Влияние телевидения на психическое состояние подростка

3
0
Материал опубликован 5 February 2021











КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние телевидения на психическое состояние подростка

























СОДЕРЖАНИЕ

Вступление………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Теоретические основы воздействия телевидения на психику подростков….……………………………………………………………………...5

Психологические особенности подросткового возраста ………………..5

Телевидение как фактор воздействия на личность подростка………...10

Влияние телевидения на формирование психики подростков………..15

Раздел 2. Исследование влияния телевидения на психику подростков……...21

2.1. Программа исследования влияния телевидения на психику подростков……………..…………………………………………………………21

2.2. Характеристика методик исследования…………………………………...22

2.3. Анализ результатов исследования влияния телевидения на психику подростков……………………………………………………………….……….23

2.4. Рекомендации родителям о пользе и вреде телевидения……. ………….27

Вывод……………………………………………………………………………..29

Список использованной литературы…………………………………………..30

Приложения……………………………………………………………………...33















ВСТУПЛЕНИЕ



Телевидение для современного человека это - источник информации, развлечения, просто времяпрепровождения. Миллионы людей не представляют свой дом без телевизора, несмотря на то, что появились более современные носители информации и развлечения, в первую очередь сеть Интернет, которая сейчас доступна многим, но телевидение не теряет своей актуальности.

Никого не удивляет, что даже трехлетний ребенок легко управляет пультом телевизора и в любое время имеет доступ к телевизору и его программам. Если говорить о подростках, то тем более, свободный доступ в любое время к телевидению приводит к тому, что они без разбора смотрят все подряд программы. Как же уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором?

Проблемы влияния телевидения на психику людей привлекали внимание ученых на протяжении последних 80 лет и рассматривались под проблемным полем различных наук: социологии, политологии, психологии, педагогики. В настоящее время проблемы информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более масштабный характер. Бесспорное влияние телевидения на развитие человека доказано, но всесторонне не изучено. В данной работе изучается проблема влияния телевидения на психическое состояние у подростков, так как именно этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении [12, с. 94].

Отсюда и выбор темы курсовой работы – «Влияние телевидения на психическое состояние подростка».

Объект исследования – содержание и форма современного телевидения.

Предмет исследования – влияние телевидения на психику подростков.

Цель исследования – изучить влияние телевидения на психическое состояние подростка.

Цель исследования определяет его задачи:

1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе.

2. Определить степень влияния телевидения на психическое состояние подростка.

3. Составить рекомендации родителям о пользе и вреде телевидения.

Для решения сформулированных выше задач используются следующие методы исследования:

теоретические: анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме влияния телевидения на психическое состояние подростка;

эмпирические: анкета «Телевидение и человек», анкета для определения степени зависимости от телевидения, разработанная К.Хеком;

статистическая обработка данных: тестирование, констатирующий эксперимент.

Гипотеза исследования: современное телевидение негативно влияет на психику подростка.

Экспериментальная база исследования: Краснодонская средняя общеобразовательная школа №8.

Структура: курсовая работа состоит из вступления, теоретической части (раздел 1), практической части (раздел 2), выводов, списка использованной литературы, приложений.

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ

Психологические особенности подросткового возраста



Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст зачастую характеризуют как переходный, критический и переломный период жизни. Возникновение такого понятия, как «подростковый возраст» произошло сравнительно недавно в связи с усложнением жизни в обществе. В настоящие время в разных странах подростковый период жизни получил способность к постоянному увеличению, и стал охватывать почти десятилетие — от 11лет до 20 лет.

На сегодняшний день мы имеем целый ряд исследований, гипотез и теорий, относящихся к возникновению и проявлению подросткового периода в жизни человека. К самым первым теориям можно смело отнести — биологические теории. В них основа появления подросткового возраста состоит в биологических изменениях и факте полового созревания. Самое интересное, что, несмотря на некоторую несостоятельность такой теории, в исследованиях подросткового возраста говорится о том, что этот возраст является критическим для становления личности и развития ее самосознания. Также к биологическим теориям можно отнести теорию пубертатного периода. Пубертатный период заключается в созревании, а точнее в состоянии неполной зрелости, при этом физический рост человека продолжается еще некоторое время. Такая теория принадлежит Ш. Бюлеру. Он разделял негативный и позитивный периоды пубертатного возраста. Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание. Капризность, драчливость, непослушание являются особенно притягательными в данный период возраста. В завершении негативной стороны пубертатного периода происходить завершение физического созревания. После чего и начинается позитивная фаза. Позитивный период наступает постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив.

Также, довольно крупным направлением исследований подросткового возраста первой половины XX века стали культурно — психологические теории, которые берут за основу психологические изменения, которые происходят в этом возрасте и приписывают им самостоятельное существование и развитие. Формирование данной теории принадлежит Э. Шпрангеру. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского и определял его границы 13−19 годами у девушек и 14−21 годами у юношей. Подростковый возраст, по мнению ученого — возраст врастания в культуру. Три основных признака характеризуют этот возраст: первое — это открытие своего «я», которое происходит в пору отрочества, второе — постепенное возникновение жизненного плана и, наконец, третье — врастание в отдельные жизненные области и сферы культуры. В советской психологии Л. С. Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания — полового, органического и социального — как основной особенности и основном противоречии подросткового возраста. Выготский относит подростковый возраст к числу стабильных возрастов. Центральное новообразование данного возраста — это развитие самосознания. Выгодский считал, что ключ к пониманию психологии подростка состоит в проблеме интересов. Выготский подростковый возраст разделяет на две фазы — негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Он полагал, что первая, длится около двух лет и связана с отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами появления первых органических влечений. Следующая фаза — фаза интересов характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Д.Б. Эльконин рассматривал подростковый возраст как стабильный и говорил о том, что характерной чертой его появления можно считать возникновение чувства взрослости. Оно формируется в процессе усвоения определенных морально-этических норм и образцов взрослого поведения. Усвоение происходит в практике отношений не только с взрослыми, но и с товарищами. Л. И. Божович весь возраст полового созревания относит к критическому периоду. Значимым является то, что подростковый возраст состоит из двух фаз — 12−15 лет и 15−17 лет. К концу подросткового возраста формируется самоопределение. Оно основано уже на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, характеризуется учетом своих возможностей и внешних обстоятельств и связано с выбором профессии. В этот период жизни происходит изменение мотивационной сферы. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте.

Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается проблемой отечественной психологии, несмотря на большое количество исследований. До сих пор нет единого мнения о ключевых аспектах этой проблемы, а также неизвестно до конца к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростковый возраст. Хронологические границы подросткового возраста точно не зафиксированы. Разными авторами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10−11 до 15 или от 11−12 до 16−17 лет. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития и, возникающими при этом значительными органическими изменениями. Весьма значительны и психологические изменения в подростковом возрасте. В настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших характеристик возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста. Подростковый возраст — натуральный ряд развития, физическое созревание не рассматривают изолированно от процессов социализации. Этот процесс можно подразделить на три уровня: подготовительный процесс, пубертатный период, постпубертатный (организм достигает биологической зрелости). При сравнении с возрастными категориями можно отметить что, предпубертатный период соответствует младшему возрасту, пубертатный соответствует подростковому, а постпубертатный — юношескому возрасту.

Подростковый возраст наполнен достижениями, получением огромного количества знаний, умений, становлением нравственности и открытием собственного «Я».

Этот период активно связан с формированием мировоззрения. Понятие «мировоззрение» обозначает взгляд на мир в целом, систему общих принципов и философских основ человека, его знания. Мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, которые выражают отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Становление личности протекает при становлении устойчивого образа «Я» — сложное психологическое явление, не ограниченное простым осознанием своих качеств и самооценок. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего такое положение вещей связывают с половым созреванием. В период активного роста и перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, депрессия или повышенная возбудимость. Этот период нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, которые обусловлены тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть заниженная самооценка. В этом возрасте чаще всего встречаются самое большое количество так называемых «трудных» детей. Даже совершенно спокойные и уравновешенные дети в подростковый период бывают совершенно несдержанны, отличаются неустойчивостью поведения, настроения, имеют постоянные колебания самооценки, резкую смену самочувствия, ранимость, неадекватность. Этот возраст настолько богат конфликтами, что некоторые психологи склонны рассматривать его как один сплошной затянувшийся конфликт, то есть, как «нормальную патологию». В подростковом возрасте могут впервые возникать или незаметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний и затруднениями процесса формирования личности. Предпосылки подросткового кризиса можно объяснить. Например, учитывая мнение З. Фрейда, кризис подросткового возраста биологически обусловлен и потому неминуем для всех молодых людей. Кризис подросткового возраста помимо прочего не является неотъемлемым для общества, а находится в зависимости от перестройки системы отношений подростка с взрослыми. Кризис проявляется тогда, когда взрослый человек не меняет своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым формам отношений с родителями и учителями. Как правило, учителя и родители связывают проблемы воспитания не с кризисом и с предкризисным периодом, когда происходил процесс разрушения эмоциональной структуры ребенка, а с после кризисным периодом. Для совершеннолетних трудным является период появления прогрессивных эмоциональных структур, существенно изменяющих переживания и поведение ребенка. Родители и учителя, которые привыкли к постепенным изменениям в поведении ребенка, оказываются не готовыми к резким и непредсказуемым изменениям в повелении подростка. Взрослые не успевают перестраивать стиль и способ общения с подростком, а это рождает конфликты. Основная причина кризиса подросткового возраста состоит в несогласованности процессов созревания, формирования и становления. Подростковый кризис не имеет универсального статуса, а находится в зависимости от общественных критериев. Кризис подросткового возраста возникает в тех случаях, когда взрослые не заменяют собственного поведения в ответ на появление у подростков рвения к новым формам отношений с ними. Привычка к плавным переменам в поведении ребенка способствует к не готовности взрослого человека общаться, заниматься и воспитывать подростка, так сильно стремящегося стать взрослым и свободным. Существует два пути протекания подросткового кризиса: кризис независимости и кризис зависимости. Проявление кризиса независимости: негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, противоречие, ревность. Проявлении кризиса зависимости6 чрезмерное послушание, возврат к детским интересам, зависимость от взрослых, подчинение общественному мнению. Кризис зависимости в подростковый период, как правило, больше устраивает родителей, порой им кажется, что удалось сохранить гармонию в семье. Однако, такой поворот не всегда положителен для подростка. Одна из основных целей кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждений и поступков. Поэтому, как бы легче не казался кризис зависимости в подростковом периоде, все — таки более правильным и продуктивным является кризис независимости. Он дает возможность личности развиваться, принимать решения и способствует адаптации к новообразованиям [17, с.372].

Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.



Телевидение как фактор воздействия на личность подростка


Впервые телевидение появилось в Лондоне в 1925 г. в результате успешного эксперимента Д. Бэерда. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года открылся телетеатр с проектором на 300 человек. В США в 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей. В 1962 году эта цифра возросла до 90%, а к 1980 году телевизоры имели почти 98% американских семей, причем некоторые семьи имели по два-три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году из здания Московского радиоузла на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть — РТРС). До середины 80-х гг. существовало два центральных канала, причем, если первый канал могли смотреть почти 96% населения страны, то два канала антенна могла принимать не у всех, в зависимости от региона примерно 88% в масштабах страны. Три канала — было только у третьей части страны. Причем большинство телеприемников (на две трети) еще до 90-х годов оставался черно-белым.

В современном мире значительную часть досуга подростков заполняют электронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет. Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. С точки зрения реализации функций массовой культуры — развивающей, воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя [4, с. 162].

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовой информации на психическое здоровье населения, в частности, детей. Это вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.

На телеэкранах телевидения почти ежедневно освещаются в подробностях «кладбищенские» новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, в каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонанса подобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре подобных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушением сна, развитию предневротических и невротических расстройств. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в ребятах их агрессивные наклонности. Это влияние варьирует в диапазоне от «слабого» до «среднего». Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионам телезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти на несколько сот серьезных актов насилия большее, чем их было бы в том случае, если бы такие фильмы не демонстрировались.

Иногда зрители, особенно подростки, отождествляют себя с теле — и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, подростки очень эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с их персонажем.

Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычно объединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами, выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержку мужчины — супергероя. Еще в 1956 году в книге «Юность и опасность» американский социолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников – все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сыновей и дочерей» [10, с. 38].

Характерен и такой эпизод: в последние годы на телевизионных экранах стал весьма популярным сюжет «киднэппинга», то есть кражи детей с последующим требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»: телевидение – правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. Таким образом, телевидение помогает сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только не восхищаются насилием, но и даже обожествляют его. Однако некоторые исследователи Ф.С. Махов, Л. Берковиц и другие утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действуют благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляя его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».

Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации. Представители этой теории считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальность гангстеров, так и их «киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда, он находиться в состоянии фрустрации. «Мне нравилось, когда по телевидению кого-то убивали», — это слова 15 – летнего мальчугана. А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что он задушил маленькую девочку.

Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так, однажды в Нью-Йорке из окна седьмого этажа выбросился ребенок. Это не было самоубийством. Впечатлительный мальчик решил повторить подвиги своего любимого героя – супермена [13, с. 16].

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Тот факт, что на переломе между детством и юношестве молодые люди объединяются в группы и разрабатывают в них определенные ритуалы. Основой просмотра видеофильмов является общность, задаваемая определенным возрастным периодом, а также то, что привлекательно для каждого в острых ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия. При этом не имеет значения различия в интересах и потребностях членов группы в других сферах жизни.

Обобщая, можно сказать, что увлечение ужасами и насилием в видеофильмах связано с выражением заторможенных страхов и агрессивности. Видео как средство массовой информации, вероятно, привлекает потому, что в любое время и с любой частотой можно воспроизвести те картины, которые ты там создать не в состоянии или которые хочется посмотреть, а в неисчерпаемом многообразии фильмов можно воссоздать любые нюансы внутренней напряженности. В зависимости от того, что играет центральную роль в фильме, индивидуальные предпочтения могут быть отданы тем или иным сценам или же фильмам в целом. За пределами этого глубоко личностного взаимодействия с собственным бессознательным феномен насилия и ужасов в видеофильмах становится ситуативным выражением пубертатных ритуализаций коллективного бессознательного в том, что отдельный подросток находит важным для самого себя. Так как взрослые относятся без понимания и даже с возмущением или осуждением к увлечению подростка такими фильмами, то в этом можно усмотреть существующую в нашем обществе форму столкновения взрослых и подростков, сравнимую с ритуалом инициации.

Таким образом, телевидение не только даёт определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на моральных убеждениях, а может и принимать как легитимные точки зрения морали. Предоставляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.



Влияние телевидения на формирование психики подростков



Рассматривая психологию подростка, можно сказать, что в данном возрасте ребёнок сильно подвержен влиянию. Подростковый период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения [9, с. 117].

Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, однако в последнее время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, эти последствия становятся все более очевидными.

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Как уже говорилось, особенно чувствительны к влиянию телевидения дети и подростки. Во время полового созревания подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации. Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора.

Другим тревожным симптомом, согласно данным обзора научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (КИ) тинэйджера и временем, которое он проводит у телевизора. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телепрограммы, тем ниже значение их КИ. Оказалось, что этот простой критерий – количество часов, ежедневно проводимых подростком у телеэкрана, - позволяет предсказать результат тест на определение КИ значительно точнее, чем подавляющее большинство прогнозов, учитывающих разнообразные социальные, личные, демографические и семейные факторы. Множество исследований подтверждают наличие у тинэйджеров связи между пристрастием к телевидению и менее развитыми по сравнению с остальными тинэйджерами воображением и творческим потенциалом. Пока неясно, чем именно обусловлены полученные результаты – действительно ли многочасовое сидение перед экраном сказывается на умственных способностях, или же просто менее развитым подросткам больше нравится смотреть телевизор, чем их более способным сверстникам. Однако совершенно очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, - неправильное питание, последствия которого осложняют далекие от реальности представления о том, как влияют определенные продукты на человеческий организм. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, в формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит телевизионной рекламе, поскольку главным образом именно она предлагает нам разного рода блюда быстрого приготовления, продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных роликов, идущих во время различных программ, посвящены всевозможным сластям и лакомствам, тогда как во многих сладких хлопьях по весу содержится больше сахара, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает на подростковую аудиторию заметное влияние. Дети, например, часто всерьез полагают, что какие-либо хлопья могут сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на подростков и предотвращающие тем самым неправильный рацион их питания. Например, в Голландии при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате Квебек вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим двенадцати лет.

Психологи полагают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальный внешний вид и обольстительно поведение женщин превалирует как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает нам в форме насилия, жестокости или преступлений, и относительно нечасто интимные отношения любящих друг друга людей изображены нежными и постоянными. Около 70% всех телевизионных эпизодов, посвященных сексу, касаются либо внебрачных связей, либо проституции [23, с. 27]. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал «Факультет», где кроме секса больше ничем не занимаются, и это смотрят подростки и повторяют то, чем занимаются в их любимом сериале. А заканчивается все это абортами и тому подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас практически во всех присутствует секс. Также сейчас во многих фильмах и др. телепередачах идет пропаганда однополой любви. Как думают многие критики клипы группы «Тату» вообще нельзя было пускать на телевидение, а если уж показывать, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и сейчас уже вообще не интересуются мальчиками, а это уже психическое расстройство. Так что как секс на телевидении сказывается на тинэйджерах, к сожалению, нам остается только догадываться.

Телевидение формирует стереотипы в отношении черт, присущих определенному полу, возрасту или расе. Так, в качестве главных героев мужчины появляются на экране примерно втрое чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как женщины часто не имеют профессии и положения в обществе, или занимают более низкое положение на служебной лестнице, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, нежели женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, уязвимы, их мысли и интересы в основном сосредоточены на семье, любви и человеческих взаимоотношениях. В некоторых исследованиях утверждается, что дети, проводящие перед телевизором много времени, относятся к различным профессиям и занятиям с позиции, предопределенных стереотипами, касающимися пола.

В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в значительно меньшей мере, чем это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телефильмах чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими из ума. Исключением из этого правила являются, разве что, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств симпатичны, румяны, счастливы и уважаемы в обществе. Поэтому у молодого зрителя часто формируется отрицательный стереотип отношения к пожилым людям. По аналогичному механизму возникают и расовые предубеждения, так как в большинстве фильмов негры и латиноамериканцы по сравнению с белыми чаще бывают безработными или выполняют неквалифицированную работу, в их семьях чаще возникают ссоры и конфликты, чем в семья белых людей. Негров в фильмах представляют не такими как белых людей, белые часто бьют в фильмах негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское» время и подросткам нравятся такие фильмы. А потом наше правительство задается вопросом: «Откуда в нашей стране так много скинхедов?».

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: средства массовой информации воздействуя на неустойчивую психику ребенка, оказывают наиболее негативное воздействие именно в подростковом возрасте, но при разумном и умелом использовании, СМИ, может оказаться одним из важнейших инструментов социального воспитания подростков.





















РАЗДЕЛ 2

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ

2.1. Программа исследования влияния телевидения на психику подростков

Цель исследования: изучить влияние телевидения на психическое состояние подростка.

Психологическое исследование проводилось на базе Краснодонской средней общеобразовательной школы №8. В нём приняло участие 30 детей, которые обучаются в 7-8-х классах в возрасте 12-14 лет. Список учеников прилагается. (Приложение 1). Для дифференциации результатов была сформирована контрольная группа детей, в которую вошли 30 детей 7-8-х классов в возрасте 12-14 лет. (Приложение 2).

Такой выборки оказалось достаточно для того, чтобы выявить предпочтения подростков в досуге, степень значимости телевидения в их жизни и провести сравнительный анализ полученных данных в основной и контрольной группах.

Исследование включало 3 этапа.

На первом этапе на основе анализов психологической литературы осуществлялся подбор методик. Второй этап включал себя тестирование детей, целью которого было изучить особенности влияния телевидения на психику подростка. Проводился анализ и обработка полученных данных. На третьем этапе были разработаны рекомендации для родителей.

Задачи:

протестировать учеников 7-8 классов основной и контрольной группы;

обработать полученные данные;

проанализировать полученные данные;

составить рекомендации для родителей.



2.2. Характеристика методик исследования



В наши дни телевизор не в состоянии заменить ребенку общения с близкими людьми. Особое внимание обращает на себя телевидение, которое буквально заполняет внутренний мир человека.

Для того, чтобы выявить влияния телевидения на становление личности подростка, было решено провести два анкетирования. Первое анкетирование «Телевидение и человек» состоит из 7 вопросов и позволяет выявить степень влияния на психическое состояние подростка. Все вопросы открытого типа и предполагают самостоятельно оформленный ответ. (Приложение 3).

Второе анкетирование разработано К.Хеком и позволяет определить степень зависимости от телевидения. Тест состоит из 20 вопросов, варианты ответов: «да» или «нет». (Приложение 4). Таким образом, тест выделяет 4 уровня зависимости от телевидения:

свободный от телевидения человек,

стадия увлечённости,

риск развития зависимости от телевидения,

полная зависимость от телевидения.





2.3. Анализ результатов исследования влияния телевидения на психику подростков



После проведения исследования и обработки данных были получены следующие результаты.

90% опрошенных (27 человек) любят смотреть телевизор. И только 10% предпочитают другие виды развлечений. В контрольной группе предпочтение телевидению отдают 93% опрошенных (28 человек). Таким образом, почти все подростки смотрят телевизор с удовольствием.

Ответы на второй вопрос «Сколько часов в день ты смотришь телевизор?» нельзя считать стопроцентно правдивыми – дети не засекают время просмотров. Но даже примерная прикидка показывает, что более половины подростков основной и контрольной групп смотрят телевизор больше двух-трёх часов в день. О пользе такого отдыха для здоровья детей говорить не приходится.

Анализируя ответы на следующий вопрос «Что ты любишь смотреть по телевизору?», можно сделать вывод, что большинство подростков и основной, и контрольной групп предпочитают развлекательные и музыкальные программы. Но всё-таки некоторые включают телевизор, чтобы посмотреть выпуск «Новостей», спортивные и познавательные передачи. Отвечая на данный вопрос, дети выбирали несколько телепередач, которые относятся к совершенно разным программам [Таблица 1].

п/п

Виды передач

Основная группа

Контрольная группа

1.

Музыкальные

43% (13ч.)

60% (18ч.)

2.

Развлекательные

53% (16ч.)

63% (19ч.)

3.

Информационные

23% (7ч.)

7% (2ч.)

4.

Образовательные

0

0

5.

Спортивные

16% (5ч.)

0

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки предпочитают развлекательные программы образовательным. Но развлекательные программы приучают подростков к поверхностному восприятию жизни, делают их пассивными и интеллектуально ленивыми.

77% опрошенных основной группы (23 человека) и 60% контрольной группы (18 человек) считают, что телевидение никак не влияет на сознание людей, т.е. более половины всех опрошенных подростков ошибочно думают, что не могут попасть под влияние отрицательных героев передач.

Вопрос «Зачем вообще люди изобрели телевидение?» задавался с целью выяснить роль телевизора в жизни подростка. Ответы обеих групп показали, что главная роль телевизора – «отдыхать» и «развлекаться». Тот факт, что подростки не видят в телевизоре источник информации, говорит, с одной стороны, о недостатке грамотных педагогических передач, а с другой – мотивация смотрения детей ограничена получением сиюминутного кажущегося удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.

37% (11 человек) опрошенных основной группы совмещают просмотр телевидения с различными видами умственной деятельности, в контрольной группе похожая ситуация – 43 % (13 человек). Совмещая два вида деятельности, подростки не понимают, что в это время снижается их уровень понимания, уменьшается острота восприятия и способность к логическому мышлению.

Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у подростков основной и контрольной групп. Большинство опрашиваемых основной группы свободное время предпочитают проводить за компьютером – 43% (13 человек). В контрольной группе подростки выбирают общение с друзьями – 50% (15 человек). В обеих группах телевидение стоит на третьем месте: в основной группе выбрали 20% (6 человек), в контрольной – 16% (5 человек).

На основе результатов анкетирования К.Хека были выявлены следующие степени зависимости от телевидения.

В основной группе такие результаты.

60% опрошенных (18 человек) на стадии увлеченности. В данном случае телевизор является источником сведений и небольшим развлечением, которое нужно для отвлечения, переключения.

23 % (7 человек) с риском развития зависимости от телевидения. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

17% (5 человек) отсутствие зависимости от телевидения. Подросток может самостоятельно ограничивать своё время при «общении» с телевизором.

Диаграмма 1.

Степени зависимости от телевидения

(основная группа)


t1612549289aa.gif


Таким образом, видно, что у четвёртой части опрошенных есть риск развития зависимости от телевидения, а чуть более половины опрошенных находятся в группе риска, могут являться зависимыми от телевидения. Подростков, находящихся в полной зависимости от телевизора, к счастью, нет.

В контрольной группе такие результаты.

50% опрошенных (15 человек) на стадии увлеченности.

30 % (9 человек) с риском развития зависимости от телевидения.

20% (6 человек) - отсутствие зависимости от телевидения.

Диаграмма 2.

Степени зависимости от телевидения

(контрольная группа)


t1612549289ab.gif


Таким образом, видно, что у третьей части опрошенных есть риск развития зависимости от телевидения, а половина опрошенных находятся в группе риска, могут являться зависимыми от телевидения. Подростков, находящихся в полной зависимости от телевизора, нет, как и в основной группе.

Таким образом, можно сделать вывод, что телевидение негативно влияет на неустойчивую, не полностью сформированную психику подростков.



2.4. Рекомендации родителям о пользе и вреде телевидения



Мы не можем полностью исключить телевизор из жизни подростков, поэтому необходимо искать разумный компромисс.

Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для подростков не должна превышать 2-х часов в день.

Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.

Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.

Тип телевизора (обычный, "плоский" экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.

При просмотре телепередач на большом проекционном экране решающее значение имеет размер экрана и то расстояние, с которого ребенок смотрит на него. Если это расстояние превышает 4-5 м, то время просмотра можно увеличить до 2-2,5 часов в день. Если размер проекционного телевизора небольшой и расстояние до него меньше трех метров, то принципиальной разницы между ним и обычным экраном нет.

Родителям необходимо помнить, что зрение у детей снижается постепенно, и часто они не замечают этого. Поэтому даже при отсутствии жалоб необходимо своевременно (1 раз в год) показывать ребенка детскому офтальмологу. Это даст возможность выявить возможную патологию на ранних стадиях и вовремя начать лечение.

Чтобы ребёнок не стал телеманом, обеспечте ему побольше развлечений вне дома.

Приучайте ребенка к хорошим книгам, о которых он сможет рассказать друзьям.

Когда смотрите какой-нибудь фильм с подростком, не бойтесь критиковать агрессивное поведение героев.

Всякий раз после просмотра фильма объясняй ребёнку, чем отличается кино от реальной жизни, будь то красивая мелодрама или боевик.














ВЫВОД

В курсовой работе была поставлена цель - изучить влияние телевидения на психическое состояние подростка. Проведённое исследование позволяет изучить влияние телевидения на психику подростка, выявить степени зависимости от телевидения.

Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль телевидения в современном обществе и в жизни детей. В каждой семье есть телевизор, и не один. Почти все имеют доступ к широкому спектру телевизионных каналов. Ребенок может выбрать себе приемлемый канал, сознательно укрываясь от познавательных программ.

Телевидение активно влилось в жизнь людей и извлечь его из жизни подростков практически невозможно. Оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети значительное количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается человеку только в детстве.

Телевидение оказывает пагубное влияние, как на психику подростков, так и на их физическое здоровье. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики, необходимо соблюдать установленные нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач. Через телевидение дети узнают о мире взрослых и стремятся раньше времени быть на них похожими.

Таким образом, проблема влияния телевидения на психику подростков является действующей, важной и социально значимой.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Баженова, Л.М. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л.М. Баженова. - М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1989.

Березкина, О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ [текст]/ О. П. Березкина. - М.: Академия,2009, 240с.

Большой психологический словарь // под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: 2004. – 672 с.

Бурдье, П. О телевидении и журналистике. / Пьер Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 520 с.

Вартанов, А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. / А.С. Вартанов. - М.: КДУ, Высшая школа, 2003.

Васильева, Л.А. Делаем новости. / Л.А.Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2002.

Влияние современного телевидения на подростков / Х Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского – Режим доступа: http://2003.vernadsky.info/works/qb/index.html

Воробьев, Г.Г. Молодежь в информационном обществе. / Г.Г.Воробьев. - М.: Молодая гвардия, 1990. – 255 с.

Засурский, Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации / Я.Н. Засурский // Информационное общество, 1999, вып.1. С. 36–40.

Ковалева, И. А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / И.А.Ковалева //Социологические исследования.- 2003.-№ 1.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2003. - 464 с.

Кузина, С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Текст] /С. В. Кузина. - Власть, 2007. - № 8.

Лакан, Ж. Телевидение. / Жан Лакан. – М.: ИТДК «Гнозис», Издательство «Догос», 2000.

Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. – М.: 1962;

Матвеева, Л.В. Психология телевизионной коммуникации. / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 132 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В.Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.

Психологич. словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Психологический словарь / под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академ. пед. наук СССР – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте [Текст] / Д.И. Фельдштейн// Вопросы психологии. - 1988.- № 6.

Чудинова, В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека: №4, с. 25-29

Юровский, А. Телевидение — поиски и решения. / А. Юровский. - М.: Искусство, 1983.





























Приложение 1

Список учеников основной группы



п/п

Имя

Дата рождения

1

Карина К.

8.08.2005.

2

Александр П.

13.11.2004.

3

Ангелина К.

13.07.2004.

4

Данила В.

4.05.2005.

5

Дмитрий Н.

16.03.2004.

6

Виталий Г.

23.10.2004.

7

Алисия Б.

3.05.2004.

8

Наталья И.

27.07.2005.

9

Татьяна К.

19.06.2004.

10

Ольга Л.

5.04.2004.

11

Инна Т.

17.03.2004.

12

Игорь Н.

24.06.2005.

13

Анастасия С.

4.09.2004.

14

Алина Ш.

1.09.2003.

15

Максим Б.

28.07.2003.

16

Илья С.

6.02.2004.

17

Никита И.

7.09.2003.

18

Ирина Р.

16.10.2003.

19

Никита Б.

24.10.2004.

20

Екатерина И.

31.03.2003.

21

Дмитрий С.

23.04.2003.

22

Кирилл С.

15.12.2004.

23

Кристина П.

7.07.2003.

24

София К.

24.12.2003.

25

Светлана З.

2.08.2003.

26

Мирослава К.

21.10.2004.

27

Максим Л.

29.03.2003.

28

Данил П.

3.01.2003.

29

София Щ.

20.03.2004.

30

Диана Д.

11.08.2003.









Приложение 2

Список учеников контрольной группы



п/п

Имя

Дата рождения

1

Полина Т.

9.16.2004.

2

Андрей Б.

10.12.2004.

3

Айсель А.

17.10.2005.

4

Анна И.

13.08.2003.

5

Данил П.

12.11.2004.

6

Дмитрий Г.

26.09.2005.

7

Антон Д.

21.05.2004.

8

Юлия Д.

20.04.2003.

9

Марина С.

2.11.2004.

10

Ксения Р.

31.10.2003.

11

Людмила М.

19.11.2003.

12

Никита Н.

1.04.2004.

13

Евгений Д.

24.11.2004.

14

Дарья Д.

11.10.2004.

15

Алексей В.

28.11.2003.

16

Владимир Б.

16.04.2004.

17

Богдан Ш.

15.12.2005.

18

Юлия К.

18.01.2004.

19

Николай К.

4.02.2003.

20

София А.

31.05.2004.

21

Оксана С.

3.08.2004.

22

Наталья С.

18.11.2003.

23

Давид У.

17.07.2004.

24

Снежана Д.

20.10.2004.

25

Виолетта Т.

12.04.2003.

26

Никита Б.

21.01.2003.

27

Максим Б.

9.09.2004.

28

Мария М.

13.07.2005.

29

Дарина А.

4.11.2004.

30

Виктория Ч.

11.03.2004.









Приложение 3

Анкетирование «Телевидение и человек»

Любишь ли ты смотреть телевизор?

Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

Что ты любишь смотреть по телевизору?

Как ты думаешь, влияют ли программы телепередач на сознание людей?

Зачем вообще люди изобрели телевидение?

Совмещаешь ли ты телевидение с различными видами умственной деятельности, такими как учеба, чтение или письмо?

Что ты любишь делать в свободное время?























Приложение 4

Анкета на определение зависимости от телевидения К. Хека.

1. Я смотрю телевизор каждый день, если есть возможность.

2. Я помню как выглядят все или почти все главы следующих государств: США, Великобритании, Израиля, Франции, Германии, Италии, Венесуэлы.

3. По крайней мере один раз в несколько дней я делюсь с кем-нибудь увиденным по телевизору.

4. В мои планы входит покупка нового телевизора в будущем.

5. При виде некоторых знаменитостей меня охватывает сильное раздражение.

6. Как правило, уже по первым звукам рекламного ролика я могу угадать что рекламируют в данном ролике.

7. Иногда я ложусь позже, чем следовало бы, из-за телевизора.

8. Я интересуюсь жизнью некоторых телезвёзд. Я ищу дополнительную информацию про них в газетах, журналах или интернете.

9. Хотя бы иногда я изучаю программу телепередач.

10. У меня есть любимые телекомпании, и я ревностно слежу за борьбой телекомпаний.

11. Некоторые телевизионные знаменитости для меня служат эталоном красоты: я копирую их иногда в одежде, в причёсках, в манере разговаривать и т. п.

12. Коротая время в ожидании любимой телепередачи, я иногда смотрю другие малоинтересные передачи.

13. Прямо сейчас я могу назвать несколько любовных интрижек телевизионных звёзд.

14. В настоящее время у меня есть хотя бы один любимый телесериал, серии которого я стараюсь не пропускать.

15. Смотря какое-нибудь шоу, я активно сопереживаю участникам: подсказываю им в уме, иногда вслух ругаюсь, думаю как бы я повёл себя на их месте.

16. Когда была последняя Олимпиада, я старался каждый день смотреть репортажи с неё.

17. Если бы у меня сломался телевизор, я бы постарался починить его в течение двух недель или же купить новый.

18. Некоторые песни звучат по телевизору так часто, что уже меня раздражают.

19. Было бы неплохо, если по телевизору чаще показывали жизнь обычных, реальных людей. Хотя бы таких как я. да / нет

20. Я так устаю за день, что только телевизор может меня развлечь. Телевизор для меня средство отдыха. да / нет

Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста (сколько отмечено слов "да").

0 - 5 баллов. Вы человек свободный от телевидения. Вас нельзя назвать вполне современным человеком, потому что Вы не в курсе последних телесплетен, не знаете как выглядят "известные" политики или какие-то деятели шоу-бизнеса. Похоже, что Вам это и не нужно. Возможно, что интернет заменил для Вас телевидение. Самая большая опасность, которая подстерегает Вас - случайно Вы можете оскорбить заядлого телемана, обвинив его в зависимости от телевидения. В общении с телеманами не допускайте категоричности в оценках и суждениях касательно обитателей телевизора. Не старайтесь перевоспитывать телеманов. Самое хорошее, что можно сделать, - выдернуть друга или родственника из любимого кресла и пойти вместе играть в футбол, в театр, на собачью выставку...

6 - 10 баллов. Нормальный результат. Телевизор для Вас - источник сведений и небольшое развлечение, которое нужно для отвлечения, переключения. Скорее всего, Вы человек внутренне свободный, хотя иногда и подвержены слабостям. Вы вполне современный человек, и Вам есть о чём поговорить в кругу таких же современных людей. Вам нравится, когда кипит жизнь вокруг Вас. И Вам нравится, когда кипит жизнь внутри телевизора. По выходным старайтесь смотреть телевизор минимально: пойдите погуляйте по парку или ещё где-нибудь; позанимайтесь спортом, садоводством; сходите в музей, театр или клуб; устройте себе поездку в другой город.

11 - 15 баллов. Вы слишком много времени проводите у голубого экрана. Если Вы не телевизионный критик и не продавец телевизоров, то задумайтесь хорошенько, а надо ли вам ЭТО. Если Вы любите спортивные передачи, то подумайте, а сами Вы спортом давно занимались? Если Вы обожаете, например, шоу с красивыми артистами, то посмотрите на себя в зеркало и попробуйте доказать себе, что стали хотя бы чуточку красивее от просмотра подобных шоу. Попробуйте себя ограничивать. Например, один сериал в день + программа новостей. Не обманывайте себя тем, что телевизор для Вас - источник многих полезных знаний (например, рецептов кулинарных блюд). В книгах и интернете этих знаний в миллион раз больше. Если телевизор для Вас - средство борьбы с одиночеством, то попробуйте что-то другое.

16 - 20 баллов. Вы очень сильно зависите от телевизора и его обитателей. Про вашу жизнь можно сказать, что в ней имеется четвертое измерение. И это измерение - телевидение. Попробуйте всё-таки что-то изменить в своей жизни: заведите друзей, домашних животных, хобби; займитесь спортом, совершенствованием своей внешности; ударьтесь в учёбу, читайте специализированную литературу. Иначе рано или поздно на Вас нападёт великая депрессия и будет Вам очень стыдно за годы единственной и уникальной жизни, проведённые у голубого экрана. Обратите внимание, что Вы уже настолько погрязли в телезависимости, что само собой это уже не пройдёт. И без силы воли тут, пожалуй, не обойтись. Можно, конечно, попробовать себя ограничивать в просмотре телепередач. Но самое хорошее - это выбросить телевизор.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.