Загадки воздушного шара
Автор публикации: П. Егорова, ученица 4Б класса
Автор публикации: Е. Егорова, ученица 4Б класса
Автор публикации: А. Иваненко, ученица 4Б класса
Загадки воздушного шараPPTX / 4.44 Мб
/data/files/c1740160988.pptx (Загадки воздушного шара)Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Загадки воздушного шара
Проект подготовили ученицы 4б класса Егорова Полина, Егорова Елизавета, Иваненко Александра Руководитель проекта Степаненко Валентина Ивановна.
г. Лахденпохья
2024/2025
Оглавление.
Введение
1. Актуальность исследования с. 3
2. Гипотеза проекта с. 3
3. Предмет исследования с. 3
4. Цель проекта с. 3
5. Задачи с. 3
6. Методы изучения с. 3
7. Этапы работы с. 3
Основная часть.
1. Анкетирование одноклассников с. 4
2. Что такое воздушный шар с. 4
3. История появления воздушного шара с. 4
4. Виды шаров с. 5
5. Интервью с. 6
6. Опыты и эксперименты с воздушными шарами с. 7
Заключение с. 10
Список используемых источников и литературы с. 10
Введение
Вряд ли найдется хоть один человек, который не любит воздушные шары! Они сопровождают нас во все самые веселые и важные события в нашей жизни, на различных праздниках или просто на улице города, на открытие нового магазина или на экране телевизора в мультфильме.
Шар может взлетать, растягиваться под действием и может лопнуть. А что ещё может воздушный шар?
Цель проекта: Выяснить, с помощью опытов что «может воздушный шар» и с помощью взрослых объяснить «поведение» воздушных шаров.
Актуальность темы исследования заключается в том, что проведение опытов с воздушными шарами способствует развитию познавательной активности.
Гипотеза проекта. Шары являются не только украшением для праздника, но и предметом для наблюдений и опытов.
Предмет исследования: воздушные шары.
Задачи: 1.Изучить историю появления воздушного шара.
2. Расширить представление детей о физических свойствах воздушного шара.
3. Провести опыты с воздушными шарами.
Методы изучения: 1. Изучение и анализ различных источников информации.
2. Анкетирование одноклассников.
3. Интервью.
4. Проведение опытов и экспериментов.
5. Обработка собранной информации.
Этапы работы: 1. Изучение разных источников по теме исследования.
2. Подбор справочного иллюстративного материала.
3. Проведение опытов. 4. Выводы.
Основная часть.
1.Анкетирование одноклассников.
Чтобы выяснить, что знают о воздушных шарах ребята, мы провели анкетирование. Всего в анкетировании приняло участие 25учащихся.
1. Какие воздушные шары вы знаете?
2. Где можно использовать воздушные шары?
3. Используете ли вы воздушные шары на праздниках?
4. Проделывали ли вы опыты с воздушными шарами?
Проанализировав ответы моих ровесников, мы узнали, что большинство опрошенных знают и называют разные виды шаров, используют воздушные шары для украшения праздничного мероприятия, дарят их на дни рождения. Только 2 из опрошенных учеников пробовали экспериментировать с шарами.
Наша работа состоит из теоретической и практической частей.
2. Что такое воздушный шар
Воздушный шар - тонкостенный надувной предмет, чаще всего сделанный из латекса. Латекс — это млечный сок, который получают из каучуконосных растений, сырьё для получения резины. Чаще всего его добывают из дерева бразильская гевея.
Обычно они наполняются воздухом или гелием (реже, водородом). Несмотря на название шар, может иметь не только шарообразную, но различную форму, в том числе в виде удлинённых цилиндров и сложных фигур.
3. История появления воздушных шаров
Глядя на современные воздушные шары, многие думают, что это яркая, приятная игрушка стала доступной только недавно. Первые упоминания о воздушных шарах стала доступна только недавно. Первые упоминания о воздушных шарах встречаются в рукописях карельских племён начала XII века. Но, это лишь догадки!
Первые воздушные шары были сделаны из мочевого пузыря животных.
Ещё в старинных книгах об игрушках можно найти упоминания о шарах животного происхождения, которые наполнялись водой и использовались как шуточные водяные бомбы. Со временем воздушные шары не только украшали праздники и карнавалы. Их использовали в своих выступлениях шуты и клоуны. В России скоморохи давали представления князю Владимиру, где использовали пузыри из бычьих внутренностей.
Воздушные шары, в привычном нам виде, появились в Англии в 1824 году. Ученый Майкл Фарадей использовал их в своих опытах с газом Водород. Фарадей накладывал друг на друга два листа резины, наполнил их водородом и отметил их «значительную восходящую силу»
Первый современный латексный воздушный шар появился в 1931 году, благодаря Нэйлу Тайлотсон.
Популярность воздушных шаров возросла в 20 веке с появлением фольгированных шаров в 1970-х годах.
Сегодня воздушные шары изготавливаются из различных материалов, таких как резина, латекс, нейлон, и могут быть самых разных цветов. Они используются в различных отраслях промышленности, включая медицину, метеорологию, военную промышленность и транспорт, а также для развлечений и украшения.
4. Виды шаров:
1.Классические латексные воздушные шары. Изготавливают из латекса. Используются в качестве игрушек, элементов декора для оформления помещений для проведения праздников.
2. Шары для моделирования. Шарики имеют вид тонкой длинной палочки. Это позволяет необходимым образом скручивать шары, формируя поделки необходимой формы. Шары для моделирования - еще их называют «сосисками» или «колбасками». Из них легко и быстро можно смоделировать множество интересных форм, композиций, фигур.
3. Фольгированные шары. Часто используются для декора помещения. Могут иметь разный размер и форму. Ходячие фольгированные фигуры, наполняемые гелием. В нижней части фигуры крепится грузик, который не даёт ей улететь. Фигура колышется от дуновения ветра, и, кажется, что она идёт или танцует. Фольгированные воздушные шары производятся из тонкой сплошной металлической пленки, уложенной поверх нейлона. Благодаря этому фольгированные воздушные шары менее пористы и остаются в надутом состоянии более продолжительное время, чем латексные.
4. Шары - самодувы. Внутри таких шаров находятся реагенты, реакция которых приводит к тому, что шарик якобы самостоятельно надувается.
5. Упаковочные. Имеют широкое входное отверстие, что позволяет разместить внутри подарок необходимого размера. Служат отличным аналогом пакетам.
5. Интервью
В нашем городе есть магазин «Цветы», в котором продаются воздушные шары. Мы решили взять интервью у хозяйки этого магазина Ивановой Ирины Александровны.
Вопрос 1. Какого вида шары есть в вашем магазине? Ответ: В нашем магазине есть латексные шары, шары для моделирования и фольгированные. Вопрос 2. Часто ли у вас покупают шары? Ответ: Часто Вопрос 3. Какие шары покупают чаще? Ответ: Чаще покупают латексные шары. Вопрос 4. Чем вы надуваете шары? Ответ: Воздушные шары надуваем гелием. Вопрос 5. Какие мероприятия вы оформляете шарами? Ответ: Шарами украшаем различные мероприятия: свадьбы, юбилеи, детские праздники, а также фотозоны при проведении фотосессий. Вопрос 6. Какие заказы вам больше нравятся? Ответ: Это, как правило, дни рождения детей. Шары придают изюминку всему празднику, потому что делают вокруг атмосферу очень беззаботной и непринужденной. Вопрос 7. Почему вам нравится украшать мероприятия шарами? Ответ: Украшая помещение воздушными шарами, ты понимаешь, что это приносит людям радость и позитив.
Ирина Александровна провела с нами мастер - класс. Научила нас моделировать поделки из шаров.
Итак, мы узнали, что воздушный шар - это тонкостенный надувной предмет, чаще всего сделанный из латекса. Первые воздушные шары были сделаны из мочевого пузыря животных. Воздушные шары, в привычном нам виде, появились в Англии в 1824 году. Познакомились с видами шаров.
6. Опыты и эксперименты с воздушными шарами
Переходим к практической части.
Опыт № 1. «Притяжение и отталкивание» Мы взяли в каждую руку по сухому туго надутому шарику, привязанному к нитке. Натерли шарики: один раз оба шарика — шерстяной тряпочкой. Шарики стали отталкиваться. Нам объяснили взрослые, что шарики приобрели одноименные заряды. В другой раз один шарик — шерстяной тряпочкой, другой — шелковой, заряды на шариках окажутся разноименными, и шарики будут притягиваться друг к другу. Мы поняли!
Объяснение: при трении тела электризуются.
Опыт № 2. «Худеющий шарик» Мы хорошенько надули шарик и завязали его. Перевязали шарик по диаметру ниткой и поместили его часа на 4 в холодильник. Затем вынули оттуда. Вынув воздушный шарик из холодильника, мы заметили, что он как-то сжался, «похудел».
Вывод: воздух внутри шарика сжался и стал занимать меньший объем.
Опыт № 3. «Подслушивающие устройство» Приложите надутый воздушный шарик к уху и послушайте - окружающие звуки будут слышны гораздо лучше. Если второй человек будет очень тихо шептать совсем рядом с поверхностью шара, то его голос будет слышаться как довольно громкий.
Вывод: имеет свойство пропускать звук.
Опыт №4. «Надувание шарика в бутылках» Берем пластиковую бутылку и воздушный шар. Вкладываем в бутылку шарик и пытаемся надуть. Не получилось. Проделываем на дне бутылки дырочку, пробуем снова надуть шарик. Шарик надувается. Отрезаем дно бутылки и надуваем шарик. Шарик легко надувается.
Объяснение: чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух или отрезать дно.
Опыт № 5. «Шарик в банке» В стеклянную трёхлитровую банку бросили горящую бумагу. Через некоторое время кладу на горловину банки шарик с водой – шарик вытягивается в горловину и оказывается на дне банки. Объяснение: огонь нагревает банку, а банка нагревает воздух. Когда на горловине оказывается шарик, банка и воздух в ней начинают остывать. Воздух в банке остывает, его плотность увеличивается, объем уменьшается – шарик втягивается в банк
Опыт № 6. «Надуваем шарик» Заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (это делает взрослый). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться (предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины)
Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Опыт № 7. «Отдели соль от перца» Насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге (лучше использовать крупную соль)
Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.
Опыт № 8. «Не лопающий шарик» Шарик надуть средней величины. Смазать верхушку и нижнюю часть шарика средством для мытья посуды. Проткнем шар насквозь, начиная снизу. Шарик не лопнул.
Объяснение: Это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается. А если проткнуть шар в местах наибольшего натяжения, т.е. по бокам, он тут же лопнет.
Опыт № 9. «Кнопки» Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик (лучше использовать шарик из толстой резины)
Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.
Опыт 10. «Огнеупорный шарик» Надуем первый шарик, подержим его над
зажженной свечкой, от огня шарик лопнет. Во второй шарик нальём простой
воды из-под крана, завяжем и снова поднесём к свечке. Шарик с водой
спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик не нагревается и, следовательно, не лопается.
Опыт 11 «Танцующий шарик». Надули шарик, и прежде, чем перевязать отверстие ниткой, вставили в него трубочку для детского сока и зажали прищепкой. Трубочку согнули под углом 90 градусов. Освободили трубочку. Шарик начал вращаться, как будто в танце.
Вывод: воздух выходит из шарика сбоку и заставляет его двигаться по кругу.
Итак, выполняя опыты с шарами, мы не только узнали много нового и полезного, но и весело провели время.
Казалось бы, простой воздушный шарик, а столько спрятано в нем секретов:
- при охлаждении шарика, его объем уменьшается,
- возможно воткнуть в шарик иголку и он при этом не лопнет,
- шарик надувается самостоятельно, если его надувать углекислым газом, с помощью химической реакции.
Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась! Результаты экспериментов подтвердили версию о том, что воздушный шар является не только украшением для праздника, но и предметом для наблюдений и опытов. Опыты с воздушными шарами – это не только увлекательное и безопасное (при соблюдении правил безопасности) развлечение, но и способ познания окружающего мира. Это отличное пособие для изучения физических явлений и законов.
Материалы данной работы можно использовать на уроках окружающего мира. Опыты с шарами простые в исполнении, легко повторяемые, не несут дорогих материальных затрат.
Список литературы и интернет-источников
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B Воздушный шарик.
2. https://msk-sharik.ru/interes/vse-o-vozdushnykh-sharakh Все о воздушных шарах
3. https://dzen.ru/a/YFM27gLK4zTIQTfh Интересные факты о шарах
11