12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихова Татьяна Алексеевна743
Люблю принимать участие с учениками в различных конкурсах
Россия, Ярославская обл., д.Вощиково, Пошехонский район

Тема моего проекта: Прощай копейка

Я выбрал эту тему, потому что увидел на телеканале НТВ сюжет о необычной акции Ярославского музея-заповедника — они объявили о сборе современных копеек. За полгода удалось собрать 1 млн. 100 тыс. монет! Это почти полторы тонны, а в 2012 году чеканить копейку перестали, и она вышла из обращения. И я вдруг подумал: «А ведь будущее поколение ничего не будет знать о копейке. Я решил выяснить историю копейки, её покупательную способность и рассказать о ней вам.

Цель моего проекта: изучить и рассказать об истории и покупательной способности копейки.

Чтобы достичь цели проекта, мне надо решить такие задачи:

  • Собрать информацию об истории и покупательной способности копейки.
  • Изучить информацию о ценах на товары в разные исторические времена.
  • Провести анализ собранной информации
  • Обобщить и сделать вывод.
  • Подготовить   презентацию  по изученной информации.

Объектом моего исследования стала копейка и ее покупательная стоимость.

Я выдвинул гипотезу: я смогу на копейку купить какой-либо товар в наших магазинах.

Методы проведения проекта:

*поиск информации;

*анализ  и синтез информации;

*эксперимент (покупка товара на 1 копейку в магазине).

Проектным продуктом будет презентация о копейке.

Мой проект актуален, т.к. когда-то наши бабушки и дедушки могли купить какой-либо товар на копейку. А сейчас на копейку в магазине ничего нельзя купить, к тому же, страна перестала чеканить копейку. Чеканка всех мелких монет является убыточной. Чтобы выпустить монету номиналом в одну копейку, необходимо потратить 72 копейки. Изготовление монет подорожало в 2010 году, т.к. цены на никель, медь и сталь выросли в среднем на 38%, именно из этих металлов изготавливаются монеты в 1 и 5 копеек.

Работа над проектом была построена из следующих этапов.

Подготовительный этап. На этом этапе я выбирал и определял тему проекта, обсуждал цели и задачи проекта с учителем, планировал будущий результат.

Поисковый этап. На этом этапе я искал информацию в Интернете и других источниках об истории и покупательной способности копейки. Для написания работы я нашёл и изучил Интернет источники, справочную литературу, журнальные и газетные статьи.

Сходил на экскурсию по торговым точкам д. Вощиково и попробовал купить что-либо на копейку. Покупку мне сделать не удалось, т.к. в магазинах не оказалось товаров стоимостью 1 копейка.

Я узнал, что собственные монеты появились в нашем государстве в конце X века. Елена Глинская в 1535 году провела в стране денежную реформу и ввела новую монету это была копейка, она весила 68 мг., на ней изображался всадник с копьем, поэтому монета получила название копейка» или копейная монета. Покупательная способность «копейной деньги» в XVI веке была довольно велика. Пуд ржи стоил 5 копеек, топор - 7 копеек. Говорят, что во времена Ивана IV Грозного за три копейки можно было купить крестьянскую избу. На 1 копейку в XVI веке можно было купить: 3 кг. ржи, курицу, 15 яиц, 1 пуд огурцов (16 кг.). В начале XVII века, во времена Бориса Годунова на 1 копейку можно было купить либо курицу, либо целый воз огурцов. Хороший плотник зарабатывал 1 копейку в день. В середине XVII века вес копейки снизился, покупательная способность упала, а государство ввело в оборот медные деньги, это привело к Медному бунту. В конце XVII века в России начался денежный кризис. В результате порчи монет и снижения их веса копейка превратилась в крошечный кусочек серебра. Пётр I презрительно называл их «вшами». Прожиточный минимум в 17 веке составлял 3 копейки в день! По "Расходным книгам" 17 века мы можем узнать цены того времени:

Ведро капусты - 3 копейки;

Ложки 10 штук – 4 копейки;

100 огурцов - 5 копеек;

Пиво – 6 копеек литр;

Шапка – 6-8 копеек;

Воз сена - 15 копеек;
Овца – 15 копеек;

В XVIII, при Петре I на монетах начали ставить год чеканки. Выпустили медные деньги – “мелочь” – достоинством меньше копейки. В 1704 году была отчеканена крупная медная копейка, которая заменила копейку серебряную. Императрица Елизавета Петровна наградила Михаила Васильевича Ломоносова в 1748 году двумя тысячами рублей. Награда была выдана медными монетами, весом свыше трех тонн, которые доставили ему домой на нескольких телегах. При Екатерине I выпустили самую большую медную копейку квадратной формы. Покупательная способность копейки продолжала снижаться. На копейку можно было купить фунт (454 гр.) говядины, рюмку водки (в трактире), фунт блинов, испеченных из гречневой муки. В XIX веке Николай I приравнял медную копейку к серебряной. С монет исчезает всадник и появляется герб с двуглавым орлом. В XIX веке килограмм картошки стоил 2 копейки, пуд хлеба - 10 копеек, за аршин (72 см.) шерстяного шнура давали 1 копейку. В самом-самом дешевом кабаке в Москве тарелка щей с мясом стоила 3 коп., тарелка гречневой каши - 2коп.

В начале 20 века на копейку можно было купить мороженное или газету. В 1915 году правительство Николая II выпустило в обращение бумажную копейку.

С 1926 года страна перешла на чеканку монет достоинством в 1, 2, 3 и 5 копеек из алюминиевой бронзы. Копейка стала весить ровно 1 г, в финансовых учреждениях «медяки» не считали, а взвешивали, при этом их масса в граммах точно соответствовала сумме в копейках. В начале 1990-х годов инфляция «съела» копейку. Как денежная единица она была уничтожена, но оставалась законным платёжным средством вплоть до 31 декабря 1998 года. По решению Центробанка с 1 января 1998 года в оборот были пущены новые деньги. На реверсе копейки нового образца, как и при Иване Грозном, отчеканили всадника с копьём. В 2012 году стоимость изготовления однокопеечной монеты составила 47 копеек. В 2012 году было принято решение прекратить выпуск монет номиналом в 1 и 5 копеек. Центральный банк России официально заявил, что, дожив до своего 460-летия, копейка перестала существовать и ушла в историю.

Аналитический этап. На этом этапе я провёл анализ собранной информации, проведённого эксперимента. Всё обобщил, сделал выводы и подготовил презентацию.

Презентация полученного результата (продукта). На данном этапе мне нужно было оформить полученные результаты. На основе собранной и изученной информации я сделал презентацию о копейке.

Я завершил работу тем, что пришёл к выводу: моя гипотеза не подтвердилась. Самая маленькая денежная единица России, утратив свою покупательную способность, стала не нужна, если в XVIII веке на нее можно было прожить день, то сегодня не купишь даже коробок спичек. Чтобы народ не забыл историческую монетку, ей поставили несколько памятников: в Москве, Нижнем Новгороде, Иркутске и Ярославле. Спасибо за внимание.

Автор материала: Д. Тарасенков (6 класс)
Опубликовано в группе «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.