Влияние семейного воспитания на социализацию подростка

0
0
Материал опубликован 15 February 2022

«Влияние семейного воспитания на социализацию подростка»


«Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.»

(А.С. Макаренко)

Именно с этих слов всемирно известного педагога, писателя я решила начать своё выступление, потому как на сегодняшний день многие родители считают, что воспитание ребёнка осуществляется только в процессе взаимодействия, а именно во время поучений, наказаний, дискуссий. И соответственно не обязательно выполнять то, что говоришь своим детям, когда их нет рядом. На самом деле достаточно только показать своим примером вместо слов, ведь дети вырастают и становятся похожими на своих родителей, и каждый ребенок будучи взрослым приносит в свою собственную семью, ту модель семьи, которая у него была.

Однако не всё так просто. Одни вырастают добрыми и отзывчивыми,

заводят семью, трудятся воспитывают детей и чувствуют себя вполне счастливыми. Другие же становятся своевольными и грубыми. Отчего же это происходит?

Семья играет важнейшую роль в воспитании ребёнка. Главные задачи семьи в воспитании ребёнка — это формирование личности, социализация личности. Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как в организме и сознании ребёнка, происходят большие изменения. Несмотря на то, что подросток старается показать всю свою взрослость, на самом деле в душе он очень ранимый и уязвимый. Именно поэтому внимание и забота со стороны семьи имеет большое значение в этот период для подростка. Именно об этом нам гласит пятая заповедь Закона божьего: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Пятая заповедь требует не только от детей уважения, покорности и пocлyшaния по отношению родителям, но также любви, нежности, заботы со стороны родителей. В заповеди также говорится о том, что почитание родителей необходимо именно для блага детей, поэтому здесь имеется ввиду взаимообратная связь.

Я решила рассмотреть как же влияют семейные традиции воспитания на социализацию подростка в классической литературе. И таких примеров оказалось очень много. В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» мы видим, как же влияет семья на становление личности в обществе на его поведение, поступки, принятые решения. С одной стороны мальчик Витя, который воспитывается без родителей, у бабушки и дедушки. Бабушка воспитывает внука просто, но очень требовательно: «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худo. ».

Бабушка и дедушка всю жизнь много работали, были очень трудолюбивыми, что и прививали постоянно Вите. Мальчик рос очень честным и добрым, уважал и слушался бабушку, знал, что она никогда не ругает просто так, что за этим стоит поучительный урок. Несмотря на то, что Витя совершает такой дурной поступок, он весь день переживает, его мучает совесть перед бабушкой, и в конце концов он раскаивается перед ней, плачет, Катерина Петровна опять же в поучительных целях всё—таки приносит ему пряник. С другой стороны, отрицательный пример влияния семьи на социализацию подростка: многодетная семья соседей. Глава семьи, Левонтий работал на бадогах, то есть на лесозаготовке. Зарплата была хорошая, только хватало её на неделю, не более. В день поляки закупалось множество разных вкусностей, все веселились, праздновали день зарплаты и ничего не покупалось в запас. Жена Левонтия Васена, была женщиной легкой, не задумывалась о будущем и ходила по деревне занимала муку, масло, картофель до получки. Дети были предоставлены сами себе. Они могли обмануть, словить и быстро бегали. Родители не воспитывали правильно своих детей, не учили их хорошему поведению. Именно под их влиянием Витя совершает плохой поступок.

Также ярким примером хорошего воспитания может послужить рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор описывает деревенскую жизнь, в том числе и школу через восприятие мальчика по имени

Витька. Несмотря на возраст мальчик уже способен отличить хорошее от плохого, бережно относится к дружбе и уважает учителей, которые предстают в образе лучших людей, преподающих уроки нравственности. Тем самым они навсегда оставили свой добрый след в памяти учеников.

Через деревенскую жизнь автор показывает красоту души, которая проявляется во взаимопомощи, которую соседи оказывают друг другу, в наставления неопытного подрастающего поколения, гостеприимстве и щедрости, верности и взаимной поддержке.

Чувствуя свою причастность к болезни друга и вину, Санька - друг Астафьева не идет фотографироваться. Сейчас трудно представить, насколько редкий это был шанс и что такое решение принять было нелегко, ведь в то время такая возможность выпадала крайне редко. Фотографы были редкими гостями в деревне. На такой поступок способен лишь настоящий друг, совестливый и преданный.

Таким образом, можно сделать вывод , что семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения такого опыта. В зависимости от отношений и стилей воспитания в семье у подростка наблюдается или не наблюдается нормальное развитие, набор определенных морально-нравственных установок, норм и ценностей. Стоит усвоить слова святителя Иоанна Златоуста: «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Сложности в социализации возникают в том случае, если подросток ориентируется на неудачные и антисоциальные образцы поведения родителей. Личный пример благочестия родителей дает наглядные и чёткие ориентиры в жизни ребёнка и способствует его росту.

Комментарии
Комментариев пока нет.