За что сожгли Д.Бруно?
Автор публикации: М. Суровенкова, ученица 11 класса
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Наука в лицах»
Автор- Суровенкова Марина, 11 класс
МБОУ «Средняя школа №30» города Дзержинска Нижегородской области
За что сожгли на костре Джордано Бруно?
Д жордано Бруно — итальянский католический священник, монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов.
Родился в 1548 году в Ноле (Неаполитанское королевство) в многогранный период истории, наполненной бурей противоречий, идей и мнений: духовенство все больше тянулось к власти и богатству, начался процесс Реформации церкви, породивший протестантизм.
У Бруно был очень непростой характер: он был скандальным человеком с манией величия и раздутым самомнением.
В 11 лет родители привезли его в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика, где в 1565 году постригся в монахи и получил имя Джордано.
В 1575 году, во время пребывания в монастыре св. Доминика, Джордано навлёк на себя подозрения в чтении запрещённых книг и непринятии икон. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно переехал в 1576 году в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии (Генуя, Турин, Венеция), а затем в Швейцарию — в Женеву, где стал кальвинистом. В 1579 году он даже был зачислен в Женевский университет, однако в скором времени и там его обвинили в ереси. Ему не удалось закрепиться ни во Франции, ни в Англии. Далее он перебрался в Германию.
Джордано Бруно развивал гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского. Он разработал собственную космологическую концепцию. Причём его система была практически неотличима от современной. Джордано видел нашу Вселенную без края и конца, и она не состояла, как полагала католическая церковь, только из Земли и крутящегося вокруг неё Солнца.
Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.
Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды.
Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову.
В 1591 году, спустя 13 лет скитаний по Европе, Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. Судя по всему, Мочениго возмутила истинная цель возвращения Бруно. Предполагается, что он готовился представить миру совершенно новое религиозное учение, основанное на герметической философии, пифагорействе и крайнем неоплатонизме. Себя в нем он видел чуть ли не мессией. Пораженный Мочениго составил серию доносов, в которых рассказывал инквизиции об абсолютно неприемлемых по тем временам вещах.
По его словам Джордано называл Иисуса обманщиком, совращавшим народ; Христоса и апостолов он считал магами, а деяния их малозначимыми; философ отрицал Троицу, говорил о том, что Мария не могла родить, будучи девой; уничижительно отзывался о церковных обрядах, считал их нелепыми; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что мир вечен и существуют бесконечные миры; напрямую декларировал намерение стать основателем секты под названием «новая философия»; говорил, что католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что у них нет доказательств, имеет ли католическая вера заслуги перед Богом; и, наконец, что он удивляется тому, как Бог терпит столько ересей католиков.
Такой объем еретических тезисов поразил венецианскую инквизицию настолько, что после ареста Джордано Бруно, она даже не рискнула рассматривать его дело самостоятельно, а передала это право Риму. Там в течение семи лет богословы разных мастей пытались убедит философа в том, что он не прав, находили в его речах нестыковки и противоречия, однако Бруно, отвергая все предложения о раскаянии, был тверд в своих убеждениях. В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно обвинялся в отрицании церковных догматов.
За это 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был приговорен к сожжению. Казнь состоялась в Риме на площади Цветов. По легенде последними словами перед смертью он признался, что умирает мучеником добровольно, зная, что его душа вознесется в рай.
Список литературы:
https://arzamas.academy/mag/164-bruno
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бруно,_Джордано
https://italy4.me/izvestnye-lyudi/giordano-bruno.html
https://www.youtube.com/watch?v=LgwCYROLRlE
3
Суслопарова Людмила Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена
Ирина Владимировна Казарцева
Елена
Марьяна Олеговна
Елена
Елена
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена