12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна136
Педагог с 30-летним стажем. Высшая квалификационная категория. Имею несколько успешных выпусков. Люблю читать, путешествовать, учиться.
Россия, Москва, Москва

Учебно-методические материалы для уроков русского языка «План текста. Виды планов»

Урок русского языка в 5 классе План текста. Виды планов Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ОЧУ СОШ «Лидер» Лыткина Татьяна Алексеевна

Что такое текст? Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

Что такое план текста? План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Для чего нужен план текста? Учит: 1.отделять главное от второстепенного 2.структурировать текст 3.устанавливать взаимосвязь между героями и событиями 4.выражать мысли в краткой и точной форме 5.протикать в суть произведения, анализировать его 6.развивать устную и письменную речь

План Простой Сложный

Простой план Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Пример: 1.Старый воробей охраняет воробьишек. 2.Появляется ястреб-разбойник. 3.Воробей-часовой предупреждает об опасности

Сложный план Сложный план включает название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи: 1. Национальный символ. 2. История слова. а) Введение термина. б) Вилы. в) Троица. 3. Утверждение государственного герба. 4. Распространение термина. 5. Помнить историю.

Вопросный план Вопросный план – план в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос задается к какой-либо одной микротеме. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут составить вопросительные слова (как?, когда?, где?, почему?, сколько?) Пример: 1. Как появился первый птенец? 2. Сколько птенцов появляется у кукушки? 3. Почему кукушка бросает птенцов? 4. Как вырастают птенцы кукушки?

Назывной план Назывной план – план в виде тезисов, в которых не используются глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. Пример: 1.Ценный мех чёрной лисицы. 2.Хитрость лисицы. 3.Молодой зверолов и лисица.

Тезисный план Тезисный план – краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Тезисный план оформляется как связный текст. Пример: 1.Мех чёрной лисицы ценится необыкновенно дорого. 2.Охотники хотели поймать чёрную лисицу, но она сумела перехитрить их. 3.Молодой зверолов хотел хитростью поймать лисицу, но ему это не удалось.

Цитатный план Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения. Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.  Пример: 1.«Видеть не могу манную кашу!» 2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!» 3. «Ты должен съесть все до конца!» 4. «Ты это запомнил на всю жизнь!» 5. «А я остался с кашей наедине!»

1.Жизнь Золушки в новой семье. 2. Подготовка мачехи и сестёр к балу. 3.Появление феи-крёстной. 4. Золушка во дворце. Встреча с принцем. 5. Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 6. Принц в поисках Золушки. 7. Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца. Какой вид плана? 1.Жизнь Золушки в новой семье. а)Почему отец героини решил жениться снова? б)Отношение мачехи и сводных сестёр к девушке. в)Как появилось прозвище “Золушка”? 2. Подготовка к балу. а)Почему сёстры хотели попасть на бал. б)Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”? в)Мысли героини, когда она осталась одна. 3. Появление феи-крёстной… и т. д. Простой Сложный

1.Три поросёнка построили себе по дому. 2.Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста. 3.Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня. 4.Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал. Тезисный 1.Дома трёх поросят. 2.Нападение волка. 3.Уничтожение домиков из соломы и веток. 4.Спасение в каменном доме. 5.Победа над волком. Назывной

1.Какие домики были у трёх поросят? 2.Почему волк легко сломал два дома? 3.Как поросятам удалось спастись? Вопросный 1.Поросята строят домики (солома, хворост, камень). 2.Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом? 3.Встреча с волком. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа? 4.Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”). 5.Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”. 6.Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес. Комбинированный

Как составить план текста Прочитай текст целиком. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием). Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. Таким образом, поработай над другими частями. Запиши заголовки к каждой части (план). Проверь себя: - отражает ли заголовок главное в части текста: -не повторяются ли заголовки; -не пропущено ли что-либо важное; -помогут ли твои заголовки.

Практикум по составления разных типов планов. ТЕКСТ Задумывались ли вы над происхождением слов карандаш, альбом? Мы ведь ими часто пользуемся. Рассмотрим, как они появились в русском языке. Слово »карандаш» заимствовано в XVIII веке из тюркских языков, где оно имело следующее значение: «тростниковая трубочка со стержнем из графита, применяемая для письма». Теперь графит вставляется и в деревянные, и в пластмассовые, и в металлические палочки, а название у них одно и то же: карандаш. Слово «альбом» попало к нам в XIX веке из французского языка, в который оно пришло из латинского, где обозначало «белые листы бумаги, сшитые вместе, для стихов, рисунков». Сейчас альбомы делаются из любой бумаги. Мы в них пишем, помещаем марки, открытки, а называем одним словом: альбом.

Простой план: 1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке. 2.Этимология слова карандаш. 3.Этимология слова альбом. Сложный план: 1.Интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке: 2.Этимология слова карандаш: а) заимствование из французского языка; б) век появления слова в русском языке; в) значение слова «карандаш» в тюркском языке.; г) расширение значения слова в русском языке. 3.Этимология слова альбом. а) заимствование из тюркских языков; б) век появления слова в русском языке; в) значение слова «карандаш» в тюркском языке. г) расширение значения слова в русском языке. Данные планы одновременно являются назывными.

Вопросный план: 1.Каково происхождение слов карандаш и альбом? 2.Какова этимология (происхождение) слова карандаш? 3.Какова этимология (происхождение) слова альбом?  Тезисный план: 1.Большой интерес к происхождению слов альбом и карандаш в русском языке, так этими словами «часто пользуются». 2.Этимология и слова альбом: из какого языка появилось, в каком веке, что обозначало и каким значением дополнилось в русском языке. 3.Этимология и слова альбом: из какого языка появилось, в каком веке, что обозначало и каким значением дополнилось в русском языке.