12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лиана370
Россия, Ростовская обл.

Методическая разработка проекта по социальному развитию обучающихся с ЗПР «Познай себя»

Познай себя или Деревья - характеры Автор: Лиана Викторовна Дьяченко ГКОУ РО Казанская школа-интернат Информационный творческий проект:

Проблема Как управлять своим поведением? Проект может быть реализован в рамках ФГОС во внеурочной деятельности, является дополнением к предметной области "Окружающий мир" в разделе «Человек и общество» по теме: Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Аргументация Умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — не только важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Неумение ребенка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности. Общение обучающихся с ОВЗ особенно нуждаются в корректировке, в правильном направлении со стороны педагогов. Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников школы-интерната, в связи с их круглосуточным пребыванием в учреждении, по сути повторяет оценку окружающих. Часто в ответ на просьбу описать свои качества, ответить на вопрос “Какой Я “ обучающийся может ответить: «Мой воспитатель говорит, что я непослушный, грубый, не убираю вовремя свои вещи , ленивый». В связи с этим фактом проведение данного проекта необходимо. Участие в нём направит воспитанников на процесс становления собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя, способствует формированию навыков саморегуляции.

Обоснование Изучение самоанализа поведения

Цель проекта: содействие в развитии навыков саморегуляции в поведении и в эмоционально-нравственной сфере обучающихся, нравственное воспитание личности ребенка. Задачи проекта: 1. Развивать позитивную Я-концепцию. 2.Развивать коммуникативную компетенцию младших школьников. 3. Знакомить детей с понятием «характер», учить видеть сходства и различия в характере различных людей. 4. Способствовать формированию установки на партнерство. 5. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности. 6. Способствовать формированию адекватной самооценки. 7. Формировать умение выражать характер с опорой на художественное изображение.

Ожидаемые результаты В ходе проекта ребята через совместную творческую деятельность научатся решению проблем в эмоциональной сфере. Проект содействует самопознанию черт собственного характера, гармонизации взаимоотношений в классе, повышению самооценки у учеников и снятию эмоционального напряжения, тревожности. В результате реализации проекта дети должны овладеть: -навыком совместной деятельности; -умением высказать своё отношение к произошедшему, объяснить своё поведение, обсудить ситуацию; -способностью сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; -умением учитывать разные мнения, обосновывать собственное, учитывать позицию партнёра по деятельности; -умением договариваться и находить общее решение; -навыком взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Чем люди отличаются друг от друга? В чём сила моего характера? Какой мой окружающий мир? Проблемные вопросы

1 этап - Коллективная творческая работа“Сердце класса” 2 этап - Художественная выставка “Деревья - характеры” 3 этап - Индивидуальная творческая работа “Книжка про меня” Продукты проекта:

Методы оценивания проекта анкетирование учащихся (входная и итоговая диагностика таблица “Моё поведение”) анализ продуктов творческой деятельности: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; качество и количество информации, используемой для защиты продуктов творческой деятельности; степень осмысления использованной информации; творческий подход в подготовке объектов наглядности (лист наблюдения); формирующее оценивание - интерактивная игра “Черты характера”, “Зал мудрости”; рефлексия учащихся упражнение «Какой я?»; рефлексия итогов проекта - устный журнал.

Планирование Участники проекта: учащиеся 2 класса, родители, педагоги. Этапы и сроки Мероприятия и сроки Ответственные Подготовительный этап (23.09-02.10.) 1.Информирование администрации о проведении проекта (23.09.) 2.Проведение вводного занятия (26.09.) 3.Коллективное задание “Зал мудрости”(27.09-02.10.) 4.Диагностика “Изучение самоанализа поведения” (27.09-02.10.) Педагог, учащиеся. Основной этап (03.10-23.10.) 1 этап. Хорошие качества учеников нашего класса (03.10-09.10.) 2 этап. Исследование “Мой характер”(10.10.-16.10.) 3 этап. Создание “Книжки про меня”(17.10.-23.10.) Педагог, учащиеся, родители Заключительный этап (24.10-30.10.) 1.Презентация продуктов проекта (24.10.) 2.Рефлексия обучающихся (24.10.) 3.Диагностика “Изучение самоанализа поведения”(27.10.-29.10.) 4.Анализ результатов, оформление проекта (25.10-30.10.) Педагог, учащиеся.

Вводное занятие Цель: знакомство с содержанием проекта, с понятием «характер», Занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков. 1.Игра «Имя и эпитет». 2.Работа в группах: Обмен мнениями, рассуждение. 3.Создание проблемной ситуации на тему: «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу». Задание Поиск пословиц, поговорок, цитат о характере, размещение стикеров на онлайн - доске «Зал мудрости». Диагностика Цель: изучение самоанализа поведения. Таблица “Моё поведение” Подготовительный этап Группа 1 работа с толковым словарём Группа 2 работа с материалами wikipedia. Что такое характер?

1 этап “Хорошие качества учеников нашего класса” Занятие “Хорошие качества людей” Знакомство со сказкой “Пятёрка и доброе сердце” Игры: “Кто сегодня молодец”, “В чём твоя сила?”, “Чьи качества?” Обсуждение вопроса “Чем люди отличаются друг от друга?” Коллективная творческая работа“Сердце класса”. Облако слов “Сердце класса” Основной этап

2 этап. Исследование “Мой характер” Знакомство со сказкой “Деревья - характеры” по И.В. Вачкову. Игры: “Я знаю пять хороших качеств”, “Качество в подарок”. Положительные и отрицательные качества - интерактивная игра “Черты характера”. Обсуждение вопроса “В чём сила моего характера”. Рисование своего собственного дерева, растущего в сказочном лесу. Оформление выставки “Деревья - характеры” Релаксация “Заколдованный лес” Заполнение карточки “Какой Я” Основной этап

3 этап. Создание книжки “Книга про меня” Занятие “Самое важное хорошее качество”. Упражнение “Качества, которые нравятся мне”. Дискуссия “Какого человека можно назвать отзывчивым? А какого сердечным?” Обсуждение вопроса “Какой мой окружающий мир?” Знакомство со сказкой “Я не такой как все!” (О.В.Хухлаева) Игра “Пять моих хороших качеств”. Создание “Книжки про меня”(1страничка «Это я», 2 страничка «Моя семья», 3 страничка «Дом, в котором я живу», 4 страничка «Мои друзья», 5 страничка «День рождения», 6 страничка “Волшебные ладошки”, 7 страничка “Мои мечты”. Основной этап

1.Презентация продуктов проекта . Рефлексия обучающихся. Диагностика Цель: изучение самоанализа поведения. Таблица “Моё поведение”. 4.Анализ результатов, оформление проекта. Страница проекта Заключительный этап Какие общие черты встречались в книжках ребят? Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов? Какие ощущения вызвала проделанная работа?

Планируемые результаты Во время реализации проекта учащиеся будут развивать следующие умения: личностные: -уважать и принимать ценности семьи и общества; -владеть основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; -уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. метапредметные : -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; -использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) -готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. предметные: -готовность к нравственному самосовершенствованию; -усвоение первоначальных представлений о положительных и отрицательных качествах человека; -знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения проекта .

Оценка результата проекта

В ходе проекта ребята через совместную творческую деятельность получили опыт по решению проблем в эмоциональной сфере. Проект посодействовал самопознанию черт собственного характера, гармонизации взаимоотношений в классе, повышению самооценки у учеников и снятию эмоционального напряжения, тревожности. В результате проведенной работы у обучающихся значительно повысился уровень самоанализа поведения. Положительным показателем является то, что дети самостоятельно оценивают положительные и отрицательные поступки. В перспективе данный проект может является методическим сопровождением в помощь воспитателям для развития: культуры деятельности обучающихся, культуры их общения, содействия в развитии навыков саморегуляции в поведении и в эмоционально-нравственной сфере. Прогноз на будущее