СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8368
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск

Как составить урок в соответствии с ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (на основе материалов ИПК) Подготовила: Лихина Е.В., учитель истории и обществознания.

Планирование через деятельность учащихся Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Три постулата современного урока: 1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. 2.Урок есть часть жизни ребёнка и учителя, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Знание главного объекта/субъекта своей работы – ученика и использование этого знания при планировании и проведении урока Знание обученности, обучаемости, воспитательных и учебных возможностей в зоне ближайшего развития конкретного ребенка, доминирующего канала восприятия учебного материала (аудиал, визуал, кинестетик), функциональной асимметрии полушарий головного мозга, типа темперамента, интересов, состояния здоровья, социально-психологического статуса в группе.

•    хорошее начало и хорошее окончание; •    четко сформулированные тема, цель, задачи урока; •    урок должен быть проблемным и развивающим; •    учитель активизирует деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    учет уровня и возможностей учащихся; •    урок должен быть добрым.

Основополагающие принципы урока Дети должны ДОБЫВАТЬ информацию сами. КАЖДЫЙ урок должен начинаться с мотивации. Мотивация содержит ПРОТИВОРЕЧИЕ, через которое происходит приращение знаний. Планирование урока на основе СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО анализа материала (на основе кольцевой модели). ОСОЗНАННОСТЬ действий учеников и учителя.

Модель урока Методы Выбираем УУД и способы их освоения. Цели Оценка Планируем Оцениваем результат результат ДЕТЕЙ (результат должен быть ИЗМЕРЯЕМ!)

•    свобода выбора; •    открытость; •    деятельность; •    идеальность (высокий КПД); •    обратная связь. - урок, на котором учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. «Высший пилотаж»

Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)

Инвариант структуры современного урока Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового материала – активное целеполагание В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока Взаимосвязь этапов урока Деятельностный подход в организации работы учащихся на уроке

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (нелинейная модель) Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий блок Оценочный блок

Организационный блок Ожидаемые результаты (цель, задачи) Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства

Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину

Данные формулировки можно считать целями урока?

Задачи в структуре урока - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия. использовать таксономию Блума

Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

Учебные цели на языке наблюдаемых действий

Варианты формулировки цели «изучить тему «Дворцовые перевороты», «углубить знания по теме» не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев достижения «ознакомиться с понятием общество, изучить его отличительные признаки» четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.

Ожидаемые результаты - связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Рекомендуется формулировать цели и задачи от учащихся в следующей форме: «В результате проведения занятия учащиеся смогут: -узнать (рассмотреть, познакомиться, расширить представления, характеризовать, закрепить, называть основные причины, выделять главное, обобщить, изучить, составить представление о, сопоставлять, отличать); -анализировать (участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, приобрести умения и навыки, формулировать, демонстрировать, определять круг проблем, обсуждать, принимать участие); -понять (уважать, устанавливать коммуникацию, обсуждать, сформировать, выработать, задуматься, осознать, увидеть, занять позицию, признавать право).

Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у учащихся на уроке Уровни целей по Б.Блуму: Знание – это запоминание специфической информации - Учащийся должен знать, показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д. Понимание – это воспроизведение специфической информации в сходной ситуации - Учащийся должен понимать, объяснять, интерпретировать, обнаруживать взаимосвязи и т.д. Применение – это воспроизведение специфической информации в новой ситуации – Учащийся должен применять, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д. Анализ – это расчленение информации на составляющие элементы - Учащийся должен классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать и т.д. Синтез – это составление целого из отдельных частей - Учащийся должен доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д. Оценка – это определение ценности изучаемого материала - Учащийся должен оценивать, делать выводы, , диагностировать, прогнозировать и т.д.

Таксономия Б. Блума в когнитивной области Знания (факты, определения, терминология) Понимание (перевод с одного языка на другой) Применение (использование на практике): Анализ (разбиение на части для видения структуры объекта): Синтез (комбинирование, получение целого обладающего новизной): Оценка (оценивает значение): - узнает - распознает - воспроизводит - перечисляет - дает определение - указывает - подчеркивает - формулирует правила - припоминает - - кратко излагает - объясняет - приводит примеры - расставляет по порядку - выполняет последовательность действий - сравнивает - задает вопрос - сравнивает по аналогии - - повторяет стандартную процедуру - выполняет известный алгоритм - демонстрирует - применяет - преобразует - переносит - находит - подбирает - - - рассуждает - классифицирует - описывает - разбивает - различает - исследует - соотносит - устанавливает причинно-следствнные связи - находит и выделяет вспомогательную задачу - определяет - опровергает - вычленяет часть от целого - сообщает - разрабатывает план - разрабатывает модель - конструирует - упорядочивает - создает алгоритм - обобщает - интегрирует - организует - строит - переформулирует - доказывает - - комплексно сравнивает по собственному основанию - высказывает суждение - обсуждает - дает рекомендации - проектирует - прогнозирует критически мыслит - интерпретирует - вносит изменения -

Урок «Загадка человека» Кравченко 5 кл. Обществознание Планируемые результаты предметные регулятивные Коммуника тивные Познаватель ные Личност ные Смогут объяснить значение понятий социальный, биологический Смогут оценить результаты своей деятельности Смогут подготовить сообщение о происхождении человека Смогут провести сравнительный анализ отличия человека от животного Смогут высказать свое мнение

Учебная цель- это совместная постановка цели с детьми (учебная ситуация)

Цель урока, включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. Цель урока, включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой – программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата. Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.

Мотивационный блок Интерес Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг) Побуждение к совершенствованию определенных действий Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Работа с понятиями (терминами) Анализ документа (текста) Работа с высказыванием (афоризмом) Графическое изображение. Загадка. Опыт. Нестандартное поведение.

Зачем я это изучаю? Для чего мне это надо знать, уметь? Необходима проблематизация (и даже нарочитая провокация) в содержании урока. Парадокс-провокация переводится в интеллектуальное, логическое затруднение, проблему, может быть философскую, жизненную. Широко используются афоризмы от пословиц до высказываний знаменитых людей (так называемое имя урока)

Результаты мотивации на урок: - интерес к изучаемым вопросам; - умение формулировать проблемы для рассмотрения; - совместное формулирование темы урока; - актуализация имеющихся знаний.

Информационный блок Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) Учебная задача На познавательные УУД Найди , выбери…, изучи…

Способы передачи информации Лекция (монолог, рассказ) Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т.п.). Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповое обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп).

Аналитический блок Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)

Аналитический блок Учебная задача На познавательные УУД - спроектируй стратегию поиска сравни, оцени, классифицируй исследуй… На коммуникативные УУД на учет позиции партнера (выслушай, пойми…) на сотрудничество (договоритесь о…)

Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза Учебная задача: На регулятивные УУД на самоконтроль (определи критерии оценки… на самооценку (…. на коррекцию (… на выбор(…

РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Отношение к произошедшему Выделение трудностей Присвоение опыта Учебная задача: На личностные УУД -на самоопределение (выбери… -на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй… -на мотивацию (выскажи свою позицию, видение…) -на нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…

Тема урока: Авторы Тип урока: Планируемые результаты: -предметные: - метапредметные: личностные: Цель урока / Задачи урока: учебник № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания

Этапы проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) III. Открытие нового знания (10 мин) IV. Закрепление нового (15 мин) V. Контролирующее задание (12 мин) VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) . .

Тема урока «Теорема о сумме внутренних углов треугольника» Лабораторная работа: построить любой треугольник измерить транспортиром его углы и сложить их. ответы 18, 185, 169… Провокация ваши ответы неправильны, я знаю ответ, ничего не измеряя. Включите программу и выполните задание. 180. Двумя способами доказала теорему….

Продолжите фразу М. Ломоносова: «Математику затем учить уже следует, что она ум в порядок приводит».. Ломоносов прав, на сегодняшнем уроке я понял/а: Теорема о сумме внутренних углов треугольника лично для меня значит, что…. Ответы - в бесконечном многообразии есть нечто неизменное - знание закона делает нас свободными и экономит время, т.к. нет необходимости каждый раз измерять, изучать частности.. Вопрос классу: Как теперь наш урок не только по геометрии можно было бы назвать? «Чувства могут обмануть, разум – нет».  

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока. Критериями оценки урока НЕ являются: Объём написанного учениками в тетрадях. Количество выставленных ученикам отметок. Количество упражнений, выполненных за урок. Устная или письменная форма выполняемых заданий. Однотипность или разнотипность содержания урока. Наличие традиционных этапов урока. Распределение времени по различным этапам. Использование большого (малого) количества наглядных пособий. Использование для работы на уроке учебника.

Незаконченные предложения Я считаю, что … Особенно удачным было … В то же время, я посоветую … Исходя из … хотелось бы … А мне бы хотелось … Мне мешало …, потому, что … Я понял(а), что … Увиденное поможет мне в …

Источники информации: 1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку. 3.http://www.myshared.ru/slide/231702/# 4.А.Н. Иоффе «Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся», Преподавание истории в школе,№1 2012 год, стр.7.