12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

Творческая мастерская - педагогов Дома творчества

Заготовка, засушивание и хранение природного материала

Можно с полной определенностью сказать, что имен­но природа является источником вдохновения и кладо­вой рабочего материала для творчества. Мир растений на нашей планете огромен и разнообразен, и вполне доста­точно будет тех, которые произрастают в вашей местнос­ти, для того чтобы начать заниматься творчеством. Но при любой возможности во время поездок и путешествий все время тянемся сорвать что нибудь и засушить. Поэтому лучше все время ходить и ездить с толстым то­миком.

Еще хочется сказать о том, что, когда я начала заниматься флористикой, появились необходимость и жела­нно узнать названия растений, для этого пришлось штудировать их определители.

Для составления букета годится практически все: цветы, плоды, ветки, стебли, корни, кора, семена, спи­лы веток, чешуйки шишек и сами шишки, береста и т. д. Все это дает нам природа.

Растения нужно собирать, когда сойдет роса. Необхо­димо следить, чтобы растительный материал был абсо­лютно сухим, так как на месте водных капель образуются бурые пятна. Если собираете во время дождя, что, конеч­но, не желательно, но вот так бывает, то дома необходимо поставить в вазу с водой — для просушки лепестков. А за­тем уже раскладывать для сушки. Может получиться так, что листья примут совершенно неожиданные цвета после сушки.

При сборе материала надо помнить о том, чтобы не нанести вред природе.

Сбор окончен. Следующий этап работы - самый ответственный - обработка и сушка растений. Вначале он покажется довольно трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится не сложным.

Листья, травы, декоративные ветки засушиваются следующим образом:

Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или дважды - это прокладка. Затем берется полгазеты или четверть и складывается пополам - это закладка. В закладки растения помещаются не очень плотно друг к другу. На толстый картон или фанерную дощечку укладывается прокладка, а на нее помещается закладка с растениями и закрывается
опять прокладкой (или несколькими, в зависимости от растительного материала). Можно заложить 5-6 закладок. Все это сверху также закрывается фанеркой или плотным картоном. Подготовленный материал помещается под пресс. В настоящее время флористы используют для этих целей специаль­ные прессы, состоящие из двух досок: нижняя - с двумя стержнями с на­резанной на них резьбой и верхняя — с отверстиями для стержней. Верх­няя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. Таким образом сжимаются закладки с прокладками. При засушивании под прессом свежей листвы обязательна еже­дневная замена отсыревшей прокладки, а старые растения просушивают­ся на солнце, батареях или проглаживаются утюгом. Закладки не меняют до конца сушки. Однако сами растения перекладывать в новую сухую га­зету не рекомендуется (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили ок­раску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно, а сердцевину выскоблить. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные листья, а также яркие осенние хо­рошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

В сухую погоду растения сохнут три-четыре дня, при влажной - дольше.

При сушке цветов и листьев не следует прибегать к утюгу, так как растения от этого теряют в цвете.

Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений.

Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить за тем, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску.

Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается три-четыре закладки, и примерно в тече­ние часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки станут сухими, прекращается проглаживание, осталь­ная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраня­ет свой цвет и живет долго.

У таких пышных цветов, как астры, георгины, пионы, розы, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зе­леные части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицин­ским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или три-четыре) помещают в закладку под пресс.

Для сохранения яркости и чистоты цвета прокладки в первые не­сколько суток меняют два раза. Часть лепестков кладут и засушивают от­дельно под грузом 5-10 кг.

Пионы разрезаются (разрываются) на 4-8 частей, прокладываются также ватой и засушиваются. В дальнейшем из таких частей можно легко и быстро монтировать целые цветы.

При засушивании осенних георгин нужно выбрать экземпляры, у которых как можно больше распустилось лепестков. При этом сама се­редина цветка удаляется и заполняется ваткой. Дальше лепестки рядами приподнимаются, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с ли­цевой и обратной стороны покрывается ватой.

Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середи­ну), а потом монтировать цветок. Лепестки сушат, как листья, а если су­шить цветок тюльпана целиком, ему нужно дать подвянуть.

Розы сушат отдельными лепестками, а если целыми, то полностью увядшими.

У воронкообразных цветов (гладиолусы, мак, калы, колокольчики и др.) воронку заполняют ватой, изолировав ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2-3 кг, при большей на­грузке лепестки обесцвечиваются.

Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подоб­ные цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с прокладками под грузом не менее 15 кг.

Ветки люпина, дельфиниума со множеством цветков на них разре­зают острым ножом от основания до верхушки, несколько подвяливают

и закладывают под пресс. Сушат в закладках с прокладками под грузом 10-15 кг.

Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или между бумажными салфетками без рисунка и часто меняют газеты, между которыми они расположены.

Автор для закладок всех цветов и растений использует исключительно белую, мягкую бумагу, легко впитывающую влагу, а не только для засушки нежных белых и розовых лепестков. Делать закладки из газет не рекомендуется, так как напечатанный текст часто остается на засушенных
растениях.

Различные мелкие полевые и лесные цветки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными
прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15-20 кг.

Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму - изгибают, заворачивают край и т. д., накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бодана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли используют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что позволяет создавать прекрасные фоны для ком-
позиций. Лучше засушивать мягкие и полые стебли растений, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемый изгиб. Сушат их под грузом 10-15 кг. Газеты меняют два-три раза. В первый день после закладывания цветов для сушки газеты обязательно дважды меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают.

После засушки растения становятся достаточно прочными, и из них
можно вырезать элементы различной конфигурации. Раньше так же засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время основная масса флористов ею не пользуется.

Хранение материала

Засушенный материал хранится в закладках, вата снимается с каждого цветка по мере необходимости. Чтобы легче было ориентироваться в накопленном материале, закладки укладывают в картонные папки, которые пронумеровывают, и составляют опись по видам. Затем в блокноте или тетради делают оглавление, заносят туда каждую папку (журнал) с указанием растений.

Папки кладут горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелась ли в папках моль или другие насекомые.

Заготовив материал, можно приступать к работе.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.