12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна1455
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

История моего государства. Россия в XIX веке

повторительно-обобщающий урок по истории России XIX века «История моего государства. Россия в XIX веке» 8 класс Шапцева Людмила Михайловна, МОУ СШ №134 «Дарование" г. Волгоград по мотивам телеверсии "Своя игра"

Интеллектуальное состязание "Своя игра"

Цели: - повторение и обобщение пройденного материала; - развитие логического мышления; - развитие самостоятельности; - развитие навыков публичной речи; - формирование навыков культуры общения в игровой деятельности; - развитие познавательного  интереса;

Играй не ради корысти, а ради удовольствия — своего и других. Играй не ради корысти, а ради удовольствия — своего и других. Никого не обманывай в игре, а проигрывая, никого не обвиняй в этом. Сохраняй спокойствие в игре, независимо от ее исхода и результата. Играй честно. Обидно, когда проигрываешь, но все равно не злись. Будь стойким, не унывай при неудачах. Не злорадствуй, когда проигрывают другие. Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся. Не упрекай партнера за допущенные им ошибки и промахи, а старайся исправить положение своими успехами. ПРАВИЛА поведения во время игры

1. Император, который правил с 1801 по 1825 год. 1. Император, который правил с 1801 по 1825 год. 2. Орган власти, просуществовавший с 1810 по 1917г. 3. Руководитель военных поселений. 4. Сражение, состоявшееся 26 августа 1812г. 5. Руководитель Южного общества. 6. Руководитель Северного общества. 7. Император, который правил с 1825 по 1855г. 8. С какой страной воевала Россия в 1877-1878гг.? 9. Кто осуществил денежную реформу 1897г.? Разминка (Александр I) (Государственный совет) (А.А. Аракчеев) (Бородинское) (П.И. Пестель) (Н.М. Муравьёв) (Николай I) (Турция) С.Ю. Витте

Экономическое развитие 10 20 30 40 50 Политическое положение 10 20 30 40 50 Социальное развитие 10 20 30 40 50 Культура в XIX веке 10 20 30 40 50 Императорская семья 10 20 30 40 50

Экономическое развитие - 10 б Что такое промышленный переворот? Когда он начался в России? Перечислите его особенности.

Заполните пропуски в тексте об экономическом положении России в начале XIX века: Заполните пропуски в тексте об экономическом положении России в начале XIX века: Российская империя была ___________ страной, так как большую часть населения составляли _______. В стране существовала сложившаяся ранее ________________ система землевладения, при которой собственниками земли являлись _____, а работали ______ крестьяне. За пользование землёй крестьяне несли повинности: платили - ______ и отрабатывали ______. Экономическое развитие - 20 б

Работа с исторической картой: Работа с исторической картой: Расскажите о земельном наделе крестьянина, вышедшего из крепостной зависимости. Необходимо употребить слова: отрезки, выкуп, помещик, крестьянское малоземелье. Экономическое развитие - 30 б

Работа с исторической картой: 1)назовите регионы, в которых промышленное производство развивалось наиболее интенсивно, 2)Какие отрасли промышлен- ности доминировали в развитии каждого из этих регионов? 3)назовите новые отрасли промышленности. Экономическое развитие - 40 б

Объясните термины, выделенные жирным шрифтом: Объясните термины, выделенные жирным шрифтом: Бунге Н.Х. был известным в России учёным-экономистом, а также министром финансов с 1881 по 1887гг. Он ратовал за ускорение экономического развития. Однако был противником финансирования экономики из государственных средств. Бунге начал реализацию некоторых положений, подготовленных ещё при М.Т. Лорис-Меликове: снижение выкупных платежей, отмена подушной подати. Увеличить доходы государства он предложил за счёт введения косвенных налогов в виде акцизных сборов на водку, табак, сахар, нефть, а также за счёт повышения некоторых налогов. Он проводил протекционистскую политику. Это способствовало конкурентоспособности отечественных товаров. Экономическое развитие - 50 б

Политическое развитие - 10 б Будучи советником императора Александра I в государственных делах, он занялся подготовкой проектов реформ в России. Николай I поручил ему возглавить 2-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под его руководством  было составлено Полное собрание законов Российской империи в 45 томах. Назовите имя этого замечательного Государственного деятеля.

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия… будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё отечество». «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия… будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё отечество». О каком событии написал М.И. Кутузов в донесении Александру I? Политическое развитие - 20 б

Перед вами картина Бориса Кустодиева «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Перед вами картина Бориса Кустодиева «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». О каком освобождении и манифесте идёт речь? Политическое развитие - 30 б

В Севастополе возведён Памятник Затопленным кораблям. В Севастополе возведён Памятник Затопленным кораблям. О каком событии он нам напоминает? Политическое развитие - 40 б

Художник В.В. Верещагин был офицером. Он прибыл в действующую армию и в ходе войны делал зарисовки. Когда впоследствии он выставил полотно «Побеждённые. Панихида» на выставке в столице, публика упрекала его в том, что он искажает события войны. Но чудом удалось найти священника, который подтвердил, что отслужил эту панихиду на бранном поле. Политическое развитие - 50 б О какой войне идёт речь? Перечислите основные события и даты.

Что такое сословие? Социальное развитие – 10 б. Что такое сословие? Расскажите о социальной структуре населения Российской империи в первой половине XIX века

О каких социальных изменениях в жизни купечества свидетельствует данный сюжет? О каких социальных изменениях в жизни купечества свидетельствует данный сюжет? Социальное развитие– 20 б. П.А. Федотов «Сватовство майора»

Социальное развитие– 30 б. Губернии Барщинные крестьяне Оброчные крестьяне Нечернозёмные 41,1 58,9 Чернозёмные 71,2 28,8 Степные 99,9 0,1 Объясните данные в таблице:

О каком сословии размышлял граф А.Х. Бенкендорф в своей записке (1827г.)? О каком сословии размышлял граф А.Х. Бенкендорф в своей записке (1827г.)? Какие настроения в среде представителей данного сословия отмечал шеф жандармов? «Среди этого класса встречается гораздо больше рассуждающих голов, чем можно было бы предположить. Приходя в соприкосновение с казёнными крестьянами и живя с согласия своих господ в городах, … невольно учатся ценить те преимущества, коими пользуются свободные сословия. Надо заметить, что всякий …, которому удалось своим трудом скопить несколько тысяч рублей, употребляет их прежде всего на то, чтобы купить себе свободу. Они ждут своего освободителя». Социальное развитие– 40 б.

Перед вами образы литературных героев – представителей разных сословий. Дайте характеристику одному из них как представителю социального типа российского общества. Не забудьте назвать произведение и автора вашего героя. Перед вами образы литературных героев – представителей разных сословий. Дайте характеристику одному из них как представителю социального типа российского общества. Не забудьте назвать произведение и автора вашего героя. Социальное развитие– 50 б. Евгений Онегин Ермил Гирин Башмачкин Акакий Акакиевич Троекуров Кирила Петрович Хлестаков Иван Александрович

Любимец моды легкокрылой, Культура в XIX веке – 10 б Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид... Эти строки посвятил А.С. Пушкин автору своего портрета. Назовите имя художника и в каком направлении он работал.

Назовите имя художника и объясните, почему данные картины относят к критическому реализму? Назовите имя художника и объясните, почему данные картины относят к критическому реализму? Культура в XIX веке– 20 б Свежий кавалер Сватовство майора Разборчивая невеста

Перед вами замечательные русские учёные. Перед вами замечательные русские учёные. Соотнесите имена и науки, которыми они занимались. Культура в XIX веке– 30 б И. И. Мечников Д. И. Менделеев ФИЗИКА ХИМИЯ ИММУНОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЯ МАТЕМАТИКА ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ П. Л. Чебышёв В. О. Ключевский С. В.Ковалевская А. С. Попов А. Г. Столетов А.М. Бутлеров С.М. Соловьёв И.М. Сеченов Н. Н.Миклухо-Маклай

романтизм романтизм реализм классицизм Культура в XIX веке– 40 б Кипренский О. А.  «Дмитрий Донской на Куликовом поле» Брюллов К.П. Итальянский полдень К.П. Брюллов Последний день Помпеи «Бурлаки на Волге»  И.Е. Репин Н.А. Ярошенко Всюду жизнь П.А. Федотов Свежий кавалер Тройка В.Г. Перов К какому направлению относятся данные картины?

Что такое Могучая кучка? Что такое Могучая кучка? Культура в XIX веке– 50 б

Он получил название Миротворца. Как писал С. Ю. Витте, «Император …, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, — глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Он получил название Миротворца. Как писал С. Ю. Витте, «Император …, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, — глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови». Назовите имя императора и годы правления. Императорская семья – 10 б

Императорская семья– 20 б Скончался мученической смертью от злодейской руки, бросившей разрывной снаряд Отказался от владений России в Северной Америке Освободил крестьян от крепостного гнета. Введен особый цензурный режим, касающийся деятельности газет и журналов, было свернуто земское самоуправление Держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу Заключил с Францией Тильзитский мир В его правление к России отошли Финляндия и Аландские острова Не признавал гуманитарных наук, зато прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом Сопоставьте имена императоров с фактами биографий: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III Ужесточил политику с сфере образования: были лишены автономии университеты, издан циркуляр «О кухаркиных детях»

Расставьте портреты монархов по годам правления. Укажите имя и даты правления. Расставьте портреты монархов по годам правления. Укажите имя и даты правления. Императорская семья– 30 б А А Б В Г Д

«Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я — император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!» «Дорогой мой Константин! Ваша воля исполнена: я — император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!» Из письма брату Великому князю Константину Павловичу, 14 декабря. Императорская семья– 40 б Кто автор письма? При каких обстоятельствах было написано?

«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что … был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни». «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что … был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинять всё своей фанатической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот почему этот человек, соединявший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещённый, хотя и лишённый широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни». А. Ф. Тютчева Императорская семья– 50 б Назовите имя императора и факты, подтверждающие характеристику фрейлины.