12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мурашко Юлия Викторовна723
28 лет, высшее педагогическое образование, стаж работы - 6 лет. Сфера интересов: Сергей Есенин, Игорь Тальков, литература
Россия, Приморский край, с.Первомайское
Материал размещён в группе «В мире Сергея Есенина »

Сергей Александрович Есенин

В этом имени слово есень,

Осень, ясень, осиный цвет,

Что-то есть в нем от русских песен,

Сень березы и синь рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты.

Только скажешь: «Сергей Есенин!»

Всей России встают черты!

Николай Браун

Биография

Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской области3 октября 1895 года. Он был третьим ребенком в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных (первые мальчик и девочка Петр и Анна умерли еще в младенчестве). Родители поженились очень рано, когда Александру Никитичу было 18, а Татьяне Федоровне 16 лет и первое время молодой семье приходилось очень трудно. Чтобы хоть как-то облегчить положение, маленького Сергея отдали на воспитание деду по материнской линии Федору Андреевичу Титову, который сильно повлиял на характер будущего поэта. В семье деда будущий поэт прожил до 5 лет.

В возрасте пяти лет Есенин выучился читать, а уже с восьми – сочинял свои первые стихи [4], [5].

В 1909 году окончил земскую школу с отличием. Не смотря на то, что один раз остался на второй год, за поведение.

В 1912 году после завершения спас-клепиковской школы, Есенин переехал в Москву. Предполагалось, что он будет помогать отцу в мясной лавке, а потом поступит в Учительский институт. Однако, вскоре будущий поэт понял, что это не его стезя, объяснив это словами: «Это было противно самой моей природе». С этого момента, Есенин как говорится, «ушел на вольные хлеба». Он устроился на работу помощником корректора Сытинской книжной типографии. В 1913 году начал заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л.Шанявского. К этому же времени относятся его первые публикации. Впервые стихотворение Есенина было напечатано в 1914 году, в журнале «Голос жизни» [3, с.662]. Это стихотворение «Берёза», подписано оно было псевдонимом «Аристон». Вскоре после первых публикаций, Есенин стал модным поэтом и переехал в Петербург [5].

В начале 1916 года вышел первый сборник стихотворений «Радуница».

Уже в конце 1916 года был подготовлен второй сборник стихотворений – «Голубень». Именно с этого периода жизнь поэта запестрила яркими, красками и богатыми событиями. Он познакомился со многими людьми - представителями богемы, прошел службу санитаром в Царскосельском госпитале, читал стихи императрице Александре Федоровне, разочаровался в революции 1917 года, изъездил десятки тысяч верст: Россия, Кавказ, Германия, Франция, Америка, Италия; не раз был пациентом больниц для душевнобольных, был «участником» 13 уголовных дел, имел свою книжную лавку и литературное кафе «Стойло Пегаса» вместе с лучшим другом, поэтом Анатолием Мариенгофом, стал основателем литературного течения «имажинизм», трижды был женат, четырежды стал отцом, заводил романы. И все это за 15 лет своей творческой жизни.

С.А.Есенин умер в возрасте 30 лет, в Петербурге, в гостинице «Англетер», в ночь с 27 на 28 декабря 1925. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Всемирную славу Есенину принесли стихотворения. Однако в творческом наследии Есенина есть и поэмы: «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Поэма о 36», «Страна негодяев», «Черный человек», «Пугачев»; и маленькие поэмы: «Русь», «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Письмо к женщине», «Инония» и др.; проза: «Яр» (повесть), «У белой воды» (рассказ), «Железный Миргород» (очерк); статьи: «Ключи Марии», «Быт и искусство» и др.; автобиографии (1922, 1923, 1924, 1925 гг.); фольклорные материалы: частушки, прибаски, страданья [3, с. 708 - 719]

Но главное место в его жизни занимали, конечно же, стихи. Недаром в одной из автобиографий Есенин говорит: «все лучшие журнала того времени стали печатать меня. <…> Все говорили в один голос, что я талант. Я знал это лучше других» [3, с.657].

Есенин – тот «редкий» поэт, чье творчество невозможно делить на циклы или блоки (за исключением им самим созданных циклов «Любовь хулигана» 1923, «Персидские мотивы» 1924, «Москва кабацкая», а также цикл «Больные думы», куда вошли первые литературные опыты 1911 – 1912 гг. и при жизни поэта опубликованы не были). Нет и классификаций стихотворений по тематике. Среди любимых тем: Родина, природа, жизнь и смерть, любовь.

Некоторые монографисты все же пытаются составить периодизацию творчества Есенина, но единого мнения по этому вопросу нет. Так, например, Л.В.Занковская предлагает делить творчество Есенина на 8 периодов, взяв за основу ключевые моменты русской истории 20-х гг., в других источниках можно обнаружить цифру 4 (как деление 15 – летнего периода творчества на равные части) и т.д.

Куда более простым и логичным кажется деление произведений на ранние и поздние.

Условной границей двух «частей» творчества являются 1917 – 1918 гг. Пик Октябрьской революции, на которую поэт возлагал большие надежды. Которая в глазах поэта «себя не оправдала». Он был глубоко разочарован, «изранен» происходящим вокруг. Следствием стало некое «взросление», изменение мировоззрения. Появление новых тем в творчестве и новых его форм. Именно с этого времени в творчестве звучат ноты протеста, мотивы хулиганства, несогласие с ходом вещей.

К так называемому «раннему творчеству» относятся 1910 – 1917 гг. Это такие произведения как: «Вот уж вечер. Роса…» (1910), «Поет зима, аукает…» (1910), «Думы» (1911 – 1912), «Ночь» (1912), «Береза» (1913), «Пороша» (1914), «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Черемуха» (1915), «Песнь о собаке» (1915), «О красном вечере задумалась дорога…» (1916), «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) и многие другие.

Исходя из названий стихотворений, нетрудно догадаться, что ведущими темами периода были: тема Родины и тема природы. «Благодаря» чему на Есенине было поставлено клеймо «Поэт деревянной Руси», «Крестьянский поэт» и т.п. На что сам Есенин реагировал отрицательно, пояснив в «Автобиографии» 1923 года: «Крайне индивидуален» [3, с.657]. И действительно, в творчестве Сергея Александровича есть и другие темы, а данные «ярлыки» характеризуют его творчество «однобоким, односторонним, слишком простым», что, разумеется, не соответствует реальной картине.

Что касается особенностей «раннего периода», то можно отметить следующие:

Художественные средства: эпитеты, старославянские слова, «деревенские» наименования предметов

Цветопись (любимые цвета: синий, голубой)

Звукопись (различные звоны)

Использование запахов («Пахнет яблоком и мёдом», запах «овсяных волос», запах сена и др.

Антропоморфизм (уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, «Корова», «Лисица» у Есенина наделены сознанием) [1].

Образы природы (дерево – любимый образ Есенина)

Лирический герой – юноша (нежный, робкий, целомудренный) [8].

Не менее интересен «поздний» Есенин. Безусловно, другой. «Поздний» Есенин – это философия жизни, это тонкие грани между любовью и ненавистью, между жизнью и смертью, это нотки печали и грусти, это скитания человека, его поиск, его смыслы, это сожженная душа. Такова тематика более зрелых произведений поэта, охватывающих период с 1917 по 1925 гг.

К стихотворениям позднего периода относятся: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921), «Заметался пожар голубой…» (1923), «Я усталым таким еще не был…» (1923), «Письмо матери» (1924), «Отговорила роща золотая…» (1924), «Собаке Качалова» (1925), «Какая ночь! Я не могу…» (1925), «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» (1925), «Глупое сердце, не бейся…» (1925) и многие другие.

У зрелого Есенина на первый план теперь выходит человек со своими чувствами, мыслями. Поэт затрагивает философские вечные вопросы бытия. Он рассуждает о быстротечности жизни, о неминуемости смерти, о родных и близких людях, о предательстве. Это не значит, что излюбленная тема природы исчезла из творчества совсем, но теперь она стала словно бы фоном, оттеняющим человеческое начало.

Соответственно, необходимо выделить особенности «позднего» периода:

Художественные средства: метафора

Изображение чувств человека (нередко на фоне природы или в параллель с ней)

Лирический герой – повзрослевший, умудренный опытом мужчина [8].

Автобиографичность произведений

Музыкальность (напевность) – большинство произведений этого периода положено на музыку (песни, романсы)

Из воспоминаний Т.Ф.Есениной: «Был у нас в селе праведный человек, отец Иван. Он мне и говорит: «Татьяна, твой сын отмечен Богом». [2, с.61] .

«Если Пушкин – России первая любовь, то Есенин её последняя горькая страсть… Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще стихов не читает, потому что Есенин – не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара, он – певучая душа России, её вешняя радость и вечная боль».[2, с.4].

Список используемой литературы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 3CD[Электронный ресурс]. –, 2006. Режим доступа: www.KM.ru

Есенин С.А. – Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы. – М.: Изд. «Эксмо», 2007. – 384 с. – ил.

Есенин С.А. – Полное собрание сочинений в одном томе. – М.: Издательство «АЛЬФА – КНИГА», 2010. – 719 с.: ил. – (Полное собрание в одном томе).

Есенина Н., Митрофанова С., Флор Т. – Сергей Есенин: воспоминания родных. Сборник. – М.: изд. «Московский рабочий», 1985. – 157 с. – ил.

Куняев С.Ю., Куняев С.С. – Сергей Есенин. – 4 – е изд., доп. – М.: изд. «Молодая гвардия», 2006. – 595 [13] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.; вып. 983).

Прокушев Ю.Л. – Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М.: Изд. «Советская Россия», 1978. – 384 с.

Ушакова О.Д. – Великие поэты: Справочник школьника. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2009. – 96 с. – ил. [38 – 42]

Чумак А.В. – С.А.Есенин и его эпоха: портреты, иллюстрации, документы. – М.: Изд. «Айрис-пресс», 2006. – 20 с.

Юдкевич Л.Г. – Лирический герой Есенина. – Казань: Изд. Казанского Университета, 1971. – 209 с.

Юшин П.Ф. – Сергей Есенин. Проблемы творчества. / Сборник статей. М.: Изд. «Современник», 1978. – 351 с.

Опубликовано в группе «В мире Сергея Есенина »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.