12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селиванова Галина Геннадьевна1799
Учитель русского языка, литературы и МХК. Классный руководитель. Вице-президент школьного и районного клуба интеллектуальных игр "Своя игра". Живу и работаю в старинном северном селе, на родине Матушки Зимы.
Россия, Архангельская обл., с. Яренск

Презентация на тему «Портрет литературного героя»

Портреты литературных героев Составил ученик 6- г класса МБОУ «Яренская СШ» Епов Максим Учитель: Селиванова Г.Г.

Портрет литературного героя - это способ выражения внешних и внутренних характеристик героя, о котором говорится в литературном произведении. Портрет может указывать на внешние особенности героя (высокий, худой, красивый), на особенности характера (злой, добрый, милосердный), модель поведения (любит стихи, громко говорит и т.д.) ПОРТРЕТ

Что такое литературный портрет героя  Внешний вид героя (здесь важны даже мелочи) – описание черт лица, особенностей одежды. Манеры героя – речь, мимика, жесты, походка. Взаимодействие с другими персонажами – важные диалоги героя, монологи, в которых раскрывается его сущность. Характер и темперамент – насколько он открыт, что он за человек и какие у него моральные ценности и принципы.

Как составить литературный портрет персонажа Такой портрет составляется, чтобы дать подробную характеристику герою (главному или второстепенному) и показать его роль в произведении. Каким образом он влияет на ход событий, как он связан с другими персонажами, на что влияют его слова и действия. Рассмотрев несколько персонажей и составив их литературные портреты, станет более понятен конфликт и проблематика произведения. Каждый герой выполняет какую-то функцию в тексте. Чтобы понять это, нужно составить его портрет.

Как составить литературный портрет персонажа Прочитайте текст, уделяя особое внимание описаниям героев. Затем сделайте для себя отметки, чтобы было легче ориентироваться. Далее, следуя вышеуказанным пунктам, составьте литературный портрет героев (или героя). Учитывайте все: любые мелочи в описании внешности могут говорить о характере этого персонажа, особенности его коммуникации с другими, решения и поступки в определенный момент, которые могут кардинально влиять на развитие сюжета. Наделяя своих персонажей определенными чертами, автор хочет показать свое отношение к ним, выразить идейную проблематику и помочь читателю раскрыть конфликт.

Алёша Пешков «Олёша, милый… Очень манило на волю, вечерняя грусть вливалась в сердце… Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! … Скула калмыцкая… Валяй, Лексей!... Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь?... А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная… курнос! ... Бросила тебя мать-то поверх земли, брат… Было приятно отбиваться одному против многих, приятно видеть, когда камень… заставляет врага бежать. Грамота давалась мне легко… Становясь взрослее и бойчее, я гораздо чаще стал нарушать дедовы правила и наказы… И почти никогда не ошибался…» Задание: прочитайте текст. Можно ли этот текст назвать литературным портретом?

Профессор Пирогов «Послышался скрип шагов … Сначала был виден огонёк то вспыхивающей, то потухающей сигареты… Мог разглядеть старика небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах … Голос у него был мягкий, ласковый, старческий … Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном … В лице … было что-то до того спокойное и внушающее доверие… Незнакомец слушал… всё пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь…души. Он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места… Доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке… Ласково погладив женщину по спине. Что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе…» Задание: какие изобразительно-выразительные средства использовал писатель для создания портрета профессора?

Герой без имени («Уроки французского») «Жили мы без отца… плохо. Учился я хорошо… От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости… от дикой тоски по дому… я оставался один… Один – потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много… Пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался… С таким позором и домой нельзя…Тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный… одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Из всего класса в чирках ходил только я.» Задание: какие детали портрета помогают понять тему рассказа?

Маленький принц «Стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает… Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды… Попросил тихо и очень серьёзно… внимательно посмотрел… мягко, снисходительно улыбнулся… Маленький принц звонко засмеялся… Он был очень, очень славный, он смеялся… жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга… никогда мне ничего не объяснял. » Задание: какие детали портрета указывают на характер маленького принца?