«Зачем фасоли семядоли?»
Автор публикации: Л. Сергей, ученик 1 класса
Россия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
с. Малоенисейское, Бийского района
Учебно -исследовательская работа
«Зачем фасоли семядоли»
Автор проекта:
ученик 1 класса МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Лихушин Сергей
Руководитель:Карташова Н.А., учитель начальных классов, высш. кат
Малоенисейское, 2020
Паспорт проектной работы
Название проекта | Зачем фасоли семядоли |
Авторы проекта | Лихушин Сергей |
Руководитель проекта | Карташова Наталья Анатольевна |
Этапы работы над проектом | Теоретическая часть Экспериментальная часть |
Краткое описание | Данная работа основана на эксперименте. На примере фасоли исследуются особенности роста развития растений, в зависимости от количества семядолей в прорастающем семени. |
Вид проекта | Исследовательский, экспериментальный |
Цель проекта | Выяснить, влияет ли количество семядолей рост и развитие растений фасоли |
Задачи проекта | • Изучить теоретическую сторону вопроса • Посадить и вырастить растения • Пронаблюдать за ростом растений • Провести эксперимент • Провести замеры растений после завершения эксперимента • Проанализировать полученные данные • Сделать вывод о проделанной работе |
Необходимое оборудование | Емкости для посадки семян. Семена фасоли обыкновенной12 штук |
Предполагаемый продукт проекта | Реферат. Выращенные экспериментальные группы растений. |
Оглавление
Глава I. Теоретическая часть 6
1.1. Ботаническое описание культуры 6
Глава II. Практическая часть 11
2.2. Экспериментальная часть. ОПЫТЫ и НАБЛЮДЕНИЯ 12
2.2.1. Проведение опыта с фасолью 12
Введение
Фасоль - привычный и доступный продукт питания. Она очень популярна, так как богата витаминами и минералами, имеет высокое содержание белка. К фасоли мы привыкли с детства и даже не задумываемся о ее свойствах и возможностях, пользе и вреде для организма человека. А ведь маленькая фасоль хранит много секретов. И в своей исследовательской работе, я хочу раскрыть один секрет: зачем фасоли, семядоли.
Тема, выбранная нами актуальна на сегодняшний день, так как в весеннее время все сельское население занимается посадкой своего огорода, тем самым наше исследование может помочь в выращивании культур.
Объект исследования – семена фасоли обыкновенной
Предмет исследования – значение семядолей и их влияние на рост, и развитие растений
Цель исследования: выяснить для чего в семени фасоли 2 семядоли. Гипотеза: предположим, что количество семядолей не влияют на рост и развитие растения фасоли
Задачи исследования:
Изучить теоретическую сторону вопроса
Посадить и вырастить растения
Пронаблюдать за ростом растений
Провести эксперимент
Провести замеры растений после завершения эксперимента
Проанализировать полученные данные
Сделать вывод о проделанной работе
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы:
Теоретические
изучение литературы по данной проблеме;
анализ собранного материала;
обобщение.
Эмпирические
Анкетирование
Эксперимент
Математические
Диаграммы
Таблицы
Практическая значимость: собранный нами материал может быть использован на уроках окружающего мира, биологии, во внеклассной, внеурочной работе.
Перед тем как приступить к исследованию по данной теме, необходимо определиться, какие растения мы выберем.
Для этого мы провели большую работу, изучили материал по ботанике, узнали о растениях в энциклопедиях, журналах, газетах, интернете. Нами были выбраны два вида растений это фасоль обыкновенная. Эти растения очень часто садят на своих огородах сельчане.
Фасоль обыкновенная — однолетнее травянистое растение высотой до 2 м, семейства Бобовые (Мотыльковые) — Fabaceae (Leguminosae).
Корень стержневой, разветвлённый. Стебель мощный, в зависимости от сортовой принадлежности, может быть длиной 0,3–2 м, прямостоячий или вьющийся. Листья очередные, непарноперистые, тройчатые, длинночерешковые, сердцевидные, заострённые, цельнокрайние. Характерная особенность листьев — изменение угла наклона к солнечным лучам в течение дня. Цветки зигоморфные, белые, фиолетовые или красные, собраны в кистевидные соцветия в пазухах листьев. Цветёт фасоль в июне — августе. Плод — цилиндрический боб, иногда с перетяжками, содержащий почковидные семена различной величины и окраски. Плоды созревают в августе — сентябре.
. Сортов фасоли насчитывают около 200, из них используют всего 20
Фасоль относится к классу Двудольные семейство Бобовые. Семя фасоли имеет следующее строение - снаружи семя покрыто семенной кожурой. Под кожурой находятся 2 семядоли и зародыш семени. (Прил.1) Кожура семени необходима для защиты. Зародыш для образования нового растения. А зачем фасоли семядоли? Это мы узнаем в ходе эксперимента.
Фасоль известна людям давно. В китайских летописях, датированных 3000 годом до н.э., есть упоминания о ней. Наиболее благоприятный климат для выращивания фасоли – тёплый. Поэтому в основном она произрастает на побережье Чёрного моря, в Южной Америке, Китае и Европе. Россияне выращивают сорта фасоли, которые обладают более высокой стойкостью к холоду.
Сегодня фасоль известна почти во всех уголках Земли. Бобы и стручки фасоли широко используют для диетического питания. Eё считают отличным гарниром, как к мясным, так и к рыбным блюдам, готовят десятками разных способов: варят, тушат, консервируют, измельчают для производства муки.
Фасоль по калорийности заменяет мясо, поэтому её часто называют «растительным мясом». Фасоль люди используют её не только в пищу, но и в быту, медицине, косметологии.
Своё название фасоль получила от греческого слова «φασεολος» (фасеолус) - длинная узкая лодка. Действительно, стручок фасоли напоминает узкую длинную лодочку.
Фасоль была популярна ещё в Древнем Египте, Древнем Риме и Китае. В те времена использование фасоли было довольно обширно. Помимо того, что её употребляли в пищу, в Древнем Риме её использовали для приготовления белил и пудры. Считается, что сама Клеопатра пользовалась маской для лица, приготовленной из фасоли.
Фасоль питательна и хорошо хранится, поэтому она часто присутствует в рационе военнослужащих. Особенно славился любовью к фасоли Наполеон Бонапарт. Он считал, что фасоль придаёт силы мышцам и мыслей головному мозгу.
В Болгарии ежегодно в последнее воскресенье ноября празднуют День фасоли. В церемонию входят: выстрел из фасолевой пушки и угощения, приготовленные из самых разных сортов фасоли.
Таким образом, фасоль заслуженно пользуется популярностью, так как используется человеком в различных сферах деятельности.
Польза и вред фасоли
Фасоль является привычным и доступным продуктом питания. Польза фасоли для организма доказана научно, но при неправильном приготовлении может нанести вред организму человека.
Фасоль является источником почти всех необходимых человеку витаминов (А, К, Е, В1, В2, РР, С) и минералов, таких как кальций, магний, железо, марганец (Ca, Fe, K, Cu, Zn, S) и другие.
Всего 5 столовых ложек (100 граммов) отварной фасоли, съедаемых ежедневно, помогают сердцу человека сохранять своё здоровье. Это происходит благодаря высокому содержанию калия в сочетании с другими полезными элементами.
Фасоль помогает справиться с анемией, бронхитами и пневмониями, ожирением, атеросклерозом.
Отвар семян и стручков используют в качестве мочегонного средства при отёках почечного происхождения и сердечной недостаточности.
Давно не новость, что сырая фасоль содержит в себе различные яды и токсичные вещества. Ни в коем случае не стоит употреблять в пищу необработанные семена. В процессе вываривания токсины разрушаются, и не представляют опасности. Однако при неправильном приготовлении блюдо может привести к сильнейшему отравлению организма человека.
Условия выращивания фасоли
Изо всех бобовых культур фасоль – наиболее теплолюбива: семена прорастают при температуре 10-12°С. Оптимальная температура для ее роста и развития – 18-25°С.
Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают. Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.
Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это растение короткого дня.
Почвы предпочтительны хорошо прогреваемые, легкие. Кустовую фасоль высевают во II - III декаде мая. Семена предварительно дезинфицируют крепким раствором марганцовокислого калия. На ровной поверхности их размещают трехстрочным ленточным способом. Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину примерно 3-4 см. Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями, включающий регулярное рыхление междурядий после дождя или полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений по достижении высоты 15 см.
Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и болезнями.
Влага особенно необходима растениям в период раскрытия цветков и образования бобов.
Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения.
Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.
Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100 граммов продукта.
В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы (60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо, магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое разнообразие блюд.
Выводы по I главе
Изучая литературу, интернет-ресурсы, узнали, что фасоль незаменима во многих сферах жизни человека.
Фасоль является привычным и доступным продуктом питания. Польза фасоли для организма доказана научно, но при неправильном приготовлении может нанести вред организму человека.
Одним из основных этапом нашей работы стало анкетирование учащихся по данной теме. В опросе приняли участие учащиеся 1-2 классы и учителя начальной школы. Всего 53 человека.
В анкете были предложены вопросы:
Знаете ли вы о полезных свойствах фасоли? Да/Нет/Не знаю
Знаете ли вы, что у фасоли есть семядоли? Да/Нет/Не знаю
Хотели ли вы узнать, что такое семядоли? Да/Нет/Не знаю
Интересно было ли вам самим провести эксперимент с растениями? Да/Нет/Не знаю
По результатам диаграммы № 1 нам стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно самим вырастить фасоль в домашних условиях.
Диаграмма 1
Для эксперимента были выбраны семена фасоли, так как они имеют хорошую всхожесть, высокую скорость роста, способность расти и развиваться при умеренном уровне освещенности.
Эксперимент был проведен в квартире в хорошо освещенном месте – окне.
Нами были выбраны две экспериментальные группы семян. За которыми мы наблюдали в течение всего исследования.
2.2.1. Проведение опыта с фасольюМы начали эксперимент с фасолью 15. 10. 2019 года с отбора семян. Отобрали 12 семян в одном лотке и в другом 12.
1 лоток - сухие семена, 2лоток - намочили семена 15.10.2019. На дно одного поддона кладется влажная салфетка, на нее укладываются семена фасоли 12 штук, и заливается чистой водой. Со второй экспериментальной группой проводим то же самое. Но водой не заливаем.
ИТОГО: 2 экспериментальные группы. РИС.1
Семени нужен воздух. Как все живое, семя дышит кислородом, когда прорастает. А кислород, как известно, содержится в воздухе. Если при замачивании семена полностью погружены в воду, то семя не будет дышать и сгниет. Поэтому мы положили семена на влажную салфетку, чтобы обеспечить семенам возможность дышать.
Вывод: В течение 5 дней наблюдали за прорастанием семян.
Через 5 дней - 19.10.2019 при сравнении выяснили следующее - оказалось, что набухшие семена увеличились в размерах за счет воды и изменился цвет семян. Набухшее семя фасоли стало бледно- разовое.
Далее, сравнили 2 семени фасоли - сухое семя меньше, чем набухшее, сухое семя 1см. набухшее 2см на обоих семенах имеется рубчик.
Рис. 2
У набухшего семени появился зародыш. Мы попробовали снять семенную кожуру. У сухого семени не снимается, а у набухшего снялась легко. Рис.3
Под кожурой мы увидели 2 семядоли и зародыш семени. Кожура семени необходима для защиты. Зародыш для образования нового растения. А зачем фасоли семядоли? Это мы узнаем в ходе эксперимента.
Рис.3
1.2.1. Проведение опыта с прорастанием семян фасоли
1. Далее в заранее подготовленные емкости были высажены данные семена для дальнейшего эксперимента.
2. Теперь мы начинаем эксперимент. Мы подготовили лотки для посева семян, начали проводить опыт
Опыт 1. У 3-х семян отделили зародыши и поместили их в грунт. Рис. 4
Опыт 2. У 3-х семян отделили одну семядолю и поместили их в грунт. Рис.5
Опыт 3. 3 семени поместили в грунт полностью. Рис.6
В результате проделанного опыта появились первые всходы. Рис 7.
В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая». Для прорастания семени нужны силы и питание. Но семена могут использовать только растворенные в воде питательные вещества. Поэтому когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для прорастания. От воды семена набухают, и их кожура разрывается. Появляется корень, который быстро растет и укрепляется в почве. В нашем опыте семена, которые были замочены в воде, проросли, а сухие семена остались без изменения.
Рис. 7
Растение начинает свою жизнь с семени. Семя состоит из семенной кожуры, семядолей и зародыша. Семенная кожура защищает семя от повреждений и высыхания. В семядолях содержатся питательные вещества: жиры, крахмал, растительный белок и минеральные соли. Они необходимы для развития зародыша будущего растения. А зародыш дает жизнь новому растению.
Мы поставили наши растения в теплое, хорошо освещенное место и каждый день замечали, что наши ростки прибавляют в росте, но наличие или отсутствие семядолей сказывалось на внешнем виде растений. Прошло время и на наших растениях появились листья, цветы, а затем и плоды. Мы своими глазами увидели результат нашей долгой и кропотливой работы. Эксперимент начат 15.10 и закончен 11.02.
Выводы:
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Развитие растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это волшебство природы. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
В результате проведенных опытов мы установили:
1. Для прорастания семян необходима влага. Семена поглощают воду для того, чтобы получать питание для роста.
2. Прорастание семян невозможно без присутствия воздуха. Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
3. Для успешного прорастания семян кроме воды и кислорода, необходима благоприятная температура. Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и, в конце концов, погибнут.
4. В дальнейшем, наблюдая за проросшими растениями, мы установили, что для дальнейшего роста и развития растениям, кроме воды, воздуха и тепла, необходимы солнечный свет и почва, которые являются источниками питания для растения. (Приложение 2)
5. Проростки без семядолей погибли. Зародышевый корешок не способен обеспечить растения необходимыми веществами.
6.Проростки с одной семядолей выросли. Но значительно отставали в росте и развитии, находящийся в эндосперме запас питательных веществ, не мог обеспечить растения полноценным питанием.
7. Проростки с двумя семядолями полноценно росли и развивались. Запас питательных веществ находящийся в эндосперме позволил обеспечить рост и развитие.
8. Для роста и развития семени фасоли необходимы две семядоли в семени, которые дают все необходимое.
9. Растения опыт 2 и опыт 3отличаются размерами и количеством листьев размерами стебля сроками цветения плодоношения размерами плодов приложение
Заключение
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.
В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания.
Гипотеза, поставленная нами, не подтвердилась. Цель полностью достигнута. В результате исследований мы научились выполнять простейшие опыты. Закрепили имеющиеся знания, умения и навыки в условиях опыта
На основании проведённых исследований рекомендуем для посева брать более крупные полновесные семена, с хорошо сформировавшимися семядолями, так как высокое качество семян – необходимое условие для получения хорошего урожая. Ведь в семядолях содержатся все питательные вещества необходимые для полноценного роста и развития проростков. От недостатка питания проросток будет хилым и слабым, что неизбежно приведёт к низким урожаям. А чем крепче и крупнее будет проросток, тем проще ему будет противостоять условиям непогоды, ведь мы живём в зоне рискованного земледелия. Таким образом, нам удалось раскрыть секрет, зачем фасоли СЕМЯДОЛИ
Список литературы
Крупичева, И. Уход за растениями. 300 вопросов и ответов 2004.
Бараков В. Д.,Мир культурных растений. Справочник/ Г.В.Устименко. – М.: Мысль, 1994
Новолодская, Е.Г. Проектная технология в организации эколого-валеологического мониторинга окружающей среды Текст: книга для учителя/Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 126-132.
Петров,В.В. Растительный мир нашей Родины [Текст] / В.В. Петров. – 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1991. – С. 101-132.
Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 2 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А.А. Окружающий мир. [Текст]: учебник для 3 класса в 2-х частях в серии «Академический школьный учебник» // А.А. Плешаков
Выращивание растений в домашних условиях. Сборник статей [Текст]/ Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. – (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.). – М.: МИОО, 2006.
Спутник садовода/(сост. Л. Г.Трушников) – Киров: Волго-Вятское кн. изд-во. Кировское отд., 1992
Приложение 1
Приложение 2
Опыт 1
Дата | Количество листьев | Размеры листовой пластинки | Длина стебля | Цветение | Образование плодов |
22.10 | | | | | |
26.10 | | | | | |
29.10 | 2 | 0.3см | 1см | | |
01.11 | 3 | 0.5см | 1.6см | | |
08.11 | 3 | О.8см | 2см | | |
16.11 | 3 | 1см | 3.6 | | |
23.11 | 4 | 1см | 4см | | |
01.12 | Растение погибло. |
Опыт 2
Дата | Количество листьев | Размеры листовой пластинки | Длина стебля | Цветение | Образование плодов |
22.10 | | | | | |
26.10 | 1 | 0,6 | | | |
29.10 | 2 | 4см | 4см | | |
01.11 | 3 | 6см | 7см | | |
08.11 | 3 | 8см | 9.5см | | |
16.11 | 5 | 8см | 12.2см | | |
23.11 | 6 | 8см | 18.6см | Появление бутонов | |
01.12 | 6 | 9см | 21см | Слабое цветение | |
13.12 | 7 | 9см | 23.4см | | Появление бобов |
14.01 | 8 | 9см | | | Боб размером 4см |
11.02 | 8 | 9см | | | Боб размером 8см |
Опыт 3
Дата | Количество листьев | Размеры листовой пластинки | Длина стебля | Цветение | Образование плодов |
22.10 | 1 | 1см | 2см | | |
26.10 | 1 | 3см | 4см | | |
29.10 | 2 | 5см | 6см | | |
01.11 | 3 | 7см | 9см | | |
08.11 | 3 | 7см | 11.5см | | |
16.11 | 5 | 8см | 14.2см | | |
23.11 | 6 | 8см | 21.6см | Появление бутонов | |
01.12 | 11 | 9см | 24см | Цветение | |
13.12 | 11 | 9см | 24см | | Появление бобов |
14.01 | 13 | 10см | 24см | | Бобы размером 6см |
11.02 | 13 | 10см | 24см | | Бобы размером 12см |