Проектно-исследовательская работа «Влияние стилей музыки на эмоциональное состояние человека»
Муниципальное общеобразовательное учреждение —
Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит Нерюнгринского района
Исследовательский проект
«Влияние стилей музыки на эмоциональные состояния человека»
Автор проекта : Трунова Марина
Руководитель: Саенко В.С
Педагог дополнительного образования
п. Беркакит 2018 год.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3-5 стр.
Основная часть
- Влияние стилей музыки на эмоциональное состояние человека…………...6 стр. Воздействие музыки на здоровье человека в зависимости от стилей и направлений…………………………………………………………………….7 стр. Взаимосвязь стилей музыки и характера человека………………………….8-9 стр. Ассоциативная связь музыки и цвета…………………………………………9-11 стр.
Эксперимент №1…………………………………………………………………..12-13 стр.
«Выявить наиболее популярные музыкальные стили среди обучающих 5- 7 классов»
Эксперимент № 2…………………………………………………………………..13-15 стр.
«Выявить, с какими цветами школьники 5-7 классов ассоциируют музыку разных музыкальных стилей. Как музыка влияет на эмоциональные состояния.»
Заключение…………………………………………………………………………..16 стр.
Список литературы………………………………………………………………….17 стр.
Приложение………………………………………………………………………….18 стр.
Введение
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка!
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.
Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 5 лет я хожу в вокальную студию «Солнышко» в Дом Детского творчества. В моем репертуаре очень много песен разного характера и разных стилей. Исполняя разные песни, я заметила, что характер песни влияет на мое настроение. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, компьютеров, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе я решила ответить на эти вопросы.
Цель исследовательского проекта:
Выявить, влияние различных жанров музыки на эмоциональное состояние людей, их здоровье.
Задачи исследования
Проанализировать научную информацию по теме.
Выяснить, как музыка влияет на здоровье, настроение, эмоциональное состояние.
Выделить основные жанры музыки и определить их особенности.
Проследить, как взаимосвязаны стили музыки и характер человека.
Установить, какие музыкальные стили привлекают детей 5-7 классов.
Выявить взаимосвязь, с какими цветами школьники 5-7 классов ассоциируют музыку разных музыкальных стилей.
Провести час общения «Многообразие музыки» в 7 Б классе.
Составить буклеты с рекомендациями:
1. Оздоровления организма средствами музыкального искусства,
2. Как поднять настроение с помощью музыки.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос.
План творческого проекта.
План работы на год. |
Что делала? |
Сентябрь |
Собрать и проанализировать научную информацию по заданной теме. |
Октябрь |
Выделить основные стили музыки и определить их особенности. |
Ноябрь |
Установить, какие музыкальные стили привлекают детей. |
Декабрь |
Найти информацию влияние разной музыки на настроение человека. Найти информацию, как взаимосвязаны стили музыки и характер человека |
Январь |
Провести анкетирование и сравнительную диагностику, какие музыкальные стили привлекают детей 5-7 классов СОШ№ 22. |
Февраль |
Провести сравнительную диагностику, с какими цветами у детей 5-7 классов СОШ№ 22 ассоциируют музыкальные стили. |
Март |
Как музыка влияет на эмоциональные состояния учащихся. Подвести итоги творческого проекта. |
Апрель |
Провести час общения «Многообразие музыки» в 7 Б классе. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства. |
Проблема: Выяснить, как музыка влияет на эмоциональное состояние учащихся 5-7 классов. Объект - Стили музыки. Предмет – Эмоции.
Гипотеза – Прослушивание определенных музыкальных композиций, различных музыкальных стилей, по-разному влияет на эмоциональное состояние человека;
Предполагаемый результат - Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние обещающихся 5-7 классов.
Практическая значимость работы - Мои одноклассники, не очень хорошо знают о том, как музыка влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования будут интересны ребятам, которые ходят в вокальную студию «Солнышко», моим одноклассникам и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.
Основная часть
- Влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
2.Воздействие музыки на здоровье человека в зависимости от стилей и направлений.
Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект. Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну и, конечно, Чайковского. Если не знаете, что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди. В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств. Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок, наоборот, введет в ступор. Чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями. Культурная и национальная принадлежность человека тоже является фактором восприятия той или иной мелодии. Скажем, для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки является не просто раздражителем, а может привести к серьезным психическим расстройствам. Это же касается и азиатов, влияние западной музыки на психику человека с востока вряд ли окажется полезным. Поэтому-то ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей, — «Человек должен помнить о своих корнях». Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.
3.Взаимосвязь стилей музыки и характера человека.Что может рассказать стиль музыки о характере человека? Ученые «разгадали» этот секрет, выяснив, какие люди любят ту или иную музыку. Ученые из Эдинбурга провели любопытное исследование с целью определить, существует ли какая-либо связь между музыкой и характером человека, его личностью и уровнем интеллекта (IQ) .
Какая музыка нравится людям с низким IQ?Как показали исследования, самый низким уровнем IQ обладают любители хип-хопа и R'n'B со стажем - то есть те, кто слушает эту музыку не один год. Любители рэпа показали себя как самые «ограниченные» люди (не обижайтесь, любители рэпа). А вот любители классической и симфонической музыки показали более высокие, но не максимальные результаты.
Какую музыку слушают люди с самым высоким IQ? Многие удивятся, но самые высокие результаты IQ-тестов - у любителей тяжелой музыки и рока. Это должно разочаровать многих родителей, которые запрещают своим детям слушать металл и рок - оказывается, эту музыку теперь можно считать музыкой интеллектуалов.
Вот, что выяснили ученые о характере человека и его связи с любимой музыкой:
Блюз и джаз. Ценители данных направлений в музыке – это экстраверты с высокой самооценкой. Натуры отличаются непринуждённостью в общении, развиты интеллектуально.
Классическая музыка - тихий характер, интроверт, творческая личность с высокой самооценкой. Ценители этой музыки часто замкнуты, однако находятся в гармонии с окружающим миром и собой. Имеют адекватную самооценку, творческие натуры;
Хип-хоп и рэп.. Несмотря на существующий стереотип, что ценители данных направлений — это жестокие и агрессивные люди, учёные не установили подобной связи, было доказано другое – такую музыку слушают люди с высокой самооценкой, имеющие развитые коммуникабельные навыки.
Опера - творческий человек, нежная натура с высокой самооценкой.
Рок и тяжелый металл - человек с низкой самооценкой, не очень трудолюбивый, но творческий. Не общительный, но чувствительный. Это творческие люди, среди которых много интровертов. Стоит отметить, что ценители стиля могут иметь низкую самооценку;
Поп-музыка. Если человек слушает, например, Селену Гомес, Рианну или Flo Rida, то есть вероятность, что он честный человек и экстраверт. Любители данного стиля обладают высокой самооценкой, трудолюбивы, но довольно сованы.
Рок. Поклонники тяжёлого металла и рок-музыки, несмотря на агрессивный имидж, — это довольно мягкие люди.
Танцевальная музыка. Если человеку нравятся быстрые ритмы танцевальной музыки, то по мнению учёных, это люди – самоуверенные и коммуникабельные;
Любимый стиль музыки может кое-что нам рассказать о характере человека. Исследователи уверены, что любой человек может определить себя через музыку
4.Ассоциативная связь музыки и цвета.26
Восприятие цвета и музыки опосредовано переживанием эмоций. Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании. Такие результаты были получены исследователями из Калифорнийского Университета в Беркли.
Согласно данным исследованиям, проведенным в США и Мексике на широкой выборке респондентов, люди ассоциируют классические музыкальные произведения с одними и теми же цветами. Из этого следует предположение, что в целом существует определенная универсальная эмоциональная палитра, которая определяет ассоциативную связь музыки и цвета. При помощи цветовой палитры ученые показали, что быстрая, энергичная музыка в мажоре ассоциируется с яркими, светлыми, теплыми оттенками, а медленная печальная музыка - с цветами более темными, блеклыми, холодными. «Полученные результаты обладают удивительно высокой значимостью и надежностью, они воспроизводятся на выборках, принадлежащих к различным культурам. Они недвусмысленно указывают на ключевую роль эмоций в процессах, которые происходят в мозге, когда устанавливается ассоциативная связь между музыкой и цветом». Эмоции, вызываемые восприятием музыки и цвета, взаимосвязаны благодаря единой мозговой системе переработки информации об эмоциях. Во взаимосвязь музыки и цвета включены основные эмоции. Музыка в мажоре соотносилась испытуемыми с выражениями радости на лице, а минорные отрывки – с экспрессиями печали. С другой стороны, радостное лицо чаще всего соотносили с желтыми и другими яркими оттенками, а гневное – с темными и ярко-красными.
Рассматривается цвет как физическое явление, способное вызывать определенные психоэмоциональные состояния человека. Цель раскрыть воздействие цвета на эмоциональную сферу человека. Особое внимание акцентируется на раскрытие идейного замысла художественного или музыкального произведения посредством цветового строя. Исследуется образование цветовых ассоциаций и параллелей как в живописи, так и музыке. Синестезия рассматривается, как цветной слух, свойственный как музыкантам, так и художникам.
Еще в древности люди чувствовали, что музыка и цвет волшебным образом связаны и пытались найти эту связь. В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр: ноте «до» соответствовал красный цвет, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый. После него многие ученые продолжили исследования. Русский композитор А.Н. Скрябин, обладавший от природы цветным слухом, построил свой спектр, в котором нота «до» обозначала красный, «ре» – желтый, «ля» – зеленый, «ми» и «си»- сине-белесоватый, «фа» – ярко синий, «соль» – оранжево-розовый. Скрябина считают основоположником цветомузыки. О феномене цветного слуха ещё в древней Индии сложились своеобразные представления о тесной взаимосвязи музыки и цвета.
Музыка и цвет: психологическое воздействие
Безусловно, среди людей далеких от подобных тонкостей цветной слух – большая редкость и все же мы тоже подсознательно чувствуем оттенки музыки и слушаем только ту, которая «окрашена» в приятные нам цвета.
Ученые при помощи специальной аппаратуры выяснили, что спокойная, романтичная музыка окрашена в оттенки розового. Недаром в психологии розовый цвет олицетворяет любовь, доброту, романтичность. Он успокаивает, снимает депрессивные состояния.
Резкая, агрессивная музыка имеет цвета от темно-синего до красного. Темно-синий вызывает беспокойство, грусть, приводит к депрессии. Красный действует возбуждающе на нервную систему, приводит к агрессии.
Популярные композиции, скачиваемые из сети Интернет, чаще зеленые или оранжевые. Зеленый помогает избавиться от негативных эмоций, расслабиться, способствует засыпанию. Оранжевый – вызывает эйфорические состояния, способствует восстановлению утраченного равновесия. Считается одним из самых лучших цветов в психологии.
Та музыка, что не пользуется особой популярностью, как правило, коричневая или ядовито-желтая. Коричневый оттенок музыки – вызывает разочарование и депрессию, желтый – провоцирует конфликты, у многих ассоциируется с болезнью. Конечно, это только самые общие сведения о воздействии на человеческую психику музыки и цвета, но даже этот объем информации ярко иллюстрирует, как можно использовать их волшебное влияние на наше настроение и самочувствие.
Изучив весь материал о пользе и влиянии музыки на человека, я решила провести исследовательскую работу в 5- 7 классах. Для выявления о том, как музыка влияет на эмоциональные состояния обучающихся, выбрала следующие эксперименты.
- Практическая часть
Эксперимент №1
«Выявить наиболее популярные музыкальные стили среди обучающих 5- 7 классов»
Эксперимент № 2
«Выявить, с какими цветами школьники 5-7 классов ассоциируют музыку разных музыкальных стилей»
Эксперимент №1
«Выявить наиболее популярные музыкальные стили среди обучающих 5- 7 классов»
Практическая значимость.
В начале своего исследования мне было интересно узнать — что мои одноклассники и другие учащиеся школы знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни? Мои одноклассники не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.
Эксперимент прошёл в несколько этапов
Для этого я провела анкетирование и проанализировала его . Всего в анкетировании и эксперименте приняло участие четыре класса (5 «А», 6 «А», 7 «А». 7 « Б» ) Все участники анкетирования отнеслись очень внимательно к своим ответам и старались ответить максимально полно.
Ребята хорошо знают различные инструменты, музыкальные направления; знают, когда человеку нужна музыка, какая она больше требуется в радостные моменты жизни, а какая в грустные. Последовательно, один за другим, звучало 7 музыкальных отрывков:
Классическая, поп-музыка , рок-музыка , блюз, шансон, рэп, народная музыка. Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты. После каждого отрывка испытуемому по семибалльной шкале (1- 7) предлагалось определить отношение к данному произведению, а также вызванное им настроение.
После окончания работы задавались вопросы:
· Слушаешь музыку? · Как часто? · Общее отношение к музыке? · Какую музыку предпочитаешь слушать?
После проведения 1 эксперимента, получились следующие результаты: самый популярные музыкальные стили среди обучающих 5- 7 классов - Рэп , только в 7 Б классе – : самый популярные музыкальный стиль - Классическая музыка. 5 классы.
Какой стиль музыки вам больше нравится? |
|
Поп музыка |
5 |
Рок музыка |
2 |
Рэп |
1 |
Классическая музыка |
3 |
Народная музыка |
7 |
Блюз |
6 |
Шансон |
4 |
6 классы.
Какой стиль музыки вам больше нравится? |
|
Поп музыка |
5 |
Рок музыка |
4 |
Рэп |
1 |
Классическая музыка |
3 |
Народная музыка |
7 |
Блюз |
6 |
Шансон |
2 |
7 А класс.
Какой стиль музыки вам больше нравится? |
|
Поп музыка |
2 |
Рок музыка |
3 |
Рэп |
1 |
Классическая музыка |
4 |
Народная музыка |
6 |
Блюз |
7 |
Шансон |
5 |
7 Б класс.
Какой стиль музыки вам больше нравится? |
|
Поп музыка |
6 |
Рок музыка |
2 |
Рэп |
3 |
Классическая музыка |
1 |
Народная музыка |
7 |
Блюз |
4 |
Шансон |
5 |
Эксперимент № 2
«Выявить, с какими цветами школьники 5-7 классов ассоциируют, музыку разных музыкальных стилей»
Результаты исследования: Ассоциативные связи музыкальной композиции и цвета.
5 классы
С каким цветом ассоциируется разные стили музыки |
|
Поп музыка |
Красный |
Рок музыка |
Черный |
Рэп |
Черный |
Классическая музыка |
Красный, белый, желтый. |
Народная музыка |
Желтый |
Блюз |
Синий |
Шансон |
Зеленый |
6 классы
С каким цветом ассоциируется разные стили музыки |
|
Поп музыка |
Розовый |
Рок музыка |
Черный |
Рэп |
Красный |
Классическая музыка |
Белый |
Народная музыка |
Желтый, красный |
Блюз |
Желтый |
Шансон |
Красный |
7 Б класс
7 А класс
С каким цветом ассоциируется разные стили музыки |
|
Поп музыка |
Синий |
Рок музыка |
Красный |
Рэп |
Серый |
Классическая музыка |
Белый |
Народная музыка |
Желтый |
Блюз |
Рубиновый |
Шансон |
Золотой |
С каким цветом ассоциируется разные стили музыки |
|
Поп музыка |
Белый |
Рок музыка |
Черный |
Рэп |
Черный |
Классическая музыка |
Белый |
Народная музыка |
Красный |
Блюз |
Зеленый |
Шансон |
Коричневый |
По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
«Тяжелые" музыкальные стили вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные композиции - со спокойными цветами.
Классическая музыка у всех испытуемых вызывает положительное эмоциональное состояние и сочетается с белым цветом.
Рок у всех испытуемых вызывает отрицательное эмоциональное состояние и сочетается с черным цветом.
Остальные музыкальные жанры воспринимаются обучающими по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (рэп, народная музыка, блюз, шансон, поп музыка).
Зависимость между цветом, музыкой, а также эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам.
Зная любимую музыку своих друзей и родственников, можно больше узнать о их характерах.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная в начале работы, подтвердилась, проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а также эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны педагогам, обучающимся вокальной студии «Солнышко» и их родителям, а также тем, кто просто любит музыку.
Заключение
Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и влиянии музыки на человека.
Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимать только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Я поняла, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни.
Считаю, что гипотезы полностью подтверждены. А это значит, что цель нашей работы достигнута.
Завершая, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира, творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.
1.Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии
2.Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»; статьи из журналов: "Чудеса и приключения" 1/96, "Будь здоров" 1/95, "Семейный доктор" 6/96, "Целительные силы" 1/96. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000.
3.Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988.
4. Зельницкая Н.Д., Музыка в нашей жизни. 1998. Астрель .Тула.
5.Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996.
6.Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного»
7.Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru
8.Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in- ancient_time.ru
9.Макеева О.Н. Научно-исследовательская работа по теме:«Математическое представление музыки».
10.Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии (www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile)
11.Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
Приложение№ 1
Бланки для ответов.
С каким цветом ассоциируется разные стили музыки |
|
Поп музыка |
|
Рок музыка |
|
Рэп |
|
Классическая музыка |
|
Народная музыка |
|
Блюз |
|
Шансон |
Какой стиль музыки вам больше нравится? |
|
Поп музыка |
1 2 3 4 5 6 7 |
Рок музыка |
1 2 3 4 5 6 7 |
Рэп |
1 2 3 4 5 6 7 |
Классическая музыка |
1 2 3 4 5 6 7 |
Народная музыка |
1 2 3 4 5 6 7 |
Блюз |
1 2 3 4 5 6 7 |
Шансон |
1 2 3 4 5 6 7 |
Опрос.
· Слушаешь музыку?
· Как часто?
· Общее отношение к музыке?
· Какую музыку предпочитаешь слушать?
- Какое направление больше нравится?
- Где слушаешь музыку?
- Сколько по времени в день слушаешь музыку?
- Твоя любимая группа, исполнитель?
- Любимая музыка твоего класса, семьи?
Приложение № 2
Семантическая характеристика цветов.
Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.
Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.
Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.
Зеленый цвет успокаивает клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.
Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.
Черный- символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.
Коричневый- отражает стремление к комфорту, уюту.
Приложение № 3
Час общения в 7 «Б» «Многообразие музыки»»…Нет на земле живого существа,
Столь жесткого, крутого, суперзлого,
Чтоб не смогла хотя б на час один
В нём музыка свершить переворота!….
Э. Хара
«Музыка устанавливает порядок не только во всей Вселенной, но приводит в порядок и нарушенную гармонию в человеческом теле» — утверждали корифеи античной цивилизации — философы и врачи Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э). Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам. А в эпоху средневековья метод музыкотерапии применялся ещё и для лечения широко распространившейся эпидемии хореомании — пляски Святого Витта. Тогда же в Италии широко использовали музыкотерапию для лечения тарентизма — тяжелого психического заболевания, вызванного укусом ядовитого паука — тарантула. Возможно, именно музыка создана для облегчения душевных страданий людей, а музыкальная терапия выступает как наиболее естественный процесс общения человека со своей душой.
Как же влияет музыка на наше тело? Зарубежные ученые показали, что правильно подобранная музыка способствует увеличению выработки в организме эндорфинов (естественных болеутоляющих веществ) и слюнного иммуноглобулина, который ускоряет заживление ран, снижает опасность инфекции и контролирует сердечный ритм. Каждый орган человеческого тела — сердце, печень, почки, мозг, легкие и другие, имеют свои собственные тона и ритмы звучания. Они взаимодействуют между собой и с музыкальными волнами, которые оказывают на них регулирующее воздействие. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма, в результате чего изменяются физиологические процессы, протекающие в организме, которые под влиянием музыки могут и ускоряться, и тормозиться.
Игры с элементами музыкотерапии.
Игры на дыхание.
1.Тонизирующее дыхание.
Инструкция: медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят. Далее сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.
2. Снятие мышечного зажима на уровне горла и шеи.
Инструкция: вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена. В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.
3. Расслабление мышц лица и головы.
Инструкция: упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.
4. Расслабляющее дыхание.
Инструкция: представить перед собой большой и красивый букет цветов и вдыхать воображаемый аромат.
Игра «Ассоциации».
Детям предлагается прослушать специально подобранное музыкальное произведение, а затем обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания.
Игра «Рисование под музыку».
Дети рисуют под классическую или релаксационную музыку. Далее идет обсуждение рисунков.
Игра «Угадай эмоцию».
Детям предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению.
Игра «Музыкальное общение».
Требуется наличия простейших музыкальных инструментов. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.
Игра «Авторская песня».
Сочинение песни с использованием приема синквейн – пяти строчной стихотворной формы.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Приложение № 4.
Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма.
В древности выделяли три направления влияния музыки на человека:
1)на духовную сущность человека;
2)на интеллект;
3)на физическое тело.
«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». Именно «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии.
Известный учёный Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Древние трактаты утверждают: «Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье».
Начиная с 19 века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.
Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:
1)влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
2)влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
3)воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.
Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону. Если у вас угнетённое депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапу прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
1. Мелодии задумчивые, грустные по настроению.
2. Мелодии не такие печальные.
3. Мелодии радостные и весёлые.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбуждённого состояния:
1. Быстрые, весёлые мелодии.
2. Мелодии менее радостные.
3. Мелодии плавные и задумчивые.
Слушая музыку, вы постепенно войдёте в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону. Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика позволяет не только расслабить некоторые части нашего тела, а отвлечься от дурных мыслей и морально отдохнуть. Релаксацию стоит проводить как между физическими нагрузками, так и сидя за компьютерным столом.
Начнём со звука «Е», он улучшает кровообращение и обмен веществ в области губ, глаз, а главное носа и гайморовых пазух. Что способствует лечению ринита, синусита и гайморита. Для правильного упражнения займите положение стоя, закройте глаза. Глубоко вздохните и произнесите звук «Е», параллельно полностью выдыхая воздух из лёгких. Звук надо произносить не громко. Вы почувствуете вибрации в Вашем теле, особенно в области лица. Протяните звук как можно дольше. Это упражнение стоит повторить 3-4 раза.
Звук «З» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области головы и шеи. Упражнение применяется профилактика и сопутствует лечение трахеитов. Встаньте прямо, расслабьте тело, закройте глаза и положите ладонь на шею спереди. Потом сделайте глубокий вдох и вовремя выдоха произносите звук «З», тяните звук как можно дольше, но не громко. Упражнение нужно повторить 3-4 раза.
Звук «Ж» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области грудной клетки, помогает вывести мокроту из бронхов и лёгких. Встаньте прямо, расслабьте тело, закройте глаза, положите ладонь на шею спереди. Сделайте медленный вдох и, выдыхая, произнесите звук «Ж» долго и негромко. Упражнение стоит повторить 3-5 раз.
Звук «М» стимулирует кровообращение и обмен веществ в области грудной клетки и солнечного сплетения. Займите положение стоя. Закройте глаза и положите ладонь на солнечное сплетение. Медленно сделайте глубокий вдох, а на выдохе произнесите также долго и негромко звук «М». Повторите упражнение 3-4 раза.
Звуки «Ф», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ», «С» приводят к расслаблению всех дыхательных и других мышц организма. Прилягте на спину, закройте глаза и произнесите ровный долгий умеренно громкий звук. Затем повторите упражнение 3-5 раз. Музыкальная терапия.
Заболевания |
Произведения. |
От неврозов и раздражительности избавляет |
бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева. |
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, |
музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа. |
Язва желудка исчезает при прослушивании |
«Вальса цветов». |
Для профилактики утомляемости необходимо слушать |
«Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского. |
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств |
джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки. |
Творческий импульс стимулируют |
«Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна. |
Гипертоникам полезно слушать |
«Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. |
Бессонницу можно вылечить |
сюитой «пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского. |
Развитию умственных способностей у детей способствует |
музыка Моцарта. |
Нормализует сон и работу мозга |
сюита «Пер Гюнт» Грига. |
Полное расслабление вы сможете получить |
от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова. |
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует |
«Свадебный марш» Мендельсона. |
От гастрита излечивает |
«Соната N7» Бетховена. |
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают |
«Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина («Американец в Париже»). |
Головную боль снимает также прослушивание |
полонеза Огиньского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена. |
Лечебный музыкальный инструмент.
Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
- кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;
- труба эффективна при радикулитах и невритах.
Приложение № 5
Как правильно изменить настроение с помощью музыки.
Слушайте любимую музыку
Неважно, какая музыка вам нравиться главное слушать именно то, что нравиться, даже если это грустные песни, они в любом случае не навредят вашему настроению, ведь иногда же нужна эмоциональная разрядка организма. Не всегда человек может быть в хорошем настроении, поэтому такое нужно также проделывать в своей жизни. Любимая музыка нравиться вашей душе, соответственно вы отдыхаете, набираетесь новых сил и энергии, чтобы доделать ту или иную работу или отдохнуть уже после всей проделанной работы.
Когда слушать музыку
Также важную роль играет время для прослушивания музыки. Чтобы правильно изменить настроение с помощью музыки, вам нужно слушать веселую и любимую музыку утром. Это позволит зарядиться позитивными эмоциями, чувствами и мыслями, что создаст вам успешный и счастливый день. Но для этого нужно найти такие песни и музыку для утренней зарядки, пробуждения или просто для хорошего настроения, главное чтобы это не дало обратный эффект, поэтому слушайте не только веселую музыку, но и любимую.
Какую музыку слушать на перерывах на учебе.
Психологи проанализировали и выяснили, чтобы правильно изменить настроение с помощью музыки, во время перерывов на учебе, подойдет то, что вас расслабляет и заряжает новыми силами и позитивными эмоциями. Для этого хорошо подходит классическая музыка, найдите для себя красивые и расслабляющие мелодии, и тогда ваш отдых действительно можно будет называть таковым, так как музыка полностью расслабляет человека и заряжает его новыми силами и энергией.
Слушайте веселую музыку
Чтобы правильно изменить настроение с помощью музыки, вам следует слушать веселую музыку, которая вам также нравиться. Ведь если музыка веселая, но не нравиться вам лично, то никакого эффекта она не даст. Для этого нужно слушать многие песни и музыку, чтобы понять какая вам нравиться, и которая поднимает ваше настроение. Обычно музыка надоедает и нужно искать другую музыку и песни. Поэтому экспериментируйте с музыкой и смотрите сами, какая вам нравиться и лучше всего поднимает настроение. По данным психологов любимая и веселая музыка поднимает настроение на целый день.
Что слушать перед сном
Также чтобы ваш сон был приятным, и вы смогли быстрее уснуть с правильными мыслями, то вам нужно найти не только спокойную музыку, но и ту, которая позволяет задуматься о прекрасном и радостном в жизни. Ведь, изменить настроение с помощью музыки очень просто, а вот расслабиться и уснуть быстро, с хорошими мыслями, мало кто знает как. Для этого ищите классическую музыку, которая расслабляет и дает полет новым позитивным мыслям и эмоциям. Тогда ваш сон будет крепким и наполненным радостью и счастьем, тогда вы будете чувствовать себя ежедневно лучше и счастливее.
Музыка в обучении: на что именно влияет
За прошедшие годы экспериментов с музыкой ученым удалось выяснить, что прослушивание мелодий позволяет улучшать:
Память. Музыка активирует кратковременную память, помогая лучше запоминать только что полученную информацию. А также способствует отложению сведений в долговременной памяти.
Концентрацию внимания. Обработка звуковых волн возбуждает участки мозга, отвечающие за внимательность.
Речь. Музыка возбуждает речевые отделы мозга, способствуя более легкому и правильному формированию речи. Так, например, знаменитый французский (или русский :)) актер Жерар Депардье в юном возрасте много заикался. Исследовавший его врач посоветовал ежедневно в течение двух часов слушать Моцарта. В результате этих музыкальных пауз актер через несколько месяцев избавился от заикания и других речевых недостатков.
Способности к решению временных и пространственных задач. Пространство, время и музыка воспринимаются и обрабатываются одними и теми же областями мозга. Именно поэтому воздействие одного из этих раздражителей (мелодии) позволяет активизировать обработку других и улучшить способности к решению связанных с ними задач.
Счетно-арифметические навыки. Музыка тесно связано с математическими способностями.
Моторную координацию. Восприятие ритма и чувство темпа тренируют чувство равновесия, развивают все моторные навыки человека, в частности мелкую моторику рук.
Какая музыка поможет в обучении.
В зависимости от жанра музыка может оказывать различный эффект на настроение человека. Не секрет, что громкая рок-музыка возбуждает, придает сил и энергии, в ряде случаев даже вызывает агрессивные настроения. Тихая и спокойная музыка, приближенная по своему звучанию к природным звукам (шелест листьев, шум воды и пр.), напротив, успокаивает и часто используется для релаксации. Для улучшения интеллектуальных навыков также необходима особая мелодия. Как подобрать свою музыку?. Вот несколько признаков такой музыки:
Нравится, вызывает положительные эмоции. «Правильная» музыка воспринимается легко и с удовольствием, поднимает настроение. Если ребенок категорически отказывается слушать какую-либо музыку, не нужно заставлять его делать это. Негативный настрой может вызывать отрицательный эффект, тормозить мыслительную деятельность. Предложите ребенку самостоятельно выбрать свою мелодию.
Имеет оптимальные ритм, темп и громкость. Мелодия не должна быть монотонной, слишком громкой иди тихой. Необходимо подобрать звучание, в котором будут сочетаться подъемы и спады. Музыку должно быть хорошо слышно, не напрягая слух. При этом громкость не должна быть чрезмерной. Рекомендуется подобрать уровень звука, совпадающий с громкостью голоса человека в тихой обстановке.
Успокаивает или возбуждает (в зависимости от типа темперамента).Если школьник легко возбудим и ему сложно усидеть на месте, рекомендуется подобрать спокойную мелодию. Если же ученик долго не может включиться в работу или испытывает затруднения с быстрым переключением между различными видами деятельности, можно использовать мелодию с чуть ускоренным темпом. Однако в этом случае не рекомендуется применять очень быструю и громкую музыку, способную напугать ребенка, вызвать негативные эмоции или раздражение.
Приближена к тембру голоса человека. Музыка Моцарта оказывает положительный эффект во многом потому, что ее ноты очень схожи со звучанием голоса человека. Но не только она обладает таким свойством.
Не раздражает, подходит для фонового прослушивания. Музыка должна быть плавной, без резких переключений интенсивности и ритма. Не рекомендуется использовать песни, так как слова могут отвлекать, переключать мозг на выполнение другой задачи – обработку смысла. Идеально подойдет инструментальная музыка или “минусовка” любимых песен.
Советы по прослушиванию музыки.
К сожалению, эффект от прослушивания музыки краткосрочный. Мозг наиболее активен в течение 15-20 минут после завершения прослушивания. Поэтому рекомендуется включать музыку регулярно и особенно часто делать это перед мероприятиями, требующими максимум мозговой активности. Очень помогает прослушивание в период подготовки к экзаменам, перед контрольной работой или собеседованием. Важно не только подобрать «правильную» мелодию, но и «правильно» прослушивать ее.
Рекомендуется слушать музыку регулярно. Один или несколько раз в день. В период важных мероприятий (экзамены, диктанты и контрольные работы, исследовательская деятельность и т.д.) необходимо увеличивать частоту прослушивания.
Минимальное время прослушивания – 10 минут. По возможности нужно его увеличивать. Положительное действие на мышление и обучение музыка окажет даже после регулярного двадцатиминутного прослушивания перед сном.
Наибольший эффект будет наблюдаться вовремя или сразу после прослушивания музыки. Именно поэтому рекомендуется всегда носить с собой наушники, чтобы иметь возможность «подзарядиться» перед «мозговым штурмом». Если ситуация позволяет, включайте музыку в фоновом режиме. Например, это отличная помощь школьнику при выполнении домашнего задания.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию. Но даже простое прослушивание мелодий, особенно в сочетании с другими упражнениями, позволяет значительно улучшить интеллектуальные навыки и повысить обучаемость.
Приложение № 6
Буклеты с рекомендациями.
Сделать фото готовых буклетов