12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мишина Вера Викторовна108

Введение

XXI век – это век передовых компьютерных технологий и инноваций, которые стали неотъемлемой частью нашего будущего. Сегодня очень трудно представить себе жизнь любого человека без доступа к интернету. Он стал неоспоримым благом человечества и сильно упростил нашу жизнь. Одной из ключевых составляющих интернета являются социальные сети.

Социальная сеть – это главный магнит, притягивающий множество подростков, которые пристрастились к сидению перед монитором целыми сутками. Вконтакте, Одноклассники, Facebook настолько заполнили мысли молодых школьников, что случайных встреч не бывает: все договоренности и планы строятся через интернет. Зависимость от социальных сетей у подростков начинается уже в раннем детстве. Дети с трехлетнего возраста могут самостоятельно включать компьютер и играть в свои любимые игры, а первое, что они делают, когда попадают в школу, – регистрируются в социальных сетях и ищут своих новых одноклассников. Подростки проводят "прогулки" по социальным сетям, где они становятся частью общества, зачастую без должного контроля со стороны родителей. Они тщательно оформляют свои страницы, чтобы продемонстрировать миру свою индивидуальность, поскольку виртуальные профили стали своего рода визитными карточками.

Но что ждет нас в будущем? Будут ли компьютеры нашими лучшими друзьями? Заменит ли "виртуальная реальность" нашу реальную жизнь? Мы уже не можем представить жизнь без интернета и считаем, что наше будущее за ним. Но насколько это верно? Этот вопрос остается спорным.

Ученые до сих пор спорят о пользе и вреде социальных сетей. В связи с этим меня заинтересовало выяснить, какие положительные и отрицательные моменты существуют при использовании социальных сетей и стоит ли подростку проводить в них время.

Актуальность проблемы влияния социальных сетей на социализацию подростков очевидна. В последнее время все чаще в СМИ появляются информация о том, что социальные сети вредят здоровью молодежи и приводят к отуплению современных поколений. Это заставило меня, как активного пользователя социальных сетей, задуматься: является ли социальная сеть лучшим другом, тайным врагом или помощником?

Цель моего исследования заключается в выявлении влияния социальных сетей на подростков.


Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу об истории создания и развития социальных сетей;
  2. Охарактеризовать виды социальных сетей;
  3. Проанализировать статистику пользователей выбранных социальных сетей, возможности регистрации;
  4. Выявить преимущества и недостатки социальных сетей;
  5. Дать рекомендации ученикам и родителям, как избежать интернет-зависимости и не попасть в «виртуальную реальность».

                   В своем исследовании я предполагаю, что социальные сети расширяют круг общения подростков и положительно влияют на их развитие как личностей. Однако возможно, что социальные сети также оказывают отрицательное влияние на формирование личности подростков.

                   Объектом моего исследования являются социальные сети.
    Предметом исследования являются достоинства и недостатки социальных сетей, а также вопросы информационной безопасности в сети.

                   Проблема, которую я рассматриваю в своем исследовании, заключается в изучении роли социальных сетей в жизни учащихся нашей школы и их влиянии на развитие личности.

                   Мои рекомендации, разработанные в результате исследования, могут быть полезны педагогам, классным руководителям и родителям при проведении классных часов и родительских собраний.
     

                               

     Глава 1. История возникновения социальных сетей

История развития социальных сетей

Само понятие "социальная сеть" возникло еще в 1954 году, но его значение было куда более ограниченным, нежели то, что мы привыкли видеть сейчас. По словам Джеймса Барнса, так называются "социальные структуры, состоящие из группы узлов, представляющих собой социальные объекты (люди или организации) и связей между ними (то есть социальных взаимоотношений)". В простых словах, социальная сеть - это группа людей, которые знакомы и связаны между собой.

Однако век информационных технологий, ХХ, принес социальной сети новый смысл. Первым компьютерным отношением к этому понятию стала технология электронной почты, которая появилась в 1971 году и использовалась военными в сети ARPANET. Позже, в 1988 году, появилась Интернет-ретрансляционная сеть (IRC), позволяющая общаться в реальном времени.

Изобретение всемирной паутины послужило причиной нового прорыва в развитии социальных сетей. В 1991 году появился общедоступный Интернет, а уже в 1995 году была создана " Classmates.com " - первая социальная сеть в современном понимании. Идея быстро стала популярной, и до сих пор " Classmates.com " остается одной из самых популярных сетей в мире с более чем 50 миллионами пользователей. Появление " Classmates.com " стало началом взрывного развития эры социальных сетей.

Всемирно известная сеть Facebook появилась в 2004 году. В течение нескольких лет Facebook стал самой востребованной социальной сетью в мире. К концу 2011 года число активных пользователей Facebook достигло 700 миллионов. Постоянные обновления и предложения новых возможностей сделали социальные сети привлекательными для многих пользователей Интернета.


Следующим шагом в развитии социальных сетей стал проект Groupon, который представляет собой сервис коллективных скидок на основе принципов социальных сетей (подключите друзей и получите скидку). Этот сервис объединяет реальное общение и бизнес, хотя его недостатком является то, что он может использоваться только для совершения покупок.

1.2. Крупнейшие социальные сети Интернета

               Социальные сети стремительно набирают популярность по всему миру, привлекая аудитории, превышающие население крупнейших стран. В сети Интернет существует огромное количество различных социальных платформ, однако описать все невозможно. Поэтому я расскажу о самых популярных среди подростков:

1. «Вконтакте» - это крупнейшая социальная сеть на русскоязычном интернете и занимает 24 место в списке крупнейших социальных сетей мира. Она была основана в 2006 году петербургским программистом Павлом Дуровым. «Вконтакте» пользуется огромной популярностью в России, Украине, Беларуси и Казахстане, насчитывая более 200 миллионов аккаунтов. Ежедневно в «Вконтакте» активно пользуются около 60 миллионов человек, в основном это школьники и студенты. Пользователи данной социальной сети имеют доступ к широкому набору возможностей: создание профиля с информацией о себе, создание и распространение контента, настройка конфиденциальности, взаимодействие с другими пользователями в личных и публичных сообщениях, отслеживание активности друзей и сообществ через ленту новостей. Присутствие огромного количества загруженных файлов от пользователей делает «Вконтакте» крупнейшим медиа-архивом рунета.

2. «Одноклассники» - это мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска старых друзей, одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, родственников и общения с ними. Проект «Одноклассники» был запущен в 2006 году российским веб-разработчиком Альбертом Попковым. По данным статистики на январь 2013 года, на сайте зарегистрировано более 205 миллионов пользователей, ежедневно сайт посещает более 40 миллионов человек в возрасте от 14 до 55 лет. В «Одноклассниках» пользователи могут играть в игры, добавлять видео на свою страницу, слушать музыку. Также, аналогично «Вконтакте», можно отправлять сообщения, оставлять комментарии, ставить оценки фотографиям и присоединяться к группам. Один из отличительных черт данной платформы от главного конкурента «Вконтакте» заключается в возможности просматривать историю посещений своей страницы.

3. «Facebook» в настоящее время является самой крупной социальной сетью в мире. Она была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате, во время обучения в Гарвардском университете. По данным компании, в четвертом квартале 2013 года количество пользователей «Facebook», использовавших социальную сеть ежемесячно, составило 1,2 миллиарда человек. Ежедневная аудитория превышает 757 миллионов пользователей. «Facebook» предоставляет возможность пользователям зарегистрироваться, добавить фотографию и описание о себе, искать друзей, обмениваться сообщениями, добавлять статусы, писать записи на стенах (своей и друзей), загружать фото, видео, создавать и вступать в группы, делиться музыкой, фотографиями, видео, а также играть. Также присутствует возможность выбора адреса страницы пользователя, а также внедренный сервис «Skype».


Глава 2. Социальные сети: польза или вред?

2.1. Социальная сеть в нашей жизни


Ранее часто можно было услышать как и от взрослых, так и от детей фразу "зайдешь ко мне?". Эта фраза служила приглашением зайти в дом для взаимного общения, проведения времени вместе, угощений и помощи в делах по дому. В общем, это означало любую совместную активность или безделье. Несколько лет назад данная фраза приобрела новое значение – посещение профиля в социальной сети. Основной смысл приглашения остался прежним – общение, обмен новостями и сплетнями, хвастовство достижениями или жалобы на жизнь. Однако здесь можно сэкономить время: общаться можно, не выходя из дома в любое удобное время суток и если собеседник надоел, нет необходимости учтиво зевать и намекать на уход, можно просто выключить интернет.

 Таким образом, социальная сеть представляет собой интернет-систему, позволяющую множеству пользователей общаться, размещать, просматривать и оценивать разнообразные файлы (аудио, видео, фото, текст), а также находить старых и заводить новых знакомых.

 Все социальные сети имеют ряд общих характеристик:

- Регистрация пользователя, где он указывает информацию о себе, по которой можно его идентифицировать.

- Вход в систему посредством открытия сеанса, где пользователь вводит имя и пароль для подтверждения своей личности.

- Настройка личного профиля, включая указание дополнительных данных о себе и своих интересах.

 

Хотя все социальные сети работают по одной концепции, у них различные функции и возможности, что позволяет им конкурировать и привлекать пользователей. Обычно даже очень общительные люди регистрируются только в нескольких глобальных социальных сетях, предпочитая локальную социальную сеть для общения с соотечественниками и международную для связи с друзьями или родственниками в других странах.

 Интерес к социальным сетям стал настолько сильным, что многие люди уже не могут представить свою жизнь без своего виртуального "я", которое ведет яркую и увлекательную социальную жизнь. Чтобы поддерживать интерес к сайтам и обеспечить доходы, владельцы социальных сетей постоянно разрабатывают новые развлечения для пользователей своих виртуальных мегаполисов, чтобы они проводили как можно больше времени на противоположной стороне экрана.

2.2. Подростки и социальная сеть

В области психологии и педагогики подростковый период считается временем примерно с 11 до 15 лет. Этот период также известен как переходный возраст между детством и зрелой жизнью. Современно подростки, которых также называют тинейджерами, отличаются от предыдущих поколений подростков. В то время, когда мир был лишен гаджетов, компьютеров и социальных сетей, которые являются центром жизни сегодняшних детей.

 Родители часто удивляются, как можно проводить так много времени перед компьютером, когда на улице хорошая погода! И в самом деле, современные подростки и социальные сети стали практически неотделимыми друг от друга. Это зависимость от интернета, которая захватила сознание детей и заполнила их внутренний мир. Это также иллюстрирует отличие от десяти лет назад, когда можно было увидеть шумные группы подростков во дворах и услышать их веселый смех. Сегодня дети и подростки все чаще проводят время перед своими любимыми компьютерами, которые заменяют настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

 С примерно 11 лет подростки начинают активно общаться с сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети предоставляют возможность завести новых друзей, находить новые хобби и получать информацию. Они предлагают подросткам возможность избавиться от чувства одиночества, от которого страдает множество подростков. Там они могут найти единомышленников, поделиться своими эмоциями и получить советы от старших друзей.

 

Однако комбинация "подростки и социальные сети" часто оказывается разрушительной для детской психики. Взаимодействие в социальных сетях может привести подростка к присоединению к различным группам, сомнительным субкультурам и знакомству с неподходящими людьми. Это может серьезно повлиять на нестабильную психику подростка.

 Безусловно, социальные сети становятся все более популярными среди подростков. Однако не все знают, как правильно их использовать.

 Стало заметно усиление влияния интернета на новое поколение в последнее время. Из всего интернет-пространства, особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки находят в них все, что нужно для общения. Некоторые считают, что это полезно, в то время как другие видят в этом отрицательные последствия.

2.3. Положительные черты влияния социальных сетей

С развитием интернет-технологий мир претерпел значительные изменения, а вместе с ними изменились и образ мышления и образ жизни молодых людей. В этом отношении социальные сети безусловно обладают определенными преимуществами.

Современное общение стало намного проще. Сейчас огромное расстояние между людьми уже не является помехой для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к интернету, и специальное программное обеспечение, которое позволяет общаться, слышать и видеть друг друга.

Подростки могут сказать гораздо больше через интернет, чем в реальной жизни, и при этом не чувствовать себя неудобно: они имеют возможность обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.

Благодаря социальным сетям подростки могут найти новых друзей и знакомых, а у тех, кто не очень уверен в себе, появляется возможность почувствовать себя востребованными. Они могут заводить новые знакомства, не опасаясь того, что возможно у них не будет о чем поговорить с этим человеком. Также они могут вступать в группы по интересам, не боясь быть отвергнутыми.

Социальные сети привлекают своей возможностью самовыражения, позволяют поделиться своими талантами, увлечениями и достижениями. Некоторые пользователи выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Также они могут оформить свою страницу, чтобы показать свои интересы, увлечения и хобби.

В интернете можно найти полезную и познавательную информацию, особенно в социальных сетях, например, в "ВКонтакте", которая является самым крупным хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по различным учебным предметам. Кроме того, социальные сети позволяют быстро получать информацию о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.

С одной стороны, социальные сети обеспечивают подросткам все необходимое для их возраста: возможность социализации, коммуникации, самовыражения, создания собственного образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное - самостоятельность.

2.4. Отрицательные черты влияния социальных сетей

Социальные сети могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на подростков. Однако, чаще всего отрицательные аспекты становятся преобладающими.

  1.  Начинается зависимость подростков от виртуального мира. Вместо вечерних прогулок по городу, посещения культурных мест и кафе, они предпочитают общаться в социальных сетях. Такой путь ведет к аутизму и полной деградации личности, которая является важной составляющей общества.
  2.   При чрезмерном использовании социальных сетей у подростков подсознательно развивается фобия общения с реальными людьми. Они стесняются знакомиться с противоположным полом в реальной жизни, испытывают трудности с речевыми оборотами. Ведь намного проще написать сообщение невидимому собеседнику в интернете. У них возникают затруднения в заводке новых дружеских связей, а общение с современными людьми все больше замещается виртуальными переживаниями, подменяющими истинные чувства и ощущения.
  3. Добавление незнакомцев в друзья в социальных сетях делает подростков потенциальными жертвами обмана. Для интернет-мошенников социальные сети становятся настоящей золотой жилой. Например, с помощью популярной социальной сети "ВКонтакте" можно продать что угодно кому угодно. Аудитория в таких случаях является более благодарной для потребления рекламной информации. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья и так далее.
  4. Общение в социальных сетях снижает уровень грамотности и делает язык более упрощенным. При переписке допускаются грамматические ошибки, с которыми люди привыкают и затем не могут избежать их в разговорной речи. Кроме того, забываются и не используются языковые средства, которыми богат национальный язык.
  5. Потеря времени на пребывание в социальных сетях приводит к равнодушию к учебе, снижению успеваемости, а также к отсутствию времени для чтения художественной литературы и других способов обогащения внутреннего мира.
  6. Посещение социальных сетей ночью становится причиной недосыпания и умственной утомляемости у подростков, что является особенно опасным в этом возрасте.

С течением времени у подростков может развиться патологическая зависимость от постоянного пребывания в социальных сетях. Они уже не могут избавиться от этой виртуальной зависимости самостоятельно. Сильное влечение к использованию сетевых ресурсов становится своего рода болезнью, вызванной личностными или психологическими проблемами, нереализованными желаниями, скрытыми комплексами и трудностями в общении. В виртуальном мире людям гораздо легче выражать себя, создавать идеальный образ, а также ощущать собственную защищенность и анонимность, что отсутствует в реальном мире. В результате происходит полная замена реальных отношений виртуальными.

Неконтролируемое  время провождение в социальных сетях может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе. В интернете пропагандируется употребление алкоголя и наркотиков, насилие, распространение порнографии и т. д.

2.5. Признаки зависимости от социальных сетей

Постоянно ощущается навязчивая потребность проверить входящие сообщения, даже осознавая, что там, скорее всего, ничего нет. Возможно, человек вообще всегда находится в онлайне, не отключая интернет даже на ночь, чтобы не пропустить что-то интересное.

Люди, страдающие ярко выраженными признаками интернет-зависимости, проводят слишком много времени у экрана монитора. Каждый раз, заходя в социальную сеть, они себе обещают, что пробыть там всего несколько минут, но в итоге с шоком обнаруживают, что прошло полдня. Они снова и снова пролистывают страницы друзей десятки раз в день, надеясь, что хотя бы кто-то обновил информацию.

Пользователь сети испытывает острую потребность постоянно обновлять статус на своей странице, обсуждать со своими друзьями каждый свой шаг, фотографироваться везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки.

Известен случай в Белграде, когда пользовательница Снежана Павлович была доставлена в психиатрическую клинику из-за того, что на ее запись в социальной сети "Facebook" никто из ее друзей не отреагировал. Клинические врачи назвали этот случай "синдромом Снежаны" и объяснили его поведение стрессом от ощущения неудовлетворенности в общественной потребности личности в современном мире.

Игра в различные приложения становится хорошей альтернативой другим повседневным делам и оправданием того, почему человек "застревает" в сети на полдня.

Зависимые люди испытывают жуткое раздражение, если по каким-либо причинам не могут попасть на свою страничку в социальной сети.

2.6. Как избавиться от своей интернет - зависимости

О социальных сетях – как о цифровом наркотике говорилось уже много. И о том, что они могут привести к депрессии. В любом случае, это привыкание может серьезно навредить вашему физическому и психическому состоянию. Но этому стоит противостоять.

Даже если вы обнаружили признаки зависимости или подозрительных людей в вашем окружении — не нужно отчаиваться. У вас всегда есть возможность взять себя в руки, нужно только вовремя сказать себе: "Стоп!"

Прежде всего, ограничьте время, проведенное в социальных сетях, установите себе временные рамки. Лучше провести свободное время с пользой для себя. Наверняка у вас накопилось множество незаконченных дел, которые вы постоянно откладываете. Также стоит отключить все уведомления социальных сетей, приходящих на почту. Так у вас будет меньше искушения посещать свою страницу в неожиданные моменты.

Старайтесь чаще встречаться с друзьями лично, звоните им по телефону, приглашайте в гости. Посетите вместе какое-нибудь уютное место, где можно хорошо провести время. Вы поймете, что это интереснее, чем проводить вечер перед монитором.

Также стоит проводить больше времени на свежем воздухе, найдите интересное занятие, которое отвлечет вас от соцсетей. Замените чтение новостей в социальных сетях чтением интересных книг, пополняйте свои знания.

Поймите, что реальность – это то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире. Сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы почувствуете, насколько вам станет свободнее и легче без них. Поверьте, ваш созданный виртуальный мир никогда не заменит реального общения с людьми. И если у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, заботясь о нем.

Помните одно: не стоит жертвовать своей настоящей жизнью. Ведь окружающий нас мир гораздо интереснее. Научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя, только в случае крайней необходимости.

Глава 3. Рекомендации при работе в социальных сетях

В результате проведенных обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:

  • ограничение времени пребывания в сети;
  • поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
  • оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
  • увеличение времени пребывания в компании друзей.

Заключение

 Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях.

В начале своего исследования я предположил, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности, а также используют социальные сети в качестве общения со своими реальными друзьями. Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.

Говорить о том, что социальные сети оказывают только отрицательное влияние на формирование личности подростка нельзя. Но следует учитывать отрицательные факторы, такие как фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Некоторые подростки добавляют себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.

В результате анализа моей работы было выявлено как положительное влияние, так и отрицательное.

В ситуации недостатка родительского внимания ребенок ищет пути самореализации и самоактуализации в воображаемом мире, отдавая «виртуальной жизни» все больше и больше времени.

Ученые доказывают, что происходят изменения в развитии головного мозга молодежи потому, что они все меньше участвуют в деятельности, которой занимались многие поколения на протяжении тысячелетий. Я не против технологий и компьютеров. Но прежде чем подростки начнут общаться в социальных сетях, они должны научиться выстраивать взаимоотношения с реальными людьми.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетей на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.

Надеюсь, взвесив и просмотрев положительные и отрицательные стороны влияния социальных сетей, вы сделаете правильный выбор!


Список источников

  1. Википедия [Электронный ресурс] -  wikipedia.org/wiki /
  2. Статья “Вред и польза социальных сетей” [Электронный ресурс]: https://killer-antiplagiat.ru/blog/vred-i-polza-socialnyx-setej
  3. Все о социальных сетях. Влияние социальных сетей на человека, проблемы социальных сетей [Электронный ресурс]: https://www.seonews.ru/columns/vse-o-sotsialnyih-setyah-i-vliyanie-na-cheloveka-problema-sotsialnyih-setey/
  4. Статья “Роль и влияние социальных сетей в современном мире” [Электронный ресурс]: https://www.b17.ru/article/445474/
  5. Электронный журнал «Школа жизни». Статья «Социальная сеть» [Электронный ресурс]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-47314/;
  6. Статья “Социальные сети: как они влияют на нашу жизнь и поведение” [Электронный ресурс]:  https://dzen.ru/a/ZNYvokJMASGstqN8


Автор материала: Р. Кузнецов (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.