12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Довгополык Татьяна Владимировна52
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нижневартовск

Формирование математической и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе

Формирование математической и естественнонаучной грамотности на уроках в начальной школе КОУ «Излучинская школа-интернат» Довгополык Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Функциональная грамотность – это способность применять знания и навыки, полученные в школе, для решения повседневных задач.

это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность с точки зрения ученика начальной школы?

Задачи начального образования Формирование базовых знаний, умений и навыков, предметных компетенций Формирование общеучебных умений и навыков Развитие познавательных интересов и индивидуальности Воспитание нравственно-эстетических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности

ВИДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ математическая грамотность читательская грамотность естественнонаучная грамотность финансовая грамотность

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Математическая грамотность формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости; практическое умение ориентироваться во времени; умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Задания для развития математической грамотности Устный счёт + жизненная ситуация В доме 16 этажей, на каждом этаже по 3 квартиры. На каком этаже живёт Маша, если она живёт в квартире под номером 24? Какое наибольшее количество пакетов кефира можно приобрести на 190 рублей, если один такой пакет стоит 35 рублей?

Задания для развития математической грамотности Логические задачи и ребусы

Задания для развития математической грамотности Числовые последовательности - По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10, 30, 50, 70, … 5, 10, 15, 20, … 90, 81, 72, 63, … Заполни пропуски. 901, 900, …, …, 897, …, …, 894.

Задания для развития математической грамотности Проблемная ситуация - Кто прав? Артём Маша 360 + 480 : 6 = 440 360 + 480 : 6 = 140

Задания для развития математической грамотности Занимательные задания - Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? - Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

Задания для развития математической грамотности Верно? Неверно? 1. В числе 824 цифра 8 обозначает количество сотен. 2. В одной тысяче содержится 10 сотен. 3. В числе 953 содержится 9 единиц первого разряда. 4. Если число 900 уменьшить на 2, то получится 899. 5. Число 724 меньше, чем число 742. 6. Если к 2 десяткам прибавить 6 сотен, то получится 260.

Задания для развития математической грамотности Верно? Неверно?

Задания для развития математической грамотности Продолжи фразу. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно… Чтобы найти неизвестный множитель, нужно… Чтобы найти цену, нужно стоимость… При делении остаток всегда должен быть …

Задания для развития математической грамотности Соедини знаковую математическую запись с её названием. 8 + 9 4 + 5 = 9 56 6 5 + 6>7 + 5 3 Равенство Неравенство Выражение Двузначное число Чётное однозначное число Нечётное однозначное число

Математическая грамотность Формирование математической грамотности возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

Формы работы над задачей 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

Различные формы работы над задачей 9. Объяснение готового решения задачи. 10. Использование приёма сравнения задач и их решений. 11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 13. Закончить решение задачи. 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.

Формы работы над задачей Самостоятельное составление задачи Составь по таблице задачу и реши её.

Формы работы над задачей Решение обратных задач.

Формы работы над задачей Решение задач с недостающими данными.

Формы работы над задачей Задачи-расчёты

Задания для развития математической грамотности

Естественнонаучная грамотность это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Естественнонаучная грамотность позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. 2. Задания, направленные на применение знаний на практике. 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Виды заданий на уроках окружающего мира:

Сравнение Виды заданий на уроках окружающего мира: Рассмотри фото паука и осы. Сравни животных. Назови признаки, по которым их можно различить. Какой из признаков ты назовёшь главным?

Работа с информацией Виды заданий на уроках окружающего мира: Рядом с белым грибом часто можно видеть небольшие группы мухоморов. Их красные головки выглядят ярко и привлекательно. Все знают, что мухомор ядовит для людей и многих насекомых. А вот для лосей этот гриб лекарство. Поставь к тексту вопросы со словами ГДЕ?, ДЛЯ КОГО?

Классификация Виды заданий на уроках окружающего мира: Отметьте зимующих птиц синим цветом, а перелётных – красным.

Классификация Виды заданий на уроках окружающего мира:

Работа с утверждением Виды заданий на уроках окружающего мира: Отметь правильное высказывание Нужно есть много сладкого и булочек. Чтобы крепче спать ,нужно плотно ужинать. Полезная еда – много фруктов и овощей. Во время еды читай, смотри телевизор, это способствует хорошему аппетиту. Пища должна быть полезной и разнообразной.

Определять, соотносить. Виды заданий на уроках окружающего мира: Какое животное на схеме лишнее

Анализировать, соотносить. Виды заданий на уроках окружающего мира: Дострой модель-аппликацию

Связывать, соотносить. Виды заданий на уроках окружающего мира: Соедини линиями слова в правом и левом столбиках

ДА или НЕТ Виды заданий на уроках окружающего мира:

ДА или НЕТ Виды заданий на уроках окружающего мира:

Дерево - функционально грамотная личность. Лейка - учитель. Вода - педагогические технологии. Яблочки - ключевые компетенции.