12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна2024
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Блокадный Ленинград

Блокадный Ленинград

Выполнила: Шахова Елена- ученица 9 класса Руководитель: Фетисова Е.Н.- учитель русского языка и литературы

Цели : воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, нашего народа.

Задачи: воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества, расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда и содействовать развитию творческих способностей у детей.

Ленинград до войны

Он не дрогнул в бою, бастион над Невою. Он в едином строю был со всею страною. Лютый холод и сотни тревог – Всё он вынес и всё превозмог.   В. Суслов

Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. В плане “Барбаросса” - плане ведения войны против Советского Союза – немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. 1) Город-порт. 2) Центр оборонной промышленности. 3) Центр мировой культуры. Жители города вышли на строительство оборонительных сооружений. Ленинград должен был стать неприступной крепостью. Три кольца оборонительных сооружений было возведено вокруг города. В городе стали появляться баррикады, противотанковые рвы, ежи. Задача укрепления стала самой важной летом и осенью 1941 года, о чем свидетельствуют газеты тех лет.

Ленинград в кольце врага Все ближе и ближе враг подходил к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург и сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.

Сто двадцать пять блокадных грамм Зима 1941 г. была ранней, уже в ноябре стоял 15-градусныймороз. В блокадном городе не было топлива (в железных печурках жгли мебель), не ходил транспорт, замерз водопровод (воду брали из Невы), не было освещения. Над городом навис голод, нормы выдачи продуктов по карточкам все время снижались. 20 ноября на карточку рабочие получали 250 гр., а остальное население – 125 гр. хлеба

Сто двадцать пять блокадных грамм

Но ленинградцы не сдавались. Они продолжали работать по 15-20 часов на заводах (изготовляли снаряды, ремонтировали и делали военную технику). В городе работали библиотеки, концертные залы. Композитор Д.Шостакович писал свою известную «Ленинградскую симфонию», О.Берггольц читала свои стихи по радио. В конце октября  начались уроки в школах. Правда, часто уроки проходили в бомбоубежищах. Очевидец писал в дневнике: «Зима, холод. Есть почти нечего. Многим учителям и ученикам надо преодолевать по сугробам несколько км. Уроки начинались вовремя». В школах был распространен лозунг: «Каждая пятерка – снайперский выстрел по врагу». Из 530 учащихся 10 кл. 70 окончили этот учебный год на отлично.

Память, стой… Замри… Это надо. То из жизни моей – не из книжки. Из блокадного - - - - -Ленинграда Привезли - - - - -седого мальчишку. Я смотрела - - - - -на чуб с перламутром И в глаза его - - - - -очень взрослые. Среди нас он был самым мудрым, Поседевший от горя - - - - - - - - -подросток. А ещё я помню солдата. Он контужен был взрывом гранаты, И оглох, И навек онемел, Вот тогда, говорят, - - - - - - - - -поседел… О. Берггольц

Дети блокадного города . Они защищали свой город вместе со взрослыми. Герой Советского Союза снайпер Алия Молдагулова погибла в бою, Герой Советского Союза партизан Леня Голиков погиб в бою, Герой Советского Союза партизанка-разведчица Зина Портнова расстреляна, партизанка Нина Куковеркова расстреляна и многие, многие другие.

Таня Савичева.

«Дорога жизни» К ноябрю 1941 г. город был уже 3 месяца в блокаде. Запасы продовольствия почти иссякли. Спасением для Ленинграда стало строительство дороги по льду Ладожского озера. 21 ноября 1941 г. по ледовой дороге были доставлены первые 10-и тонн продовольствия. Груз везли на машинах от ст.Заборье, Тихвин, Жихарево, Войбокало. Под обстрелами, бомбежками дни и ночи машины шли по льду, везли в Ленинград грузы, а из Ленинграда людей. «Дорогой жизни» назовут ленинградцы ледовую дорогу.

Прорыв кольца блокады Только 18 января 1943 г. удалось в результате 7-и дневных боев прорвать  кольцо блокады. Создали коридор шириной 11 км. По коридору проложили железнодорожное полотно, и грузы в город стали доставлять поездами. Теперь голод уже не грозил Ленинграду.

27 января 1944 года Но еще долгий год город бомбили, обстреливали, фашисты стояли у его стен. Только 27 января 1944 г. в результате ожесточенных боев, разбив 2 фашистские дивизии, врага отогнали от Ленинграда на 100 км. 27 января 1944 г. – День полного снятия блокады. 27 января 1944 г. – праздник со слезами на глазах.

На берегу Ладожского озера стоит памятник «Разорванное кольцо», посвященный героям «Дороги жизни». У поселка Ковалево стоит памятник «Цветок жизни», посвященный детям блокады. В центре композиции – наклонная лента с надписью «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 гг.». Белый каменный цветок на 10-метровом стебле. На лепестках вырезано: «Пусть всегда будет солнце».

…Помните, через года, через века! Помните, о тех, кто уже не придёт никогда, Пожалуйста , помните!