Влияние СМИ на речь молодёжи

5
1
Материал опубликован 14 December 2022

Автор публикации: Анна Лаптева, ученица 11А класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №2 города Благовещенска»











Исследовательский проект

«Влияние СМИ на речь подростков»









Автор: Лаптева Анна Сергеевна, 11 «А» класс

Руководитель: Рожкова Елена Вячеславовна,

должность: учитель русского языка и литературы









2022-2023 учебный год









Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть. Что означает СМИ? Роль и функции СМИ……………….......5-6

Виды СМИ…………………………………………………………………………7-8

Соц. Анализ подростков…………………………………………………………9-10

Практическая часть. Анализ речевых ошибок допускаемых СМИ……........11-14

Памятка- словарь «СМИ и речь молодежи» для подростков…………………15

Выводы…………………………………………………………………………...16

Влияние СМИ на речь подрастающего поколения………………………...17-19

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………………...21

























Введение

В последнее время навык владения русским языком среди молодежи стал снижаться, и я стала обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как подростки, так и взрослые, образованные люди. Мы живём в век развития техники, информационных технологий. Трудно представить себе жизнь без телевизора, компьютера. Огромное влияние на массовое сознание, речевую культуру людей оказывают средства массовой информации, отчего у людей возникает мысль, что СМИ- причина снижения грамотности молодёжи. Однако верна ли эта мысль, или, может, она всё-таки является заблуждением? Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрала тему для своей исследовательской работы, которая называется «Влияние СМИ на речь подростков».

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время уровень грамотности обучающихся в школе, а также их речевой этикет неизбежно падает, а способствуют этой тенденции, прежде всего, источники СМИ: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы.

В связи с эти была определена цель моей работы, состоит в том, чтобы на основании изучения специальной литературы, собственных исследований в данной области выяснить, как влияют на речевую культуру подрастающего поколения средства массовой информации и ведет ли оно к снижению устной и письменной грамотности.

Я поставила задачи для достижения поставленной цели:

Дать определение средствам массовой информации в интернете, выявить их роль, виды и функции.

Провести анкетирование среди молодежи, чтобы выяснить, какое СМИ они предпочитают, а также их отношение к СМИ.

Посетить наиболее популярные среди школьников сайты, социальные сети, а также просмотреть различные телепрограммы, послушать радиопрограммы и прочитать печатные издания с целью выявления орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых пользователями.

Проанализировать, как влияют на речь различные источники СМИ.

Объект исследования- средства массовой информации.

Предмет исследования-  языковые особенности средств массовой информации (Интернет, радио, газеты и т. д.), оказывающих влияние на речь молодежи.

За гипотезу я приняла предположение о том, что влияние средств массовой информации существует, и оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речевую культуру носителей.

Методы исследования:

теоретический анализ литературы и интернет - источников;

анкетирование и опрос;

практический анализ информации в социальных сетях, на телевидение, радио и в печатных изданиях;

сбор и анализ информации.















Основная часть 1. Что означает СМИ? Роль и функции СМИ.

Что же означает СМИ? Данного термина нет ни в словаре С. И. Ожегова, ни в словаре Д. Н. Ушакова. И я решила обратится в современную универсальную интернет-энциклопедию «Википедия» и выяснила, что средства массовой информации —это совокупность органов публичной передачи, распространения информации с помощью технических средств. А в правовых документах Российской Федерации под средством массовой информации понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Действительно, для многих СМИ известно, как газеты, Интернет, телевидение, радио, сфера человеческой деятельности, которая доводит до людей информацию, средства, с помощью которых люди узнают новости.

Средства массовой информации играют большую и важную роль в жизни человека. Они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей.

Всего выделяют 5 функций СМИ:

Информационная функция- извещении аудитории в вопросах и событиях разного типа. Обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях.

Культурологическая функция- ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом сохранения культурных традиций. Люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур.

Познавательно- обучающая функция- используется для пополнения багажа знаний аудитории. Она проявляется в передаче гражданам знаний, относящихся к различным областям науки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин.

Рекламно- справочная функция- информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам, рекламирует.

Рекреативная функция- состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени.

Комментарийно-оценочная функция- при изложение определённых фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой.

Функция воздействия на мнение и поведение людей, особенно во время проведения массовых социально-политических акций.

Также я бы хотела отдельно отметить функцию управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.























2. Виды СМИ

Виды СМИ делятся:

По форме собственности: государственные, частные, корпоративные.

По широте распространения: центральные и региональные.

По стилю: серьезные, массовые, скандальные и другие.

По периодичности: сюда относятся газеты- ежедневные или еженедельники.

По жанрам: общественно-политические, отраслевые, рекламные и так далее.

По способу передачи информации

Итак, разберем самые главные виды СМИ- по поводу передачи информации, сюда относят:

1. Печатаные издания- сюда относятся газеты, еженедельники, журналы, а также книги.

2. Телевидение- одно из самых массовых средств информации. Устройство используется для трансляции разного рода телепередач, фильмов, рекламы, новостей

3. Радиовещание- передача исключительно аудио сообщений. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом.

4. Интернет- всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда.









3. Соц. Анализ подростков.

Я провела анкетирование подростков 8-19 лет по теме «СМИ и его влияние на речь молодежи», получила следующие результаты, которые представлены на слайде.

Я разделила голосующих на три возрастных категории:

Возрастная категория –дети 8-10 лет

Возрастная категория-подростки 10-15 лет

Возрастная категория -ребята постарше 15-19 лет.

И задала первый вопрос: «Какие СМИ для вас более приемлемы и удобны?». Количество ответивших «печатные издания» из первой возрастной группы составило 1 человек, из второй возрастной группы 2 человека, а из третей группы 4 человека. Ответивших «телевидение»- 3 человека из первой, 4 человека из второй возрастной группы, и 1 человек из третей возрастной группы. 10 человек из первой группы ответило «Интернет-ресурсы», из второй группы 18 ответивших, 4 человека из третьей группы, а ответивших «радиовещание» не оказалось не в одной из групп.

Таким образом, большинство ребят используют «Интернет- ресурсы», как способ получения информации.

Следующим был задан вопрос «Контент какого характера вам хочется видеть?» На него ответили неоднозначно. Граждане возраста 8-10 лет хотят видеть больше развлекательные программы, но часть данной категории все-таки предпочитают новости.

Вторая возрастная категория была больше заинтересована в новостях, чем первая. Но все таки больше предпочитают развлекательные программы.

Более взрослые граждане проголосовали за новости и познавательные программы.

На третий заданный вопрос «Как ты думаешь, как СМИ влияет на нашу речь?» Ребята из первой группы считают, что СМИ оказывают положительное влияние на нашу речь. Мнения ребят из второй группы разделились, а вот более старшее поколение больше считает, что СМИ влияет отрицательно на нашу речь.

В связи с тем, что СМИ допускают очень много, как орфографических, так и лексических ошибок, я решила задать ребятам вопрос: «Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают СМИ?» Ребята из первой группы и второй группы редко замечают или вообще не замечают ошибки, допускаемые СМИ. А вот ребята постарше, из третьей группы очень часто замечают ошибки, и они их даже раздражают.









































Практическая часть 4. Анализ речевых ошибок, допускаемых СМИ.



Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Для того чтобы проанализировать ошибки, я решила разделить их на несколько групп:

Ошибки, допускаемые в печатных изданиях. Одна из разновидностей СМИ – печать, которая остается одним из важнейших носителей массовой информации, обладая значительным влиянием на читателя. Ошибки печатных изданиях делятся на:

Пунктуационные ошибки:

- Источник: газета «Орбита», выпуск № 14 (2019 год): «Несмотря на то что электронная запись пользуется у горожан популярностью…» – отсутствие запятой перед

подчинительным союзом «что» между частями сложного предложения.

-Источник: объявление в Амурской Областной Детской Клинической Больнице города Благовещенска: «Пожалуйста наденьте бахилы!» – отсутствие запятой при вводном слове, находящемся в начале предложения.

Орфографические ошибки:

- Источник: журнал «Свечка», № 5 (2020 год): «А недобрых и злых обличЯет, учит их жить…» – несоблюдение норм правописания буквенных сочетаний «ЧА» и «ЩА».

-Источник: объявление в автобусе № 105 (город Анапа): «… г. Анапа, улица ТургенЬевская…» – несоблюдение норм правописания имени собственного.

Ошибки, допускаемые на телевиденье и на радио. Несмотря на то, что телевидение и радиовещание в наши дни теряют свою популярность среди подростков, они всё равно являются одними из самых мощных средств массовой информации.

Грамматические ошибки:

-Источник: радиоэфир, Евгений Суров, радиоведущий «…ЧИТАЯ текст, ВОЗНИКАЕТ такое ЧУВСТВО…» – ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

-Источник: радиоэфир, Александр Гордон, радиоведущий: «Именно так нужно говорить ОБ этом поэтическом РЯДУ…» – грамматико-стилистическая неточность.

-Источник: телепрограмма, Екатерина Фордина, телеведущая «… ТОГДАШНИЙ заведующий нашего предприятия…» – ошибочное образование форм частей речи.

-Источник: телепрограмма, Борис Королёв, телеведущий: «ПЯТЬЮ минутами СПУСТЯ прозвучала…» – не учтена сочетаемость слов.

Речевые ошибки:

-Источник: телепрограмма, Татьяна Миронова, телеведущая: «… ОЧЕНЬ СИЛЬНО изменил свое мнение…»- употребление лишних слов.

- Источник: радиоэфир. «Пожар возник на очень высокой высоте»- употребление лишних слов.

-Источник: телепрограмма, Фёдор Романченко, радиоведущий «В БУДУЩЕМ марафон продолжится, я уверен, что марафону В БУДУЩЕМ жить…» – бедность и однообразие синтаксических конструкций.

-Источник: НТВ, «Дежурная часть»: «ПрОтоколы заседания приложены к делу…».- нарушение принятой нормы

Морфологические ошибки:

- Источник: различные телепрограммы, «В течение полтора суток город опустел» - выполнено неправильное склонение числительного. «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых»- ошибка выбора падежной формы составного числительного.

Синтаксические ошибки:

-Источник: различные телепрограммы. «Взвесил о том…», «Закон предусматривает о том…», «Утверждает о том…», «Понимает о том…», «Показывая в нескольких словах о том…»- нарушение норм управления.

Ошибки, допускаемые в Интернете. Молодежь использует в электронной речи жаргонизмы, слова из категории молодёжного сленга, забывает о грамотности, о нормах пунктуации, о правильном произношении и правильном построении предложений. Для того, чтобы узнать какие ошибки чаще всего используют подростки в социальных сетях, я проанализировала поисковую деятельность, а также социальные сети и популярные сайты, где подростки больше всего проводят времени.

Орфографические ошибки:

-Источник: поисковая деятельность, «поликлинника» вместо «поликлиника»- неверное использование двойного НН.

-Источник: поисковая деятельность, «скачять» вместо «скачать»- ошибка в правописании «ЧА» и «ЩА».

Использование сленговых выражений:

-Источник: записи в социальных сетях, «сорян» вместо «извини/извините»,

- Источник: видео площадка YouTube. «мент/мусор» вместо «полицейский».

Приближённость к разговорной речи:

-Источник: различные записи в социальных сетях, «че»- что, «я тя лю»- я тебя люблю.

Использование графических элементов или пиктограмм:

- Источник: различные записи в социальных сетях, «:)» - улыбка, «:(»- грусть.

Использование иноязычной лексики:

-Источник: видео площадка YouTube «андерстенд»- понимать, «хай»- привет.











































5. Памятка- словарь «СМИ и речь молодежи» для подростков.

Просмотрев и проанализировав популярные сайты (www.vkontakte.ru, www.odnoklassniki.ru) и мобильные приложения Viber и WhatsApp, я составила свой продукт памятка - словарь «СМИ и речь молодежи»

Среди всех выражений моей памятки- словаря я выделили 5 самых популярных выражений, в которых СМИ допускают очень часто ошибки:

ПрОтоколы- нарушение принятых норм, потому что правильно «ПротокОлы».

Очень сильно- правильно будет просто «сильно»

ПоликлиННика- правильная форма будет «Поликлиника».

Мент\мусор- то же, что полицейский.

Закон предусматривает о том…- нарушение норм управления.

Проведя социальный опрос, я сделала вывод о том, что различные виды СМИ ведут молодежь, а также взрослых людей к неграмотности. Большинство подростков считают, что это нормально и что СМИ влияют на нашу речь положительно.



























Выводы

Молодежь во время разговоров, а также во время переписки из-за использования таких ошибок и слов в разных видах СМИ допускают серьезные ошибки в разговоре и даже в правописании. Самое страшное, что никто не обращает на это внимание и для всех это считается нормой. В следствие, это ведет к тотальной безграмотности населения в России.













































6. Влияние СМИ на речь подрастающего поколения.

Теперь проведя анализ подростков, изучив различные сайты и форумы, узнав немного побольше о СМИ, я могу выделить как положительные, так и отрицательные стороны его влияния на речевую культуру молодёжи.

Положительные стороны влияния СМИ:

Сейчас множество платформ и телепрограмм, которые направлены на обучение подростков, способствуют развитию социальных навыков. Это также дает подросткам возможность расширить свой круг общения и приобрести новых друзей.

СМИ помогает развить понимание. Большинство подростков живут закрытой жизнью. Но благодаря СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире.

СМИ очень часто вдохновляют подростков. Подростки могут использовать кино в качестве вдохновения. Или, например, подростки, смотря на знаменитых людей, часто за ними повторяют.

Но эти выгоды не могут приукрасить негативное воздействие, которое СМИ оказывает на людей.

Отрицательные стороны влияния СМИ:

Искаженный образ тела. Сегодня мир полон идеальных людей. С идеальной кожей, телом и волосами. Это привело к искажению образа тела среди подростков. Анорексия и булимия – это и есть последствия подобных изменений во взглядах и мнениях.

Агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений в следствии чего, насилие становится их реальностью. Многие подростки не способны различать реальность и фантазию. Это делает насилие нормальным для них.

Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).

В речи подростков появляется много иностранных слов, а также нецензурных

Подростки очень часто запоминают информацию на слух, а по моим исследованиям можно сделать вывод, что политики, медийные личности, актеры и тд. допускают очень много ошибок, которые потом запоминают и делают подростки.

К сожалению, отрицательных сторон больше чем положительных. И значит, СМИ оказывает отрицательное влияние на лексику подростка.







































Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во - первых, СМИ оказывает отрицательное влияние на речевую культуру подростка. Из-за неграмотной речи дикторов, журналистов, телеведущих, а также неграмотности в песнях и в Интернете мы сами говорим неправильно.

Во - вторых, язык засоряется из-за частого использования молодёжью иностранных слов, перевода которого некоторые не знают и не понимают. Место того чтобы описать свои впечатления красивыми русскими прилагательными, она описывают их иностранными.

В заключении, я бы хотела сказать слова А. Н. Толстого, устремляя внимание на проблему культуры речи человека, который писал: «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». От каждого из нас зависит в той или иной мере здоровье общей языковой среды, которую мы хотим сохранить для новых поколений в чистоте и свежести. Мощь, мудрость и красота русского слова открывается во всей своей широте только перед человеком, просвещенным и знающим. А также слова выдающегося российского лингвиста, доктора филологических наук, директора Института лингвистики РГГУ, из его книги «Русский язык на грани нервного срыва»: «Слухи о скорой смерти русского языка сильно преувеличены. И все-таки о русском языке надо беспокоиться. Его надо любить. О нём надо спорить. Но главное — на нём надо говорить, писать и читать».













Список используемой литературы и интернет ресурсов:

Горбачевич К. С. Нормы современного русского языка / К. С. Горбачевич. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – С. 31.

https://vc.ru/marketing/62508-tipovye-oshibki-v-smi-i-reklamnyh-tekstah

Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник / Л. И. Скворцов. – М.: Знание, 1995.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 14-е изд., стереотип. –М.: Рус. яз., 1983.

СМИ: телевидение, газеты, журналы

Викисловарь.

Константин Ковалев-Случевский «Тележурналистика XXI века»

Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2005.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,2002.

www.vkontakte.ru

www.odnoklassniki.ru

Газета «Орбита», выпуск № 14 (2019 год)

Журнал «Свечка», № 5 (2020 год)

Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи / М. П. Сенкевич. –М.: Высш. шк., 1997






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательная работа!

14 December 2022

Сборник методических разработок и педагогических идей