Женские боевые формирования в годы Великой Отечественной войны
Автор публикации: И. Файзуллин, ученик 11 класса
МОБУ СОШ с. Алатана Индивидуальный проект на тему «Женские боевые формирования в годы Великой Отечественной войны» Автор: Файзуллин Ильфат, 11 класс Научный руководитель: Дмитриева А.Р., учитель истории, МОБУ СОШ с. Алатана
План Введение Феномен женщины на войне Подвиги женщин-военнослужащих в годы Великой Отечественной войны Заключение
Актуальность темы заключается в том, что Великая Отечественная война является одной из самых масштабных и кровопролитнейших в истории нашей Родины. Война зашла в дом к каждой семье и унесла за собой миллионы людей. История не знала столь чудовищных преступлений, как те, которые совершили фашисты. В этот страшный период проявились лучшие черты советского народа – непоколебимое мужество, сила духа, самопожертвование, милосердие и патриотизм. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что вся доблесть и героизм народа помогли одержать Победу, которая досталась дорогой ценой. Актуальность темы заключается в том, что Великая Отечественная война является одной из самых масштабных и кровопролитнейших в истории нашей Родины. Война зашла в дом к каждой семье и унесла за собой миллионы людей. История не знала столь чудовищных преступлений, как те, которые совершили фашисты. В этот страшный период проявились лучшие черты советского народа – непоколебимое мужество, сила духа, самопожертвование, милосердие и патриотизм. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что вся доблесть и героизм народа помогли одержать Победу, которая досталась дорогой ценой.
Исследование проблемы участия женщин - военнослужащих в рядах стрелковых формирований в годы Великой Отечественной войны является одним из важных аспектов в изучении истории нашей Родины. Исследование проблемы участия женщин - военнослужащих в рядах стрелковых формирований в годы Великой Отечественной войны является одним из важных аспектов в изучении истории нашей Родины. Объектом исследования выступают женские боевые формирования, созданные в СССР в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Предметом исследования является изучение создания и существования женских стрелковых формирований 1941 – 1945 годов, рассмотрение их боевого путь и героических подвигов, роль данных формирований в боевых действиях Великой Отечественной войны. Целью данной работы является всестороннее изучение боевого пути женских стрелковых формирований в годы Великой Отечественной войны и их вклад в дело Победы. Методы исследования: теоретический: анализ и изучение нормативно – законодательных актов, материалов военного делопроизводства, источников личного происхождения, материалы периодической печати.
Исходя из заявленной цели, нами решаются следующие задачи: Исходя из заявленной цели, нами решаются следующие задачи: Проследить специфику изменения сознания и роли женщины к началу Великой Отечественной войны. Рассмотреть причины и условия пополнения Советской Армии женщинами. Изучить особенности освоение женщинами воинских специальностей. Исследовать историю боевого пути женских стрелковых формирований. Сквозь призму рассмотрения личностей легендарных женщин - военнослужащих, проанализировать эффективность их боевой работы.
Среди знаменитых женщин – богатырш стоит выделить Настасью Микулишну жену Добрыни Никитича, Настасью Королевичну жену Дуная Ивановича, Василису Микулишну жену Ставра Годиновича. В силе и смелости женщины – воительницы не уступали своим мужьям и отважно сражались с врагами Среди знаменитых женщин – богатырш стоит выделить Настасью Микулишну жену Добрыни Никитича, Настасью Королевичну жену Дуная Ивановича, Василису Микулишну жену Ставра Годиновича. В силе и смелости женщины – воительницы не уступали своим мужьям и отважно сражались с врагами
Невероятным событием в истории стало создание «амазанской роты» в XVIII веке.
За весь период Великой Отечественной войны в боевых действиях приняло участие от 500 тысяч до 1 миллиона женщин. За один только 1942 год на основании постановлений Государственного Комитета Обороны было проведено несколько массовых мобилизаций женщин в ряды Советской Армии. Первая мобилизация, согласно постановлению ГКО от 28 марта 1942 года направила на службу 100 тысяч девушек в части противовоздушной обороны. Вторая мобилизация женщин была проведена 13 апреля 1942 года. 30 тысяч женщин прибыли для замены мужчин в армейских и запасных частях связи и тыловых узлах. Постановлением ГКО от 18 апреля 1942 года была проведена третья мобилизация женщин для замены мужчин в Военно-воздушных силах СССР. Она предназначалась для отправки на фронт 40 тысячи женщин на должности административно – хозяйственной службы. Следящая мобилизация 40 тысячи женщин была проведена 5 мая 1942 года в Военно – морской флот.
20 марта 1942 года была открыта Школа инструкторов – снайперов в селе Вешняки под Москвой. На базе данной школы стали проводить женские курсы снайперской подготовки от трех до шести месяцев. Советское руководство высоко оценивало снайперское движение и в связи с этим по Указу Президиума Верховного Совета СССР был введен очередной знак отличия «Снайпер»
Подольская школа снайперов. Инструкторский состав школы. 1944гг.
Многие выпускницы Школы получили правительственные награды. Татьяна Барамзина и Алия Молдагулова были удостоены звания Героя Совтского Союза, к большому сожалению посмертно. Ордена Славы III и II степени получили 102 девушки, орден Красного Знамени - 7, орден Красной звезды – 7, орден Отечественной войны – 7, медаль «За отвагу» - 299, медаль «За боевые заслуги» - 70. 222 девушки были награждены именными винтовками
В годы Великой Отечественной войны на всю страну громко звучало имя русской героине, лучшей женщине – снайпере Советского Союза Людмилы Михайловны Павличенко
Родилась Людмила 30 июня 1916 года на Украине, в небольшом городке Киевской области под названием Белая Церковь. Детство и отрочество кончились слишком рано. Данный период своей жизни она не освещала в светских хрониках и в разговорах с военнослужащими. Из школы пришлось уйти. В 1932 годы она переехала в Киев. Павличенко Людмила Михайловна
22 июня 1941 услышала речь Молотова и решила отправиться добровольцем на фронт. Она понимала, что ее способности нужны Родине. За ее плечами была семью, которую она могла защитить. В военкомат она надела лучшее платье и туфли, но попытка вступить в ряды Советской Армии провалилась. Над ней просто посмеялись. Возможно, военком, тогда просто не представляя, что перед ним стоит не хрупкая девушка, а лучший снайпер, настоящий воин, будущая легенда. Только во второй раз ей удалось убедить военных в своей значимости на фронте
Свое последние задание она получила 7 июня 1942 года. Тогда Людмила еще не представляла, какая сложная ей предстоит дуэль. С Германии прибыл снайпер-ас, который день за днём убивал советских солдат. Людмиле предстояла проявить всё своё мастерство для его ликвидации. Пролежала она несколько суток в засаде, выжидая промаха противника. У измученной войной Людмилы уже не было сил ждать. Дала возможность немецкому снайперу определить себя тем самым на несколько секунд поставив его в состояние ожидания. Сделав первый выстрел она точно поразила свою цель, в ответ получила удар в плечо.
«Леди смерть» называли её в западных газетах. За всю боевую деятельность она не проиграла ни одно сражение. На её счету было 309 солдат и офицеров фашистской армии. Она выиграла все свои войны, и как солдат, и как дипломат, и как женщина.
Заключение Исходя из всего выше сказанного мы можем сделать вывод что Женщина и война – совсем не совместимые понятия. На самой страшной, кровопролитной, безжалостной войне XX века они стали не разлучными. Важно отметить, что советские женщины – военнослужащие деморализовали противников. Солдаты гитлеровской армии боялись признаться себе в том, что испытывали панический, животный страх перед юными девушками. По нашему мнению женские боевые формирования внесли значительный вклад в дело Победы. История не знала массового героизма женщин до начала Великой Отечественной войны.
Селиванова Галина Геннадьевна