на которых написаны слова " любовь", "ненависть" и стакан без надписи.
· Три отводки хлорофитума в цветочных горшках с этими же надписями
· Музыка Баха, детские песни.
1. Обзор литературы
Несколько лет назад (в 1979 г) информационные агентства мира сообщили о необычной новости: "В знаменитую книгу рекордов Гиннеса занесено имя американского фермера - исследователя Дана Карлсона, вырастившего в домашних условиях самое большое растение в мире. С помощью ежедневного проигрывания растениям музыкальных скрипичных произведений И.С.Баха и А. Вивальди, а также музыки, напоминающей щебетание птиц, и особого раствора для внекорневой подкормки он вырастил растение страстоцвета пурпурного длиной в 180 метров при обычной длине всего 54 сантиметра" (Дубров А.П., 1990).
Музыка и растения… Связь этих слов между собой звучит сначала невероятно. Какая может между ними связь?! Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки, мелодии и песни?
Оказывается, люди уже в давние времена знали о необычайной способности растений отзываться на звуки музыки. В древних индийских сказаниях говорилось о том, что бог Кришна своей музыкальной игрой очаровал не только людей, но и окружавшие его растения: травы, кустарники, деревья - они буквально вырастали на глазах людей. Во время игры на арфе, виолончели или скрипке в садах богатых римских патрициев раскрывались розы на виду изумлённых слушателей.
В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо- танцевальный ритуал как перед посевом семян в почву, так и перед охотой. Например, в прибрежных районах Карибского моря при посадке семян тыквы звучал мужской хор, а при посеве овса предпочтение отдавалось женскому хору. Посев овощных культур сопровождался игрой на дудочках и свирелях. Считалось, что звуки и песни должны умилостивить языческих богов, покровителей растений, от которых зависит будущий урожай.
Т.Ц. Сингх со своей помощницей Стелой Понниах провёл тщательные наблюдения по влиянию на растения звуков различных музыкальных инструментов и музыкальных мелодий. Исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии.
Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного " прослушивания" игры музыканта на старинном инструменте Вина были выше и на 75% у них образовалось большее количество листьев, чем у контрольных растений (Дубров А.П., 1990).
Эксперименты, проведённые Сингхом, получили широкую известность и вызвали желание у многих исследователей повторить их.
Но в целом проведённые опыты наглядно показали, что эффект биологического действия звуков и музыки на растения имеется, и он связан с характерными звуковыми частотами. Поэтому их подбор должен проводиться избирательно для каждого вида растений. Этот принцип и был положен в основу работ, проводимых канадскими исследователями П. Вайнбергером.
По данным Виктора Михайловича Кандыбы, растения охотно "слушают" музыку Баха и индийские мелодии.
Они ведут себя как животные!
Сравнительно недавно учёные признали, что растения - это вовсе не примитивные создания, а весьма сложные живые организмы, обладающие своими гормонами, мышцами и нервами, имеющие память и музыкальные пристрастия, страдающие от простуды, ненормального пищеварения, инфекционных болезней и даже рака! И при всём при этом некоторые из растений живут до пяти тысячи лет (Репин Г., 2005).
Предсказатели погоды
Установлено, что например, картофель за два дня реагирует на изменение атмосферного давления. Один из сортов индийской капусты не только предупреждает о непогоде, но и сигнализирует о надвигающемся землетрясении выбросом новых побегов. Жизнь на нашей планете во всех вариантах имеет гораздо больше, чем принято думать. И не мудрено: в конце концов, все мы произошли от одной и той же прародительницы - живой клетки!
Доброе слово и кактусу приятно
Уже 200 лет назад выдающиеся исследователи предполагали, что многие растения способны узнавать тех, кто с ними хорошо обращается. Проблема чувствительности растений интересовала самых разных людей - не только биологов, но и художников, поэтов. Например, ею всерьёз занимался Гёте, она волновала чудесного нашего сказочника Евгения Шварца.
Сегодня уже можно смело говорить, что наши "зелёные братья" способны любить, чувствовать, переживать, наслаждаться музыкой и даже заранее распознавать добрые и злые намерения людей! Любители комнатных цветов наверняка замечали, что фиалка начинает "хандрить", если её хозяйка надолго уезжает, даже если за нею заботливо ухаживает другой член семьи. И что любимая герань может "обидеться", если её не польют первой. Или что долго живущий в квартире цветок реагирует на болезнь или плохое настроение хозяйки (Эмото М., 2007)
По мнению многих учёных, живущих бок о бок с нами растения, кошки и собаки, - очень контактные создания. Более того, комнатные растения способны запоминать людей, особенно тех, кто обижает их и травмирует. Причём они способны откликаться не, только на свои, но и на чужие эмоции.
Моя бабушка, Александра Фёдоровна, разговаривает с растениями: с цветами и саженцами, чтобы они росли крепкими и красивыми, и давали хороший урожай. Каждый год у неё прекрасный урожай овощей и красивые цветы.
2. Экспериментальная часть
2.1 Методы исследования
Свои исследования я начала проводить с 15 мая 2010 г. Взяла 3 отводки хлорофитума и посадила их в разные горшки с надписями: "Любовь", "Ненависть" и контрольное растение без надписи. Эти же слова я написала и на стаканчиках с водой. Поливала данные растения через каждые два дня. Измеряла листочки. Результаты наблюдения я заносила в таблицу.
2.2 Результаты исследований
а) Влияние слова на воду и на растение (См. приложение №1)
Таблица №1. Влияние слова на воду и на растение.
|
1 растение Слово - любовь |
2 растение Слово-ненависть |
3 растение Контроль (без слова) |
1 неделя |
3,2 см. |
2,5 см. |
2,8 см. |
2 неделя |
3,6 см. |
2,9 см. |
3,1 см. |
3 неделя |
4,6 см. |
3,1 см. |
4,2 см. |
4 неделя |
5,1 см. |
3,7 см. |
4,7 см. |
Выводы: Через 4 недели у второго растения погиб один листочек. Пожелтели 2 листочка. У первого растения пошли маленькие листочки. Некоторые листья стали выделяться белыми полосками. Третье растения - появились молодые листочки.
Таблица №2. Влияние слова на воду и на растение
|
1 растение Слово – любовь |
2 растение Слово-ненависть |
3 растение Контроль (без слова) |
5 неделя |
5,4 см. |
3,8 см. |
4,9 см. |
6 неделя |
5,6 см. |
4,1 см. |
5,2 см. |
7 неделя |
5.7 см. |
4,4 см. |
5,6 см. |
8 неделя |
5,9 см. |
4,8 см. |
6,5 см. |
Выводы: Через 8 недель погибли 2-ой и 3-ий листочки у второго растения, остались только два листочка. У первого растения выросли листочки и стали светлее. Третье растение - появился 6-ой листок, один погиб.
Таблица №3. Влияние слова на воду и на растение
|
1 растение Слово - любовь |
2 растение Слово-ненависть |
3 растение Слово-контроль |
9 неделя |
6,0 см |
4,9 см. |
6,6 см |
10 неделя |
6,1 см |
5,1см. |
- |
11 неделя |
6,2 см |
5,1 см |
6,7 см |
12 неделя |
6,3 см |
- |
6,8 см |
13 неделя |
6,5 см |
- |
6,9 см |
14 неделя |
6,6 см |
- |
7,1 см |
17 неделя |
6,8 см |
- |
7,2 см |
18 неделя |
8,1 см |
- |
7,3 см |
Выводы: Через 4,5 месяца первое растение выросло на 8,1см, у него растут новые листочки. Появилась новая отводка. Всего 17 листочков.
Если посмотреть на второе растение, то начиная с 10-ой недели, листья не росли, а к концу 12 недели растение погибло полностью. Так слово повлияло на него.
Третье растение в течение 10 - недели не выросло, осталось прежним. Один листочек погиб. Другие листочки росли как обычно.
б) Влияние музыки на воду и на растение (См. приложение №2)
Этот эксперимент проводила с конца сентября. Взяла 3 отводки хлорофитума и посадила их в разные горшки. Поливала данные растения через каждые два дня. Включала музыку растениям в течение 15 минут в день. Музыка Баха звучала для первого растения, детские песни - для второго, для третьего растения - ничего. Измеряла листочки. Результаты наблюдения я заносила в таблицу.
Таблица №4. Влияние музыки на воду и на растение.
|
1 растение И.С. Бах |
2 растение Детские песни |
3 растение Ничего |
1 неделя |
8,3 см. |
7,0 см. |
7,4 см. |
2 неделя |
8,9 см. |
7,2 см |
7,5 см |
3 неделя |
9,5 см. |
7,4 см |
7,7 см |
4 неделя |
10,1 см. |
7,7 см |
7,8 см |
5 неделя |
10,7 см |
7,9 см |
7,9 см |
6 неделя |
11,5 см |
8,3 см |
8,1 см |
7 неделя |
12,2 см. |
8,6 см |
8,2 см |
8 неделя |
12,8 см |
9,0 см |
8,3 см |
9 неделя |
13,3 см |
9,4 см |
8,3 см |
10 неделя |
13,9см |
9,9 см |
8,5 см |
11 неделя |
14,5см |
10,4 см |
8,7 см |
12 неделя |
15,2см |
10,8 см |
8,9 см |
13 неделя |
15,8 см. |
11,7 см |
9,2см |
14 неделя |
16,5 см |
12,0 см |
9,6 см |
15 неделя |
17,1 см. |
12,5 см. |
10,0 см |
16 неделя |
17,7 см. |
12,9 см |
10,3 см |
17 неделя |
18,4 см |
13,3 см |
10,6 см |
18 неделя |
19,0 см. |
13,6 см |
11,0 см |
19 неделя |
19, 6 см |
14,7 см |
11,3 см |
20 неделя |
20,4 см |
15,6 см |
11,5 см |
21 неделя |
21,2 см |
16,1 см |
11,7 см |
22 неделя |
21,8 см, |
16,7 см |
12,1 см |
23 неделя |
22,5 см. |
17,4 см |
12,3см |
24 неделя |
23,7 см |
18,2 см |
12,6 см |
25 неделя |
25 см |
19,2 см. |
13,0 см |
Выводы: Очень благотворно повлияла музыка Баха на первое растение. В среднем оно увеличивалось за неделю на 0,5 - 0,6 см. Стали появляться новые отводки. Ярче стала окраска. Чётко видны белые края у листьев данного растения.
Если посмотреть на влияние детских песен, на растение, то она тоже влияет положительно. Появилось пять листочков. Края стали окрашиваться в белые полоски. На пятой неделе оно догнало третье растение, а на шестой - его переросло. В среднем это растение за неделю увеличивалось на 0,4 - 0,5 см. Оно перегнало на 6 см. третье растение к концу 25 недели.
Медленнее росло третье растение. В среднем оно вырастало на 0,2-0,3 см. Особых изменений не происходило.
Выводы
1. Под влиянием слова ненависть растение погибло, а от слова любовь растение лучше растет и развивается.
2. Музыка Баха и детские песни положительно повлияли на рост и развитие растений.
3. Слова положительно и отрицательно влияют также и на воду.
Библиографический список
1.Дубров А.П. Музыка и растения. - М.: Знание, 1990. - 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Биология"; №3)
2.Эмото М. Исцеляющая вода. М.: София, 2007 г.
3.Репин Г. Вода живая материя. // Журнал "Природа и человек", №11, 2005г.